В последнее время отечественный артхаус преподносит сюрпризы. То, как в "Зоологии" Твердовского, у взрослой зрелой женщины хвост вырастет, то потомственный корректор подружится с русалкой на балтийском берегу. Вторую историю воплотил в дебютном полном метре Антон Бильжо, выпустив на широкие экраны "Рыбу-мечту". Имея за плечами опыт нескольких короткометражек, полных высокой фантасмагории, Бильжо замахнулся на изначально конфликтный сюжет о неравной любви свободной русалки и представителя издательского планктона. Для режиссера был важен натурный эксперимент по проверке страстью обычного, ничем не примечательного, интеллигента, решившего поработать над корректурой к нетленке "Рыбы Балтийского моря". Конечно, "Рыба-мечта" больше неровно смотированная камерная мелодрама с налетом эротического триллера, чем "черная комедия" старательно позиционируемая авторами.
Бильжо размещает героев "Рыбы-мечты" в эстонской локации, в Усть-Нарве, в тихом и неспешном курортном местечке, которое так любил профессор Полянский, автор труда о представителях морской фауны. Для корректора Романа (Владимир Мишуков, "Зимний путь", "Кино про Алексеева") приезд на курорт - своеобразный профессиональный вызов. Шутка ли, дело, которое обессмертит - выверять и проверять сколько лапок у морского таракана и голосить от умиления о дафниях и коловратках. Для пыльного, скучного, будто снятого с музейной полки, Романа немедленно выставляется антагонист Марк (Максим Виторган, "День выборов", "Лондонград") - курортный лев по определению, быстро находящий язык с женщинами и давящий малоконтактного Романа своим популизмом местечкового плейбоя. Третья вершина - это Хелена-прекрасная (Северия Янушаускайте, "Звезда") - русалка и причина нешуточной троянской прибрежной войны двух мужчин с разыгравшимся либидо.
На краудфандинге "Рыба-мечта" не набрала вообще никаких средств и это очевидно, потому что гораздо проще собрать деньги под более-менее известное имя. И это чувствуется по местами дерганому развитию сюжета, который был явно перекроен под меньший хронометраж. Тем не менее, через аскетичную техническую реализацию Бильжо доносит до зрителей отнюдь не сказочные мысли о способности принять как дар любовь живого существа, об ограниченности, которую не спрятать за высоколобым умным занятием, о мерзости зависти. Зритель терпеливо ждет от Романа мужских поступков, а он невоздержанно резвится как 40-летний девственник и инфантильно визжит о желании впасть в тишину и рутину, за которыми он и приехал. Мечта корректора - экстравагантно-сексуальная Хелена - слишком крупная для него рыба, слишком большим количеством любви она его заливает, впору сначала Роману на карасях из соседнего отдела тренироваться.
Отмечу отдельно особенности творческого метода Бильжо как режиссера в этом фильме. На съемки "Рыбы-мечты" были приглашены местные жители, прием не новый, которым не брезгуют и состоявшиеся мастера артхауса, но способный подчеркнуть и местный колорит, и тягу к согревающему бальзаму. Северия Янушаускайте в роли Хелены стала тем странным, неизмеримым обнаженным бриллиантом картины, непредсказуемость поступков которого напоминает больше земноводное с большим любящим сердцем, чем мудрую земную женщину. Твист, происходящий в середине картины с героем Виторгана, только добавляет абсурдности действию и пускает его по какому-то совсем фантастическому режиссерскому пути. Проблема интуитивной сборки отснятого материала не идет на пользу фильму, в итоге жанровый винегрет перегружает действие и "сказочный" сюжет прощается с остатками логики.
Очень импонирует желание Бильжо высказаться на тему истории для всех, истории трансграничной, которая могла произойти в любой стране, где еще водятся русалки. Попытка вывести героев на уровень архетипов дикой женщины, скучающего суперзлодея и одинокого ботана-ученого заканчивается там, где и началась, герои часто плывут по сценарию самостоятельно. В итоге "Рыба-мечта" в последней трети превращается в фильм с логичным, но ожидаемым финалом о единстве морского и земного. Любовь и хорошая плодовитость влюбленных в сказках всегда побеждают, даже лента Бильжо здесь не исключение. Из познавательного, для эрудитов - у морского таракана 14 лапок.
6
,4
2016, Россия, Мелодрамы
82 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В последнее время отечественный артхаус преподносит сюрпризы. То, как в "Зоологии" Твердовского, у взрослой зрелой женщины хвост вырастет, то потомственный корректор подружится с русалкой на балтийском берегу. Вторую историю воплотил в дебютном полном метре Антон Бильжо, выпустив на широкие экраны "Рыбу-мечту". Имея за плечами опыт нескольких короткометражек, полных высокой фантасмагории, Бильжо замахнулся на изначально конфликтный сюжет о неравной любви свободной русалки и представителя издательского планктона. Для режиссера был важен натурный эксперимент по проверке страстью обычного, ничем не примечательного, интеллигента, решившего поработать над корректурой к нетленке "Рыбы Балтийского моря". Конечно, "Рыба-мечта" больше неровно смотированная камерная мелодрама с налетом эротического триллера, чем "черная комедия" старательно позиционируемая авторами. Бильжо размещает героев "Рыбы-мечты" в эстонской локации, в Усть-Нарве, в тихом и неспешном курортном местечке, которое так любил профессор Полянский, автор труда о представителях морской фауны. Для корректора Романа (Владимир Мишуков, "Зимний путь", "Кино про Алексеева") приезд на курорт - своеобразный профессиональный вызов. Шутка ли, дело, которое обессмертит - выверять и проверять сколько лапок у морского таракана и голосить от умиления о дафниях и коловратках. Для пыльного, скучного, будто снятого с музейной полки, Романа немедленно выставляется антагонист Марк (Максим Виторган, "День выборов", "Лондонград") - курортный лев по определению, быстро находящий язык с женщинами и давящий малоконтактного Романа своим популизмом местечкового плейбоя. Третья вершина - это Хелена-прекрасная (Северия Янушаускайте, "Звезда") - русалка и причина нешуточной троянской прибрежной войны двух мужчин с разыгравшимся либидо. На краудфандинге "Рыба-мечта" не набрала вообще никаких средств и это очевидно, потому что гораздо проще собрать деньги под более-менее известное имя. И это чувствуется по местами дерганому развитию сюжета, который был явно перекроен под меньший хронометраж. Тем не менее, через аскетичную техническую реализацию Бильжо доносит до зрителей отнюдь не сказочные мысли о способности принять как дар любовь живого существа, об ограниченности, которую не спрятать за высоколобым умным занятием, о мерзости зависти. Зритель терпеливо ждет от Романа мужских поступков, а он невоздержанно резвится как 40-летний девственник и инфантильно визжит о желании впасть в тишину и рутину, за которыми он и приехал. Мечта корректора - экстравагантно-сексуальная Хелена - слишком крупная для него рыба, слишком большим количеством любви она его заливает, впору сначала Роману на карасях из соседнего отдела тренироваться. Отмечу отдельно особенности творческого метода Бильжо как режиссера в этом фильме. На съемки "Рыбы-мечты" были приглашены местные жители, прием не новый, которым не брезгуют и состоявшиеся мастера артхауса, но способный подчеркнуть и местный колорит, и тягу к согревающему бальзаму. Северия Янушаускайте в роли Хелены стала тем странным, неизмеримым обнаженным бриллиантом картины, непредсказуемость поступков которого напоминает больше земноводное с большим любящим сердцем, чем мудрую земную женщину. Твист, происходящий в середине картины с героем Виторгана, только добавляет абсурдности действию и пускает его по какому-то совсем фантастическому режиссерскому пути. Проблема интуитивной сборки отснятого материала не идет на пользу фильму, в итоге жанровый винегрет перегружает действие и "сказочный" сюжет прощается с остатками логики. Очень импонирует желание Бильжо высказаться на тему истории для всех, истории трансграничной, которая могла произойти в любой стране, где еще водятся русалки. Попытка вывести героев на уровень архетипов дикой женщины, скучающего суперзлодея и одинокого ботана-ученого заканчивается там, где и началась, герои часто плывут по сценарию самостоятельно. В итоге "Рыба-мечта" в последней трети превращается в фильм с логичным, но ожидаемым финалом о единстве морского и земного. Любовь и хорошая плодовитость влюбленных в сказках всегда побеждают, даже лента Бильжо здесь не исключение. Из познавательного, для эрудитов - у морского таракана 14 лапок.