Звенящая яблоня, или Все ли без ума от Тони Эрдманна
Интерес к "Тони Эрдманну", всего лишь третьему из фильмографии немецкого режиссера Марен Аде ("Страсть не знает преград", "Лес для деревьев"), был огромен еще до выхода на отечественные экраны. Снимая с черепашьей скоростью и выходя к зрителям с новой работой один раз в 7-8 лет, Аде успевает жить и наблюдать за жизнью, причем ее последнее "наблюдение" - "Тони Эрдманн" - достиг в этом году шорт-листа "Оскара" как лучший иностранный фильм. Успех этой работы во многом накрученный и надуманный, хотя как режиссеру Аде нравится играть с крайностями человеческих типов и сталкивать эти крайности в совсем уж немыслимом по хронометражу почти трехчасовом варианте. При всем внимании и поддержке публики и критиков фильм оказался вне наградного поля как в Каннах в прошлом году, так и на вручении "Оскара" в году нынешнем, пропустив вперед абсолютно объективно иранского "Коммивояжера" Фархади. Сухой остаток "Тони Эрдманна" - это почти комедия о нарушении правил, которая претендует на глубину исследования отношений отцов и детей в виде немецкого артхаусного меланхоличного ответа глупым американским фильмам с участием Адама Сэндлера.
В своих лучших проявлениях "Тони Эрдманн", снятый большей частью на ручную камеру, сочетает дрожь и страх от направления, в котором катится страрушка-Европа и все ее ценности, направления компромиссов морали и принесения в жертву человеческого достоинства. Власть корпораций и усердие офисного планктона средней руки, механически готового на все ради карьеры и успешного аутсорсинга румынских (!) нефтяников в лице великолепной Сандры Хюллер ("Реквием", "Темный мир") в роли Инес Конради - на одном полюсе этой истории. А на другом - папаша Уинфред Конради (Петер Симонишек, известный по "Таймлесс" и немецким сериалам) - писаный весельчак и балагур, этакий возрастной среднеевропейский неудачник, ответственный за душу и ее динамику в фильме. Сам нарратив в этой работе Аде можно представить как перекрученное, утомительное столкновение банальностей в кадре, даже трансформация отца родного в пресловутого бизнес-коуча Тони Эрдманна выглядит искусственной. Жизнь Уинфреда не сложилась с точки зрения обывательской, зато, видимо, много шутил и жил как хотел, но, и в этом случае надо отдать должное Аде именно как женщине-режиссеру, решился на сиюминутный отцовский мужской каприз и приехал неожиданно навестить в Бухарест возрастную дочь.
Не ждали, не желаете видеть, хотите быстрее избавиться? - Получите терку для сыра и персональный хаос в подарок, прощай, размеренная жизнь бизнес-консультанта, здравствуйте, парик и фальшивые вампирские зубы отца-Эрдманна. Герой Симонишека - посторонний в действительности Инес, он неистово сострадает, но полон скептических наблюдений относительно ее жизни и работы, он - воплощение иронии по отношению к миру и возмутитель спокойствия. Внимательный зритель "Тони Эрдманна" пожмет плечами, после превращения старины Уинфреда в Тони, понимая, что все остальное в этом фильме будет продолжением затянувшегося каприза и его воплощением в лицах. Почему Инес не останавливает заигравшегося и творящего в ее настоящей жизни сплошные неприятности отца, который пускается во всевозможные похождения? Просто потому, что отец в этой ленте - тот человек, который способен не просто освободить Инес от бизнес-оков и огромного внутреннего напряжения, в котором она живет ежедневно, он -то, единственное, родное и настоящее, хотя и действует жесткими и странными методами, хотя только лицедей Тони Эрдманн, а не грустный Уинфред, способен вернуть ей вкус к жизни.
В "Тони Эрдманне" Аде как режиссер решается на смелый, но странный эксперимент - она снимает фильм об отношениях без большой внутренней жизни героев, без их эмоций и вне психологической действительности. Режим ручной съемки держит героев на ощутимом среднем расстоянии не только друг от друга, но и еще от зрителя, чувство действительности, пойманной на лету, характерное для кино, теряется, нас делают иногда свидетелями, иногда заложниками экранных отношений. Бесстрастная Инес пытается бросить вызов себе любимой в виде нудистской вечеринки ближе к финалу, но тут-то мы начинаем понимать всю ее окончательную человеческую беспомощность и невменяемость. Она - плоть от плоти дочь Уинфреда, но, как и положено в конфликте отцов и детей, яблоко упало недалеко от звенящей яблони и попыталось откатиться от нее на безопасное расстояние. "Тони Эрдманн" глубоко патриархален в плане подачи экранного материала, нет ни одной минуты в фильме, где бы успешная с виду героиня Сандры Хюллер учила бы своего папашу быть более практичным, более самостоятельным и, да-да, более успешным. Но она учится от него расслабляться, не относиться к себе серьезно и жить моментом, это действительно странно, так как Уинфред не производит впечатление человека, более счастливого, чем его дочь. В итоге фильм, не лишенный искры гения, превращается в подобие тлеющего пороха, дымящего, но щелкающего только в финале.
6
,4
2016, Драмы
155 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Интерес к "Тони Эрдманну", всего лишь третьему из фильмографии немецкого режиссера Марен Аде ("Страсть не знает преград", "Лес для деревьев"), был огромен еще до выхода на отечественные экраны. Снимая с черепашьей скоростью и выходя к зрителям с новой работой один раз в 7-8 лет, Аде успевает жить и наблюдать за жизнью, причем ее последнее "наблюдение" - "Тони Эрдманн" - достиг в этом году шорт-листа "Оскара" как лучший иностранный фильм. Успех этой работы во многом накрученный и надуманный, хотя как режиссеру Аде нравится играть с крайностями человеческих типов и сталкивать эти крайности в совсем уж немыслимом по хронометражу почти трехчасовом варианте. При всем внимании и поддержке публики и критиков фильм оказался вне наградного поля как в Каннах в прошлом году, так и на вручении "Оскара" в году нынешнем, пропустив вперед абсолютно объективно иранского "Коммивояжера" Фархади. Сухой остаток "Тони Эрдманна" - это почти комедия о нарушении правил, которая претендует на глубину исследования отношений отцов и детей в виде немецкого артхаусного меланхоличного ответа глупым американским фильмам с участием Адама Сэндлера. В своих лучших проявлениях "Тони Эрдманн", снятый большей частью на ручную камеру, сочетает дрожь и страх от направления, в котором катится страрушка-Европа и все ее ценности, направления компромиссов морали и принесения в жертву человеческого достоинства. Власть корпораций и усердие офисного планктона средней руки, механически готового на все ради карьеры и успешного аутсорсинга румынских (!) нефтяников в лице великолепной Сандры Хюллер ("Реквием", "Темный мир") в роли Инес Конради - на одном полюсе этой истории. А на другом - папаша Уинфред Конради (Петер Симонишек, известный по "Таймлесс" и немецким сериалам) - писаный весельчак и балагур, этакий возрастной среднеевропейский неудачник, ответственный за душу и ее динамику в фильме. Сам нарратив в этой работе Аде можно представить как перекрученное, утомительное столкновение банальностей в кадре, даже трансформация отца родного в пресловутого бизнес-коуча Тони Эрдманна выглядит искусственной. Жизнь Уинфреда не сложилась с точки зрения обывательской, зато, видимо, много шутил и жил как хотел, но, и в этом случае надо отдать должное Аде именно как женщине-режиссеру, решился на сиюминутный отцовский мужской каприз и приехал неожиданно навестить в Бухарест возрастную дочь. Не ждали, не желаете видеть, хотите быстрее избавиться? - Получите терку для сыра и персональный хаос в подарок, прощай, размеренная жизнь бизнес-консультанта, здравствуйте, парик и фальшивые вампирские зубы отца-Эрдманна. Герой Симонишека - посторонний в действительности Инес, он неистово сострадает, но полон скептических наблюдений относительно ее жизни и работы, он - воплощение иронии по отношению к миру и возмутитель спокойствия. Внимательный зритель "Тони Эрдманна" пожмет плечами, после превращения старины Уинфреда в Тони, понимая, что все остальное в этом фильме будет продолжением затянувшегося каприза и его воплощением в лицах. Почему Инес не останавливает заигравшегося и творящего в ее настоящей жизни сплошные неприятности отца, который пускается во всевозможные похождения? Просто потому, что отец в этой ленте - тот человек, который способен не просто освободить Инес от бизнес-оков и огромного внутреннего напряжения, в котором она живет ежедневно, он -то, единственное, родное и настоящее, хотя и действует жесткими и странными методами, хотя только лицедей Тони Эрдманн, а не грустный Уинфред, способен вернуть ей вкус к жизни. В "Тони Эрдманне" Аде как режиссер решается на смелый, но странный эксперимент - она снимает фильм об отношениях без большой внутренней жизни героев, без их эмоций и вне психологической действительности. Режим ручной съемки держит героев на ощутимом среднем расстоянии не только друг от друга, но и еще от зрителя, чувство действительности, пойманной на лету, характерное для кино, теряется, нас делают иногда свидетелями, иногда заложниками экранных отношений. Бесстрастная Инес пытается бросить вызов себе любимой в виде нудистской вечеринки ближе к финалу, но тут-то мы начинаем понимать всю ее окончательную человеческую беспомощность и невменяемость. Она - плоть от плоти дочь Уинфреда, но, как и положено в конфликте отцов и детей, яблоко упало недалеко от звенящей яблони и попыталось откатиться от нее на безопасное расстояние. "Тони Эрдманн" глубоко патриархален в плане подачи экранного материала, нет ни одной минуты в фильме, где бы успешная с виду героиня Сандры Хюллер учила бы своего папашу быть более практичным, более самостоятельным и, да-да, более успешным. Но она учится от него расслабляться, не относиться к себе серьезно и жить моментом, это действительно странно, так как Уинфред не производит впечатление человека, более счастливого, чем его дочь. В итоге фильм, не лишенный искры гения, превращается в подобие тлеющего пороха, дымящего, но щелкающего только в финале.