В школе нам говорили, что полковник Скалозуб – человек очень нехороший и реакционный, враг просвещения. Это же он сказал: «Забрать все книги бы да сжечь». Но почему-то многие забывают, что по контексту великой комедии речь шла о французских книгах, от которых, по словам Фамусова, его дочурке сна не было. Папеньку тревожили плоды подобного просвещения и их последствия. Отец Джаннет Уоллс (Бри Ларсон), главной героини фильма по одноименному автобиографическому роману известной американской писательницы и журналистки «Стеклянный замок» (режиссер Дестин Креттон), Рекс Уоллс в отличие от персонажа Грибоедова с книгами дружил. И одна из них, скорее всего, называлась «Уолден, или Жизнь в лесу». Она хоть и не французская, но, если бы ее вовремя сожгли, жизнь семьи Уоллс сложилась бы по-другому.
Джаннет (Элла Андерсон, Чандлер Хэд) растет в интересной семье. Ее мама Роуз Мари (Наоми Уоттс) художница. Слегка непризнанная, зато очень жизнерадостная. Папа Рекс (Вуди Харрельсон) умнейший на свете человек. Тоже очень жизнерадостный, пока не напьется. Поэтому Джаннет, ее брат Брайан (Чарли Шотуэлл, Иэн Армитедж), сестры Лори (Сэнди Синк, Olivia Kate Rice) и Маурин (Шри Крукс, Эден Грейс Рэдфилд) ведут кочевой образ жизни: обитают в трущобах, съезжают по ночам из очередной развалюхи, скрываясь от судебных приставов. Джаннет, которая с малолетства вынуждена была самостоятельно обращаться с газовой плитой (у мамы творческий запой, у папы обычный), получает ожоги. Отец, чтобы не платить за лечение (у таких страховки не бывает), читает лечащему врачу проповедь о несправедливости капитализма и похищает ребенка, еще нуждающегося в лечении. Затем семейство не от хорошей жизни оседает на родине Рекса. Это предгорье Аппалачей.
Российскому зрителю не понятны аллюзии, которые вызывает упоминание об этом регионе у американцев, а потому и двойственность ласкового прозвища «горяночка», которым Рекс Уоллс наградил любимую дочурку, нуждается в пояснении. Аппалачи – один из самых депрессивных регионов США, здесь многие годы добывался уголь, именно в этом шахтерском краю сформировался специфический тип людей, который описан еще Фолкнером (любопытствующие могут освежить в памяти биографию Томаса Сатпена из античной драмы на американском материале, романа «Авессалом, Авессалом!»). Это люди с железным характером, чугунной печенью и наплевательским отношением к чужому мнению. В этом контексте горец – гордый голодранец, а горяночка – его славная малышка. Но Рекс Уоллс в отличие от полковника Сатпена еще и образование получить умудрился (значит, Генри Торо читал), а потому сочетание получилось просто феерическое.
Коллизии картины имеют под собой четко обозначенный идеологический конфликт. Столкнулись два варианта американской мечты. Один восходит к «Наставлениям» Бенджамина Франклина: «… если тебя будит стук топора, это твой сосед проснулся раньше тебя и зарабатывает твои деньги…», а второй опирается на идеалы той самой жизни в лесах. Рекс Уоллс сам придерживается свободолюбивого образа жизни и детям своим пытается привить мысль о том, что не в деньгах счастье. Учитывая то, что проповедует он не всегда на трезвую голову (свою) и сытый желудок (своих детей), результат предсказать нетрудно. Детки слегка подрастают и начинают бунтовать. И главная бунтарка – любимица Джаннет, которой папа подарил звезду.
Американский фильм о семейных ценностях, как правило, зрелище не самое удобоваримое, особенно для циников, вроде меня: масса сантиментов, горы пафоса, груды морализаторства. «Стеклянный замок» представляет собой приятное исключение. Пара Джаннет – Рекс выглядит достаточно убедительно. В этом заслуга писательницы, но и актеры внесли свою лепту. Бри Ларсон играет только взрослую героиню, значительную часть времени на экране мы видим ее юных коллег, и девочки ничуть не подвели, они ведут себя перед камерой органично. А вот Вуди Харрельсон в одиночку создал цельный и вместе с тем многогранный образ, его Рекс с годами почти не меняется. Ближе к финалу дочь характеризует его так: умнейший человек, но пьяница, никогда ничего не доводит до конца, хотя мечты у него великие, а еще он бывает очень жесток. Не удивительно, что такого человека можно обожать и ненавидеть, доверять ему и в то же время бояться. Откуда берутся подобные монстры? Ну то есть, его внутренние демоны. Все опять объясняется элементарно: каждому маньяку в детстве кто-то из близких родственников пиписку дверью прищемил. Именно этот момент в фильме (и, вероятно, в книге) вызывает раздражение. Джаннет во всем винит свою бабку-извращенку, что звучит пошло. По-настоящему зрелая личность тем и отличается от обиженного ребенка, что не оправдывает свое поведение перенесенными когда-то психологическими травмами. Рекс, кстати, об этом практически прямым текстом дочери говорит. Но получается, что повзрослевшая Джаннет хоть и сумела простить, понять и принять родителей, такими, как они есть, но вселенским злом все же нашла кого обозначить. А что, удобно, ведь бабуля-ведьма к тому времени уже давно померла.
В остальном фильм «Стеклянный замок» получился вполне достойным. Удивительно, почему в российский прокат выходят бесчисленные до тошноты приторные, розово-сопливые американские мелодрамы, а подобные работы заокеанских кинематографистов для большого экрана считаются у нас непригодными. Неужели в прошлом году фильм о похожих проблемах «Капитан Фантастик» Мэтта Росса не сделал нормальных сборов? Вроде бы у него очень высокий рейтинг. «Стеклянный замок» на приз «Особый взгляд» Каннского фестиваля, конечно, вряд ли может претендовать, но и проходным его не назовешь. Забавного здесь мало, однако пищи для размышления хватает. В конце концов проблема отцов и детей – тема вечная.
8
,0
2017, США, Драмы
126 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В школе нам говорили, что полковник Скалозуб – человек очень нехороший и реакционный, враг просвещения. Это же он сказал: «Забрать все книги бы да сжечь». Но почему-то многие забывают, что по контексту великой комедии речь шла о французских книгах, от которых, по словам Фамусова, его дочурке сна не было. Папеньку тревожили плоды подобного просвещения и их последствия. Отец Джаннет Уоллс (Бри Ларсон), главной героини фильма по одноименному автобиографическому роману известной американской писательницы и журналистки «Стеклянный замок» (режиссер Дестин Креттон), Рекс Уоллс в отличие от персонажа Грибоедова с книгами дружил. И одна из них, скорее всего, называлась «Уолден, или Жизнь в лесу». Она хоть и не французская, но, если бы ее вовремя сожгли, жизнь семьи Уоллс сложилась бы по-другому. Джаннет (Элла Андерсон, Чандлер Хэд) растет в интересной семье. Ее мама Роуз Мари (Наоми Уоттс) художница. Слегка непризнанная, зато очень жизнерадостная. Папа Рекс (Вуди Харрельсон) умнейший на свете человек. Тоже очень жизнерадостный, пока не напьется. Поэтому Джаннет, ее брат Брайан (Чарли Шотуэлл, Иэн Армитедж), сестры Лори (Сэнди Синк, Olivia Kate Rice) и Маурин (Шри Крукс, Эден Грейс Рэдфилд) ведут кочевой образ жизни: обитают в трущобах, съезжают по ночам из очередной развалюхи, скрываясь от судебных приставов. Джаннет, которая с малолетства вынуждена была самостоятельно обращаться с газовой плитой (у мамы творческий запой, у папы обычный), получает ожоги. Отец, чтобы не платить за лечение (у таких страховки не бывает), читает лечащему врачу проповедь о несправедливости капитализма и похищает ребенка, еще нуждающегося в лечении. Затем семейство не от хорошей жизни оседает на родине Рекса. Это предгорье Аппалачей. Российскому зрителю не понятны аллюзии, которые вызывает упоминание об этом регионе у американцев, а потому и двойственность ласкового прозвища «горяночка», которым Рекс Уоллс наградил любимую дочурку, нуждается в пояснении. Аппалачи – один из самых депрессивных регионов США, здесь многие годы добывался уголь, именно в этом шахтерском краю сформировался специфический тип людей, который описан еще Фолкнером (любопытствующие могут освежить в памяти биографию Томаса Сатпена из античной драмы на американском материале, романа «Авессалом, Авессалом!»). Это люди с железным характером, чугунной печенью и наплевательским отношением к чужому мнению. В этом контексте горец – гордый голодранец, а горяночка – его славная малышка. Но Рекс Уоллс в отличие от полковника Сатпена еще и образование получить умудрился (значит, Генри Торо читал), а потому сочетание получилось просто феерическое. Коллизии картины имеют под собой четко обозначенный идеологический конфликт. Столкнулись два варианта американской мечты. Один восходит к «Наставлениям» Бенджамина Франклина: «… если тебя будит стук топора, это твой сосед проснулся раньше тебя и зарабатывает твои деньги…», а второй опирается на идеалы той самой жизни в лесах. Рекс Уоллс сам придерживается свободолюбивого образа жизни и детям своим пытается привить мысль о том, что не в деньгах счастье. Учитывая то, что проповедует он не всегда на трезвую голову (свою) и сытый желудок (своих детей), результат предсказать нетрудно. Детки слегка подрастают и начинают бунтовать. И главная бунтарка – любимица Джаннет, которой папа подарил звезду. Американский фильм о семейных ценностях, как правило, зрелище не самое удобоваримое, особенно для циников, вроде меня: масса сантиментов, горы пафоса, груды морализаторства. «Стеклянный замок» представляет собой приятное исключение. Пара Джаннет – Рекс выглядит достаточно убедительно. В этом заслуга писательницы, но и актеры внесли свою лепту. Бри Ларсон играет только взрослую героиню, значительную часть времени на экране мы видим ее юных коллег, и девочки ничуть не подвели, они ведут себя перед камерой органично. А вот Вуди Харрельсон в одиночку создал цельный и вместе с тем многогранный образ, его Рекс с годами почти не меняется. Ближе к финалу дочь характеризует его так: умнейший человек, но пьяница, никогда ничего не доводит до конца, хотя мечты у него великие, а еще он бывает очень жесток. Не удивительно, что такого человека можно обожать и ненавидеть, доверять ему и в то же время бояться. Откуда берутся подобные монстры? Ну то есть, его внутренние демоны. Все опять объясняется элементарно: каждому маньяку в детстве кто-то из близких родственников пиписку дверью прищемил. Именно этот момент в фильме (и, вероятно, в книге) вызывает раздражение. Джаннет во всем винит свою бабку-извращенку, что звучит пошло. По-настоящему зрелая личность тем и отличается от обиженного ребенка, что не оправдывает свое поведение перенесенными когда-то психологическими травмами. Рекс, кстати, об этом практически прямым текстом дочери говорит. Но получается, что повзрослевшая Джаннет хоть и сумела простить, понять и принять родителей, такими, как они есть, но вселенским злом все же нашла кого обозначить. А что, удобно, ведь бабуля-ведьма к тому времени уже давно померла. В остальном фильм «Стеклянный замок» получился вполне достойным. Удивительно, почему в российский прокат выходят бесчисленные до тошноты приторные, розово-сопливые американские мелодрамы, а подобные работы заокеанских кинематографистов для большого экрана считаются у нас непригодными. Неужели в прошлом году фильм о похожих проблемах «Капитан Фантастик» Мэтта Росса не сделал нормальных сборов? Вроде бы у него очень высокий рейтинг. «Стеклянный замок» на приз «Особый взгляд» Каннского фестиваля, конечно, вряд ли может претендовать, но и проходным его не назовешь. Забавного здесь мало, однако пищи для размышления хватает. В конце концов проблема отцов и детей – тема вечная.