Эта история появилась более семидесяти лет назад и привлекла внимание Уолта Диснея, который в итоге превратил её в четвёртый полнометражный анимационный фильм студии Disney. Оригинальная анимационная картина «Дамбо» влетела в кинотеатральный прокат 23 октября 1941 года; она стала одной из первых картин, завершённых после того, как была открыта новая киностудия и штаб-квартира Disney в Бербанке, штат Калифорния. Фильм был очень тепло принят зрителями и критиками, и получил премию «Оскар»® в категории «Лучшая музыка в фильме» (Фрэнк Черчилль, Оливер Уоллес). Проникновенная песня «Мой малыш» была также номинирована на премию «Оскар»®. Трогательные отношения мамы и сына, которые были удивительно талантливо переданы в песне «Мой малыш», стали одной из причин, по которым многие поколения зрителей не перестают возвращаться к этому сюжету. «Образ Дамбо стал частью мировой популярной культуры, – говорит продюсер Дерек Фрей. – Люди мгновенно узнают маленького слонёнка с большими ушами. Они могут не помнить все подробности сюжета, но они помнят нежные сцены, а также определённый реализм в отображении мира, которого обычно не ждут от анимационного фильма. Эта одна из тех историй, которые навсегда отпечатываются в душе ребёнка».Дерек Фрей, который возглавляет продюсерскую компанию Тима Бёртона с 2001 года, загорелся идеей превратить «Дамбо» в художественный игровой фильм ещё пять лет назад, когда на его стол лёг сценарий Эрена Крюгера. «Когда я прочитал его, то был очень тронут и поражён, – говорит Фрей. – Это был новый и свежий взгляд, который, однако, сохранял всё то, что нам так нравилось в оригинальной картине». Крюгер, также выступивший в качестве продюсера, комментирует: «Дамбо находит отклик в наших душах, потому что у каждого есть какой-нибудь изъян, но Дамбо учит нас тому, что иногда такие изъяны – это именно та особенность, которая делает нас уникальными». Эрен Крюгер был твёрдо намерен сохранить основу оригинального фильма, но он понимал, что для создания полнометражного игрового фильма, сюжет требовал развития. «Я начал фантазировать, что Дамбо был настоящим летающим слонёнком в реальном цирке в период золотого века циркового искусства. Как бы на него реагировали люди, живущие в том мире?. – говорит Крюгер. – Я хотел выяснить, как бы цирковые артисты общались с Дамбо, и смогли бы они увидеть отражение своей жизни в пути этого слонёнка». Продюсер Джастин Спрингер добавляет: «Нам очень хотелось сместить фокус на человечную грань этой истории и дать ей исторический контекст. В анимационном фильме Дамбов самом конце взлетает, ко всеобщему восторгу. Мы хотели понять, как мир отреагирует, когда узнает об удивительном слонёнке, способном летать».Рассказ о слонёнке Дамбо появился в 1939 году и был частью инновационного в то время развлекательного продукта под названием Roll-A-Book (крутящаяся книга), который представлял собой ящичек с маленькими рукоятками, поворачивая которые можно было читать историю через окошко. Авторы Хелен Аберсон и Гарольд Перл написали рассказ «Дамбо, летающий слон». Неизвестно, поступила ли эта диковинная машина для чтения в производство – на данный момент ни одного экземпляра отыскать не удалось, – но когда Уолт Дисней приобрёл права на этот рассказ, он издал бумажную версию этой истории тиражом 1430 копий. Изначально по мотивам этого рассказа хотели снять короткометражный фильм, но кинематографисты во главе с самим Уолтом Диснеем постоянно увеличивали хронометраж, и в итоге получился 64-минутный полнометражный анимационный фильм об очаровательном слонёнке по имени Дамбо.В анимационной картине мы видим историю глазами Дамбо, и люди в ней были второстепенными персонажами – в основном, отрицательными. В своём игровом переосмыслении классического анимационного фильма Тим Бёртон не только обогатил сюжетную линию, но и вывел персонажей-людей на передний план, что позволило рассказать о пути маленького слонёнка с максимальным сопереживанием. «Это очень милая история. – говорит Тим Бёртон, «Идея о летающем слоне – это такой простой сюжет. Мне кажется, именно поэтому Дамбо так популярен и неизменно вызывает трогательные чувства, ведь в этом сюжете есть нечто первобытное и фундаментальное».Дамбо – новорождённый слонёнок с добродушным нравом и непомерно большими ушами. Он был рождён в одном из вагончиков пошарпанного бродячего цирка Макса Медичи, который делал большие ставки на то, что милый малыш привлечёт толпы зрителей. Изначально Медичи был крайне раздосадован огромными, даже по слоновьим меркам, ушами слонёнка, но вскоре Дамбо случайно открывает, что эти уши наделяют его удивительной способностью летать. Однако, даже такое невероятное открытие не приносит радости Дамбо, потому что его разлучают с любимой мамой. Оставшись один в этом странном и непонятном мире,Дамбо начинает выступать на арене и становится звездой грандиозного парка развлечений под названием «Страна грёз». «Я считаю, у всех нас есть что-то общее с Дамбо, – говорит продюсер ДжастинСпрингрер. – Он – такое несуразное создание, над которым насмехаются из-за того, как он выглядит. Но в результате оказывается, что громадные уши – это величайший дар. Это классическая история изгоя. Ему невозможно не сопереживать».Дамбо несомненно является главным персонажем картины, но при этом он не говорит. «Когда я начал работать над игровой адаптацией истории Дамбо, – говорит автор сценария и продюсер Эрен Крюгерю –Для меня было очень важно, чтобы этот мир воспринимался как настоящий. Поэтому, мы приняли решение, что у нас не будет никаких говорящих животных. Так что, Дамбо не говорит, но он никогда и не говорил. Единственные животные, которые говорят в анимационном фильме – это аист, хор слонов, мышонок Тимоти и вороны». «В общем, избавившись от говорящих животных, мы оказались в ситуации, когда у нас остался только эдакий чаплиновский персонаж Дамбо, который напоминает актёра немного кино, как в анимационной, так и в нашей игровой версии, – продолжает ЭренКрюгер. – И мы решили населить мир людей персонажами, для которых история Дамбо станет стимулом к тому, чтобы разобраться в собственной жизни».Специалист по визуальным эффектам Ричард Стаммерс руководил работой по воплощению Дамбо в жизнь на большом экране. «Дамбо полностью создан с помощью компьютерной графики, как и его мама Миссис Джамбо, – говорит он. – Поскольку наш главный персонаж, Дамбо, проходит очень эмоциональный путь, для нас было очень важным обеспечить его выразительность и способность взаимодействовать с другими актёрами. Нам нужно было найти правильный баланс между тем персонажем, которого мы помним, и усовершенствованной, реалистичной игровой версией, органично вписав Дамбо и других животных в игровой фильм с живыми актёрами».Ещё до начала даже подготовительного периода Тим Бёртон пригласил художника по персонажам Майкла Кутша и попросил начать думать над образом главного персонажа. «Сложность с Дамбо была вполне очевидна, – говорит Кутш. – Как взять столь любимого персонажа, очень стилизованного и рисованного, и воплотить его в жизнь в игровом фильме?». В результате получился своего рода гибрид, сочетающий очарование анимационного персонажа и реалистичный образ слона. «Мы сохранили в его образе ДНК оригинального дизайна, – говорит Кутш. – В поисках вдохновения мы изучили множество эскизов персонажей из фильмов Disney. Проблема заключалась в том, что нельзя взять реалистичного слонёнка и просто увеличить ему уши; получается нечто неестественное. Нам пришлось добавить немного волшебства, так сказать, чтобы реализовать идею летающего слона. Это похоже на разработку образа единорогов. Единороги – не просто лошади с рогами; у них немного иная и уникальная анатомия. В общем, в каком-то смысле, у нас получилось «приукрашенное воспоминание» о том, как выглядит новорождённый слонёнок, а не фотореалистичная копия».Несмотря на то, что образ Дамбо был создан с помощью компьютерной графики, съёмочной группе нужна была какая-то замена ему на площадке. Для решения этой задачи был приглашён Дэвид Уайт, обладающий обширным опытом в создании скульптурного грима и всевозможных существ с разным назначением – от простейших макетов для обозначения местоположения компьютерного персонажа до детально проработанных манекенов, с которыми актёры могли играть. Уайт комментирует: «Они часто хотели видеть слона в кадре, и в итоговом приближении, чтобы он был подсвечен, и они в реальном времени видели все цвета и текстуры. В общем, нам предстояло изваять Дамбо».Ещё до начала съёмочного процесса было создано шесть разных версий Дамбо, чтобы тщательно всё протестировать. «Мы поставили их в ряд, – говорит Уайт. –Они все были разных оттенков, у них были глаза разного цвета, разное количество щетины, разные текстуры. Ну и все принялись решать, какой оттенок подходит лучше всего — более серый или более коричневый. В итоге, это оказалось очень полезным мероприятием, потому что оттенок слонёнка перекликается с оттенками костюмов и декораций».Полноразмерный макет обладал высокой степенью функциональности. «Мы сделали так, чтобы голову и уши можно было отстёгивать, – говорит Уайт. – Таким образом, когда на площадке нужен был ориентир, но работать с полноразмерным Дамбо было громоздко, актёр мог просто взять голову с ушами или без».По словам Стаммерса, иногда на площадке требовалась более подвижная версия Дамбо. «Мы задействовали актёра, который изображал Дамбо, – говорит он. –Эдд Осмонд надевал зелёный костюм и показывал, где будет находиться Дамбо, он также мимически и физически обеспечивал эмоционально-актёрский ориентир, который Тим Бёртон затем использовал при работе с аниматорами». Как отправить слона в полёт? Для начала, он должен выглядеть соответствующе. «Когда смотришь на настоящего слонёнка, на его вес и соотношение общего размера и размера ушей, то сразу понимаешь, что взлететь он никогда не сможет, – говорит Стаммерс. – Так что нам нужно было придумать, как развеять эту предвзятость».Художники по костюмам усовершенствовали анатомию типичного слона, чтобы визуально уши Дамбо казались способными поднять его вес в воздух. Они также немного разворачивали уши Дамбо в моменты полёта. По словам Стаммерса, мгновения взмывание ввысь и парения вышли особенно удачно. «Мы пытались нащупать эти самые выигрышные моменты. Когда Дамбо летит с Колетт в Колизее, они начинают номер с высоченного пьедестала, с которого Дамбо пикирует вниз, чтобы затем стремительно взмыть под купол, и это невероятно красиво».Персонаж Холт Фарьер – бывший звёздный артист цирка, который возвращается с Первой Мировой Войны и понимает, что от прежней его жизни не осталось и следа. Он потерял свою жену и цирковой номер, и ему сложно найти общий язык со своими детьми – Милли и Джо. Когда владелец цирка предлагает ему дрессировать новорождённого слонёнка, чьи громадные уши стали причиной неиссякаемых насмешек, Холт не спешит хвататься за эту возможность, но она приводит в восторг его детей, и это становится первым шагом к сближению и возвращению тёплых отношений в их семью. «Главные отношения между людьми в фильме идут параллелью с отношениями слонов, – говорит продюсер Джастин Спрингер. – Маленький слонёнок пытается воссоединиться со своей мамой, а Холт и его дети пытаются собрать из осколков их былую семью и вернуться к счастливой жизни».Колин Фаррелл описывает Холта: «У него был цирковой номер в дуэте с его женой до того, как он ушёл воевать в Первой Мировой Войне. Они работали с лошадьми, исполняли трюки с лассо и всевозможную акробатику в седле, но его призвали в армию, и он вынужден был оставить жену и детей. Когда он возвращается, его жены уже нет в живых, а его дети воспитываются труппой цирка. Помимо этого, в боях он потерял левую руку, так что он травмирован не только психологически, но и физически. Он возвращается к жизни, которую не узнаёт. Он не понимает, как ему справиться с болью от утраты жены». Эта роль стала для Колина Фаррелла первым опытом сотрудничества с режиссёром Тимом Бёртоном, который говорит, что актёр моментально нашёл зерно персонажа. «Холт изувечен войной, он потерял руку, он был звездой, он долго не видел детей и разучился общаться с ними, – говорит Тим Бёртон. – Для того, чтобы органично передать такую гамму чувств, нужен актёр определённого типа, способный одновременно играть драму, комедию, манипулируя водоворотом эмоций. Вместе с тем, в этой роли нет надрыва, и подобные персонажи – одни из самых сложных. Колин великолепен, потому что ему удалось гениально понять и сыграть все эти полутона. Плюс он умеет ездить верхом, управляясь с лошадью лишь одной рукой, а это не каждому дано. Он очень многое привнёс в картину, и работать с ним было крайне приятно».Колин Фаррелл не новичок в седле, поскольку участвовал в нескольких проектах, где ему приходилось много ездить верхом («Александр», «Любовь сквозь время»). «Каждый раз, когда я должен был ездить верхом в фильмах, возникала сцена, требовавшая какого-то нового специфического навыка, – говорит актёр-наездник. – И в этом фильме мне нужно было уметь обращаться с лассо, чего раньше я никогда не делал, и тут пришлось потрудиться. Но у меня были прекрасные учителя. РоулиИрлам, постановщик трюков, с которым я уже работал на фильме «Александр», и Луис Мигель Арранс, испанский тренер лошадей и наездник – они просто гении. Так что было весело. Холт большую часть жизни занимался верховой ездой, и было очень важно, чтобы я хотя бы визуально уверенно держался в седле».По словам художницы по костюмам Коллин Этвуд, внешний вид Холта во многом обусловлен его артистическим прошлым и занятием верховой ездой. «Он был цирковым ковбоем в блестящих ярких нарядах, – говорит она. – И в его костюмах до сих пор прослеживается стилистика южных штатов того периода». «Это путь человека, который пытается собрать себя по кусочкам, чтобы стать прежним, – продолжает Этвуд. – Он должен снова найти себя, и мы с Колином плотно работали вместе, чтобы подобрать правильный образ для Холта. Он возвращается с фронта в военной форме, и у него есть пара сценических нарядов, но в основном, он носит рабочую одежду, так что в плане костюмов у него всё достаточно скромно, что сильно контрастирует с гламурными броскими костюмами на другой стороне монеты».Персонаж Макс Медичи, – владелец бродячего Цирка Братьев Медичи, переживающего не лучшие времена. Макс приобретает беременную слониху, в надежде, что её миловидный детёныш привлечёт в его цирк толпы зрителей. Но когда рождается слонёнок с гигантскими ушами, надежды Медичи рассыпаются, но вскоре он узнаёт, что Дамбо умеет летать. Дела Макса Медичи и его цирка идут на взлёт в прямо смысле слова, особенно, когда богатый антрепренёр делает ему предложение, от которого невозможно отказаться. «Медичи – добрый человек, – говорит продюсер Дерек Фрей. – Он гордится своим цирком и проявляет большую заботу о своей труппе. Но когда в начале фильма мы попадаем в его цирк, становится понятно, что им всем несладко. Максу приходится принимать тяжёлые решения просто для того, чтобы удержать цирк на плаву. В неспокойные времена приходится идти на риск».Денни ДеВито играет Максимилана Медичи, а также его фальшивого брата-близнеца Джузеппе, который по мнению Максадобавляетцинкуинтриги. Денни ДеВито не впервой оказаться под куполом с Тимом Бёртоном. «Это наша цирковая трилогия, наша с Тимом, – говорит ДеВито. – У меня была цирковая труппа в фильме «Бэтмен возвращается», затем был фильм «Крупная рыба», где я играл циркового ведущего. Теперьвоткругзамкнулся. Не в том смысле, что мы больше вместе не будем снимать фильмов о цирке, но просто есть ощущение какой-то завершённости!». У Тима Бёртона явно прослеживается симпатия к ДеВито. «Он настоящий артист, и очень разноплановый, – говорит режиссёр. – Он режиссировал, играл, продюсировал, он столько всего создал. А также он прекрасный, весёлый и открытый человек, с которым очень приятно находиться рядом. Он относится к типу людей, которые всем нравятся. Я был невероятно рад возможности снова с ним поработать».Данная роль привлекла Денни ДеВито отчасти потому, что у него было нежное чувство к первоисточнику. «Я в детстве смотрел анимационный фильм, а потом у меня родились трое детей, так что я пересматривал его множество раз, – говорит он. – И каждый раз слеза наворачивается, когда происходят эти события с Миссис Джамбо, и аист не приносит ей малышей. Она такая грустная, а потом, наконец, появляется Дамбо, и конечно у него обнаруживается выдающаяся черта в виде большущих, напоминающих одеяла ушей, но это ничуть не мешает Миссис Джамбо беззаветно любить его. Ведь именно так мы и любим своих детей, и именно об этом был анимационный «Дамбо». В нём столько артистичности, и если кто и мог его переснять, так это Тим Бёртон».Внешний облик Макса Медичи меняется по ходу фильма. Сначала он носит скромный наряд циркового ведущего – красный сюртук с фалдами и полосатые брюки, которые по словам художницы по костюмам Колин Этвуд, были искусственно состарены, чтобы отражать упадок дел в цирке. «Макс также носит шляпу, и она уникальна, - говорит Этвуд, – Я уже надевала на Денни цилиндр, когда мы работали на другом фильме, и я не хотела повторяться. Плюс он носил цилиндр в фильме «Бэтмен возвращается», так что мне хотелось уйти от классического цилиндра. На этот раз у него будет котелок». По словам Этвуд, Медичи несколько преображается с появлением Дамбо. «Он становится видным импресарио, – говорит она. – Он начинает наряжаться в довольно кричащий фиолетовый костюм в клетку. Макса Медичи не назовёшь человеком утончённого вкуса, так что костюм довольно специфический, но в этом есть что-то милое».Персонаж В.А. Вандевер – обходительный антрепренёр, который положил глаз на цирк Макса Медичи и на его главную новую звезду – летающего слонёнка. Однако, всё, что интересует Вандевера – это прибыль. Он планирует сделать Дамбо мировой сенсацией в своём грандиозном парке развлечений «Страна грёз», поставив его в пару с блистательной воздушной гимнасткой Колетт. Когда Вандевер видит перед собой цель, никто и ничто не может его остановить. «В.А. Вандевер – это человек, который приезжает, чтобы купить цирк Макса, – говорит продюсер Джастин Спрингер. – Он делает щедрое предложение, и оно действительно звучит заманчиво: «Я покажу тебе лучший, яркий мир. – говорит он. Он ловко аргументирует и играет на желании Макса Медичи позаботиться обо всех членах своей цирковой семьи».Когда Тим Бёртон впервые спросил Майкла Китона о его возможном участии, он описал ему сюжет с акцентом на простую, понятную тему. «Он сказал, что это фильм о семье, – говорит Китон. –Одна из причин, по которым Вандевер, мой персонаж, ведёт себя таким образом, не самым достойным, заключается в том, что у него никогда не было настоящей семьи, и это съедало его изнутри, хоть он никому этого и не показывал. И тут появляется эта цирковая семья, которая вам не «мама-папа и двое детей», а целый мир, в котором в свою очередь есть отец, в исполнении Колина Фаррелла, который пытается наладить отношения в своей маленькой семье. Плюс ещё этот милый летающий слонёнок. В игру вступают силы, которые хотят расти, радоваться жизни, и укреплять эту семейственность. А с другой стороны есть те, кто хочет эксплуатировать это ради собственной выгоды. Ксожалению, этоя».Тим Бёртон, разумеется, ранее уже работал с Майклом Китоном. «Я не видел его много лет, – говорит режиссёр. – Вандевер напомнил мне о его энергетике в фильме «Битлджюс» – этот безумный накал, который есть в нём. Непонятно, восторженно он настроен или хочет тебяу бить. С ним очень интересно работать, и было здорово снова свести их с Денни на одной площадке».Стилист и гримёр Пол Гуч встретился с Китоном в Нью-Йорке, чтобы обсудить причёску Вандевера. «Мы решили попробовать полный белый парик – евангелистского, президентского типа с легендарным завитком. Но Майкл сказал, что он хочет, чтобы было видно, что Вандевер носит накладку, чтобы было видно его собственные волосы на затылке, и есть моменты, где он сам её поправляет».Художница по костюмам Колин Этвуд рассказывает откуда она черпала вдохновения для создания образа Вандевера: «Эти люди из зарождавшейся индустрии развлечений, которые в то время только создавали цирки, были антрепренёрами, шоуменами с огромной харизмой. Мы хотели отразить это показным шиком. Саминарядыдовольноклассическиедлятогопериода. Онноситшейныйплаток. Намбылооченьинтересноработатьсэтимперсонажем».Персонаж Колетт Маршан – французская артистка цирка, блистательная воздушная гимнастка, которая появляется в качестве неотразимой спутницы В.А Вандевера, прибывшего, чтобы переманить Макса Медичи и его летающего слонёнка Дамбо в свой грандиозный парк развлечений под названием «Страна грёз». К большому удивлению Колетт, Вандевер ставит её в новый номер, желая, чтобы она выступала в паре с Дамбо. Общение с Дамбо и с семьёй, которая заботится о нём, открывает Колетт новые грани исполнительского искусства, и она узнаёт о себе больше, чем могла когда-либо представить. Продюсер Дерек Фрей комментирует: «Отношения Колетт с В.А. Вандевером – это отсылка к ранним дням Голливуда, когда воротилы кинобизнеса и богачи разгуливали под ручку с юными старлетками».На роль звёздной воздушной гимнастки была выбрана Ева Грин. Но возникла небольшая проблема. «Я ужасно боялась высоты, – говорит Грин. – Это была настоящая фобия, и я с самого начала сказала Тиму Бёртону, что не знаю, смогу ли сама исполнять свои трюки. Но я тренировалась с удивительной воздушной гимнасткой Катарин Арнольд и хореографом ФрэнДжейнс, которые помогли мне приобрести уверенность и найти физическое зерно персонажа. Это было невероятно – раскачиваться на большой высоте, вертеться, исполнять странную хореографию. Это был настоящий вызов для меня, и я горжусь тем, что справилась». Но прежде чем подняться под купол цирка, Еве Грин пришлось пройти интенсивный курс тренировок. «Я четыре или пять месяцев активно тренировалась, чтобы нарастить мышечную массу, потому что для воздушной гимнастики нужно быть очень сильной, – говорит Грин. – Руки должны быть сильными, и пресс тоже. Это как танцы в воздухе. Ты пытаешься найти правильную позу и правильные движения». Колетт Маршан носит звонкий титул «Королева небес» в цирковом шоу В. А. Вандевера, и она должна была выглядеть соответственно. «Я придерживалась стиля звёзд немного кино, когда создавала её костюмы, – говорит художница по костюмам Колин Этвуд. – В её облике прослеживается цирковой гламур, но в то же время, она стоит несколько в стороне от этого мира».Персонаж Милли Фаррьер – любознательная и уверенная в себе дочь Холта Фаррьера, искалеченного ветерана войны, который раньше блистал на арене цирка, а теперь пытается приспособиться к мирной жизни. Милли больше интересует наука, а не цирк, и она совершенно очарована пополнением в их цирковой семье – новорождённым слонёнком, чьи непомерно большие уши сделали его посмешищем в глазах публики. Когда новый друг Милли неожиданно взмывает в воздух, вместе с ним устремляется ввысь и её природная любознательность.Милли сыграла юная актриса Нико Паркер, дебютировав с этой ролью на большом экране. Несмотря на то, что её героиня не питает большой любви к цирку, сама Нико от него в восторге. «Цирк Макса Медичи завораживает, – говорит она. – В нём столько невероятно талантливых артистов – акробатов, метателей ножей, жонглёров – людей, которые способны танцевать, удерживая огромные шары на голове. Целая палитра талантов во всех цирковых дисциплинах, и было невероятно наблюдать за тем, как они устраивают свои представления».Милли и её брат сильно привязываются к Дамбо, во многом замещая мышонка Тимоти из анимационной классики Disney. «Милли и Джо показывают ему, что они всегда готовы поддержать его, даже если он сам не верит в свои силы, – говорит Нико Паркер. – Он испытывают огромную гордость за него. Даже в те моменты, когда он сам собой не гордится, они не устают напоминать ему, насколько он невероятен. Также, они понимают, каково это – остаться без мамы, и поэтому, они искренне сочувствуют его переживаниям». По словам продюсера ДерекаФрея, Нико Паркер и Финли Хоббинс оба очень талантливы, но именно в дуэте они сумели сотворить настоящее волшебство. «Когда мы поставили в кадр Финли и Нико, стало совершенно очевидно, что эти двое смогут стать эмоциональным ядром всей истории, которая будет разворачиваться вокруг них и их отношений с Дамбо».Персонаж Джо Фаррьер – бойкий и неугомонный сын Холта Фаррьера, который счастлив жить в бродячем цирке. Больше всего на свете он мечтает получить свой собственный сольный номер, но его акробатические способности, таланты в жонглировании и всех остальных цирковых дисциплинах оставляют желать лучшего. Однако, когда рождается Дамбо, у Джо появляется друг, не уступающий ему в энтузиазме и добросердечности. Финли Хоббинс дебютирует на большом экране в роли Джо. «На первых пробах не нужно было играть сцену с поддельным Дамбо, которого изображал пёс кастинг-директора Сюзи Фиггис, потому что тогда ещё не было готовой модели настоящего Дамбо. – говорит Финли Хоббинс. «Каждые несколько секунд пёс начинал почёсываться, и мы не могли сдержать смех. А это была сцена, где Дамбо сидит, не двигаясь, охваченный печалью и одиночеством, а мы с Нико приходим его утешить».Персонаж Прамеш Сингх – заклинатель змей из индии, выступающий вместе со своими племянницами и племянниками. Прамеш, можно сказать, не расстаётся со своей работой, поскольку постоянно носит на плечах трёхметрового питона. «Он очень тяжёлый, – характеризует Рошан Сет своего партнёра. – Он очень уютно обвивался вокруг моего торса, но надо было соблюдать осторожность. Когда носишь его на шее, через какое-то время, он начинает пытаться тебя душить». Рошан Сет – маститый индийский актёр, который снимался в таких фильмах как «Ганди» и «Индиана Джонс и Храм судьбы» – говорит, что реквизиторы часто заменяли настоящего питона на резиновую копию, а все необходимые движения рептилии затем дорисовывались с помощью графики.Персонаж Ронго – штатный силач Цирка братьев Медичи. Он также служит правой рукой Макса и его бухгалтером. Деобиа Опарей воплотил на экране образ Ронго. «Тим Бёртон великий рассказчик и всегда уделяет много внимания работе с актёрами, так что мне было сразу ясно, что это будет очень интересное сотрудничество, – говорит Опарей. – Когда мы начали обсуждать персонажа, и он обрисовал, что бы ему хотелось увидеть в Ронго, мне очень понравилось его видение. Такого персонажа, как силач, можно сыграть очень прямолинейно и стереотипно. Но мне этого не хотелось, и Тиму этого было не нужно. Так что, это было идеально. Мне очень нравится, что мой персонаж – это настрадавшийся, но тем не менее крайне преданный член этой труппы изгоев и чудаков». Деобиа Опарей хотел добиться максимальной аутентичности своей роли и изучал техники силачей, чтобы поднимать бутафорские пятикилограммовые штанги таким образом, чтобы они казались гораздо тяжелее. Также, для съёмок в фильме он научился играть на барабанах и на трубе.Персонаж Мисс Атлантида – экстравагантная русалка Цирка братьев Медичи, которая большую часть времени проводит запертой в аквариуме. Шерон Руни была выбрана на роль одинокой русалки. «Когда мы впервые встречаем Мисс Атлантиду, она не самая счастливая девушка в цирковой семье, – говорит Шерон Руни. – Она постоянно в одиночестве и сторонится остальной труппы, как печальная рыбка. Но по мере развития сюжета, она меняется и начинает наращивать уверенность в себе, становясь полноценным членом семьи». Именно Шерон Руни исполняет в фильме легендарную песню «Мой малыш». «Это такой сильный момент, – говорит Руни. – Разлучить маму с новорождённым малышом – это просто ужасно, и мне кажется, что вся труппа искренне переживала за неё. Мы придумали биографию Мисс Атлантиды. Мне, как актрисе, было очень важно понимать, почему она поёт то, что она поёт. Этооченьпроникновеннаяпесня». Костюм Мисс Атлантиды состоял из более чем ста чешуек, идущих внахлёст и пришитых друг к другу вручную. Перемежающиеся чёрные и бирюзовые чешуйки были сшиты из трёх-четырёх слоёв ткани с окантовкой из блёсток, чтобы придать им отражающие качества.Персонаж Нильс Скеллиг – охотник из Южной Африки. В.А Вандевер нанял его, чтобы решить вопрос с мамой-слонихой, которая, как опасается Вандевер, может отвлечь Дамбо от работы на арене. Джозеф Гатт сыграл этого жёсткого охотника, но он не хотел перестараться с исполнением данной роли. «Его можно было сыграть очень просто, – говорит Гатт. – Но лично я предпочитаю иной стиль работы, и я был очень рад, когда при нашей первой встрече Тим Бёртон сказал мне: «Знаешь, ты будешь нагонять достаточно страху, ничего не делая, а просто присутствуя в образе». Я счёл это за комплимент. Такчтовсёисполнялосьмаксимальнореалистично, безкакой-либонаигранности».Дж. Гриффин Ремингтон – владелец банка «Атлас Фордж», от которого В.А. Вандевер надеется получить финансирование на свои амбициозные проекты, включая парк «Страна грёз». Алан Аркин сыграл Ремингтона. По словам продюсера Дерека Фрея, Аркин был идеальным типажом, который был мог бы внушать страх в самого Вандевера. «Ремингтон излучает унаследованное могущество, это человек, который контролирует тех, кто, казалось бы, находится на самом верху».Цирк братьев Медичи не стал бы таким живым без многочисленной труппы артистов второго плана. Создатели картины приняли принципиальное решение привлечь к съёмкам реальных артистов цирка, чтобы придать аутентичности цирку экранному. Кристиан Кристоф, артист цирка в четвёртом поколении, был призван в проект, чтобы поделиться своими глубочайшими познаниями в мире циркового искусства и обширнейшими связями. «Я родился и вырос в цирке, – говорит Кристиан Кристоф. –Мои родители и несколько поколений семьи до них все были артистами цирка. Мой дед был ветераном Второй Мировой Войны. Вернувшись с фронта он купил слона и выступал с ним на протяжении многих лет». Цирк – это мир безграничных возможностей. Кристиан Кристоф начал тесно сотрудничать с подданной Великобритании Лейлой Джонс, чтобы подобрать широкий спектр исполнителей для показа Тиму Бёртону, который скомпоновал из них многонациональную труппу, состоящую из жонглёров, клоунов, метателей ножей, акробатов, дрессировщиков собак и многих других. «Это очень интересный состав, – говорит Кристиан Кристоф. – Пожалуй, лучшие исполнители и люди на рынке».Когда В.А. Вандевер получает контроль над Цирком братьев Медичи, он привозит труппу в свой грандиозный парк под названием «Страна грёз», и встречают их по высшему разряду. Парад по центральной аллее парка возглавляет цирковой хореограф Кристиан Кристоф, а прямо за ним следуют Вандевер, КолеттМаршан, Макс Медичи и Холт с детьми на борту роскошного кабриолета марки Роллс-Ройс, плюс Дамбо в своём вагончике. «Это прибытие Дамбо в «Страну грёз. – говорит продюсер Дерек Фрей. – Парад впервые даёт нам почувствовать размах парка «Страна грёз», и мы должны были сделать его поистине масштабным. В параде участвуют клоуны, танцоры, наездники. Всё это действо сопровождается музыкой диксиленда, и сотни зрителей приветствуют процессию, когда она приближается к нашей центральной арене, которая называется «Колизей». Это было незабываемое зрелище на площадке, а на большом экране оно станет просто невероятным».Дамбо не единственный персонаж фильма, созданный при помощи компьютерной графики. Миссис Джамбо, любящая мама Дамбо, также вошла в целый ансамбль цирковых звёзд, нарисованных на компьютере. Специалист по визуальным эффектам Ричард Стаммерс комментирует: «Из других животных у нас есть Бэрримор, обезьянка капуцин, которая играет второстепенную роль в постановке шекспировской пьесы, но без особого таланта. По сути это просто нахальная обезьяна, которая устраивает всем весёлую жизнь. Также у нас ест цифровая версия питона Прамеша, несколько кобр и мышей — у Милли и Джо есть свой маленький мышиный цирк. Помимо этого, на территории аттракциона «Остров кошмаров» в парке «Страна грёз» у нас есть лев, медведь гризли, крокодил и волк».Для съёмок фильма «Дамбо» потребовалось привлечь сотни актёров массовки. Их максимальное количество в один съёмочный день однажды достигло 850 человек. Продюсер Каттерли Фрауенфельдер комментирует: «Для актёров массовки сниматься в таком фильме как «Дамбо» было очень весело и интересно, потому что они выступали в роли зрителей представления Цирка братьев Медичи, парада в парке «Страна грёз» и других аттракционов». По словам Фрауенфельдер, режиссёр Тим Бёртон очень серьёзно относится к своим актёрам массовки. «Для Тим актёры массовки являются важной и полноценной составляющей фильма. – говорит она. – Они являют собой живую декорацию, на которой держится этот мир».Главный художник Рик Хайнрихс, который работал с Тимом Бёртоном на множестве картин, включая такие фильма как «Сонная лощина», «Планета обезьян», «Мрачные тени» и «Франкенвини» снова был призван, чтобы помочь воплотить в жизнь замысел, который был уготован Тимом Бёртоном для «Дамбо». РикХайнрихс комментирует: «Когда Тим предложил поработать над «Дамбо», я уже был в курсе, что планируются съёмки игровой версии, и думал, что было бы здорово поучаствовать в этом проекте, поскольку это один из самых любимых моих фильмов Disney. Это короткая, милая, простая история – по сути, сюжетная наследница сказки «Гадкий утёнок». Поэтому для меня была очень привлекательна идея поработать над фильмом Тима Бёртона, в котором он рассказывает о пути слонёнка, отвергнутого обществом, но, каким-то образом, нашедшим в себе силы подняться до высот и пробудить лучшее в окружающих его людях».По словам Хайнрихса, одним из непростых аспектов было создать атмосферу эпохи, но так, чтобы она не перетягивала на себя внимание от сути самой истории. «По сценарию, один из главных персонажей по имени Холт, в исполнении Колина Фаррелла, возвращается с Первой Мировой Войны, – говорит он. – Это дало нам чёткий исторический период, но в то же время, имея многократный опыт работы с Тимом Бёртоном, я знаю, что историческая достоверность интересует его меньше, чем эмоциональная составляющая истории». Поэтому, несмотря на то, что команда художников провела глубокие исследования того временного периода на предмет машин, цветов и костюмов, способных создать нужную атмосферу, их главным приоритетом было поддержать эмоциональную сторону истории. Например, Цирк братьев Медичи и парк «Страна грёз» формально существуют в одну эпоху, но было важно показать контраст между душевным камерным шатром цирка Медичи, где начинается жизненный путь Дамбо, «Страной грёз» – футуристическим, технологичным, но лишённым домашней теплоты парком развлечений. Одним из других ориентиров для Хайнриха и других художников картины стал сам слонёнок. «Дамбо – это нарисованный на компьютере персонаж, существующий в реальном мире игрового кино, – говорит Хайнрих. – Так что мы были практически вынуждены немного подвинуть реальность в сторону сказочного мира. Мы естественно сделали слонёнка максимально реалистичным, но мы также стилизовали окружающий его мир, придав ему экспрессивности с помощью освещения, костюмов, реквизита и декораций».Просмотрев ряд локаций и оценив необходимые требования, продиктованные сценарием фильма, Тим Бёртон решил, что съёмки будут проходить полностью в павильонах. «Для подобного фильма предпочтительны съёмки в закрытом помещении, поскольку это исключает воздействие погодных явлений и прочие неожиданности. – говорит он. – Это тот тип фильма, когда мы не сидим часами в бездействии, обсуждая прогноз погоды». А учитывая, что в то время самыми активными часами в цирке был восход, когда возводился шатёр и велись все приготовления, и закат, когда непосредственно давалось представление, возможность контролировать освещение была как никогда кстати. Производство картины началось в июне 2017 года в павильонах студии Pinewood Studios, расположенной в окрестностях Лондона. Сцены, действие которых разворачивалось в парке «Страна грёз», по причине невероятного масштаба этой декорации снимались в массивном ангаре в студии Cardington Studios, расположенной в городе Бедфордшир, Англия.Цирк братьев Медичи – это бродячий цирк, переживающий не лучшие времена. Дни расцвета остались далеко в прошлом и цирк стал немного потёртым, потрёпанным, но тем не менее он горячо любим соей труппой. Персонажи, населяющие его, являются настоящей семьёй, и для режиссёра Тима Бёртона было важно, чтобы декорации отражали эту атмосферу. Главный художник картины РикХайрихс комментирует: «С самого начала Тим сказал, что ему в фильме нужна грандиозная камерность. Это звучит как оксюморон, но можно представить себе идею цирка Медичи, который не особо велик, но богат текстурами и теплом, а также сохранил ощущение былого величия, пусть оно и было достаточно камерным. «Когда мы находимся в мире Медичи, мы хотим, чтобы зрителей окутывало тепло персонажей, независимо от того, что происходит на экране, – продолжает Хайнрихс. – Оператор Бен Дэвис просто гениально умеет подсвечивать площадку через ткани, что создаёт прекрасные оттенки. Таким образом, мы получили более размытые и потёртые тона, что позволило уйти от классических ярких цветов, присущих миру цирка».Помимо цвета, создатели картины работали с текстурами и формами, чтобы передать это тёплое ощущение от потрёпанного Цирка братьев Медичи. Хайнрихс комментирует: «Шатры – это очень дорогие объекты, и мы занялись разработкой дизайна главного шатра Цирка братьев Медичи на самых ранних этапах производства картины. В нём должен был читаться оптимизм из прошлого и, в то же время, едва уловимая грусть – он изо всех сил пытается стоять гордо и прямо, но в нём присутствует лёгкая асимметрия и скособоченность. Цирк еле сводит концы с концами, но всё равно упорно пытается давать хорошие представления».Цирк братьев Медичи путешествует из города в город на поезде, именуемом Кейси Младший. Взяв за основу образ поезда из анимационного фильма «Дамбо», создатели картины сконструировали полноразмерный поезд Кейси Младший для новой картины. Однако, поскольку Цирк братьев Медичи – это видавшее виды предприятие, поезд пришлось искусственно состарить, чтобы облупленная краска, потёртости и ржавчина привели его в соответствие с общим состоянием цирка. По словам продюсера Дерека Фрея, атмосфера, которую удалось создать в Цирке братьев Медичи, очаровывает. «Несмотря на то, что они на мели, что всё немного обшарпанное и требует покраски, когда попадаешь в парк «Страна грёз», мгновенно возникает желание вернуться в мир Медичи, потому что это очень тёплое, душевное и гостеприимное пространство».Парк развлечений «Страна грёз» затмевает Цирк братьев Медичи своим размахом и поражает революционным подходом во всех аспектах своей деятельности. Главный художник картины РикХайнрихс комментирует: «Это должен быть самый поразительный парк развлечений с цирком, который когда-либо видел свет, и конечно рекламные постеры В.А Вандевера преподносят «Страну грёз» как ошеломляющее, судьбоносное действо. Так что мы постарались сделать её максимально манящей, сияющей и поражающей воображение».По словам продюсера Дерека Фрея, «Страна грёз» олицетворяет будущее индустрии развлечений. «До этого момента в истории, цирки ездили по стране, привозя своё представление в разные города. Но вот В.А Вандевер создал мир, в котором публика приезжает к нему — в этом смысле, его идеи опережают время. Он находится под большим давлением инвесторов и должен доказать успешность своей модели. Для него номер с летающим слонёнком – это тот краеугольный камень, который необходим ему, чтобы на его основе построить империю».Парк развлечений «Страна грёз» напоминает Кони-Айленд с архитектурой в стиле выставок мировых достижений 30-х годов. «Стана грёз» состоит из множества аттракционов – от традиционных цирковых представлений, до экзотических животных и каруселей. РикХайнрихс комментирует: «По сути, нам пришлось придумать «Страну грёз» с нуля, что было огромным вызовом. В приоритете у нас была центральная аллея, по которой проходит парад. А помимо этого, нам нужно было создать ряд тематических зон парка, над которыми пролетает Дамбо. «Мы построили центральную аллею, – продолжает РикХайнрихс. – Что интересно, эта декорация примыкает к нью-йоркской улице, от которой её отделяют ворота, и она идёт до самого Колизея вдоль различных аттракционов, павильона «Чудеса науки» и американской горки «Полёт на ракет», а в стороны отходят дорожки, ведущие к разнообразным тематическим зонам парка».Главный цирковой шатёр В.А. Вандевера настолько грандиозен, что даже автор сценария и продюсер Эрен Крюгер был немало удивлён, увидев его в полную величину. «Я не поверил, когда мне сказали, что у нас будет полноразмерный Колизей в парке «Страна грёз», но наша производственная команда простроила его в гигантском ангаре». Рик Хайнрихс добавляет: «Он шикарный, огромный, блистательный и просто невероятный. Но в то же время, он него веет неискренностью. Он холодный и исполнен в простых цветах; здесь во главе угла стоят блеск, гламур и яркие зрелища».В процессе съёмок фильма «Дамбо» Тиму Бёртону, пришлось принять множество непростых решений, но выбор композитора не был в их числе. Композитор Дэнни Эльфман комментирует: «Это наш 17 фильм вместе. Это тот случай, когда между людьми есть химия». По словам Дэнни Эльфмана, у Тима Бёртона примерно одинаковый подход к музыке во всех его фильмах. «Главное – это найти тональность в широком понимании, – говорит Эльфман. – В этом смысле, все фильмы Тима были для меня уникальными. Будь то «Крупная рыба», «Алиса в Стране чудес» или «Биттлджюс» – самым важным всегда было найти тональность мира, который он создаёт». ««Дамбо» – это очень душевная история, – продолжает Эльфман. – В глазах маленького слонёнка читается столько чувств. И это сразу затягивает, ты начинаешь экспериментировать и играть с этими эмоциями. Мы знали, что нам нужно будет найти музыкальную идентичность Дамбо, которая будет ассоциироваться исключительно с Дамбо. Тим хотел, чтобы я написал очень простую тему, потому что сама история очень простая».Оригинальный классический анимационный фильм Disney «Дамбо» вышел в кинотеатральный прокат в 1941 году с музыкой Фрэнка Черчилля и Оливера Уоллеса, которые впоследствии получили премию «Оскар»®вкатегории «Лучшаямузыкавфильме». Дэнни Эльфман не хотел перерабатывать оригинальную музыку из анимации, но он посчитал, что она заслуживает камео. «Я попытался отдать дань уважения, позволяя себя маленькие цитаты из оригинала».Пожалуй, самый запоминающийся момент классического анимационного фильма «Дамбо» 1941 года – это сцена, где звучит, ставшая легендарной колыбельная «Мой малыш». Эта песня подчёркивает эмоциональный момент между мамой и сыном, а написали её Фрэнк Черчилль и Нэд Вашингтон. Песня «Мой малыш» была номинирована на премию «Оскар»® в категории «Лучшая оригинальная песня». Практически восемь десятилетий спустя, эта песня не перестаёт трогать сердца людей по всему миру. Шерон Руни, которая играет в фильме Мисс Атлантиду, исполнила песню «Мой малыш» в новой версии картины. «Эта песня была очень дорога мне задолго до того, как я получила роль в фильме, – говорит Шерон Руни. – Моя бабушка пела её мне, так что это песня всегда вызывает у меня очень сильные эмоции». Шерон Руни, также, должна была играть на укулеле в этой сцене, хотя ранее она никогда не держала в руках этот инструмент. «Япростосказала: «Да, конечно. С удовольствием, – говорит Шерон Руни. – Но я вообще не умею играть ни на одном инструменте, так что мне пришлось изрядно потрудиться. И это было очень нервозное предприятие – мы посылали Тиму видео, а он просто повторял «Всё получится». А затем настал день съёмок, и это был один из лучших дней в моей жизни. Декорация выглядела поразительно. Там было так тихо и спокойно, горел костёр, и Тим сказал: «Ну ладно, давай послушаем». Этобылокаквосне».Группа ArcadeFire записала новую версию песни «Мой малыш» для финальных титров. По словам Митчелла Лейба, президента подразделения «музыка и саундтреки» в компании Disney, ему и создателям картины хотелось услышать такую версию песни, которая не уступала бы фильму по креативности и артистичности. «Это было крайне амбициозно, – говорит Лейб. – Я пытался заполучить группу ArcadeFire уже многие годы, но на этот раз у меня был Тим Бёртон! Я предложил эту идею Тиму и его продюсеру ДерекуФрею, и выяснилось, что ArcadeFire – одна из самых любимых групп Тима Бёртона. Остальное – ужеистория». Лейб говорит, что конечный результат оказался идеальным. «Гениальная, новая, артистичная и крайне оригинальная версия песни «Мой малыш» теперь украшает финальные титры нашего игрового фильма «Дамбо». Цифровая версия оригинального саундтрека к фильму «Дамбо» выйдет 29 марта на лейбле Walt Disney Records, а физическая версия на CD выйдет 5 апреля 2019 года.
Отзывы