Роль Чарли собирался исполнить Джейсон Бейтман, но он покинул проект ради сериала «Озарк» (2017). В итоге эту роль сыграл Джош Лукас.Брюс Гринвуд и Майкл С. Холл ранее озвучивали Бэтмена. Гринвуд в фильме «Бэтмен: Под колпаком» (2010), а Холл в фильме «Лига справедливости: Боги и монстры» (2015).Это первый совместный проект Эдди Марсана и Лиама Нисона после фильма «Банды Нью-Йорка» (2002).Тони Голдуин и Брюс Гринвуд ранее играли вымышленных президентов. Голдуин в сериале «Скандал» (2012), а Гринвуд в фильме «Сокровище нации: Книга Тайн» (2007).Это первая политическая драма с участием Брюса Гринвуда после фильма «Тринадцать дней» (2000).Ноа Уайли ранее уже снимался в политической драме – это был фильм «Буш» (2008).Эдди Марсан ранее уже снимался у режиссера Питера Ландесмана в фильме «Защитник» (2015).Большая часть сцены «электрического перфоманса» Дайан Лэйн была вырезана из-за временных ограничений. Режиссер Питер Ландесман и актер Лиам Нисон отметили, что они очень сожалеют о том, что эти кадры были вырезаны, так как Лэйн сыграла там потрясающе.У проекта были рабочие названия «Felt» и «The Silent Man».Это второй фильм с Тони Голдуином, где фигурирует президент Ричард Никсон. Ранее он снимался в картине «Никсон» (1995).В течение тридцати лет личность «Глубокой глотки», анонимного источника журналистов The Washington Post Боба Вудворда и Карла Бернстайна, оставалась одной из величайших неразгаданных тайн американской политики. Выдвигалось множество теорий, но кроме Вудворда и пары других людей никто не знал настоящего имени информатора. Однако в июле 2005 года выяснилось, что им был Марк Фелт, некогда занимавший второй по величине пост в ФБР. Весь мир получил ответ, который лишь повлек за собой новые вопросы. Кем был Марк Фелт и что подвигло его на этот поступок? Почему человек, занимавший высокое положение в организации, построенной на принципах конфиденциальности, решил раскрыть тайны? Все это стало еще большей загадкой, в решении которой крылся ключ к тому, как страна справилась с Уотергейтским кошмаром.В 2005 году сценаристу и режиссеру Питеру Ландесману («Парклэнд», «Защитник») поручили написать сценарий фильма «Уотергейт». На тот момент он еще не снял ни одного фильма и был известен как журналист-расследователь и военный корреспондент, удостоенный наград за свою работу. Режиссером в то время был назначен Джей Роуч («Трамбо», «Знакомство с родителями»). «Питер был автором очень интересных статей о сексуальном рабстве и торговле оружием. В своих работах он демонстрировал сочувствие к героям сюжета и рассказывал историю с их позиции, — говорит Роуч. — Мне показалось, что раз он обладает столь хорошей интуицией и так хорошо понимает мотивы других людей и препятствия на их жизненном пути, это поможет ему написать отличный сценарий». Ландесман поясняет: «На мой взгляд, в любых событиях главное не их историческая значимость, а их участники. Я не перестаю поражаться тому, на что способны люди под давлением и в трудные моменты, какие тяжести они преодолевают и на какие подвиги готовы идти».Взяв за основу книги Фелта «Пирамида ФБР» (The FBI Pyramid) и «Жизнь агента» (A G-Man'sLife, написана в соавторстве с Джоном О'Коннором), Ландесман с присущим ему рвением взялся за работу над сценарием. Питер общался с Фелтом три года до смерти последнего в 2008 году. К тому времени Марку Фелту было уже за 90, и он страдал от деменции. «У Фелта были хорошие моменты и плохие, — рассказывает Ландесман. — Я проводил с ним достаточно много времени, и периоды затишья сменялись периодами интенсивной работы. Я поражался тому, что он помнил и почему». Ландесман также общался с дочерью Фелта Джоан и его сыном Марком-младшим. Он взял интервью у нескольких агентов ФБР, включая Эда Миллера (в фильме его роль исполняет Тони Голдуин) и Анджело Лано (АйкБаринхолц). Ландесман также нанял двух исследователей, которые прослушивали пленки Никсона и просматривали документы ФБР, а также другую документацию, которая лишь недавно появилась в общественном доступе. «Я убежден в необходимости тщательного изучения темы», — поясняет Ландесман.Однако по ряду причин производство фильма откладывалось много лет. После того, как Ландесман закончил съемки «Защитника» в 2015 году, кинопродюсеры Джианнина Скотт и Ридли Скотт спросили у него, чем он хочет заняться дальше. Питер показал Джианнине свой сценарий «Уотергейта». «Я решила, что эту историю обязательно нужно рассказать миру, — отмечает Джианнина, — так как я никогда еще не слышала историю Уотергейта с точки зрения агента ФБР высшего уровня. "Вся президентская рать" — отличный фильм, рассказывающий о событиях с точки зрения двух журналистов. По сути, это их расследование. Мне показалось, что будет невероятно интересно заглянуть за кулисы ФБР и узнать, что происходило в жизни Фелта, в его мире». Джианнина показала сценарий Ридли Скотту, который проявил столь же большую заинтересованность в этом проекте. Их производственная компания ScottFreeProduction взялась за создание фильма.На роль Марка Фелта продюсеры предложили Лиама Нисона, с которым Ридли Скотт ранее работал над фильмами «Царство небесное» и «Схватка». Ландесман согласился, что Нисон подойдет идеально. «Я хотел взять на эту роль человека, который смог бы передать одновременно тяжкую ношу и силу американских ценностей, таких как молчаливый, мужественный героизм, — отмечает Ландесман. — А Лиам обладает для этого всеми необходимыми качествами. Есть в нем что-то от Линкольна». Нисона предложение очень заинтриговало, и он занялся активной подготовкой к роли. Он прочитал автобиографию Фелта «Пирамида ФБР» (The FBI Pyramid) и мемуары Боба Вудворда «Секретный агент» (TheSecretMan), а также просмотрел все телевизионные выступления Фелта. Оказалось, что Фелт был очень разносторонним, хотя и несколько жестким человеком. С одной стороны он был добропорядочным и искренне верил в идеалы ФБР и Америки. «Мне кажется, у Марка Фелта были несколько романтизированные представления об образе агента, и он старался им соответствовать, — отмечает Нисон. — Он разделял убеждения Гувера в отношении безопасности и обороны страны и стремился подражать ему». В то же самое время Фелт, как он сам признавался в своей книге, был карьеристом. «Таких, как Фелт, в то время в ФБР называли "торпедами". Это означало, что он был готов практически на все, лишь бы выслужиться перед Гувером», — говорит Нисон. Фелт также получил подготовку в области контрразведки во время Второй мировой войны. Все это означает, что он обладал всеми необходимыми навыками для сокрытия правды, если это было в интересах его службы. Пока он передавал сведения Вудворду и Сэнди Смиту из журнала Time, он не только отрицал свое причастие, но и вел агрессивное расследование в ФБР с целью найти информатора. «Это был не человек, а загадка, — поясняет Нисон. — И его совершенно невозможно разгадать. Он всегда говорил очень убедительно, и по его глазам никогда нельзя было понять, говорит ли он правду, даже когда он после отставки Никсона многократно отрицал перед камерами, что является «Глубокой глоткой». Я актер и всегда вижу, когда человек говорит правду, когда лжет, а когда играет роль. И Марк Фелт очень убедительно отрицал, что он и есть «Глубокая глотка». Разумеется, это была одна из причин, по которым он добился такого успеха в ФБР».Более важный вопрос, связанный с персоной Фелта: почему человек, посвятивший жизнь организации, которая была создана на принципах хранения секретов, вдруг развернулся на сто восемьдесят градусов и начал их раскрывать? Нисон рассказывает: «Причина, по которой Фелт так поступил, так и останется неизвестной, но есть все причины полагать, что он своими глазами видел, что происходит в администрации Никсона, а именно коррупцию, нарушение закона, ложь и предательство на высшем уровне. Он очень переживал за свою страну и чувствовал, что его долг — вывести виновных на чистую воду». Тем не менее раскрытие секретов ФБР было непростым шагом для Фелта, и Ландесману показалось, что он нашел причину, толкнувшую Фелта на этот поступок, в истории из его юности. «Когда Фелт был мальчишкой, отец поручил ему заботиться о лошади, чтобы тот научился ответственности. И когда Фелту было всего семь или восемь лет, лошадь пришлось усыпить. Отец заставил Марка убить лошадь. Именно тогда он ощутил, насколько тяжела может быть ноша ответственности. Порой надо уметь делать очень сложный выбор, даже если это означает, что нужно уничтожить то, что любишь, чтобы спасти то, что любишь. И на мой взгляд, это была одна из причин, по которой позже он смог оправдать для себя предательство ФБР: он знал, что его поступок в результате спасет организацию».И все же, практически нет сомнений, что Фелт колебался в своем решении, так как оно противоречило его инстинктам и опыту агента ФБР. «Он поступил благородно, обнародовав коррупцию Никсона, и, возможно, этим гордился, но в то же время в ФБР есть негласное правило о том, что "стучать" нельзя, — говорит Роуч. — Мне кажется, у него в душе одновременно уживались "одинокий рейнджер" и хороший солдат. И хороший солдат так и не смог простить себя за раскрытие информации. На мой взгляд, он очень переживал по поводу того, как это могут воспринять. Его репутация среди его коллег была ему очень дорога». Возможно, это объясняет, почему Фелт более тридцати лет столь упорно отрицал, что является «Глубокой глоткой». «Я думаю, ему было очень стыдно за то, что он предал ФБР, ведь служба была смыслом всей его жизни, — отмечает Ландесман. — Но еще одна причина его молчания заключалась в том, что сам псевдоним "Глубокая глотка" приводил его в бешенство. Фелт был родом со Среднего Запада, вырос в христианской семье фермеров, и это прозвище сводило его с ума. Когда Вудворд сообщил Фелту, что его редактор прозвал информатора "Глубокой глоткой", Фелт начал на него кричать».Судьба распорядилась так, что Фелт оказался в невыносимой ситуации и был вынужден сделать выбор, который он делать не хотел. «Он добровольно стал мучеником и принес себя в жертву, — рассуждает Ландесман. — Он разрушил свою карьеру, тридцать лет службы в ФБР, и все ради того, чтобы защитить главные истины, которым он посвятил свою жизнь». Нисон добавляет: «Я не могу со 100-процентной уверенностью утверждать, что такое герой, но определенные аспекты того, как Фелт передавал информацию Бобу Вудворду в подземном гараже в Виргинии, позволяют мне сделать вывод: да, этот человек — герой, потому что на кону была его жизнь. Люди из администрации Никсона в любой момент могли его убить. Все было настолько серьезно. Поэтому, на мой взгляд, в этом отношении он был героем». Джианнина Скотт рассказывает: «Лично я считаю, что люди, которые отстаивают свои принципы и защищают истину, — настоящие герои, особенно когда они рискуют всем и ничего не получает взамен. Если бы его раскрыли, он бы лишился всего, не получив ни поддержки, ни признания».Происходящего между ФБР и администрацией Никсона было мало, Фелт в тот же самый период переживал две страшные трагедии в своей личной жизни. Первая касалась его жены, Одри. «Одри была красивой кокеткой со сложным характером. Она страдала алкоголизмом и, судя по всему, биполярным расстройством, хотя в то время такого диагноза еще не существовало, — говорит Ландесман. — Она была подобна жар-птице, которую он любил, но не мог контролировать. Она занималась самолечением, принимала таблетки и пила». На эту важную роль Ландесман пригласил номинантку на премию «Оскар» ДайанЛэйн («Неверная», «Париж подождет»). «После встречи с Дайан я больше никого не мог себе представить в этой роли, — рассказывает Ландесман. — Она с такой легкостью смогла ухватить саму сущность Одри. И мне показалось очень интересным противопоставление пылкости Дайан с хладнокровием Лиама». Лэйн добавляет: «Я не осуждаю Одри, хотя это было бы очень легко сделать, если рассматривать ее поступки. Она любила мужа. У них были страстные отношения, которым любой мог бы позавидовать. Но порой жизнь способна свести с ума, если у тебя нет устойчивости к дисбалансу. И мне кажется, в ее ситуации ей простительны некоторые изъяны характера, ведь от нее требовали выполнения столь серьезных и столь разносторонних обязанностей: она должна была хранить тайны, она должна была играть определенную роль на публике, она должна была все объяснять детям и компенсировать им отсутствие отца, и она должна была быть хранительницей очага для мужа. На мой взгляд, она была очень одинока, и когда она пила, она стремилась привлечь к себе внимание, от недостатка которого так сильно страдала. И мне кажется, именно по таким моментам человек запоминается, ведь они вызывают более острые эмоции». Нисон поясняет: «Одри не могла задать мужу элементарный вопрос: "Как прошел твой день?" Она прекрасно понимала, что он не может ничего ей рассказать. Он не вправе был рассказывать жене, как и где прошел его день. Наверняка Одри, а также Джоан, их дочери, приходилось из-за этого очень тяжело».Нет никаких сомнений в том, что именно конфликты Одри с ее умной и красивой дочерью Джоан (роль исполняет Майка Монро) вынудили последнюю сбежать из дома, приобщиться к контркультуре и поселиться на ферме в Калифорнии. Джоан и Одри — представители двух совершенно разных поколений, которые просто-напросто не в силах найти общий язык. «Мне кажется, очень непросто наблюдать, как твоя дочь взрослеет в эпоху, предоставляющую ей гораздо больше возможностей, чем некогда тебе самой. Дочь у тебя на глазах принимает решения, которые ты не одобряешь, ведь у тебя самой никогда не было такого выбора, — объясняет Лэйн. — А еще, как мне кажется, присутствовал элемент зависти. Любой человек, понимающий, что обладает этим пороком, постарается его скрыть, но рано или поздно он все равно проявится».Фелт был отрезан от своей дочери, и в какой-то момент начал подозревать, что она имеет причастность к террористической организации WeatherUnderground, на которую охотилось ФБР. Он отчаянно пытался найти ее до того, как ее найдет ФБР. «Мне кажется, Джоан была смыслом всей его жизни, — говорит Ландесман. — Ее поиски для него были не менее важны, чем защита страны от коррумпированной администрации Никсона. Меня восхищает способность Фелта одновременно справляться с ситуацией дома, пытаться наладить очень сложные отношения с женой, заниматься поисками пропавшей дочери и при этом быть "Глубокой глоткой" и управлять ФБР. Если бы мне пришлось столкнуться хотя бы с парой таких пунктов, я бы этого не вынес».Хотя целью деятельности «Глубокой глотки» было положить конец незаконным вторжениям и слежке, совершаемым администрацией Никсона, по горькой иронии судьбы, самого Фелта позднее признали виновным в санкционировании подобных же незаконных вторжений при расследовании дела о WeatherUnderground. Ландесман не видит в этом противоречия. «Я не говорю, что он святой, — объясняет Ландесман. — Мне кажется, это очень сложный герой. Но я скажу, что всё, что он делал, даже когда нарушал закон, он делал во имя добра. Никсоном двигала алчность, жажда власти и контроля, а Фелтом — опасения, что страна проигрывает войну террористическим организациям. Он был готов пойти на все ради спасения жизней». Нисон добавляет: «В своей автобиографии Фелт цитирует Томаса Джефферсона, и, на мой взгляд, эта цитата отлично передает его систему ценностей: "Строгое соблюдение писаных законов — несомненно высокий долг каждого добропорядочного гражданина, но далеко не высший. Законы необходимости, самосохранения и спасения нашей страны, оказавшейся в опасности, влекут за собой более важную обязанность. Лишиться родины из-за скрупулезного следования писаным законам — все равно что лишиться самого закона, а также жизни, свободы, собственности и всех тех, кто разделяют их с нами, по глупости жертвуя целью ради средств". Я считаю, что Фелт искренне верил в это и потому решился на преступление. Он нарушал закон, так как видел в этих террористических группировках огромную опасность для всей страны».Посвятив всю жизнь госслужбе, Фелт потратил много лет после своей отставки в 1973 году на борьбу с обвинениями против него. В ноябре 1980 года его признали виновным и назначили штраф в 5000 долларов. В марте 1981 президент Рейган его помиловал. Тем не менее все эти годы позора стали источником огромного стресса для Одри, от которого она так и не смогла оправиться. В июле 1984 года она покончила с собой, воспользовавшись служебным револьвером Фелта.На роли второго плана Ландесман собрал впечатляющий актерский состав: Мартон Чокаш («Властелин колец») в роли исполняющего обязанности директора ФБР Луиса Патрика Грея; Том Сайзмор («Черный ястреб») в роли заклятого врага Фелта в ФБР, Билла Салливана; Брюс Гринвуд («Звездный путь») в роли журналиста Time Сэнди Смита; Джулиан Моррис («Десница Божья») в роли Боба Вудворда; Майка Монро («Оно») в роли дочери Фелта, Джоан; а также Тони Голдуин («Скандал»), Джош Лукас («Линкольн для адвоката»), АйкБаринхолц («Отряд самоубийц») и Брайан Д'Арси Джеймс («В поле зрения») в роли агентов ФБР Эда Миллера, Чарли Бейтса, Анджело Лано и Роберта Кункела. Кроме того, к звездному составу присоединились Майкл Карлайл Холл («Декстер») в роли Джона Дина; ВендиМакЛендон-Кови («Девичник в Вегасе») в роли секретаря Фелта, Кэрол Шуди; КейтУолш («Частная практика») в роли жены Эда Миллера, Пэт; НоаУайли («Буш») в роли федерального прокурора СтэнаПоттингера; и Эдди Марсан в роли таинственного «агента». «Я всегда стремлюсь пригласить самых лучших актеров, даже на самые незначительные роли, — говорит Ландесман. — Порой без реплик актеру приходится раскрывать для зрителя больше, чем с репликами. Особенно это касается политических фильмов, как этот, где значительная часть истории раскрывается через реакцию персонажей на ту или иную информацию. Мне нужны самые лучшие актеры, которые обычно играют главные роли в фильмах и сериалах и которые способны раскрывать сюжет, ни говоря при этом ни слова».Часть сцен снималась в Вашингтоне, где происходили описываемые события, но большая часть съемок велась в Атланте, штат Джорджия. «Вашингтон сильно изменился с 1970-х, — объясняет продюсер Марк Бутан. — А в Атланте мы легко и быстро нашли места с атмосферой 1970-х. Затем мы на несколько дней приехали в Вашингтон, где сняли памятники, экстерьеры и кадры с воздуха». Ландесман тесно работал с художником-постановщиком Дэвидом Крэнком («Защитник») и художником по костюмам ЛоррэйнКэлверт. «Это мой третий исторический фильм, и мой главный принцип остается неизменным: я не хочу, чтобы фильм казался "старым", — говорит Ландесман. — Я хочу, чтобы создавалось впечатление, будто описываемые события происходят сейчас. Поэтому мне не нужны костюмы, мне нужна одежда, которой люди пользуются в жизни. Все происходило сорок лет назад, но это не значит, что мы не можем найти нужные вещи. Тот же самый подход я использую по отношению к декорациям: я не люблю ничего искусственного. Мне нравится, когда все смотрится правдоподобно. Должно быть ощущение современности и своевременности».В наше время Уотергейт играет настолько важную роль в том, как Америка видит себя, что суффикс -гейт используется для обозначения любого скандала или коррупции. «Уотергейт изменил современную эпоху политики, — говорит Тони Голдуин, который играет Эда Миллера (правая рука Фелта). — Он доказал, что никто не стоит выше закона, даже президент. Мне кажется, до того момента президент Соединенных Штатов был практически неприкосновенен». Лэйн добавляет: «Уотергейт создал прецедент. Это была потеря невинности в нашей культуре, потеря доверия к властям. До этого все было проще. То, что считалось шокирующим, сейчас вызывает умиление. Мы отдернули занавеску, за которой прятался "волшебник страны Оз", и вернуться обратно уже не получится, разве что придется забыть историю. Большинство фильмов просят зрителей на время забыть о неверии, а в этом фильме мы просим о противоположном: на время забыть о вере». Нисон рассказывает: «Коррумпированное правительство вывели на чистую воду, и в этом и заключается смысл демократии. Далеко не во всех странах такое возможно, и, на мой взгляд, этот фильм проливает свет на Америку и на потенциал настоящей демократии». Может показаться, будто все эти события имели место достаточно давно, но с тех пор мало что изменилось. «Из всего этого я для себя сделал вывод: человеку, а особенно американцу, во время политического кризиса очень легко поверить в то, что ничего подобного никогда не случалось, — говорит Джош Лукас, который играет агента ФБР Чарли Бейтса. — На протяжении истории Америки, с момента принятия Конституции то и дело возникал тот или иной кризис, который либо толкал страну вперед, либо раскалывал ее. В этом нет ничего необычного». Ландесман добавляет: «У людей, стоящих у власти, очень хрупкое и уязвимое эго. Помимо гражданского долга ими движет паранойя. А история повторяется, потому что люди склонны совершать одни и те же глупости, чтобы защитить себя, даже если эта защита мнимая».
Отзывы