В своем новом проекте "Союз Спасения" режиссер Андрей Кравчук ("Викинг", "Адмиралъ") стремится соскоблить с декабристов и с восстания на Сенатской площади весь тот романтический флер, которым были окутаны эти великие бунтовщики и их дело в советскую эпоху. В современном видении, которое предлагают создатели этого верноподданического проекта, парадоксально сочетаются две противоположности. С одной стороны - это стремление максимально зрелищно реконструировать историю, в которой есть потенциал для блокбастера, где можно с должным натурализмом, допустимым для рейтинга 12+, показать, как именно это было с лаокооном персоналий. С другой - максимально убедить зрителей в том, что все те, кто устроили мятеж и рвались к диктатуре, являются максимально заблудившимися в своих иллюзиях людьми, наглотавшимися вреднейших паров либерте, эгалите и фратерните во время похода на Париж. Не случайно, авторы экранной истории, сценаристы Никита Высоцкий ("Высоцкий. Спасибо, что живой") и Олег Маловичко ("Лёд", "Притяжение"), заботливо предупреждают о том, что Российская империя после Отечественной войны 1812 года, уже будучи европейским гегемоном, стояла на пороге перемен и реформ, которые намеревался провести Александр I (Виталий Кищенко). Появление целой массы тайных обществ показывало, что, выражаясь современным языком, протестные настроения прогрессивно настроенного дворянства держались около самого высокого градуса. И Кравчуку удается без большого труда показать боевых офицеров русской армии лишенными глянца победителями, которые очень похожи на мечтателей, оторванных от жизни, обсуждающих свое выступление против власти как проект больших идей, способный запустить самые кровавые решения освобождения и привести к гражданской войне. Усмирение армейских умников, выпивох, маргиналов и экзальтантов, желающих также еще свести счеты с императорской властью и удовлетворить собственные амбиции, режиссер показывает без большой драмы, не забывая расставить мудрые продюсерские акценты Анатолия Максимова и Константина Эрнста относительно еще молодого Николая I (Иван Колесников), при помощи пушек отстоявшего свое право на власть. Зрелищная составляющая второй части фильма настолько велика, что даже не дает поводов задуматься над драмой и над ролью личностей в историческом процессе. Так уж устроен этот фильм, что с кровожадной жадностью победителя показывает не столько сомнения того, кто сделает при своем правлении Россию жандармом Европы, сколько дает понять, что даже новому императору нужно дойти до определенного предела, чтобы разогнать военную фронду. Поэтому "Союз Спасения" безотказно работает на уровне утверждения господствующей идеологии, против всякого желания отражая то, что происходило за последний год в российском обществе, и показывает тех, кто жаждал свобод и перемен не вызывающими больших симпатий характерами.
Вообще "Союзу Спасения" Кравчука свойственна википедийность в самом прямом смысле этого слова, когда у зрителя не должно возникать ни сомнений в увиденном, ни разночтений, ни трактовок. Одним словом, по мысли создателей, зритель должен впитывать увиденное и в меру устрашаться, проникаясь презрением к тем, кто выступал за народ. И действительно режиссер в прямом смысле не предъявляет ни одного иллюстрирующего эпизода, живописующего бедственное положение крестьян в тот период России, лишь по касательной показывая рекрутов, которые отдавали в битвах и сражениях четверть века на государевой службе. Сознательно авторы показывают декабристов в форме агрессивной клокочущей пустоты, наглотавшейся атомов и молекул либерализма, но так и не создавших критической массы для настоящей революции и полной смены власти. Поскольку Первый канал явно настроен преобразовать этот полный метр в сериал, то проблемой всего проекта становится монтаж первой половины, где вводится целый полк характеров, которые одинаково поверхностно прописаны, за исключением, пожалуй, поэта Кондратия Рылеева (Антон Шагин) и то только потому, что он носит штатское. Такой правильный эпос о путях политических лузеров, которых накрыла реакционная волна и которые проиграли из-за собственной нерешительности в трактовке Кравчука, можно рекомендовать в качестве идейного вдохновителя для тех, кто будет разгонять, не пускать и запрещать. Корректно и по-своему убедительно постановщик показывает, что никто не должен идти роялистов и зерна демократии еще залегают на недостижимой глубине. Вместо традиционных романтиков Кравчук предъявляет публике эгоистов, увлеченных вредным вольтерианством, вредных вольнодумцев еще и с оружием в руках, такая дегероизация выглядит реализацией определенного государственного заказа и может вызвать отторжение благодаря смены тонов на тех, кого традиционно привыкли считать идеальными и просвещенными дворянами. Еще лента Кравчука предлагает своеобразную назойливую постмодернистскую мину для всех любителей русского рока, которая была мудро спроектирована Константином Эрнстом и направленно взрывается возвышенным и мелодраматичным симфонизмом "Прогулок по воде" от "Наутилуса Помпилиуса" и мумийтроллиевским "Владивостоком 2000" от композитора ленты Дмитрия Емельянова.
Вообще можно поздравить Андрея Кравчука с хорошо выполненной задачей по зрительской прививке "Союзом Спасения", когда смещение акцентов с благородного подвига ради общественной добродетели на организации, где этика была явно инвертирована. Особенно радикальный Сергей Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин) показан зрителям таким пламенным и бескомпромиссным революционером, что некоторые современные террористы и серийники типа Чарли Мэнсона или Андерса Брейвика - просто ученики ремесленного училища со своими безыдейными выходками. В режиссерской подаче просматриваются лишь иногда элементы сверхцелей, которые ставили перед собой участники восстания, сказать, что экранная история переписывает историю реальную при этом нельзя. Ряженые в красивые мундиры, российские актеры-мужчины из первого эшелона вовсю стремятся историю не разыграть или заставить переосмыслить, чтобы занять авторскую сторону, они ее выгуливают подобно тому, как можно выгуливать собственного агрессивного пса на улице, в наморднике для всеобщего устрашения. Когда в известном историческом финале пятерка повешенных оказывается на эшафоте, то не возникает ни ненависти, ни сострадания к тем, кто выступил в свой последний поход на Сенатской, как, впрочем, нет и оцепенения от увиденного, нет и того катарсиса, который покажет новые личины тех, кто по праву считался протореволюционерами для большевиков. Парадоксально, но слом советской мифологии Кравчуку вместе с матерыми продюсерами не удается, проект "Декабристы 2.0" оказывается космически затратным, но недостаточно обличительным с точки зрения срыва масок с тех, кого пытаются представить мятежниками, обманщиками и убийцами, отправившими на площади на верную смерть более 1200 человек солдат и младших чинов. И становится очень большим вопросом, нужно ли ностальгировать по той старой России, по тем мундирам и эполетам, или же все представленное в кадре - хорошо продуманный и направленный на подкрепление визуалом художника-постановщика Сергея Агина разговор о том, что существуют при любой власти такие элементы, которым всегда чего-то не хватает, свободы или легитимности правящей власти. Твердая рука, борьба с инакомыслием в империи из-за этого становятся впоследствии главными приоритетами в политике Николая I, дающего в картине откровенного Гамлета со своим личным "стрелять или не стрелять" и ужасающегося от мысли о том, что начало его правления будет замешано на крови.
Поскольку создателям "Союза Спасения" удается уйти в ярко выраженное для блокбастера, тем более исторического, в ярко выраженное противостояние сторон, протагонисты и антагонисты в этой ленте оказываются заложниками любви к России, с одинаковой силой желающими ей счастья и процветания. Кажется, что идейная сторона ленты бьется где-то около нуля и ее нет вообще, однако это не так. Кравчук очень четко высказывается на тему того, что стрелявшие до этого в прошлое, в 1825 год, из пистолета интеллигенты всех видов и мастей получают вместе со всеми настоящий снаряд из кинематографической пушки, где четко сказано, что декабристы - инфантилы и хипстеры с эполетами, готовые выйти против государя. Однако подобная реставрационная схема для оправдания монархии и, чего уж там греха таить, карающей тирании оказывается подобна самой известнейшей характеристике декабристов, которую дал когда-то вождь пролетариата Ленин - страшно далеки создатели "Союза Спасения" от массового зрителя, жадного в последнее время до развлечений и максимально разложенной комиксовой подачи материала. Вместо галереи ярких исторических портретов на экране оказываются слабо проработанные, но одетые по эпохе характеры, изъясняющиеся на уже омертвевшем эпистолярном русском языке XIX века. Абсолютно выхолощенная лирическая линия, способная оттенить эту драму об увлеченных политикой мужчинах, представлена только специально созданным образом Анны Бельской (Софья Эрнст), в меру добродетельной и в меру страстной барышней, которая служит общим знаменателем сразу для всех жен и подруг декабристов и которая показывает, что любовь и политика - две слабо совместимые категории бытия. Продюсерский расчет Анатолия Максимова и Константина Эрнста оказывается максимально созвучен тому настоящему, в котором находятся зрители "Союза Спасения", и кровавая вторая половина, и повешение декабристов наглядно показывают обывателям, что все это инакомыслие уже проходило, и не раз, по части Третьего отделения, руководимом во времена Николая I шефом жандармов Александром Бенкендорфом. Поэтому "Союз Спасения" может хорошо себя зарекомендовать отдельными сценами и эпизодами только на уроках истории в средней школе, где реконструкторская часть, летающие ядра, император и благородные мятежники послужат хорошей иллюстрацией того, что бунтари, играющие с властью по законам личного императива, должны сразу готовиться к поражению и к затяжной командировке в сибирские поселения.
7
,6
2019, Россия, Исторические
130 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В своем новом проекте "Союз Спасения" режиссер Андрей Кравчук ("Викинг", "Адмиралъ") стремится соскоблить с декабристов и с восстания на Сенатской площади весь тот романтический флер, которым были окутаны эти великие бунтовщики и их дело в советскую эпоху. В современном видении, которое предлагают создатели этого верноподданического проекта, парадоксально сочетаются две противоположности. С одной стороны - это стремление максимально зрелищно реконструировать историю, в которой есть потенциал для блокбастера, где можно с должным натурализмом, допустимым для рейтинга 12+, показать, как именно это было с лаокооном персоналий. С другой - максимально убедить зрителей в том, что все те, кто устроили мятеж и рвались к диктатуре, являются максимально заблудившимися в своих иллюзиях людьми, наглотавшимися вреднейших паров либерте, эгалите и фратерните во время похода на Париж. Не случайно, авторы экранной истории, сценаристы Никита Высоцкий ("Высоцкий. Спасибо, что живой") и Олег Маловичко ("Лёд", "Притяжение"), заботливо предупреждают о том, что Российская империя после Отечественной войны 1812 года, уже будучи европейским гегемоном, стояла на пороге перемен и реформ, которые намеревался провести Александр I (Виталий Кищенко). Появление целой массы тайных обществ показывало, что, выражаясь современным языком, протестные настроения прогрессивно настроенного дворянства держались около самого высокого градуса. И Кравчуку удается без большого труда показать боевых офицеров русской армии лишенными глянца победителями, которые очень похожи на мечтателей, оторванных от жизни, обсуждающих свое выступление против власти как проект больших идей, способный запустить самые кровавые решения освобождения и привести к гражданской войне. Усмирение армейских умников, выпивох, маргиналов и экзальтантов, желающих также еще свести счеты с императорской властью и удовлетворить собственные амбиции, режиссер показывает без большой драмы, не забывая расставить мудрые продюсерские акценты Анатолия Максимова и Константина Эрнста относительно еще молодого Николая I (Иван Колесников), при помощи пушек отстоявшего свое право на власть. Зрелищная составляющая второй части фильма настолько велика, что даже не дает поводов задуматься над драмой и над ролью личностей в историческом процессе. Так уж устроен этот фильм, что с кровожадной жадностью победителя показывает не столько сомнения того, кто сделает при своем правлении Россию жандармом Европы, сколько дает понять, что даже новому императору нужно дойти до определенного предела, чтобы разогнать военную фронду. Поэтому "Союз Спасения" безотказно работает на уровне утверждения господствующей идеологии, против всякого желания отражая то, что происходило за последний год в российском обществе, и показывает тех, кто жаждал свобод и перемен не вызывающими больших симпатий характерами. Вообще "Союзу Спасения" Кравчука свойственна википедийность в самом прямом смысле этого слова, когда у зрителя не должно возникать ни сомнений в увиденном, ни разночтений, ни трактовок. Одним словом, по мысли создателей, зритель должен впитывать увиденное и в меру устрашаться, проникаясь презрением к тем, кто выступал за народ. И действительно режиссер в прямом смысле не предъявляет ни одного иллюстрирующего эпизода, живописующего бедственное положение крестьян в тот период России, лишь по касательной показывая рекрутов, которые отдавали в битвах и сражениях четверть века на государевой службе. Сознательно авторы показывают декабристов в форме агрессивной клокочущей пустоты, наглотавшейся атомов и молекул либерализма, но так и не создавших критической массы для настоящей революции и полной смены власти. Поскольку Первый канал явно настроен преобразовать этот полный метр в сериал, то проблемой всего проекта становится монтаж первой половины, где вводится целый полк характеров, которые одинаково поверхностно прописаны, за исключением, пожалуй, поэта Кондратия Рылеева (Антон Шагин) и то только потому, что он носит штатское. Такой правильный эпос о путях политических лузеров, которых накрыла реакционная волна и которые проиграли из-за собственной нерешительности в трактовке Кравчука, можно рекомендовать в качестве идейного вдохновителя для тех, кто будет разгонять, не пускать и запрещать. Корректно и по-своему убедительно постановщик показывает, что никто не должен идти роялистов и зерна демократии еще залегают на недостижимой глубине. Вместо традиционных романтиков Кравчук предъявляет публике эгоистов, увлеченных вредным вольтерианством, вредных вольнодумцев еще и с оружием в руках, такая дегероизация выглядит реализацией определенного государственного заказа и может вызвать отторжение благодаря смены тонов на тех, кого традиционно привыкли считать идеальными и просвещенными дворянами. Еще лента Кравчука предлагает своеобразную назойливую постмодернистскую мину для всех любителей русского рока, которая была мудро спроектирована Константином Эрнстом и направленно взрывается возвышенным и мелодраматичным симфонизмом "Прогулок по воде" от "Наутилуса Помпилиуса" и мумийтроллиевским "Владивостоком 2000" от композитора ленты Дмитрия Емельянова. Вообще можно поздравить Андрея Кравчука с хорошо выполненной задачей по зрительской прививке "Союзом Спасения", когда смещение акцентов с благородного подвига ради общественной добродетели на организации, где этика была явно инвертирована. Особенно радикальный Сергей Муравьев-Апостол (Леонид Бичевин) показан зрителям таким пламенным и бескомпромиссным революционером, что некоторые современные террористы и серийники типа Чарли Мэнсона или Андерса Брейвика - просто ученики ремесленного училища со своими безыдейными выходками. В режиссерской подаче просматриваются лишь иногда элементы сверхцелей, которые ставили перед собой участники восстания, сказать, что экранная история переписывает историю реальную при этом нельзя. Ряженые в красивые мундиры, российские актеры-мужчины из первого эшелона вовсю стремятся историю не разыграть или заставить переосмыслить, чтобы занять авторскую сторону, они ее выгуливают подобно тому, как можно выгуливать собственного агрессивного пса на улице, в наморднике для всеобщего устрашения. Когда в известном историческом финале пятерка повешенных оказывается на эшафоте, то не возникает ни ненависти, ни сострадания к тем, кто выступил в свой последний поход на Сенатской, как, впрочем, нет и оцепенения от увиденного, нет и того катарсиса, который покажет новые личины тех, кто по праву считался протореволюционерами для большевиков. Парадоксально, но слом советской мифологии Кравчуку вместе с матерыми продюсерами не удается, проект "Декабристы 2.0" оказывается космически затратным, но недостаточно обличительным с точки зрения срыва масок с тех, кого пытаются представить мятежниками, обманщиками и убийцами, отправившими на площади на верную смерть более 1200 человек солдат и младших чинов. И становится очень большим вопросом, нужно ли ностальгировать по той старой России, по тем мундирам и эполетам, или же все представленное в кадре - хорошо продуманный и направленный на подкрепление визуалом художника-постановщика Сергея Агина разговор о том, что существуют при любой власти такие элементы, которым всегда чего-то не хватает, свободы или легитимности правящей власти. Твердая рука, борьба с инакомыслием в империи из-за этого становятся впоследствии главными приоритетами в политике Николая I, дающего в картине откровенного Гамлета со своим личным "стрелять или не стрелять" и ужасающегося от мысли о том, что начало его правления будет замешано на крови. Поскольку создателям "Союза Спасения" удается уйти в ярко выраженное для блокбастера, тем более исторического, в ярко выраженное противостояние сторон, протагонисты и антагонисты в этой ленте оказываются заложниками любви к России, с одинаковой силой желающими ей счастья и процветания. Кажется, что идейная сторона ленты бьется где-то около нуля и ее нет вообще, однако это не так. Кравчук очень четко высказывается на тему того, что стрелявшие до этого в прошлое, в 1825 год, из пистолета интеллигенты всех видов и мастей получают вместе со всеми настоящий снаряд из кинематографической пушки, где четко сказано, что декабристы - инфантилы и хипстеры с эполетами, готовые выйти против государя. Однако подобная реставрационная схема для оправдания монархии и, чего уж там греха таить, карающей тирании оказывается подобна самой известнейшей характеристике декабристов, которую дал когда-то вождь пролетариата Ленин - страшно далеки создатели "Союза Спасения" от массового зрителя, жадного в последнее время до развлечений и максимально разложенной комиксовой подачи материала. Вместо галереи ярких исторических портретов на экране оказываются слабо проработанные, но одетые по эпохе характеры, изъясняющиеся на уже омертвевшем эпистолярном русском языке XIX века. Абсолютно выхолощенная лирическая линия, способная оттенить эту драму об увлеченных политикой мужчинах, представлена только специально созданным образом Анны Бельской (Софья Эрнст), в меру добродетельной и в меру страстной барышней, которая служит общим знаменателем сразу для всех жен и подруг декабристов и которая показывает, что любовь и политика - две слабо совместимые категории бытия. Продюсерский расчет Анатолия Максимова и Константина Эрнста оказывается максимально созвучен тому настоящему, в котором находятся зрители "Союза Спасения", и кровавая вторая половина, и повешение декабристов наглядно показывают обывателям, что все это инакомыслие уже проходило, и не раз, по части Третьего отделения, руководимом во времена Николая I шефом жандармов Александром Бенкендорфом. Поэтому "Союз Спасения" может хорошо себя зарекомендовать отдельными сценами и эпизодами только на уроках истории в средней школе, где реконструкторская часть, летающие ядра, император и благородные мятежники послужат хорошей иллюстрацией того, что бунтари, играющие с властью по законам личного императива, должны сразу готовиться к поражению и к затяжной командировке в сибирские поселения.