В 1999 году «Ведьма из Блэр» (https://www.ivi.ru/watch/114938 ) взорвала мозг любителей кино. Думаю, многие знают эту историю или хотя бы слышали, каким образом картина буквально из ниоткуда штурмом прошлась по кинотеатрам. Вероятно, что это как раз тот случай, когда бэкграунд истории и рекламная кампания может быть интереснее самого фильма! Возможности субжанра «найденная пленка» ещё не были исчерпаны, в Интернете люди верили любой чуши, а неискушенной публике было тяжело проверить и сопоставить отдельные факты. Кинолента стала по-настоящему «вирусной», а споры о «подлинности» пленки на американском телевидении не затихали. Даже в России, в пору распространения «Ведьмы из Блэр» на видеокассетах, отдельные личности разводили спекуляции, делились байками и домыслами. Да что говорить, у нас в стране в свое время (2008 г.) сняли полуфанатский фильм «Поймать ведьму», основанный на пресловутой легенде о ведьме! Иными словами, феномен «Ведьмы из Блэр» возымел настолько мощный эффект, что даже если опустить популяризацию субжанра и кинематографических подходов, всё равно можно заключить, что след остался колоссальный. В 2000 году продюсеры решили ковать железо пока горячо и выпустили чисто коммерческое и не совсем удачное продолжение/спин-офф «Книга теней» (https://www.ivi.ru/watch/114978 ). К слову, картина была не самого высокого качества и была подвергнута общественному порицанию. Так что для триквела (или всё же римейка-«переосмысления»?) пришлось ждать 16 лет. В этот раз в режиссерское кресло сел Адам Вингард, а за пишущую машинку сценариста — его постоянный напарник Саймон Баррет. Пара творцов, однако, вновь доказала публике в очередной раз, что тяжело войти в одну реку дважды.
Джеймс (Джеймс Аллен МакКьюн) — экранный брат Хизер Донахью, героини оригинальной картины. Джеймс одержим поисками родственника. Расследование приводит его к паре личностей из интернета, знакомых с местоположением печально известного дома, где и произошла развязка первой части. Молодой человек собирает трех друзей. Квартет «вооружается», наверное, всеми видами записывающих устройств, какие себе можно только представить: камеры, GoPro, смартфоны, стационарные HD камеры… в распоряжении у них даже беспилотник с камерой. Команда направляется в мрачные леса и всем очевидно, что произойдет дальше.
Начну с перечисления недостатков. Во-первых, нагнетание атмосферы. Для создания нужной атмосферы в первом акте Вингард выбрал путь диалогов. Примерно первые минут 40 картины построены исключительно на разговорах и взаимодействии персонажей друг с другом. Члены команды делятся легендами о местном лесе, рассказывают байки у костра и тому подобное. Насколько свежим и удачным подобный подход был в оригинальном фильме, настолько слабым он оказался в «Новой главе». Диалоги в этот раз смотрятся неуместными и не в состоянии нагнетать напряженность, так как актеры играют настолько слабо, что просто не веришь в их эмоции. Во-вторых, отдельные технические вопросы. В «мистических» звуках в картине нет ничего жуткого. А монтаж попросту вызывает недоумение — это же фильм «найденная пленка», здесь должна быть одна перспектива, разве не так? Но в отдельных сценах действие пляшет, показывая разные события. Сперва демонстрируют «камеру/точку зрения» чернокожего друга главного героя, который несётся сквозь лес, а через минуту — запись со стационарной камеры, запечатлевшей диалог Джеймса и его девушки… а через несколько секунд мы можем опять любоваться ночным лесом «из глаз» пропавшего парня. Подобный подход здорово смущает, ведь не совсем понятно, кто это смонтировал, каким образом, зачем и почему. Если картина позиционирует себя, как «найденная пленка», то зачем такой беспокойный монтаж? А если это художественный фильм, то почему было не обратиться к традиционной манере съемки? Возможно, это занудство, но я не раз возвращался к этой мысли во время просмотра.
Теперь о достоинствах. В ряде сцен «Новая глава» работает. И работает хорошо. Вероятно, студия не дала Вингарду творческой свободы, но отдельные концепты вышли очень удачными. Визуальное обрамление леса. Клаустрофобные нотки в последнем акте. Мелочи, важные для восприятия состояния действующих лиц и атмосферы (так, например, беспокойные студенты просыпаются в 7 утра и обнаруживают, что рассвета не было — кругом тьма). Или дизайн негостеприимного дома — можно почувствовать, как он буквально гниёт изнутри. Всё это играет на контрасте с примитивными скримерами и гнусными шепотками.
Надеюсь, для публики ещё по трейлеру было ясно, что этот фильм - не то, что может дать второе дыхание дохлой франшизе. Студийные боссы наступили на те же грабли, что и с «Книгой теней». Возможно, «Новая глава» могла бы полностью использовать свой потенциал. А именно в случае отказа от условностей и клише жанра (набившие оскомину сцены, в которых герои обращаются с камерами так, словно видят их первый раз, или снимают такое, что в здравом уме никто и снимать бы не стал), а также посредством работы с интернет-аудиторией. Например, ориентация на популярные creepy-ролики с Youtube. А пока неудивительно, что «Ведьма из Блэр: Новая глава» представляет собой ничего более, чем высосанная из пальца found footage.
4
,8
2016, Ужасы
85 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В 1999 году «Ведьма из Блэр» (https://www.ivi.ru/watch/114938 ) взорвала мозг любителей кино. Думаю, многие знают эту историю или хотя бы слышали, каким образом картина буквально из ниоткуда штурмом прошлась по кинотеатрам. Вероятно, что это как раз тот случай, когда бэкграунд истории и рекламная кампания может быть интереснее самого фильма! Возможности субжанра «найденная пленка» ещё не были исчерпаны, в Интернете люди верили любой чуши, а неискушенной публике было тяжело проверить и сопоставить отдельные факты. Кинолента стала по-настоящему «вирусной», а споры о «подлинности» пленки на американском телевидении не затихали. Даже в России, в пору распространения «Ведьмы из Блэр» на видеокассетах, отдельные личности разводили спекуляции, делились байками и домыслами. Да что говорить, у нас в стране в свое время (2008 г.) сняли полуфанатский фильм «Поймать ведьму», основанный на пресловутой легенде о ведьме! Иными словами, феномен «Ведьмы из Блэр» возымел настолько мощный эффект, что даже если опустить популяризацию субжанра и кинематографических подходов, всё равно можно заключить, что след остался колоссальный. В 2000 году продюсеры решили ковать железо пока горячо и выпустили чисто коммерческое и не совсем удачное продолжение/спин-офф «Книга теней» (https://www.ivi.ru/watch/114978 ). К слову, картина была не самого высокого качества и была подвергнута общественному порицанию. Так что для триквела (или всё же римейка-«переосмысления»?) пришлось ждать 16 лет. В этот раз в режиссерское кресло сел Адам Вингард, а за пишущую машинку сценариста — его постоянный напарник Саймон Баррет. Пара творцов, однако, вновь доказала публике в очередной раз, что тяжело войти в одну реку дважды. Джеймс (Джеймс Аллен МакКьюн) — экранный брат Хизер Донахью, героини оригинальной картины. Джеймс одержим поисками родственника. Расследование приводит его к паре личностей из интернета, знакомых с местоположением печально известного дома, где и произошла развязка первой части. Молодой человек собирает трех друзей. Квартет «вооружается», наверное, всеми видами записывающих устройств, какие себе можно только представить: камеры, GoPro, смартфоны, стационарные HD камеры… в распоряжении у них даже беспилотник с камерой. Команда направляется в мрачные леса и всем очевидно, что произойдет дальше. Начну с перечисления недостатков. Во-первых, нагнетание атмосферы. Для создания нужной атмосферы в первом акте Вингард выбрал путь диалогов. Примерно первые минут 40 картины построены исключительно на разговорах и взаимодействии персонажей друг с другом. Члены команды делятся легендами о местном лесе, рассказывают байки у костра и тому подобное. Насколько свежим и удачным подобный подход был в оригинальном фильме, настолько слабым он оказался в «Новой главе». Диалоги в этот раз смотрятся неуместными и не в состоянии нагнетать напряженность, так как актеры играют настолько слабо, что просто не веришь в их эмоции. Во-вторых, отдельные технические вопросы. В «мистических» звуках в картине нет ничего жуткого. А монтаж попросту вызывает недоумение — это же фильм «найденная пленка», здесь должна быть одна перспектива, разве не так? Но в отдельных сценах действие пляшет, показывая разные события. Сперва демонстрируют «камеру/точку зрения» чернокожего друга главного героя, который несётся сквозь лес, а через минуту — запись со стационарной камеры, запечатлевшей диалог Джеймса и его девушки… а через несколько секунд мы можем опять любоваться ночным лесом «из глаз» пропавшего парня. Подобный подход здорово смущает, ведь не совсем понятно, кто это смонтировал, каким образом, зачем и почему. Если картина позиционирует себя, как «найденная пленка», то зачем такой беспокойный монтаж? А если это художественный фильм, то почему было не обратиться к традиционной манере съемки? Возможно, это занудство, но я не раз возвращался к этой мысли во время просмотра. Теперь о достоинствах. В ряде сцен «Новая глава» работает. И работает хорошо. Вероятно, студия не дала Вингарду творческой свободы, но отдельные концепты вышли очень удачными. Визуальное обрамление леса. Клаустрофобные нотки в последнем акте. Мелочи, важные для восприятия состояния действующих лиц и атмосферы (так, например, беспокойные студенты просыпаются в 7 утра и обнаруживают, что рассвета не было — кругом тьма). Или дизайн негостеприимного дома — можно почувствовать, как он буквально гниёт изнутри. Всё это играет на контрасте с примитивными скримерами и гнусными шепотками. Надеюсь, для публики ещё по трейлеру было ясно, что этот фильм - не то, что может дать второе дыхание дохлой франшизе. Студийные боссы наступили на те же грабли, что и с «Книгой теней». Возможно, «Новая глава» могла бы полностью использовать свой потенциал. А именно в случае отказа от условностей и клише жанра (набившие оскомину сцены, в которых герои обращаются с камерами так, словно видят их первый раз, или снимают такое, что в здравом уме никто и снимать бы не стал), а также посредством работы с интернет-аудиторией. Например, ориентация на популярные creepy-ролики с Youtube. А пока неудивительно, что «Ведьма из Блэр: Новая глава» представляет собой ничего более, чем высосанная из пальца found footage.