Фильм Теда Мелфи «Скрытые фигуры» в этом году был в списках на премию «Оскар» по трем номинациям, но ни одной статуэтки так и не получил. Почему? Вопрос отдельный. Вроде бы тема в нем затронута самая что ни на есть политкорректная: проблемы расовой и половой дискриминации. Да и сделана картина на весьма достойном уровне. Я смотрела ее уже после объявления результатов и, признаюсь, была приятно удивлена тем, что авторы не спекулируют на острой проблематике, не выжимают из зрителей слезу, а просто рассказывают потрясающую историю. Однако члены Американской киноакадемии, видимо, не посчитали, что картина внесла значительный вклад в развитие кинематографа.
Согласна, на фоне своих конкурентов фильм выглядит абсолютно попсово, создатели не пижонят разного рода изысками. Зато его смотреть интересно, и в нем содержится мощный позитивный заряд. Завоевавшие премии «Лунный свет» и «Ограды» при всех их очевидных достоинствах ужасно раздражают своей депрессивностью. Ах, пожалейте несчастные меньшинства, проникнитесь сочувствием к их нелегкой участи. Не получается. Я хочу уважать главных героев, испытывать к ним симпатию, а не выслушивать нытье неудачников, пусть даже оно подано максимально высокохудожественно. А талантливые чернокожие женщины-математики из «Скрытых фигур», которые в 60-х годах прошлого века вопреки всем притеснениям со стороны белых коллег из НАСА сумели внести неоценимый вклад в развитие американской космической программы вызывают у меня искреннее восхищение.
Кэтрин Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон – реальные персонажи, они действительно существовали (Кэтрин Джонсон, кстати, еще жива, хотя ей уже под сотню лет). Имена этих скромных героинь Космической гонки долгое время замалчивали, их заслуги признали не сразу. Во времена расовой сегрегации объявить на весь мир, что Джон Гленн, первый астронавт США, совершил свой орбитальный полет во многом благодаря: а) черным, б) женщинам – казалось немыслимым. Но времена меняются, с многих архивных документов снимают гриф «секретно». Это позволило американской писательнице Марго Ли Шеттерли написать свой бестселлер в жанре нон-фикшн. Собранные ею факты об этих удивительных женщинах были настолько «вкусными», что буквально просились на большой экран. Что с успехом и сделал Тед Мелфи. Надеюсь, кассу в мировом прокате фильм соберет больше, чем унылые оскароносные нытики.
Главные роли в нем исполнили Тараджи П. Хенсон (Кэтрин), Октавия Спенсер (Дороти) и Жанель Монэ (Мэри). Все три актрисы справились с задачей на «отлично», центральной место в сюжете отведено персонажу Хенсон, но одеяло на себя она не перетягивает, Спенсер и Монэ тоже создали яркие образы. Все роли характерные, живые, и каждая героиня – индивидуальность. У подруг разная специализация: Кэтрин сильна в аналитической геометрии, она вручную выполняет сложнейшие расчеты точнее автоматизированных систем; Дороти мыслит стратегически, обладает лидерскими качествами, отлично разбирается в технике, одной из первых осваивает перспективный язык программирования Фортран; у Мэри инженерный склад ума, ей удается получить степень магистра, добившись права учиться в учебном заведении для белых. А объединяет всех этих дам потрясающая целеустремленность и чувство собственного достоинства. Что особенно импонирует: к любой ситуации они способны относиться с юмором.
Возможно, с комическими сценами в картине слегка переборщили. Кэтрин, например, раза три долго бежит в сортир для черных, расположенный в полумиле от ее основного рабочего места (санузел для таких сотрудников не предусмотрен в здании, где трудятся белые). Всякий раз, когда Кэтрин приспичит отлучиться по нужде, она хватает со стола папки, и, разумеется, смешно роняет их по пути, потом, устраиваясь на унитазе, продолжает что-то в них просматривать. Это выглядит забавно, но слишком долго авторы готовят нас к сцене, где суровый начальник Эл Харрисон (Кевин Костнер) снесет ломом расистскую вывеску на ближайшем туалете, изрекая фразу: «Здесь, в НАСА, все мочатся одним цветом». Герой Костнера вообще грешит излишней афористичностью, хотя в целом он здесь хорош. А еще стало немного обидно за нашего Юрия Алексеевича. В «Скрытых фигурах» так здорово показан Джон Гленн (Глен Пауэлл), уж он здесь такой симпатяга, хоть шнурки ему развязывай. Но Гагарин все равно круче, по этому поводу не мешало бы еще пару-тройку фильмов наваять.
Джиму Парсонсу на этот раз досталась роль не просто физика, как в «Теории большого взрыва», а главного антагониста – коллеги Кэтрин, который всячески ее изводит своим пренебрежительным отношением. Этот белый мужчина не отпускает шуточки, по сюжету он сам остается в дураках, а в конце даже вынужден подносить кофе своей темнокожей подчиненной, которая делает работу лучше, чем он. Кристен Данст тоже играет «нехорошую» начальницу, она кривит губы и втихаря сует палки в колеса своим слишком умным цветным сотрудницам, которым, по ее мнению, следует вести себя, как людям второго сорта, фактически рабам. Расизм – жуткая вещь, это очень унизительно. Я в этом убедилась после просмотра «Скрытых фигур». У нас к опущенным на зоне гуманней относятся, чем в Америке белые относились к неграм всего каких-то пятьдесят лет назад. Теперь я понимаю, почему афроамериканцы считают нужным об этом постоянно напоминать. Ведь смаковать сцены жестокости, нагнетать трагедию для этого вовсе не обязательно, гораздо больше задевает за живое именно такая иллюстрация социальной несправедливости – без пафоса и неуместной риторики, за счет точных деталей, с иронией.
Еще один интересный нюанс: в фильме показан такой вариант социального лифта, как научная работа. Историями успешных атлетов и музыкантов афроамериканского происхождения уже никого не удивишь. И вдруг оказывается, что не только физические данные и творческие способности имеют значение. Интеллект – тоже мощное конкурентное преимущество. Почему об этом нам раньше не говорили? Слабо афроамериканцам выдвинуть своих кандидатов на Нобелевскую премию? Вот где нужно доказывать свое равноправие, а не номинантов на «Оскар» пересчитывать. А вообще-то американские темнокожие дамы должны благодарить за прекращение дискриминации Сергея Королева, Юрия Гагарина, Лайку и Белку со Стрелкой. Только успехи СССР заставили упертых американских расистов/сексистов использовать при игре в космический покер тройку пиковых дам.
8
,9
2016, США, Драмы
121 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фильм Теда Мелфи «Скрытые фигуры» в этом году был в списках на премию «Оскар» по трем номинациям, но ни одной статуэтки так и не получил. Почему? Вопрос отдельный. Вроде бы тема в нем затронута самая что ни на есть политкорректная: проблемы расовой и половой дискриминации. Да и сделана картина на весьма достойном уровне. Я смотрела ее уже после объявления результатов и, признаюсь, была приятно удивлена тем, что авторы не спекулируют на острой проблематике, не выжимают из зрителей слезу, а просто рассказывают потрясающую историю. Однако члены Американской киноакадемии, видимо, не посчитали, что картина внесла значительный вклад в развитие кинематографа. Согласна, на фоне своих конкурентов фильм выглядит абсолютно попсово, создатели не пижонят разного рода изысками. Зато его смотреть интересно, и в нем содержится мощный позитивный заряд. Завоевавшие премии «Лунный свет» и «Ограды» при всех их очевидных достоинствах ужасно раздражают своей депрессивностью. Ах, пожалейте несчастные меньшинства, проникнитесь сочувствием к их нелегкой участи. Не получается. Я хочу уважать главных героев, испытывать к ним симпатию, а не выслушивать нытье неудачников, пусть даже оно подано максимально высокохудожественно. А талантливые чернокожие женщины-математики из «Скрытых фигур», которые в 60-х годах прошлого века вопреки всем притеснениям со стороны белых коллег из НАСА сумели внести неоценимый вклад в развитие американской космической программы вызывают у меня искреннее восхищение. Кэтрин Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон – реальные персонажи, они действительно существовали (Кэтрин Джонсон, кстати, еще жива, хотя ей уже под сотню лет). Имена этих скромных героинь Космической гонки долгое время замалчивали, их заслуги признали не сразу. Во времена расовой сегрегации объявить на весь мир, что Джон Гленн, первый астронавт США, совершил свой орбитальный полет во многом благодаря: а) черным, б) женщинам – казалось немыслимым. Но времена меняются, с многих архивных документов снимают гриф «секретно». Это позволило американской писательнице Марго Ли Шеттерли написать свой бестселлер в жанре нон-фикшн. Собранные ею факты об этих удивительных женщинах были настолько «вкусными», что буквально просились на большой экран. Что с успехом и сделал Тед Мелфи. Надеюсь, кассу в мировом прокате фильм соберет больше, чем унылые оскароносные нытики. Главные роли в нем исполнили Тараджи П. Хенсон (Кэтрин), Октавия Спенсер (Дороти) и Жанель Монэ (Мэри). Все три актрисы справились с задачей на «отлично», центральной место в сюжете отведено персонажу Хенсон, но одеяло на себя она не перетягивает, Спенсер и Монэ тоже создали яркие образы. Все роли характерные, живые, и каждая героиня – индивидуальность. У подруг разная специализация: Кэтрин сильна в аналитической геометрии, она вручную выполняет сложнейшие расчеты точнее автоматизированных систем; Дороти мыслит стратегически, обладает лидерскими качествами, отлично разбирается в технике, одной из первых осваивает перспективный язык программирования Фортран; у Мэри инженерный склад ума, ей удается получить степень магистра, добившись права учиться в учебном заведении для белых. А объединяет всех этих дам потрясающая целеустремленность и чувство собственного достоинства. Что особенно импонирует: к любой ситуации они способны относиться с юмором. Возможно, с комическими сценами в картине слегка переборщили. Кэтрин, например, раза три долго бежит в сортир для черных, расположенный в полумиле от ее основного рабочего места (санузел для таких сотрудников не предусмотрен в здании, где трудятся белые). Всякий раз, когда Кэтрин приспичит отлучиться по нужде, она хватает со стола папки, и, разумеется, смешно роняет их по пути, потом, устраиваясь на унитазе, продолжает что-то в них просматривать. Это выглядит забавно, но слишком долго авторы готовят нас к сцене, где суровый начальник Эл Харрисон (Кевин Костнер) снесет ломом расистскую вывеску на ближайшем туалете, изрекая фразу: «Здесь, в НАСА, все мочатся одним цветом». Герой Костнера вообще грешит излишней афористичностью, хотя в целом он здесь хорош. А еще стало немного обидно за нашего Юрия Алексеевича. В «Скрытых фигурах» так здорово показан Джон Гленн (Глен Пауэлл), уж он здесь такой симпатяга, хоть шнурки ему развязывай. Но Гагарин все равно круче, по этому поводу не мешало бы еще пару-тройку фильмов наваять. Джиму Парсонсу на этот раз досталась роль не просто физика, как в «Теории большого взрыва», а главного антагониста – коллеги Кэтрин, который всячески ее изводит своим пренебрежительным отношением. Этот белый мужчина не отпускает шуточки, по сюжету он сам остается в дураках, а в конце даже вынужден подносить кофе своей темнокожей подчиненной, которая делает работу лучше, чем он. Кристен Данст тоже играет «нехорошую» начальницу, она кривит губы и втихаря сует палки в колеса своим слишком умным цветным сотрудницам, которым, по ее мнению, следует вести себя, как людям второго сорта, фактически рабам. Расизм – жуткая вещь, это очень унизительно. Я в этом убедилась после просмотра «Скрытых фигур». У нас к опущенным на зоне гуманней относятся, чем в Америке белые относились к неграм всего каких-то пятьдесят лет назад. Теперь я понимаю, почему афроамериканцы считают нужным об этом постоянно напоминать. Ведь смаковать сцены жестокости, нагнетать трагедию для этого вовсе не обязательно, гораздо больше задевает за живое именно такая иллюстрация социальной несправедливости – без пафоса и неуместной риторики, за счет точных деталей, с иронией. Еще один интересный нюанс: в фильме показан такой вариант социального лифта, как научная работа. Историями успешных атлетов и музыкантов афроамериканского происхождения уже никого не удивишь. И вдруг оказывается, что не только физические данные и творческие способности имеют значение. Интеллект – тоже мощное конкурентное преимущество. Почему об этом нам раньше не говорили? Слабо афроамериканцам выдвинуть своих кандидатов на Нобелевскую премию? Вот где нужно доказывать свое равноправие, а не номинантов на «Оскар» пересчитывать. А вообще-то американские темнокожие дамы должны благодарить за прекращение дискриминации Сергея Королева, Юрия Гагарина, Лайку и Белку со Стрелкой. Только успехи СССР заставили упертых американских расистов/сексистов использовать при игре в космический покер тройку пиковых дам.