Очень приятно иметь дело с человеком образованным, интеллигентным, выросшим в хорошей семье, в которой царит культ чтения. Федор Бондарчук как раз из таких. Можно не знать, кто его отец, достаточно посмотреть любой из его фильмов – и вы поймете, что этот режиссер человек весьма начитанный. И это не в последнюю очередь касается его последнего (на сегодня) фильма «Притяжение».
Это история про первый контакт человечества с внеземной цивилизацией. В небе появляется пилотируемый космический аппарат откровенно инопланетного происхождения. Земляне, в данном случае россияне (звездолет угораздило залететь в суверенное воздушное пространство страны, обладающей лучшими в мире ПВО – надеемся, и ПРО тоже) продемонстрировали отменные образчики конструктивной паранойи и приласкали нарушителя ракетой класса «воздух – воздух». При этом зрителям сразу должно быть понятно, что наши военные слегка погорячились. Нужно было просто внимательней посмотреть на корабль. Он же такой красивенький, такой пусенька, такая няшка. Посреди такой глазик миленький, ему бы еще реснички нарастить. А вокруг колечки вращаются, как будто звездная гламурная фифа сразу несколько хула-хупов раскручивает. Ну неужели непонятно, что к нам пожаловали представители самой гуманной в галактике цивилизации! В результате незапланированная катастрофа, аппарат совершает жесткую посадку в Чертаново. Бедные пришельцы! Они тут же включили у аборигенов режим «понаехали тут всякие». Точнее – понаприлетели. И вот на фоне бешеной эскалации ксенофобии перед нами разворачивается история Ромео (пришелец Хэкон/Харитон) и Джульетты (Юля). А такого свирепого Тибальда (главарь местных гопников Тема) Шекспир и вообразить не мог. Ричард III и Макбет просто нервно курят за углом. Кстати, Бондарчук не без изящества вставил в картину антитабачную рекламу, за что ему большой респект от любителей ЗОЖ.
Забавно наблюдать, как Бондарчук размечает сюжет маркерами своих литературных (и киношных) пристрастий. Гляньте, вот вам кусочек «Кинг Конга», экзо-костюмы пришельцев – привет незабываемому «Звездному десанту». А в этом месте – как мило – Бондарчук вспоминает, что не наигрался в «Обитаемый остров». Это сцена драки Харитона с бандой Темы. Сначала ревнивый землянин зверски избивает субтильного представителя суперцивилизации, просто размазывает его по асфальту. А потом тот вспоминает: да я же Максим Каммерер на Массаракше, прогрессор или кто? И начинает демонстрировать звездное кун-фу, от которого гопота разлетается по всей плоскости Чертановской эклиптики. Непонятно, зачем он пять минут ботаном прикидывался.
Вообще жанр научной фантастики требует тщательной проработки сюжета, он должен обладать высокой степенью правдоподобия при одном-двух наукообразных допущениях. Логика действий персонажей должна находиться на уровне классного детектива. Федор Бондарчук, воспитанный на прекрасных образцах подобного рода литературы, конечно, об этом прекрасно осведомлен. Но то ли мастера поджимало время, то ли сейчас у творцов блокбастеров стало правилом хорошего тона грешить неточностями, допускать небольшие ляпы – не могу сказать. Однако отдельные моменты в «Притяжении» вызывают не то что недоумение, а просто шокируют: автор нас очень не уважает, кормит нас такой развесистой клюквой, как будто навыки критического восприятия действительности современные зрители утратили совершенно.
Итак, следите за руками. Пришелец из космоса преодолел расстояние в 47 световых лет (для сравнения: расстояние от Земли до Солнца порядка восьми световых минут). Когда он выбирается из своего блескуче/сверкучего экзоскелета, то оказывается точно таким же человеком, как и обитатели Чертанова. Его отличает от них только легкий прибалтийский акцент и петербуржское (по мнению москвички) чувство юмора. Но и это еще не все. У него точно такая же группа крови, как и у земной девушки. Так что она организует ему переливание крови и спасает его от смерти (хотя он, вообще-то, бессмертный). Какое допущение более невероятное – общность крови пришельца и человека или умение обычной троечницы (Юля откровенно треплется на уроках и изъясняется на молодежном сленге) организовать переливание крови, судить вам. А еще девочка Юля весь фильм дурачит своего отца и позорит российские спецслужбы. Суровый полковник Лебедев, отец Юли, в исполнении Олега Меньшикова, безусловно, удача для фильма. Положительный герой в мундире, строгий снаружи и чуткий внутри Меньшикову удался. Но почему дочурка знает шифр его оружейного сейфа? Почему она спокойно снимает с шеи отца супер-пропуск, дающий право входа в самые секретные отделы самого секретного института. И в руках подобных людей находится наша с вами безопасность? Хорошо, что Лебедев – только полковник. Российские генералы, я уверен, гораздо более ответственные люди. И почему это операцию по контролю над местом приземления пришельцев возглавляет офицер в столь скромном звании? А курирует ее вице-премьер, а не глава государства? Осмелюсь предположить, что Федор Бондарчук даже в фантастическом фильме не может вообразить себе другого президента РФ, а САМ не дал согласие на использование похожего актера.
Так что на фильм можно поворчать. Но в целом «Притяжение» – это бесспорная удача Федора Бондарчука. Видеоряд местами грешит откровенным глянцем, рекламное прошлое режиссера дает о себе знать. Однако автор так мощно воспроизвел атмосферу дикой ксенофобии, великолепно показал безумную ярость толпы, что зрителю становится неуютно. Неужели это мы, неужели так ведут себя наши соотечественники? Неужели крика «понаехали» действительно хватит для активизации толпы погромщиков? Надо отдать должное режиссеру, он сумел закончить фильм на оптимистичной ноте, не впадая при этом в сентиментальный пафос или казенный патриотизм. Так что фантастика удается Федору Бондарчуку, на мой взгляд, лучше, чем военные фильмы. Может, он снимет когда-нибудь «Трудно быть богом»? Герман все-таки слишком далеко отошел от литературного первоисточника, Федор Бондарчук относится к текстам Стругацких гораздо бережней.
7
,8
2017, Россия, Фантастика
117 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Очень приятно иметь дело с человеком образованным, интеллигентным, выросшим в хорошей семье, в которой царит культ чтения. Федор Бондарчук как раз из таких. Можно не знать, кто его отец, достаточно посмотреть любой из его фильмов – и вы поймете, что этот режиссер человек весьма начитанный. И это не в последнюю очередь касается его последнего (на сегодня) фильма «Притяжение». Это история про первый контакт человечества с внеземной цивилизацией. В небе появляется пилотируемый космический аппарат откровенно инопланетного происхождения. Земляне, в данном случае россияне (звездолет угораздило залететь в суверенное воздушное пространство страны, обладающей лучшими в мире ПВО – надеемся, и ПРО тоже) продемонстрировали отменные образчики конструктивной паранойи и приласкали нарушителя ракетой класса «воздух – воздух». При этом зрителям сразу должно быть понятно, что наши военные слегка погорячились. Нужно было просто внимательней посмотреть на корабль. Он же такой красивенький, такой пусенька, такая няшка. Посреди такой глазик миленький, ему бы еще реснички нарастить. А вокруг колечки вращаются, как будто звездная гламурная фифа сразу несколько хула-хупов раскручивает. Ну неужели непонятно, что к нам пожаловали представители самой гуманной в галактике цивилизации! В результате незапланированная катастрофа, аппарат совершает жесткую посадку в Чертаново. Бедные пришельцы! Они тут же включили у аборигенов режим «понаехали тут всякие». Точнее – понаприлетели. И вот на фоне бешеной эскалации ксенофобии перед нами разворачивается история Ромео (пришелец Хэкон/Харитон) и Джульетты (Юля). А такого свирепого Тибальда (главарь местных гопников Тема) Шекспир и вообразить не мог. Ричард III и Макбет просто нервно курят за углом. Кстати, Бондарчук не без изящества вставил в картину антитабачную рекламу, за что ему большой респект от любителей ЗОЖ. Забавно наблюдать, как Бондарчук размечает сюжет маркерами своих литературных (и киношных) пристрастий. Гляньте, вот вам кусочек «Кинг Конга», экзо-костюмы пришельцев – привет незабываемому «Звездному десанту». А в этом месте – как мило – Бондарчук вспоминает, что не наигрался в «Обитаемый остров». Это сцена драки Харитона с бандой Темы. Сначала ревнивый землянин зверски избивает субтильного представителя суперцивилизации, просто размазывает его по асфальту. А потом тот вспоминает: да я же Максим Каммерер на Массаракше, прогрессор или кто? И начинает демонстрировать звездное кун-фу, от которого гопота разлетается по всей плоскости Чертановской эклиптики. Непонятно, зачем он пять минут ботаном прикидывался. Вообще жанр научной фантастики требует тщательной проработки сюжета, он должен обладать высокой степенью правдоподобия при одном-двух наукообразных допущениях. Логика действий персонажей должна находиться на уровне классного детектива. Федор Бондарчук, воспитанный на прекрасных образцах подобного рода литературы, конечно, об этом прекрасно осведомлен. Но то ли мастера поджимало время, то ли сейчас у творцов блокбастеров стало правилом хорошего тона грешить неточностями, допускать небольшие ляпы – не могу сказать. Однако отдельные моменты в «Притяжении» вызывают не то что недоумение, а просто шокируют: автор нас очень не уважает, кормит нас такой развесистой клюквой, как будто навыки критического восприятия действительности современные зрители утратили совершенно. Итак, следите за руками. Пришелец из космоса преодолел расстояние в 47 световых лет (для сравнения: расстояние от Земли до Солнца порядка восьми световых минут). Когда он выбирается из своего блескуче/сверкучего экзоскелета, то оказывается точно таким же человеком, как и обитатели Чертанова. Его отличает от них только легкий прибалтийский акцент и петербуржское (по мнению москвички) чувство юмора. Но и это еще не все. У него точно такая же группа крови, как и у земной девушки. Так что она организует ему переливание крови и спасает его от смерти (хотя он, вообще-то, бессмертный). Какое допущение более невероятное – общность крови пришельца и человека или умение обычной троечницы (Юля откровенно треплется на уроках и изъясняется на молодежном сленге) организовать переливание крови, судить вам. А еще девочка Юля весь фильм дурачит своего отца и позорит российские спецслужбы. Суровый полковник Лебедев, отец Юли, в исполнении Олега Меньшикова, безусловно, удача для фильма. Положительный герой в мундире, строгий снаружи и чуткий внутри Меньшикову удался. Но почему дочурка знает шифр его оружейного сейфа? Почему она спокойно снимает с шеи отца супер-пропуск, дающий право входа в самые секретные отделы самого секретного института. И в руках подобных людей находится наша с вами безопасность? Хорошо, что Лебедев – только полковник. Российские генералы, я уверен, гораздо более ответственные люди. И почему это операцию по контролю над местом приземления пришельцев возглавляет офицер в столь скромном звании? А курирует ее вице-премьер, а не глава государства? Осмелюсь предположить, что Федор Бондарчук даже в фантастическом фильме не может вообразить себе другого президента РФ, а САМ не дал согласие на использование похожего актера. Так что на фильм можно поворчать. Но в целом «Притяжение» – это бесспорная удача Федора Бондарчука. Видеоряд местами грешит откровенным глянцем, рекламное прошлое режиссера дает о себе знать. Однако автор так мощно воспроизвел атмосферу дикой ксенофобии, великолепно показал безумную ярость толпы, что зрителю становится неуютно. Неужели это мы, неужели так ведут себя наши соотечественники? Неужели крика «понаехали» действительно хватит для активизации толпы погромщиков? Надо отдать должное режиссеру, он сумел закончить фильм на оптимистичной ноте, не впадая при этом в сентиментальный пафос или казенный патриотизм. Так что фантастика удается Федору Бондарчуку, на мой взгляд, лучше, чем военные фильмы. Может, он снимет когда-нибудь «Трудно быть богом»? Герман все-таки слишком далеко отошел от литературного первоисточника, Федор Бондарчук относится к текстам Стругацких гораздо бережней.