Несмотря на потраченные на маркетинговую раскрутку солидные средства (одни только рекламные плакаты висели в фойе чуть ли не каждого кинотеатра страны!) и очевидную упущенную выгоду, выпуск фильма в широкий российский кинопрокат, назначенный на 4-е марта, не состоялся. Даже запланированный в Москве пресс-показ в последний момент отменили. В обычных условиях это произвело бы сенсацию, но в сложившихся обстоятельствах событие прошло почти незамеченным на фоне куда более важных новостей, поступавших как непосредственно из зоны проведения специальной военной операции, так и из-за рубежа. «Недолёт» до нас «Бэтмена» стал лишь частью демарша официальных представителей ведущих голливудских кинокомпаний (включая Warner Bros.), заявивших о приостановке своей деятельности на территории РФ. По-видимому, это не повлияло роковым образом на результат, хотя итоговые кассовые сборы (1) могли бы быть выше. Разумеется, вины авторов тут нет, особенно если учесть, что премьеру уже готовой ленты неоднократно откладывали по причине сохранявшихся карантинных ограничений. И всё равно лишний раз поражаешься тому, как общественно-политический контекст подчас влияет на восприятие произведения искусства. А так называемого масскульта – едва ли не в большей степени!
Не нужно обладать учёной степенью в области культурологии, чтобы обратить внимание на то, как внешне малозаметно, но вместе с тем – кардинально (сущностно) трансформировался экранный образ защитника Готэм-Сити: в военном 1943-м, в уже пронизанном бунтарскими настроениями 1966-м, в неоконсервативном 1989-м, в предкризисном 2005-м… Изначально Мэтт Ривз, выбранный из нескольких (кстати, тоже талантливых) претендентов, рассчитывал, что картина войдёт в Расширенную вселенную DC – и что, соответственно, предстоит продолжать линию, заявленную предшественниками в 2010-е. Однако возникшие трудности (в первую очередь окончательное выбытие из проекта Бена Аффлека, проходившего курс реабилитации после лечения от алкогольной зависимости) на поверку – открыли заманчивые возможности. Приступив к разработке оригинальной концепции, режиссёр, естественно, не мог не опираться на существующие традиции, однако привнесённые новшества гораздо интереснее и показательнее. И прежде всего прочего это касается именно фигуры Брюса Уэйна, облачающегося время от времени в одеяния летучей мыши, чтобы наводить порядок на улицах мегаполиса, стремительно погружающегося в хаос.
Собственно, о переменах было недвусмысленно заявлено ещё в рекламном ролике, где Бэтмен медленно, очень медленно и степенно перемещался под тягучую, меланхоличную композицию Something in the Way группы Nirvana. Даже набивший оскомину «сумеречный» имидж Роберта Паттинсона, от которого артист настойчиво пытался избавиться, соглашаясь на роли у крупных мастеров (от Дэвида Кроненберга и Вернера Херцога до Кристофера Нолана), кажется неожиданно уместным. Брюс по-прежнему одержим идеей собственноручно наказывать преступников (от шаек хулиганов, чувствующих себя хозяевами задворок и переулков, до влиятельных боссов организованной преступности), не просто прячась в тени, а словно становясь тенью. Но что касается обязанностей продолжать фамильный бизнес… Дворецкий Альфред Пенниуорт (теперь – обладающий полезными навыками, выдающими в джентльмене ветерана британских спецслужб) прямо говорит подопечному о риске потерять состояние, накопленное несколькими поколениями семьи. Но дело не только в резком отвращении к пафосным светским мероприятиям с непременным присутствием готэмской элиты, что подозрительно сближает нынешнего Уэйна с байроническим героем. Гораздо хуже, что полученные сведения заставляют его усомниться в непогрешимости отца, чью репутацию грозит разрушить компромат, обнародованный Загадочником.
Нельзя не отдать Ривзу и Питеру Крэйгу должного в точно угаданном (соответствующем текущему моменту) соотношении в замысле, скажем так, общественного и личного. С одной стороны практически не сомневаешься, что расследование, к которому лейтенант Джеймс Гордон в открытую привлекает Бэтмена, рано или поздно выведет на уважаемых граждан города. Собственно, тайной остаётся лишь то, кто на кого работает: мэрия на Кармайна Фальконе, или наоборот. Постепенно выясняется, что далеко не всё чисто с проектом реновации, являвшимся предметом особой гордости Уэйна-старшего, но что хуже – пшиком оборачивается крупнейшая операция по борьбе с наркотиками. Впрочем, в данном аспекте гораздо сильнее, чем фигура влиятельного мафиози, сыгранного Джоном Туртурро во вполне предсказуемой манере, интригует новое воплощение Пингвина, уже не предстающего выбравшимся на поверхность обитателем мрачных катакомб (как персонаж Дэнни Де Вито у Тима Бёртона). Надо очень внимательно присматриваться, чтобы опознать в коротышке Освальде Кобблпоте, управляющем закрытым ночным клубом, Колина Фаррелла, который, между прочим, в своё время (на заре столетия) примеривался к чёрному костюму летучей мыши. И всё-таки принципиально, что даже такой неприятный тип, как «Оз» тускнеет на фоне самого опасного врага.
Режиссёр, ранее покоривший свежим взглядом на каноны научной фантастики и фильмов катастроф, на сей раз, как ни странно, решил слегка дистанцироваться от Большого Голливудского Стиля. Это, конечно, не значит, что почти трёхчасовая картина полностью лишена захватывающих погонь и эпических разборок с негодяями всех мастей: достаточно вспомнить кульминацию, когда затопление центра Готэм-Сити служит прелюдией к масштабному теракту с десятками исполнителей. Вместе с тем основная часть повествования выстроена, скорее, по законам неонуара, и ключевым антагонистом выступает инфернальный мститель. Если Джим Керри делал ставку на эксцентричную гениальность Эдварда Нигмы, то Эдвард Нэштон – совсем иной. Он – ходячее воплощение навязчивого безумия, к которому не могла не привести жажда карать за бесконечную, всепроникающую ложь. Режиссёр поделился в интервью, что пытался добиться от Загадочника сходства одновременно с Зодиаком (каким печально известного серийного убийцу представляли на основе составленного полицией фоторобота) и Куртом Кобейном. Но при этом его музыкальным лейтмотивом является шубертовская «Третья песнь Эллен», больше известная как Ave Maria, а настроение Бэтмена выражает упомянутая выше «нирвановская» песня с альбома Nevermind (получившая вторую жизнь благодаря успеху ленты). Намёк ясен: между местью и возмездием – очень тонкая грань. В глубине души супергероя мало-помалу копится тоска над бездной (как у Каина из драмы в стихах лорда Байрона), и единственное средство подавить хандру – служение добру, безостановочная война со злом. По той же, вероятно, причине заведомо обречёнными видятся попытки завязать устойчивые романтические или хотя бы дружеские отношения с Женщиной-кошкой… Заявленная линия, признаем, крайне любопытна и несёт богатый потенциал для дальнейшего развития, однако в первом фильме нового киносериала выражена всё-таки не до конца – и не так виртуозно, как авторы позволяли надеяться. Хочется верить, что Мэтт Ривз последует примеру Тима Бёртона и Кристофера Нолана, у которых именно вторые части (соответственно «Бэтмен возвращается» /1992/ и «Тёмный рыцарь» /2009/) получились, на мой взгляд, лучшими в циклах.
_______
1 – $764,5 млн. при производственном бюджете порядка $185-200 млн.; обращает на себя внимание достаточно скромная выручка, полученная в Китае.
8
,2
2022, США, Фантастика
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Несмотря на потраченные на маркетинговую раскрутку солидные средства (одни только рекламные плакаты висели в фойе чуть ли не каждого кинотеатра страны!) и очевидную упущенную выгоду, выпуск фильма в широкий российский кинопрокат, назначенный на 4-е марта, не состоялся. Даже запланированный в Москве пресс-показ в последний момент отменили. В обычных условиях это произвело бы сенсацию, но в сложившихся обстоятельствах событие прошло почти незамеченным на фоне куда более важных новостей, поступавших как непосредственно из зоны проведения специальной военной операции, так и из-за рубежа. «Недолёт» до нас «Бэтмена» стал лишь частью демарша официальных представителей ведущих голливудских кинокомпаний (включая Warner Bros.), заявивших о приостановке своей деятельности на территории РФ. По-видимому, это не повлияло роковым образом на результат, хотя итоговые кассовые сборы (1) могли бы быть выше. Разумеется, вины авторов тут нет, особенно если учесть, что премьеру уже готовой ленты неоднократно откладывали по причине сохранявшихся карантинных ограничений. И всё равно лишний раз поражаешься тому, как общественно-политический контекст подчас влияет на восприятие произведения искусства. А так называемого масскульта – едва ли не в большей степени! Не нужно обладать учёной степенью в области культурологии, чтобы обратить внимание на то, как внешне малозаметно, но вместе с тем – кардинально (сущностно) трансформировался экранный образ защитника Готэм-Сити: в военном 1943-м, в уже пронизанном бунтарскими настроениями 1966-м, в неоконсервативном 1989-м, в предкризисном 2005-м… Изначально Мэтт Ривз, выбранный из нескольких (кстати, тоже талантливых) претендентов, рассчитывал, что картина войдёт в Расширенную вселенную DC – и что, соответственно, предстоит продолжать линию, заявленную предшественниками в 2010-е. Однако возникшие трудности (в первую очередь окончательное выбытие из проекта Бена Аффлека, проходившего курс реабилитации после лечения от алкогольной зависимости) на поверку – открыли заманчивые возможности. Приступив к разработке оригинальной концепции, режиссёр, естественно, не мог не опираться на существующие традиции, однако привнесённые новшества гораздо интереснее и показательнее. И прежде всего прочего это касается именно фигуры Брюса Уэйна, облачающегося время от времени в одеяния летучей мыши, чтобы наводить порядок на улицах мегаполиса, стремительно погружающегося в хаос. Собственно, о переменах было недвусмысленно заявлено ещё в рекламном ролике, где Бэтмен медленно, очень медленно и степенно перемещался под тягучую, меланхоличную композицию Something in the Way группы Nirvana. Даже набивший оскомину «сумеречный» имидж Роберта Паттинсона, от которого артист настойчиво пытался избавиться, соглашаясь на роли у крупных мастеров (от Дэвида Кроненберга и Вернера Херцога до Кристофера Нолана), кажется неожиданно уместным. Брюс по-прежнему одержим идеей собственноручно наказывать преступников (от шаек хулиганов, чувствующих себя хозяевами задворок и переулков, до влиятельных боссов организованной преступности), не просто прячась в тени, а словно становясь тенью. Но что касается обязанностей продолжать фамильный бизнес… Дворецкий Альфред Пенниуорт (теперь – обладающий полезными навыками, выдающими в джентльмене ветерана британских спецслужб) прямо говорит подопечному о риске потерять состояние, накопленное несколькими поколениями семьи. Но дело не только в резком отвращении к пафосным светским мероприятиям с непременным присутствием готэмской элиты, что подозрительно сближает нынешнего Уэйна с байроническим героем. Гораздо хуже, что полученные сведения заставляют его усомниться в непогрешимости отца, чью репутацию грозит разрушить компромат, обнародованный Загадочником. Нельзя не отдать Ривзу и Питеру Крэйгу должного в точно угаданном (соответствующем текущему моменту) соотношении в замысле, скажем так, общественного и личного. С одной стороны практически не сомневаешься, что расследование, к которому лейтенант Джеймс Гордон в открытую привлекает Бэтмена, рано или поздно выведет на уважаемых граждан города. Собственно, тайной остаётся лишь то, кто на кого работает: мэрия на Кармайна Фальконе, или наоборот. Постепенно выясняется, что далеко не всё чисто с проектом реновации, являвшимся предметом особой гордости Уэйна-старшего, но что хуже – пшиком оборачивается крупнейшая операция по борьбе с наркотиками. Впрочем, в данном аспекте гораздо сильнее, чем фигура влиятельного мафиози, сыгранного Джоном Туртурро во вполне предсказуемой манере, интригует новое воплощение Пингвина, уже не предстающего выбравшимся на поверхность обитателем мрачных катакомб (как персонаж Дэнни Де Вито у Тима Бёртона). Надо очень внимательно присматриваться, чтобы опознать в коротышке Освальде Кобблпоте, управляющем закрытым ночным клубом, Колина Фаррелла, который, между прочим, в своё время (на заре столетия) примеривался к чёрному костюму летучей мыши. И всё-таки принципиально, что даже такой неприятный тип, как «Оз» тускнеет на фоне самого опасного врага. Режиссёр, ранее покоривший свежим взглядом на каноны научной фантастики и фильмов катастроф, на сей раз, как ни странно, решил слегка дистанцироваться от Большого Голливудского Стиля. Это, конечно, не значит, что почти трёхчасовая картина полностью лишена захватывающих погонь и эпических разборок с негодяями всех мастей: достаточно вспомнить кульминацию, когда затопление центра Готэм-Сити служит прелюдией к масштабному теракту с десятками исполнителей. Вместе с тем основная часть повествования выстроена, скорее, по законам неонуара, и ключевым антагонистом выступает инфернальный мститель. Если Джим Керри делал ставку на эксцентричную гениальность Эдварда Нигмы, то Эдвард Нэштон – совсем иной. Он – ходячее воплощение навязчивого безумия, к которому не могла не привести жажда карать за бесконечную, всепроникающую ложь. Режиссёр поделился в интервью, что пытался добиться от Загадочника сходства одновременно с Зодиаком (каким печально известного серийного убийцу представляли на основе составленного полицией фоторобота) и Куртом Кобейном. Но при этом его музыкальным лейтмотивом является шубертовская «Третья песнь Эллен», больше известная как Ave Maria, а настроение Бэтмена выражает упомянутая выше «нирвановская» песня с альбома Nevermind (получившая вторую жизнь благодаря успеху ленты). Намёк ясен: между местью и возмездием – очень тонкая грань. В глубине души супергероя мало-помалу копится тоска над бездной (как у Каина из драмы в стихах лорда Байрона), и единственное средство подавить хандру – служение добру, безостановочная война со злом. По той же, вероятно, причине заведомо обречёнными видятся попытки завязать устойчивые романтические или хотя бы дружеские отношения с Женщиной-кошкой… Заявленная линия, признаем, крайне любопытна и несёт богатый потенциал для дальнейшего развития, однако в первом фильме нового киносериала выражена всё-таки не до конца – и не так виртуозно, как авторы позволяли надеяться. Хочется верить, что Мэтт Ривз последует примеру Тима Бёртона и Кристофера Нолана, у которых именно вторые части (соответственно «Бэтмен возвращается» /1992/ и «Тёмный рыцарь» /2009/) получились, на мой взгляд, лучшими в циклах. _______ 1 – $764,5 млн. при производственном бюджете порядка $185-200 млн.; обращает на себя внимание достаточно скромная выручка, полученная в Китае.