Фильмы на социальные темы сегодня особой популярностью не пользуются. Кому интересны проблемы старшего поколения? Нет, если это забавный старикан в исполнении неувядаемого Роберта Де Ниро – тогда пожалуйста. Из последних примеров – Тони Эрдманн, немецкая версия то ли Щукаря, то ли Паниковского. А что-то серьезное – разве что «Короля Лира» можно вспомнить. Про других социально-незащищенных кино делают гораздо чаще. Особенно если речь идет о представителях криминально-ориентированных, расово дискриминируемых и сексуально-восхваляемых меньшинств (да здравствует «Лунный свет»!). А про обычных мамашек-одиночек, если они еще и белые – кому это надо? Оказывается, это надо замечательному британскому режиссеру Кену Лоучу. Его последний каннский хит «Я, Дэниел Блэйк» – самая мощная социальная драма чуть ли не со времен «Гроздьев гнева» Джона Форда.
Пожилой плотник Дэниел Блэйк (Дэйв Джонс) из Ньюкасла, что на северо-востоке Англии, становится жертвой сердечного приступа, который случился с ним прямо на работе. Врачи категорически не советуют ему продолжать трудовую деятельность. Но, пытаясь получить пособие по инвалидности, Дэниел сталкивается с суровой бюрократической системой современного социального государства. Он попадает в заколдованный круг: инвалидность ему не дают, работать здоровье не позволяет, а для получения пособия по безработице нужно предпринимать усилия по трудоустройству. Накоплений нет, близких тоже (Дэниел бездетный вдовец). Долги по квартплате растут, а ему надо еще осваивать на старости лет премудрости электронного документооборота. Блэйк знакомится с Кэти (Хейли Сквайрс). Она воспитывает двоих детей. Ни мужа, ни образования, ни работы. Ее вынудили уехать из Лондона, предоставив муниципальное жилье в провинциальном Ньюкасле. В службе занятости у нее тоже проблемы. Она ищет работу уборщицы – но безуспешно. Блэйк берет под опеку семью Кэти и одновременно пытается вырваться из тенет бюрократической паутины. Заканчивается картина совсем невесело.
Очень простая история рассказана Лоучем и его актерами с использованием самых минималистских средств. Нас не развлекают головоломными перипетиями, предчувствие ужасного конца возникает буквально с первых кадров картины. Плотная, удушающая атмосфера безысходности словно сошла со страниц романов Кафки. Помните финальную фразу из «Процесса», которую перед смертью произносит его главный герой? "«Как собака», – сказал он так, будто этому позору суждено было пережить его". Герою Лоуча удалось подняться над невыносимыми обстоятельствами, его слова, произнесенные в конце фильма, звучат гордо: «Я человек и гражданин». Игра Дэйва Джонса вызывает восхищение. Маленький, скромный человек, Дэниел Блейк полон такого достоинства, которое заслуживает огромного уважения. Его ничто не заставит пойти на унижение, в него вбито чувство справедливости, он не просит о милости, зато сам готов прийти на помощь тем, кто нуждается в поддержке.
И он такой не один. Его окружают персонажи, которые готовы прийти на выручку, подставить плечо. Это сотрудница службы занятости Энн, ее полные сострадания глаза наблюдают за Блэйком на протяжении всех его мытарств, это и отвязный темнокожий сосед Блэйка по прозвищу Китай, торгующий контрабандными кроссовками. Сотрудник благотворительной столовой ласково утешают Кэти. А когда Блэйк устраивает перформанс протеста у стен службы занятости, поддатый мужичок отдает ему свою куртку. Но все эти люди абсолютно бессильны перед чудовищной системой, в пасть этого Левиафана рано или поздно попадут все, и нет от него спасенья. Прощай, мужественный Дэниел Блэйк! Мы запомним тебя не как собаку, а как человека и гражданина.
Вообще мне кажется, что этот фильм должен быть хорошо принят российским зрителем. Наблюдая за жизнью социального дна современной Великобритании мне почему-то вовсе не хотелось злорадствовать. Дескать, так вам и надо, зажравшиеся обитатели Западного рая. Наоборот, возникает чувство сопереживания. Как же мы все-таки похожи несмотря на существенные отличия ментального и социокультурного характера. Можно, конечно, сравнивать уровень социальной поддержки в Великобритании и России. Смотрите: непутевая мамаша, нагуляла двоих короедов неизвестно от кого, два года в приюте жить заставили, в одной комнате с ее несовершеннолетними детьми! Ждать пришлось аж два года, после чего ей квартиру дали. Обшарпанную, в провинции, от Лондона аж 443 километра! Бачок унитаза неисправен (есть канализация), света нет (нужно заплатить), отопления тоже (плати – будет). Кафель в ванной отваливается (приклей и помойся). В благотворительном центре даме прокладок не выдали – пришлось красть в магазине. Спросите бабушек – как они с такой проблемой в СССР справлялись. Но на эти мелочи постепенно перестаешь обращать внимание. Нищета бывает разной, но это все равно нищета.
В современной Англии каждую зиму гибнут от переохлаждения тысячи стариков, они не могут позволить себе включить отопление. И это не путинская пропаганда. Лоуч показал, как Блэйк обогревает квартиру при помощи кустарного калорифера из четырех свечек и двух горшков! Людей жалко до слез. И ведь понимаешь, что корень всех бед, что английских, что российских один и тот же. Мы сначала построили социализм, а потом на обломках государства всеобщего благосостояния возникло общество равных возможностей. Только вот старикам здесь не место.
8
,6
2016, Драмы
96 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фильмы на социальные темы сегодня особой популярностью не пользуются. Кому интересны проблемы старшего поколения? Нет, если это забавный старикан в исполнении неувядаемого Роберта Де Ниро – тогда пожалуйста. Из последних примеров – Тони Эрдманн, немецкая версия то ли Щукаря, то ли Паниковского. А что-то серьезное – разве что «Короля Лира» можно вспомнить. Про других социально-незащищенных кино делают гораздо чаще. Особенно если речь идет о представителях криминально-ориентированных, расово дискриминируемых и сексуально-восхваляемых меньшинств (да здравствует «Лунный свет»!). А про обычных мамашек-одиночек, если они еще и белые – кому это надо? Оказывается, это надо замечательному британскому режиссеру Кену Лоучу. Его последний каннский хит «Я, Дэниел Блэйк» – самая мощная социальная драма чуть ли не со времен «Гроздьев гнева» Джона Форда. Пожилой плотник Дэниел Блэйк (Дэйв Джонс) из Ньюкасла, что на северо-востоке Англии, становится жертвой сердечного приступа, который случился с ним прямо на работе. Врачи категорически не советуют ему продолжать трудовую деятельность. Но, пытаясь получить пособие по инвалидности, Дэниел сталкивается с суровой бюрократической системой современного социального государства. Он попадает в заколдованный круг: инвалидность ему не дают, работать здоровье не позволяет, а для получения пособия по безработице нужно предпринимать усилия по трудоустройству. Накоплений нет, близких тоже (Дэниел бездетный вдовец). Долги по квартплате растут, а ему надо еще осваивать на старости лет премудрости электронного документооборота. Блэйк знакомится с Кэти (Хейли Сквайрс). Она воспитывает двоих детей. Ни мужа, ни образования, ни работы. Ее вынудили уехать из Лондона, предоставив муниципальное жилье в провинциальном Ньюкасле. В службе занятости у нее тоже проблемы. Она ищет работу уборщицы – но безуспешно. Блэйк берет под опеку семью Кэти и одновременно пытается вырваться из тенет бюрократической паутины. Заканчивается картина совсем невесело. Очень простая история рассказана Лоучем и его актерами с использованием самых минималистских средств. Нас не развлекают головоломными перипетиями, предчувствие ужасного конца возникает буквально с первых кадров картины. Плотная, удушающая атмосфера безысходности словно сошла со страниц романов Кафки. Помните финальную фразу из «Процесса», которую перед смертью произносит его главный герой? "«Как собака», – сказал он так, будто этому позору суждено было пережить его". Герою Лоуча удалось подняться над невыносимыми обстоятельствами, его слова, произнесенные в конце фильма, звучат гордо: «Я человек и гражданин». Игра Дэйва Джонса вызывает восхищение. Маленький, скромный человек, Дэниел Блейк полон такого достоинства, которое заслуживает огромного уважения. Его ничто не заставит пойти на унижение, в него вбито чувство справедливости, он не просит о милости, зато сам готов прийти на помощь тем, кто нуждается в поддержке. И он такой не один. Его окружают персонажи, которые готовы прийти на выручку, подставить плечо. Это сотрудница службы занятости Энн, ее полные сострадания глаза наблюдают за Блэйком на протяжении всех его мытарств, это и отвязный темнокожий сосед Блэйка по прозвищу Китай, торгующий контрабандными кроссовками. Сотрудник благотворительной столовой ласково утешают Кэти. А когда Блэйк устраивает перформанс протеста у стен службы занятости, поддатый мужичок отдает ему свою куртку. Но все эти люди абсолютно бессильны перед чудовищной системой, в пасть этого Левиафана рано или поздно попадут все, и нет от него спасенья. Прощай, мужественный Дэниел Блэйк! Мы запомним тебя не как собаку, а как человека и гражданина. Вообще мне кажется, что этот фильм должен быть хорошо принят российским зрителем. Наблюдая за жизнью социального дна современной Великобритании мне почему-то вовсе не хотелось злорадствовать. Дескать, так вам и надо, зажравшиеся обитатели Западного рая. Наоборот, возникает чувство сопереживания. Как же мы все-таки похожи несмотря на существенные отличия ментального и социокультурного характера. Можно, конечно, сравнивать уровень социальной поддержки в Великобритании и России. Смотрите: непутевая мамаша, нагуляла двоих короедов неизвестно от кого, два года в приюте жить заставили, в одной комнате с ее несовершеннолетними детьми! Ждать пришлось аж два года, после чего ей квартиру дали. Обшарпанную, в провинции, от Лондона аж 443 километра! Бачок унитаза неисправен (есть канализация), света нет (нужно заплатить), отопления тоже (плати – будет). Кафель в ванной отваливается (приклей и помойся). В благотворительном центре даме прокладок не выдали – пришлось красть в магазине. Спросите бабушек – как они с такой проблемой в СССР справлялись. Но на эти мелочи постепенно перестаешь обращать внимание. Нищета бывает разной, но это все равно нищета. В современной Англии каждую зиму гибнут от переохлаждения тысячи стариков, они не могут позволить себе включить отопление. И это не путинская пропаганда. Лоуч показал, как Блэйк обогревает квартиру при помощи кустарного калорифера из четырех свечек и двух горшков! Людей жалко до слез. И ведь понимаешь, что корень всех бед, что английских, что российских один и тот же. Мы сначала построили социализм, а потом на обломках государства всеобщего благосостояния возникло общество равных возможностей. Только вот старикам здесь не место.