Насколько плохи оказались «Защитники» (2017) с претензией на исконно российское супергеройское кино, настолько же хорош «Последний Богатырь» без претензии режиссёра Дмитрия Дьяченко на «Диснеевские» возможности. А всего-то он прочитал народные сказки на современном языке.
Логичнее было бы сравнить «Последнего Богатыря» с «Книгой мастеров» (2009), которая также была снята в сотрудничестве с «Disney» и представляет собой синтез всех русских сказок. Однако то была российская работа на уровень зарубежной компании, из которой закономерно ничего, кроме ломанной композиции, ненужных витков сюжета и в итоге неинтересности, не вышло. Картина-сказка от команды сценаристов сериалов «Мамочки» (2015-2017), «Отель Элеон» (2016-…), «Кухня» (2012-2016) и фильма «Кухня в париже» (2014), которые в команде или единолично режиссировал Дьяченко, обладает более понятной композицией и контрастом соединяет в себе цинично-скептичную реальность в Москве и наивно-волшебную действительность в Белогорье, куда попадает Иван из Москвы.
Этим Дмитрий Дьяченко, понабравшийся опыта также с «Квартетом И» на фильмах «День Радио» (2008), «О чем говорят мужчины» (2010) и «О чем ещё говорят мужчины» (2011) и чуть не спустивший всё на «СуперБобровых» (2016), равняется на современного российского зрителя с его знанием комедийного жанра из Америки, но с непобедимыми образами из детства. И более того, он допускает все события в реальности, чем когда-то в свое время очаровала всех Джоан Роулинг со своей франшизой о Гарри Поттере.
Ведь главный герой не надуманно-идеальный образ, а обычный смекалистый парень из столицы, которым может быть каждый. Он вырос в бедноте в детском доме, а сегодня раскидывается пятитысячными купюрами так же легко, как их зарабатывает. Шарлатанством. И как иронично, что все секреты сложных заданий ему сдает оператор телевизионной игры «Битва магов», где ведущий Сергей Сафронов. А в Белогорье Иван попадает совершенно случайно в итоге бегства от разъярённого мужа очередной обманутой силиконовой дамочки, но при этом когда приходит его время. По крайней мере, так говорит ему лесной волшебник, называющий Ивана почему-то сыном Ильи Муромца.
Фильм, безусловно, обладает всеми теми клише, которые давно известны кинематографу и чем дальше, тем меньше влияют на зрителя. Но здесь неуклюжесть главного героя, применение современных знаний к сказочным реалиям, коллизии русского волшебства и ироничное отношение к серьёзной обстановке обретают особенную теплоту и нежность из-за тех образов, что представляются на экране. И ведь не поспоришь с харизматичным Виктором Хориняком в роли Ивана, что любое колдовство может начаться с банальных знаний химии и физики, или закончиться наличием автомата Калашникова.
Если в той же «Книге мастеров» все уже чуждые на слух под давлением американских фильмов имена и образы – Баба Яга, Кощей Бессмертный, Иван, Добрыня – кажутся какими-то дикими и немодными. То здесь они приобретают черты национальных героев и антигероев из детства, не только давно вышедших со страниц детских сказок на экран, но и переросших свои жёсткие и давно устаревшие амплуа.
«Последний Богатырь» тем и подкупает любого взрослого, которого сегодня не проведёшь только графикой, а нужно дать ещё пищу для ума и человечинку в виде душевной доброты. Любой персонаж, человек, ситуация не всегда оказываются тем, чем они представляются изначально. Это несоответствие очевидно даже визуально. Например, в такой идеально-пропорциональной внешности расчетливой Варвары от Екатерины Вилковой, стойкости хрупкой Василисы в исполнении дебютантки большой роли Милы Сивацкой, трусливости брутального Ивана, совестливости безжалостного Кощея Константина Лавроненко, или узколобости национального героя Добрыни, в котором не сразу узнаёшь Евгения Дятлова.
Есть и прямые отсылки к уже известным образам из зарубежного кино. Например, забавный маг с сумасшедшинкой, что возвращает Ивана в родные края вызывает параллели с тем причудливым повелителем природы из мира «Хоббита: Нежданное путешествие» (2012). Водяной, вопреки тем воспоминаниям о старике с рыбьим хвостом из мультика, где ему «летааать охота», ассоциируется с жертвой Дэйви Джонса из фильма «Пираты Каибского моря: Сундук мертвеца» (2006). Или поле боя, где сокрыт меч-кладенец уж очень навязчив, как поле битвы из «Хроник Нарнии» (2005). Сюда хочется отнести и Бабу-Ягу только лишь потому, что в этой противно-притягательной старушке просто не узнать Елену Яковлеву. Но важнее здесь не случайная схожесть или намеренная пародия на зарубежные успехи во внешности, графике, декорациях или гриме, а адекватность в их ряду исконно русских традиционных героев и предметов.
Для боли в животе от здорового хохота, как показывает на практике режиссёр, оказывается, не нужны голые зады зарубежного брата или двусмысленные колкие скабрезности, всегда граничащие с пошлостью. Только-то горячие танцы под хит Стаса Михайлова «Всё для тебя…», чтобы растопить сердце Чуда-Юда, крепкие русские ругательства из ряда бранных слов, собачья непосредственность и преданность Избушки, что на курьих ножках, и уж больно ушлая нанятая домоправительница Ивана. «Всё для вас», – будто шепчет между кадрами Дмитрий Дьяченко, танцуя свой задобрительный танец для скептичного зрителя. И весьма успешно.
8
,3
2017, Россия, Фэнтези
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Насколько плохи оказались «Защитники» (2017) с претензией на исконно российское супергеройское кино, настолько же хорош «Последний Богатырь» без претензии режиссёра Дмитрия Дьяченко на «Диснеевские» возможности. А всего-то он прочитал народные сказки на современном языке. Логичнее было бы сравнить «Последнего Богатыря» с «Книгой мастеров» (2009), которая также была снята в сотрудничестве с «Disney» и представляет собой синтез всех русских сказок. Однако то была российская работа на уровень зарубежной компании, из которой закономерно ничего, кроме ломанной композиции, ненужных витков сюжета и в итоге неинтересности, не вышло. Картина-сказка от команды сценаристов сериалов «Мамочки» (2015-2017), «Отель Элеон» (2016-…), «Кухня» (2012-2016) и фильма «Кухня в париже» (2014), которые в команде или единолично режиссировал Дьяченко, обладает более понятной композицией и контрастом соединяет в себе цинично-скептичную реальность в Москве и наивно-волшебную действительность в Белогорье, куда попадает Иван из Москвы. Этим Дмитрий Дьяченко, понабравшийся опыта также с «Квартетом И» на фильмах «День Радио» (2008), «О чем говорят мужчины» (2010) и «О чем ещё говорят мужчины» (2011) и чуть не спустивший всё на «СуперБобровых» (2016), равняется на современного российского зрителя с его знанием комедийного жанра из Америки, но с непобедимыми образами из детства. И более того, он допускает все события в реальности, чем когда-то в свое время очаровала всех Джоан Роулинг со своей франшизой о Гарри Поттере. Ведь главный герой не надуманно-идеальный образ, а обычный смекалистый парень из столицы, которым может быть каждый. Он вырос в бедноте в детском доме, а сегодня раскидывается пятитысячными купюрами так же легко, как их зарабатывает. Шарлатанством. И как иронично, что все секреты сложных заданий ему сдает оператор телевизионной игры «Битва магов», где ведущий Сергей Сафронов. А в Белогорье Иван попадает совершенно случайно в итоге бегства от разъярённого мужа очередной обманутой силиконовой дамочки, но при этом когда приходит его время. По крайней мере, так говорит ему лесной волшебник, называющий Ивана почему-то сыном Ильи Муромца. Фильм, безусловно, обладает всеми теми клише, которые давно известны кинематографу и чем дальше, тем меньше влияют на зрителя. Но здесь неуклюжесть главного героя, применение современных знаний к сказочным реалиям, коллизии русского волшебства и ироничное отношение к серьёзной обстановке обретают особенную теплоту и нежность из-за тех образов, что представляются на экране. И ведь не поспоришь с харизматичным Виктором Хориняком в роли Ивана, что любое колдовство может начаться с банальных знаний химии и физики, или закончиться наличием автомата Калашникова. Если в той же «Книге мастеров» все уже чуждые на слух под давлением американских фильмов имена и образы – Баба Яга, Кощей Бессмертный, Иван, Добрыня – кажутся какими-то дикими и немодными. То здесь они приобретают черты национальных героев и антигероев из детства, не только давно вышедших со страниц детских сказок на экран, но и переросших свои жёсткие и давно устаревшие амплуа. «Последний Богатырь» тем и подкупает любого взрослого, которого сегодня не проведёшь только графикой, а нужно дать ещё пищу для ума и человечинку в виде душевной доброты. Любой персонаж, человек, ситуация не всегда оказываются тем, чем они представляются изначально. Это несоответствие очевидно даже визуально. Например, в такой идеально-пропорциональной внешности расчетливой Варвары от Екатерины Вилковой, стойкости хрупкой Василисы в исполнении дебютантки большой роли Милы Сивацкой, трусливости брутального Ивана, совестливости безжалостного Кощея Константина Лавроненко, или узколобости национального героя Добрыни, в котором не сразу узнаёшь Евгения Дятлова. Есть и прямые отсылки к уже известным образам из зарубежного кино. Например, забавный маг с сумасшедшинкой, что возвращает Ивана в родные края вызывает параллели с тем причудливым повелителем природы из мира «Хоббита: Нежданное путешествие» (2012). Водяной, вопреки тем воспоминаниям о старике с рыбьим хвостом из мультика, где ему «летааать охота», ассоциируется с жертвой Дэйви Джонса из фильма «Пираты Каибского моря: Сундук мертвеца» (2006). Или поле боя, где сокрыт меч-кладенец уж очень навязчив, как поле битвы из «Хроник Нарнии» (2005). Сюда хочется отнести и Бабу-Ягу только лишь потому, что в этой противно-притягательной старушке просто не узнать Елену Яковлеву. Но важнее здесь не случайная схожесть или намеренная пародия на зарубежные успехи во внешности, графике, декорациях или гриме, а адекватность в их ряду исконно русских традиционных героев и предметов. Для боли в животе от здорового хохота, как показывает на практике режиссёр, оказывается, не нужны голые зады зарубежного брата или двусмысленные колкие скабрезности, всегда граничащие с пошлостью. Только-то горячие танцы под хит Стаса Михайлова «Всё для тебя…», чтобы растопить сердце Чуда-Юда, крепкие русские ругательства из ряда бранных слов, собачья непосредственность и преданность Избушки, что на курьих ножках, и уж больно ушлая нанятая домоправительница Ивана. «Всё для вас», – будто шепчет между кадрами Дмитрий Дьяченко, танцуя свой задобрительный танец для скептичного зрителя. И весьма успешно.