Без всякой иронии можно сказать, что после успешной премьеры на Московском кинофестивале дебютные "Осколки" от Алисы Хазановой ("Про любовь. Только для взрослых", "Последняя сказка Риты") в качестве режиссера начали свой путь к зрителю. За одну из отправных точек для этой ленты была взята "В прошлом году в Мариенбаде", снятая Аленом Рене и получившая "Золотого Льва" в Венеции в 1961 году. Слово "ремейк" вряд ли уместно использовать для ленты Хазановой, в "Осколках", в отличие от работы Рене, просматривается желание режиссера пустить зрителя в свое личное пространство и рассказать о том, что мучает любого жителя этой планеты при достижении некоторого возраста. Нас мучают воспоминания и их преодоление для движения вперед. О детстве, о местах, о родителях, о том, что кем-то когда-то не стали, о том, что возлюбленные повторяют и копируют предыдущих, превращаясь в итоге в воспоминания о воспоминаниях. Скатываясь во все эти дежа вю, жаме вю и жаме сю, "Осколки" находят удачное жанровое решение в виде экзистенциальной романтической драмы, петляя по коридорам отеля и коридорам памяти главной героини и выбирая игры памяти в качестве главной направляющей.
В центре "Осколков" - классический треугольник с условными Женой (Алиса Хазанова), Мужем (Крис Битем, "Черный ястреб") и Мужчиной (Ной Хантли, "28 дней спустя", "Жапплу"), который больше напоминает свободно сложенную ленту, чем жесткую фигуру. Действие фильма происходит в стенах хорошего американского отеля, расположенного вдали от мегаполисов и этой локации оказывается достаточно, чтобы показать кризис, в котором пребывает исполнительница главной роли. Поэтому рассчитывать на традиционный пролог в течение первых 10-15 минут не приходится совсем, Хазанова как автор фильма и главная героиня с первых кадров настраивает на противопоставление андроидных семейных отношений с ее внутренним миром, который упорно не желает согласовываться со всем набором психических состояний, виной которым могут стать воспоминания. Герой Битема регулярно сообщает своей жене о том, как плохо курить в их дорогой машине, как хорошо напоминать вовремя о необходимости деловых звонков и как важно выбирать именно тот галстук, который нравится ему. В итоге - тоска даже не зеленая, а какая-то бесцветная и безэмоциональная, где каждый и он, и она отыгрывает свой сценарий в обеспеченной и комфортной повседневности, теряя ориентацию во времени в первую очередь.
Женщина в такой ситуации, как правило, ищет вполне определенного мужчину для сердца, потому что мужчина для жизни у нее уже есть, и в "Осколках" эта ситуация вполне успешно моделируется. Именно моделируется, потому что неожиданное появление Мужчины, собранного из воспоминаний должно происходить именно иррационально, а никак иначе, любопытно при этом, что герой Хантли и Муж сравнительно недалеко ушли друг от друга. Хазанова здесь проявляет себя именно как точный режиссер, каждому из действующих лиц она оставляет свое, абстрактно-существенное, и сознательно выхолащивает все остальное. Ее экранная реальность - отнюдь не континуум, она отквантизирована и откалибрована, холодом веет от такого концепта, оставляя только сны в качестве эмоционального прикрытия. И тем интереснее сопоставлять все это с одушевленностью героев второго плана: словоохотливого бармена-философа, играющего ради развлечения на фортепиано для публики, или истерику хорошо вышколенной горничной в прачечной. Они как доказательство жизни, в отличие от коллег Мужа, которые показаны саркастично-пустыми и отправляющими разговор во власть цифр, которые называются по очереди в диалогах.
Отдельного упоминания заслуживает саундтрек "Осколков" от композитора Игоря Вдовина ("Разбуди меня", "Дуэлянт"), который хорош сам по себе, отдельно от фильма. Минималистичное, хорошо чувствующее (а местами и создающее) ритм ленты, оперирующее как отдельными звуками, так нервно взятыми созвучиями, звуковое сопровождение говорит зрителю намного больше, чем закольцованные в большинстве случаев фразы главных героев. Прагматичное дрожание камеры Федора Лясса ("Ледокол", "Хардкор") вполне объяснимо, рассказывать о существовании внутри своего же сна становится задачей передачи рационального хай-тек визуала в режиме соприкосновения разных фаз. Динамику ленты несколько подводит ее монтаж от одного из продюсеров - Романа Волобуева, который усиливает клаустрофобию продуманными, но предсказуемыми средствами в виде потолков и стен закрытых помещений. Тем не менее, "Осколки" - это по-хорошему неожиданная для отечественного кино работа с отсутствием в кадре узнаваемых актеров и с пониманием очевидного тренда, который получил развитие в этом году в "Нелюбви" Звягинцева и "Аритмии" Хлебникова. Алиса Хазанова, в отличие от режиссеров-мужчин, предпочитает герметизировать конфликт между мужчиной и женщиной, а уже потом перегонять его через реторту собственного мировосприятия.
3
,8
2017, Россия, Драмы
73 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Без всякой иронии можно сказать, что после успешной премьеры на Московском кинофестивале дебютные "Осколки" от Алисы Хазановой ("Про любовь. Только для взрослых", "Последняя сказка Риты") в качестве режиссера начали свой путь к зрителю. За одну из отправных точек для этой ленты была взята "В прошлом году в Мариенбаде", снятая Аленом Рене и получившая "Золотого Льва" в Венеции в 1961 году. Слово "ремейк" вряд ли уместно использовать для ленты Хазановой, в "Осколках", в отличие от работы Рене, просматривается желание режиссера пустить зрителя в свое личное пространство и рассказать о том, что мучает любого жителя этой планеты при достижении некоторого возраста. Нас мучают воспоминания и их преодоление для движения вперед. О детстве, о местах, о родителях, о том, что кем-то когда-то не стали, о том, что возлюбленные повторяют и копируют предыдущих, превращаясь в итоге в воспоминания о воспоминаниях. Скатываясь во все эти дежа вю, жаме вю и жаме сю, "Осколки" находят удачное жанровое решение в виде экзистенциальной романтической драмы, петляя по коридорам отеля и коридорам памяти главной героини и выбирая игры памяти в качестве главной направляющей. В центре "Осколков" - классический треугольник с условными Женой (Алиса Хазанова), Мужем (Крис Битем, "Черный ястреб") и Мужчиной (Ной Хантли, "28 дней спустя", "Жапплу"), который больше напоминает свободно сложенную ленту, чем жесткую фигуру. Действие фильма происходит в стенах хорошего американского отеля, расположенного вдали от мегаполисов и этой локации оказывается достаточно, чтобы показать кризис, в котором пребывает исполнительница главной роли. Поэтому рассчитывать на традиционный пролог в течение первых 10-15 минут не приходится совсем, Хазанова как автор фильма и главная героиня с первых кадров настраивает на противопоставление андроидных семейных отношений с ее внутренним миром, который упорно не желает согласовываться со всем набором психических состояний, виной которым могут стать воспоминания. Герой Битема регулярно сообщает своей жене о том, как плохо курить в их дорогой машине, как хорошо напоминать вовремя о необходимости деловых звонков и как важно выбирать именно тот галстук, который нравится ему. В итоге - тоска даже не зеленая, а какая-то бесцветная и безэмоциональная, где каждый и он, и она отыгрывает свой сценарий в обеспеченной и комфортной повседневности, теряя ориентацию во времени в первую очередь. Женщина в такой ситуации, как правило, ищет вполне определенного мужчину для сердца, потому что мужчина для жизни у нее уже есть, и в "Осколках" эта ситуация вполне успешно моделируется. Именно моделируется, потому что неожиданное появление Мужчины, собранного из воспоминаний должно происходить именно иррационально, а никак иначе, любопытно при этом, что герой Хантли и Муж сравнительно недалеко ушли друг от друга. Хазанова здесь проявляет себя именно как точный режиссер, каждому из действующих лиц она оставляет свое, абстрактно-существенное, и сознательно выхолащивает все остальное. Ее экранная реальность - отнюдь не континуум, она отквантизирована и откалибрована, холодом веет от такого концепта, оставляя только сны в качестве эмоционального прикрытия. И тем интереснее сопоставлять все это с одушевленностью героев второго плана: словоохотливого бармена-философа, играющего ради развлечения на фортепиано для публики, или истерику хорошо вышколенной горничной в прачечной. Они как доказательство жизни, в отличие от коллег Мужа, которые показаны саркастично-пустыми и отправляющими разговор во власть цифр, которые называются по очереди в диалогах. Отдельного упоминания заслуживает саундтрек "Осколков" от композитора Игоря Вдовина ("Разбуди меня", "Дуэлянт"), который хорош сам по себе, отдельно от фильма. Минималистичное, хорошо чувствующее (а местами и создающее) ритм ленты, оперирующее как отдельными звуками, так нервно взятыми созвучиями, звуковое сопровождение говорит зрителю намного больше, чем закольцованные в большинстве случаев фразы главных героев. Прагматичное дрожание камеры Федора Лясса ("Ледокол", "Хардкор") вполне объяснимо, рассказывать о существовании внутри своего же сна становится задачей передачи рационального хай-тек визуала в режиме соприкосновения разных фаз. Динамику ленты несколько подводит ее монтаж от одного из продюсеров - Романа Волобуева, который усиливает клаустрофобию продуманными, но предсказуемыми средствами в виде потолков и стен закрытых помещений. Тем не менее, "Осколки" - это по-хорошему неожиданная для отечественного кино работа с отсутствием в кадре узнаваемых актеров и с пониманием очевидного тренда, который получил развитие в этом году в "Нелюбви" Звягинцева и "Аритмии" Хлебникова. Алиса Хазанова, в отличие от режиссеров-мужчин, предпочитает герметизировать конфликт между мужчиной и женщиной, а уже потом перегонять его через реторту собственного мировосприятия.