Когда речь заходит о фестивальном кино, уже никто не удивляется, что лауреатами престижных европейских наград становятся кинематографисты Ирана, Турции, Филиппин, Таиланда. Внимание политкорректного жюри Каннского кинофорума к немецким режиссерам значительно ослабло. Особенно если это молодая (40 лет) женщина-режиссер, которая представила грустную мелодраму-комедию на тему общечеловеческих и семейных ценностей. Фильм Марен Аде «Тони Эрдманн» был восторженно принят зрителями, но приза не получил, что вполне ожидаемо: в нем нет острой социальной проблематики, оно недостаточно артхаусное, новаторства там тоже никакого не наблюдается. Автор обходится без экспериментов и сомнительных изысков.
Это кино для зрителей, а не для критиков. И сделано оно великолепно, несмотря на почти трехчасовой хронометраж, отсутствие саундтрека и традиционную манеру подачи материала. Очень трогательное, абсолютно европейское и совершенно дамское кино. В нем нет воинствующего феминизма, в стране, где пост канцлера долгое время занимает женщина, знаменем борьбы за женские права размахивать бессмысленно. Хотя главная героиня картины осознает все трудности существования в мире большого бизнеса, где ей приходится конкурировать с мужчинами. Чтобы добиться успеха, здесь нужно быть гораздо изворотливей, жестче и стервозней своих коллег.
Марен Аде рассказывает нам очень «вкусную» историю. Чудаковатый 65-летний учитель музыки Винфрид Конради (Петер Симонишек) пытается восстановить утраченный контакт со своей взрослой дочерью Инес (Сандра Хюллер). Та строит успешную карьеру, работает в консалтинговой фирме, имеет дело с настоящими тяжеловесами бизнеса. Вечно занятая Инес редко видится с родными, она бесконечно мотается по командировкам, живет в основном за границей. У нее не остается времени, чтобы подумать о замужестве, детях, а биологические часики уже безжалостно тикают. Винфрид принимает спонтанное решение заявиться к дочери в Бухарест. Там он начинает активно вмешиваться в ее жизнь, вращаться в деловых кругах, выдавая себя за некоего Тони Эрдманна. Это у Винфрида прикол такой: вставит себе накладные зубы, нахлобучит парик, темные очки нацепит – и вот уже перед вами его альтер-эго. Тони Эрдманн может изображать хоть подрывника-уголовника, хоть крутого бизнес-консультанта, у него на все хватает наглости. Инес от такого сюрприза ко дню ее рождения не в восторге. Но она выносит все выходки папаши с ангельским терпением, пока, конечно, сама не слетает с катушек.
Юмор в картине настолько тонкий, что его даже с чем-то сравнить трудно. Это не фривольные французские шуточки, не сортирные хохмы американских молодежных комедий, не балканско-цыганский балаган, и на темпераментную итальянскую манеру смешить зрителя это совсем не похоже, от знаменитого английского юмора тоже сильно отличается. Наиболее близкий аналог – шведский фильм «Вторая жизнь Уве». Смех сквозь слезы, но не хохот сквозь рыдания, все очень деликатно, сдержано, местами чуть мрачновато (до уровня отборной ирландской чернухи все же не доходит). Предлагаю ввести такое понятие – «нордический юмор», именно так можно обозначить подобный жанр. Признаюсь, Марен Аде меня приятно удивила, зритель пока не привык считать немецкое кино образцом комедийного искусства.
В постсоветские времена репутацию немецкой кинопродукции серьезно подпортили полулегальные видеосалоны, где крутили запиленные записи фильмов с возгласами и стонами типа «Das ist Fantastisch! Ja ja! natürlich!». Марен Аде даже достаточно откровенные сцены с обнаженкой снимает без малейшей похабщины. У автора удивительное чувство такта. Это может быть смешно, нелепо, но уж никак не пошло. Герои ведут себя очень естественно, не принимают картинных поз, не разыгрывают по-театральному экзальтированных страстей.
Дуэт не очень популярного австрийского актера Петера Симонишека и обладательницы «Серебряного медведя» Сандры Хюллер выше всяких похвал. Прекрасная работа, достойная зрительских аплодисментов. «Ты вообще живой человек?» – спрашивает отец свою замотанную делами до полного эмоционального бесчувствия дочь. Да, они оба очень живые, настоящие люди, правда, каждый по-своему. Страдают от одиночества и недостатка любви. Их искренне жаль. В современном мире главная проблема – отчуждение, утрата теплоты человеческих отношений. Да еще ангедония – бич трудоголиков, карьеристов и даже простых скучных обывателей. Разучились мы получать удовольствие от жизни, загнав себя в рамки условностей. Инес безразличен вкус вина, которое она пьет, секс – чисто физиологическая потребность, даже кайфа от наркотиков она не чувствует. Винфрид вроде бы обожает валять дурака, всех разыгрывать, но даже он не может сказать, что доставляет ему настоящую радость. Его глаза остаются всегда печальными, как у несчастного старого пса.
Я с большим опасением отношусь к идее киностудии Paramount Pictures снять голливудский ремейк фильма Аде с Джеком Николсоном и Кристен Уиг в главных ролях. Испортят американцы эту чудесную историю, зальют липким сиропом, фраза «я тебя люблю» в сценарии будет повторяться на каждой странице и не по разу. От подобных вещей уже давно тошнит. Если на экране отец и дочь – жди тонны розовых соплей. При всем моем уважении к Николсону (амплуа несносного старика ему, безусловно, подходит) я бы не хотела видеть его Тони Эрдманном. Европейский менталитет слишком отличается от американского, нордический характер – тем более. Немцы не проговаривают все вслух, как на приеме у психоаналитика. Поэтому в фильме Марен Аде персонажи часто просто молчат. Без этих многозначительных «пауз в словах», без этой тишины картина стала бы короче, но потеряла бы в накале драматизма.
Можно согласиться с претензией, что фильм «Тони Эрдманн» длится без малого три часа только для того, чтобы донести одну единственную мысль: жизнь может пройти мимо. Однако напомнить об этом все же стоит. У Марен Аде это получилось весьма элегантно.
6
,4
2016, Драмы
155 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Когда речь заходит о фестивальном кино, уже никто не удивляется, что лауреатами престижных европейских наград становятся кинематографисты Ирана, Турции, Филиппин, Таиланда. Внимание политкорректного жюри Каннского кинофорума к немецким режиссерам значительно ослабло. Особенно если это молодая (40 лет) женщина-режиссер, которая представила грустную мелодраму-комедию на тему общечеловеческих и семейных ценностей. Фильм Марен Аде «Тони Эрдманн» был восторженно принят зрителями, но приза не получил, что вполне ожидаемо: в нем нет острой социальной проблематики, оно недостаточно артхаусное, новаторства там тоже никакого не наблюдается. Автор обходится без экспериментов и сомнительных изысков. Это кино для зрителей, а не для критиков. И сделано оно великолепно, несмотря на почти трехчасовой хронометраж, отсутствие саундтрека и традиционную манеру подачи материала. Очень трогательное, абсолютно европейское и совершенно дамское кино. В нем нет воинствующего феминизма, в стране, где пост канцлера долгое время занимает женщина, знаменем борьбы за женские права размахивать бессмысленно. Хотя главная героиня картины осознает все трудности существования в мире большого бизнеса, где ей приходится конкурировать с мужчинами. Чтобы добиться успеха, здесь нужно быть гораздо изворотливей, жестче и стервозней своих коллег. Марен Аде рассказывает нам очень «вкусную» историю. Чудаковатый 65-летний учитель музыки Винфрид Конради (Петер Симонишек) пытается восстановить утраченный контакт со своей взрослой дочерью Инес (Сандра Хюллер). Та строит успешную карьеру, работает в консалтинговой фирме, имеет дело с настоящими тяжеловесами бизнеса. Вечно занятая Инес редко видится с родными, она бесконечно мотается по командировкам, живет в основном за границей. У нее не остается времени, чтобы подумать о замужестве, детях, а биологические часики уже безжалостно тикают. Винфрид принимает спонтанное решение заявиться к дочери в Бухарест. Там он начинает активно вмешиваться в ее жизнь, вращаться в деловых кругах, выдавая себя за некоего Тони Эрдманна. Это у Винфрида прикол такой: вставит себе накладные зубы, нахлобучит парик, темные очки нацепит – и вот уже перед вами его альтер-эго. Тони Эрдманн может изображать хоть подрывника-уголовника, хоть крутого бизнес-консультанта, у него на все хватает наглости. Инес от такого сюрприза ко дню ее рождения не в восторге. Но она выносит все выходки папаши с ангельским терпением, пока, конечно, сама не слетает с катушек. Юмор в картине настолько тонкий, что его даже с чем-то сравнить трудно. Это не фривольные французские шуточки, не сортирные хохмы американских молодежных комедий, не балканско-цыганский балаган, и на темпераментную итальянскую манеру смешить зрителя это совсем не похоже, от знаменитого английского юмора тоже сильно отличается. Наиболее близкий аналог – шведский фильм «Вторая жизнь Уве». Смех сквозь слезы, но не хохот сквозь рыдания, все очень деликатно, сдержано, местами чуть мрачновато (до уровня отборной ирландской чернухи все же не доходит). Предлагаю ввести такое понятие – «нордический юмор», именно так можно обозначить подобный жанр. Признаюсь, Марен Аде меня приятно удивила, зритель пока не привык считать немецкое кино образцом комедийного искусства. В постсоветские времена репутацию немецкой кинопродукции серьезно подпортили полулегальные видеосалоны, где крутили запиленные записи фильмов с возгласами и стонами типа «Das ist Fantastisch! Ja ja! natürlich!». Марен Аде даже достаточно откровенные сцены с обнаженкой снимает без малейшей похабщины. У автора удивительное чувство такта. Это может быть смешно, нелепо, но уж никак не пошло. Герои ведут себя очень естественно, не принимают картинных поз, не разыгрывают по-театральному экзальтированных страстей. Дуэт не очень популярного австрийского актера Петера Симонишека и обладательницы «Серебряного медведя» Сандры Хюллер выше всяких похвал. Прекрасная работа, достойная зрительских аплодисментов. «Ты вообще живой человек?» – спрашивает отец свою замотанную делами до полного эмоционального бесчувствия дочь. Да, они оба очень живые, настоящие люди, правда, каждый по-своему. Страдают от одиночества и недостатка любви. Их искренне жаль. В современном мире главная проблема – отчуждение, утрата теплоты человеческих отношений. Да еще ангедония – бич трудоголиков, карьеристов и даже простых скучных обывателей. Разучились мы получать удовольствие от жизни, загнав себя в рамки условностей. Инес безразличен вкус вина, которое она пьет, секс – чисто физиологическая потребность, даже кайфа от наркотиков она не чувствует. Винфрид вроде бы обожает валять дурака, всех разыгрывать, но даже он не может сказать, что доставляет ему настоящую радость. Его глаза остаются всегда печальными, как у несчастного старого пса. Я с большим опасением отношусь к идее киностудии Paramount Pictures снять голливудский ремейк фильма Аде с Джеком Николсоном и Кристен Уиг в главных ролях. Испортят американцы эту чудесную историю, зальют липким сиропом, фраза «я тебя люблю» в сценарии будет повторяться на каждой странице и не по разу. От подобных вещей уже давно тошнит. Если на экране отец и дочь – жди тонны розовых соплей. При всем моем уважении к Николсону (амплуа несносного старика ему, безусловно, подходит) я бы не хотела видеть его Тони Эрдманном. Европейский менталитет слишком отличается от американского, нордический характер – тем более. Немцы не проговаривают все вслух, как на приеме у психоаналитика. Поэтому в фильме Марен Аде персонажи часто просто молчат. Без этих многозначительных «пауз в словах», без этой тишины картина стала бы короче, но потеряла бы в накале драматизма. Можно согласиться с претензией, что фильм «Тони Эрдманн» длится без малого три часа только для того, чтобы донести одну единственную мысль: жизнь может пройти мимо. Однако напомнить об этом все же стоит. У Марен Аде это получилось весьма элегантно.