Карьера режиссера "Последнего богатыря" Дмитрия Дьяченко ("СуперБобровы", "Кухня в Париже") отчасти напоминает сбитую плохим тахографом кардиограмму. На один удачный проект - два неудачных, но, тем не менее, нельзя отрицать, что Дьяченко хорошо чувствует конъюнктуру и снимает кино для массового зрителя, не формируя вкусы, а подстраиваясь под них. Эта позиция обречена на вторичность продукта, поэтому при всей привлекательности творение Дьяченко, заботливо прикрытого Disney, откровенно демонстрирует сериальное "мыло" в очередной раз донесенное до большого экрана. И это не удивительно. Гигантские продажи экранизаций комиксов Marvel и DC вообще мало кому дают спать спокойно в это непростое для кинопроката время, а тут - практически непаханая целина в виде национального русского фольклора. Штука, доложу вам, посильнее всяких Человеков-Пауков и Чудо-Женщин, потому что мы все выросли на этом. И Баба-Яга, Кащей Бессмертный, Водяной, Царевна-Лягушка - родные, наши и свои - материал, который обладает не просто генетическим потенциалом, это - то, что узнаваемо, понятно и по-хорошему предсказуемо в любой ситуации на экране. Поэтому сравнивать и вталкивать "Последнего богатыря" в прокрустово ложе фэнтези-жанра - задача не просто неблагодарная, а вызывающая откровенное недоумение как и попытка позиционировать эту ленту как семейную комедию.
Сюжетно "Последний богатырь" исповедует проверенную линию квеста, отрабатывая поиски героев и артефактов, собирая на экран твисты и флэшбэки. Отмечу, что сценарная группа под руководством Виталия Шляппо ("Кухня. Последняя битва", "Отель Элеон") обеспечила сюжету развитие без провисаний, не избежав при этом хорошо просматриваемой сериально-блочной структуры со средним насыщением "народным" юмором, взращенным на тучной ниве КВНа. Судите сами, но кому сейчас нужна экранизация традиционного сказочного сюжета, поэтому концепт ленты был обновлен весьма радикально: пришелец из будущего, полугламурный жулик, Иван (Виктор Хориняк, "Кухня", "Молодая гвардия") отправлен в самопридуманную авторами страну Белогорье из самого сердца нашей Родины, из славного града Москвы. Но, вот беда, Иван, который по сюжету потом окажется сыном Ильи Муромца, совсем не понимает сказочных раскладов из параллельного мира, куда он попал, к слову сказать, через простую трубу из аквапарка. И видит пришелец, ни больше ни меньше, а вариант верхушки просвещенного богатырского тоталитаризма с весьма красивым человеческим лицом. Есть номинальный правитель в лице Добрыни Никитича (Евгений Дятлов, "Батальонъ"), а есть и тайная канцелярия в лице его супружницы Варвары (Екатерина Вилкова, "Одноклассницы"), которая обладает страшной силой и охотится на настоящих богатырей.
Само собой, у "Последнего богатыря" есть тайна тайн, которая гарантирует сюжет и движение по долинам и по взгорьям, но на этот весь традиционный каркас навешивается отнюдь не сказочное о том, что добро должно победить зло. Злодеи не просто рулят, они спасают мир, что модно и кинотенденциозно в духе "Отряда самоубийц". Но в рамках продюсерского кино, которым является "Последний богатырь", Шляппо с компанией кидают сериальных страстишек и про трудное детство протагониста, и про командную сплоченность, и, как бы это сказать помягче, заставляют сомневаться в праведности и целомудрии добра, но делают это как-то застенчиво и не очень уверенно. И это - самая большая проблема ленты в целом. В отличие от Вселенных Marvel и DC, концепт "Последнего богатыря" может вызвать только сочувственное похлопывание по плечу для всей креативной команды этой ленты, хотели создать, замахнулись на премиум-продукт, а получили что-то такое узнаваемое и грубо и наспех сколоченное. Очевидно, что фильм снимался с прицелом на франшизу, но тогда нужна хотя бы логика и внутренне непротиворечивый для зрителя мир, который зритель "Богатыря" готов принять уже и таким, какой он есть, с симпатией и сочувствием. Очень резал слух слащавый и никчемный англоязычный (в стиле продуктов "Кухня" и "Отель "Элеон") саундтрек, сопровождавший экранное действие. У нас что нет талантливых производителей шлягеров? Но, видимо, дешевле купить права на использование готового музла, чем сделать что-то свое, но на русском языке.
Авторы "Последнего богатыря" даже, казалось бы, клишированную и хорошо просчитываемую романтическую линию ухитрились преподнести в виде своеобразного экранного фастфуда, где нет ни любви, ни страсти, ни романтики в отношениях Василисы (Мила Сивацкая) и Ивана. Печально и другое: ключевая часть каста, задействованная в главных ролях Ивана и Варвары, пришла в ленту, конечно, не из мощных артхаусных проектов, а все из тех "Кухни" и "Отеля "Элеон". Отсюда и дисбаланс между ними и между выигрышными и загримированными до неузнаваемости Константином Лавроненко в роли Кащея и Еленой Яковлевой в роли Бабы-Яги, которые способны и к импровизации в кадре, и к представлению ролей с большим драматическим запасом. И еще одна деталь, вызывающая недоумение - зачем было так ошрекивать замечательного Водяного (Сергей Бурунов), который визуально списан по большей части с героя из популярного мультфильма. Тем не менее, "Последнего богатырь" не так плох, как можно это себе представить. Это вариант фильма, очаровательно милого и подкупающего именно своей беспросветной вторичностью и неизобретательностью авторов, которые уже научились отрабатывать стандартные трехактные схемы и от которых сейчас отказываются кинопроизводители. Поэтому остается только мечтать, чтобы возможный сиквел "Богатыря" создавал новые стандарты отечественного развлекательного кино, а не эксплуатировал устаревшие голливудские разработки.
8
,3
2017, Россия, Фэнтези
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Карьера режиссера "Последнего богатыря" Дмитрия Дьяченко ("СуперБобровы", "Кухня в Париже") отчасти напоминает сбитую плохим тахографом кардиограмму. На один удачный проект - два неудачных, но, тем не менее, нельзя отрицать, что Дьяченко хорошо чувствует конъюнктуру и снимает кино для массового зрителя, не формируя вкусы, а подстраиваясь под них. Эта позиция обречена на вторичность продукта, поэтому при всей привлекательности творение Дьяченко, заботливо прикрытого Disney, откровенно демонстрирует сериальное "мыло" в очередной раз донесенное до большого экрана. И это не удивительно. Гигантские продажи экранизаций комиксов Marvel и DC вообще мало кому дают спать спокойно в это непростое для кинопроката время, а тут - практически непаханая целина в виде национального русского фольклора. Штука, доложу вам, посильнее всяких Человеков-Пауков и Чудо-Женщин, потому что мы все выросли на этом. И Баба-Яга, Кащей Бессмертный, Водяной, Царевна-Лягушка - родные, наши и свои - материал, который обладает не просто генетическим потенциалом, это - то, что узнаваемо, понятно и по-хорошему предсказуемо в любой ситуации на экране. Поэтому сравнивать и вталкивать "Последнего богатыря" в прокрустово ложе фэнтези-жанра - задача не просто неблагодарная, а вызывающая откровенное недоумение как и попытка позиционировать эту ленту как семейную комедию. Сюжетно "Последний богатырь" исповедует проверенную линию квеста, отрабатывая поиски героев и артефактов, собирая на экран твисты и флэшбэки. Отмечу, что сценарная группа под руководством Виталия Шляппо ("Кухня. Последняя битва", "Отель Элеон") обеспечила сюжету развитие без провисаний, не избежав при этом хорошо просматриваемой сериально-блочной структуры со средним насыщением "народным" юмором, взращенным на тучной ниве КВНа. Судите сами, но кому сейчас нужна экранизация традиционного сказочного сюжета, поэтому концепт ленты был обновлен весьма радикально: пришелец из будущего, полугламурный жулик, Иван (Виктор Хориняк, "Кухня", "Молодая гвардия") отправлен в самопридуманную авторами страну Белогорье из самого сердца нашей Родины, из славного града Москвы. Но, вот беда, Иван, который по сюжету потом окажется сыном Ильи Муромца, совсем не понимает сказочных раскладов из параллельного мира, куда он попал, к слову сказать, через простую трубу из аквапарка. И видит пришелец, ни больше ни меньше, а вариант верхушки просвещенного богатырского тоталитаризма с весьма красивым человеческим лицом. Есть номинальный правитель в лице Добрыни Никитича (Евгений Дятлов, "Батальонъ"), а есть и тайная канцелярия в лице его супружницы Варвары (Екатерина Вилкова, "Одноклассницы"), которая обладает страшной силой и охотится на настоящих богатырей. Само собой, у "Последнего богатыря" есть тайна тайн, которая гарантирует сюжет и движение по долинам и по взгорьям, но на этот весь традиционный каркас навешивается отнюдь не сказочное о том, что добро должно победить зло. Злодеи не просто рулят, они спасают мир, что модно и кинотенденциозно в духе "Отряда самоубийц". Но в рамках продюсерского кино, которым является "Последний богатырь", Шляппо с компанией кидают сериальных страстишек и про трудное детство протагониста, и про командную сплоченность, и, как бы это сказать помягче, заставляют сомневаться в праведности и целомудрии добра, но делают это как-то застенчиво и не очень уверенно. И это - самая большая проблема ленты в целом. В отличие от Вселенных Marvel и DC, концепт "Последнего богатыря" может вызвать только сочувственное похлопывание по плечу для всей креативной команды этой ленты, хотели создать, замахнулись на премиум-продукт, а получили что-то такое узнаваемое и грубо и наспех сколоченное. Очевидно, что фильм снимался с прицелом на франшизу, но тогда нужна хотя бы логика и внутренне непротиворечивый для зрителя мир, который зритель "Богатыря" готов принять уже и таким, какой он есть, с симпатией и сочувствием. Очень резал слух слащавый и никчемный англоязычный (в стиле продуктов "Кухня" и "Отель "Элеон") саундтрек, сопровождавший экранное действие. У нас что нет талантливых производителей шлягеров? Но, видимо, дешевле купить права на использование готового музла, чем сделать что-то свое, но на русском языке. Авторы "Последнего богатыря" даже, казалось бы, клишированную и хорошо просчитываемую романтическую линию ухитрились преподнести в виде своеобразного экранного фастфуда, где нет ни любви, ни страсти, ни романтики в отношениях Василисы (Мила Сивацкая) и Ивана. Печально и другое: ключевая часть каста, задействованная в главных ролях Ивана и Варвары, пришла в ленту, конечно, не из мощных артхаусных проектов, а все из тех "Кухни" и "Отеля "Элеон". Отсюда и дисбаланс между ними и между выигрышными и загримированными до неузнаваемости Константином Лавроненко в роли Кащея и Еленой Яковлевой в роли Бабы-Яги, которые способны и к импровизации в кадре, и к представлению ролей с большим драматическим запасом. И еще одна деталь, вызывающая недоумение - зачем было так ошрекивать замечательного Водяного (Сергей Бурунов), который визуально списан по большей части с героя из популярного мультфильма. Тем не менее, "Последнего богатырь" не так плох, как можно это себе представить. Это вариант фильма, очаровательно милого и подкупающего именно своей беспросветной вторичностью и неизобретательностью авторов, которые уже научились отрабатывать стандартные трехактные схемы и от которых сейчас отказываются кинопроизводители. Поэтому остается только мечтать, чтобы возможный сиквел "Богатыря" создавал новые стандарты отечественного развлекательного кино, а не эксплуатировал устаревшие голливудские разработки.