В своё время руководство Toho Company, наслаждавшееся шумным успехом (успехом, заметим, вышедшим за пределы Страны восходящего солнца) картины про Годзиллу, тем не менее не рискнуло испытывать судьбу. Объединив с голливудскими кинокомпаниями RKO General Pictures и Universal Pictures International усилия в процессе работы над очередной частью славного киноцикла, японские кинематографисты косвенно признали «превосходство» Кинг-Конга, поместив его в заголовке первым. Особо рьяным патриотам такое решение могло не понравиться, но к тому наличествовали, приходится признать, объективные предпосылки: обитатель Острова Черепа завоевал в мировом масштабе несравненно большую славу. Здесь интересней другое. Основной причиной того, что версия, подготовленная для североамериканского кинопроката, подверглась серьёзной переработке (были досняты целые эпизоды, проведён перемонтаж, не говоря уже про дублирование на английский язык, и т.д.), послужило отнюдь не непочтительное отношение азиатов к детищу «фабрики грёз». Вопреки распространённому мифу о якобы разных (в пользу то первого, то второго участника) исходах эпической схватки, битва титанов завершалась примерно одинаково – в обоих случаях, условно говоря, вничью. Это-то ладно!.. Другое дело, что бизнесмены от киноискусства из-за океана категорически не приняли язвительной, с ярко выраженным сатирическим окрасом интонации в постановке Исиро Хонды – и постарались приблизиться к стандартам типичного фильма катастроф. Что же изменилось с тех пор?
А изменилось многое. Не могу не выразить искреннего уважения Адаму Вингарду, подошедшему к реализации ответственного (1) проекта с энтузиазмом, благо что с детства обожал легендарные кайдзю эйга. И он, к слову сказать, торжественно пообещал потенциальным зрителям, что не станет прибегать к уловкам и недомолвкам подобно предшественникам: мол, на сей раз не останется сомнений относительно того, кто из исполинских монстров сильнее. Сам факт изменения порядка упоминания соперников («Годзилла против Конга» вместо «Кинг-Конг против Годзиллы») прозрачно намекал: теперь расклад – иной. Режиссёр, уже обращавшийся к культурному наследию Японии («Тетрадь смерти» /2017/ являлась экранизацией знаменитой манги Цугуми Обы и художника Такэси Обаты), исходил из того, что в XXI веке все мы живём в MonsterVerse – в глобализированном мире, где привычные межнациональные различия до известной степени нивелировались. Адам, конечно, отдал дань традиции, заложенной Исиро, который нашёл весьма оригинальный способ подчеркнуть происхождение врагов неохватных пропорций, наделив Конга навыками боксёра, а Годзиллу – знанием бросковой техники не то из айкидо, не то из дзюдо. Столкновение на борту авианосца, когда король обезьян с размаху наносит вынырнувшему из морских глубин противнику сокрушительный удар кулаком в челюсть, по-настоящему эффектно – и замечательно выражает накал взаимной ненависти. Вот только подоплёка побоища – новая, не сводящаяся к извечному противостоянию Запада и Востока.
Возможно, мотив проартикулирован не настолько чётко, как хотелось бы (во всяком случае не так внятно, как в первой части перезапущенного киносериала, увидевшей свет в 2014-м году), однако при желании – всё-таки прочитывается. В конечном счёте важно не то, где расположены производственные мощности Apex (в США или в Гонконге), а – направление исследований транснациональной корпорации как таковое. Да и ближайшим соратником Уолтера Симмонса выступает Рэй Сэридзава (в исполнении Сюна Огури, впервые ангажированного Голливудом) – сын учёного Исиро Сэридзавы, трудившегося на Monarch. Пожалуй, здесь самое место упомянуть о главном художественном просчёте Вингарда. В лучших фильмах катастроф, какими бы впечатляющими ни казались последствия стихийных бедствий или разгул враждебно настроенных гигантов, в центре повествования всё равно находятся люди, за которых публика болеет всей душой. У Адама же персонажи выглядят маловыразительными (некоторые – нескрываемо шаблонными), сопутствующие сюжетные линии же добавлены чуть ли не «для галочки». Это касается, в частности, Берни Хейеса – правдоискателя со склонностью к конспирологии, не могущего не откликнуться на рискованное предложение товарищей-тинэйджеров и не отправиться в логово ненавистных капиталистов. Даже кадры с юной сироткой Джиа, пользующейся покровительством со стороны Конга (взамен знойной блондинки Энн Дэрроу – вот так поворот!), менее трогательны, чем хотелось бы авторам. Разве что Дэмиан Бичир нашёл убедительную мотивацию для своего могущественного героя, считающего средством защиты человечества восстановление за биологическим видом Homo sapiens неоспоримой гегемонии на планете. А достигается это-де ровно одним способом – уничтожением так называемых титанов.
Впрочем, обозначенный художественный изъян, который бы в подавляющем большинстве случаев бросался на сеансе в глаза, отвлекал и раздражал, неожиданно отвечает базовой установке режиссёра – представить тех, в ком обыватели видели исключительно угрозу, существами, обладающими эмоциями. И не только эмоциями – разумом! Особо прозорливые граждане сразу догадались, что нападение Годзиллы (после нескольких лет «перемирия») вовсе не являлось беспричинным. Да и содержание Конга в изоляции, под надзором и неусыпным контролем, лишь с натяжкой можно считать отвечающим фундаментальным интересам покрытого шерстью пленника, не говоря уже о том, что путешествие в его дом (не станем пенять авторам за апеллирование к давным-давно опровергнутой гипотезе полой Земли) преследовало тайную цель. Парадоксально, но обе традиции – условно западная и не менее условно восточная – наконец-то переплелись. Несмотря на свирепый вид и демонстрируемую агрессию, в какой-то момент обоих великанов становится жалко – не меньше, чем у Мериана К. Купера и Эрнеста Б. Шодсака. А следом и вовсе наступает осознание того, что в природе всё устроено мудро – и что само пришествие Годзиллы из морской пучины стало реакцией на нарушение гармонии (необязательно ядерными испытаниями, как у Исиро Хонды). Вингард не обманул поклонников медиафраншизы, вполне однозначно показав, кто одержал верх в честном поединке. Однако главным сюрпризом для аудитории обернулось появление, так сказать, третьего лишнего. Феномен Мехагодзиллы, с которым россияне официально познакомились благодаря ленте «Годзилла против Мехагодзиллы 2» /1993/, выпущенной на отечественные киноэкраны (в 1994-м) под намеренно вводящим в заблуждение заглавием «Легенда о динозавре-2», при всём желании не спишешь на кару небесную и прочие не зависящие от людской воли обстоятельства. На поверку винить некого, кроме как самих себя. Экологический (в широком смысле) мотив сегодня звучит актуально, как никогда, служа немаловажным довеском к помпезному зрелищу. Судя по результатам рекламной кампании, ожидание фильма «Годзилла против Конга» велико по всему миру. Посмотрим, удастся ли блокбастеру, обошедшемуся в производстве весьма недёшево (по разным данным, бюджет составил от $160 млн. до $200 млн.), вернуть массового зрителя в кинотеатры – и в каких регионах.
_______
1 – Тем более ответственного, что «Годзилла 2: Король монстров» /2016/ прошёл по экранам не столь триумфально, как ожидалось, из-за чего даже временно отложили сценарий Терри Россио с рабочим названием «Годзилла против Грифона».
8
,0
2021, США, Фантастика
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В своё время руководство Toho Company, наслаждавшееся шумным успехом (успехом, заметим, вышедшим за пределы Страны восходящего солнца) картины про Годзиллу, тем не менее не рискнуло испытывать судьбу. Объединив с голливудскими кинокомпаниями RKO General Pictures и Universal Pictures International усилия в процессе работы над очередной частью славного киноцикла, японские кинематографисты косвенно признали «превосходство» Кинг-Конга, поместив его в заголовке первым. Особо рьяным патриотам такое решение могло не понравиться, но к тому наличествовали, приходится признать, объективные предпосылки: обитатель Острова Черепа завоевал в мировом масштабе несравненно большую славу. Здесь интересней другое. Основной причиной того, что версия, подготовленная для североамериканского кинопроката, подверглась серьёзной переработке (были досняты целые эпизоды, проведён перемонтаж, не говоря уже про дублирование на английский язык, и т.д.), послужило отнюдь не непочтительное отношение азиатов к детищу «фабрики грёз». Вопреки распространённому мифу о якобы разных (в пользу то первого, то второго участника) исходах эпической схватки, битва титанов завершалась примерно одинаково – в обоих случаях, условно говоря, вничью. Это-то ладно!.. Другое дело, что бизнесмены от киноискусства из-за океана категорически не приняли язвительной, с ярко выраженным сатирическим окрасом интонации в постановке Исиро Хонды – и постарались приблизиться к стандартам типичного фильма катастроф. Что же изменилось с тех пор? А изменилось многое. Не могу не выразить искреннего уважения Адаму Вингарду, подошедшему к реализации ответственного (1) проекта с энтузиазмом, благо что с детства обожал легендарные кайдзю эйга. И он, к слову сказать, торжественно пообещал потенциальным зрителям, что не станет прибегать к уловкам и недомолвкам подобно предшественникам: мол, на сей раз не останется сомнений относительно того, кто из исполинских монстров сильнее. Сам факт изменения порядка упоминания соперников («Годзилла против Конга» вместо «Кинг-Конг против Годзиллы») прозрачно намекал: теперь расклад – иной. Режиссёр, уже обращавшийся к культурному наследию Японии («Тетрадь смерти» /2017/ являлась экранизацией знаменитой манги Цугуми Обы и художника Такэси Обаты), исходил из того, что в XXI веке все мы живём в MonsterVerse – в глобализированном мире, где привычные межнациональные различия до известной степени нивелировались. Адам, конечно, отдал дань традиции, заложенной Исиро, который нашёл весьма оригинальный способ подчеркнуть происхождение врагов неохватных пропорций, наделив Конга навыками боксёра, а Годзиллу – знанием бросковой техники не то из айкидо, не то из дзюдо. Столкновение на борту авианосца, когда король обезьян с размаху наносит вынырнувшему из морских глубин противнику сокрушительный удар кулаком в челюсть, по-настоящему эффектно – и замечательно выражает накал взаимной ненависти. Вот только подоплёка побоища – новая, не сводящаяся к извечному противостоянию Запада и Востока. Возможно, мотив проартикулирован не настолько чётко, как хотелось бы (во всяком случае не так внятно, как в первой части перезапущенного киносериала, увидевшей свет в 2014-м году), однако при желании – всё-таки прочитывается. В конечном счёте важно не то, где расположены производственные мощности Apex (в США или в Гонконге), а – направление исследований транснациональной корпорации как таковое. Да и ближайшим соратником Уолтера Симмонса выступает Рэй Сэридзава (в исполнении Сюна Огури, впервые ангажированного Голливудом) – сын учёного Исиро Сэридзавы, трудившегося на Monarch. Пожалуй, здесь самое место упомянуть о главном художественном просчёте Вингарда. В лучших фильмах катастроф, какими бы впечатляющими ни казались последствия стихийных бедствий или разгул враждебно настроенных гигантов, в центре повествования всё равно находятся люди, за которых публика болеет всей душой. У Адама же персонажи выглядят маловыразительными (некоторые – нескрываемо шаблонными), сопутствующие сюжетные линии же добавлены чуть ли не «для галочки». Это касается, в частности, Берни Хейеса – правдоискателя со склонностью к конспирологии, не могущего не откликнуться на рискованное предложение товарищей-тинэйджеров и не отправиться в логово ненавистных капиталистов. Даже кадры с юной сироткой Джиа, пользующейся покровительством со стороны Конга (взамен знойной блондинки Энн Дэрроу – вот так поворот!), менее трогательны, чем хотелось бы авторам. Разве что Дэмиан Бичир нашёл убедительную мотивацию для своего могущественного героя, считающего средством защиты человечества восстановление за биологическим видом Homo sapiens неоспоримой гегемонии на планете. А достигается это-де ровно одним способом – уничтожением так называемых титанов. Впрочем, обозначенный художественный изъян, который бы в подавляющем большинстве случаев бросался на сеансе в глаза, отвлекал и раздражал, неожиданно отвечает базовой установке режиссёра – представить тех, в ком обыватели видели исключительно угрозу, существами, обладающими эмоциями. И не только эмоциями – разумом! Особо прозорливые граждане сразу догадались, что нападение Годзиллы (после нескольких лет «перемирия») вовсе не являлось беспричинным. Да и содержание Конга в изоляции, под надзором и неусыпным контролем, лишь с натяжкой можно считать отвечающим фундаментальным интересам покрытого шерстью пленника, не говоря уже о том, что путешествие в его дом (не станем пенять авторам за апеллирование к давным-давно опровергнутой гипотезе полой Земли) преследовало тайную цель. Парадоксально, но обе традиции – условно западная и не менее условно восточная – наконец-то переплелись. Несмотря на свирепый вид и демонстрируемую агрессию, в какой-то момент обоих великанов становится жалко – не меньше, чем у Мериана К. Купера и Эрнеста Б. Шодсака. А следом и вовсе наступает осознание того, что в природе всё устроено мудро – и что само пришествие Годзиллы из морской пучины стало реакцией на нарушение гармонии (необязательно ядерными испытаниями, как у Исиро Хонды). Вингард не обманул поклонников медиафраншизы, вполне однозначно показав, кто одержал верх в честном поединке. Однако главным сюрпризом для аудитории обернулось появление, так сказать, третьего лишнего. Феномен Мехагодзиллы, с которым россияне официально познакомились благодаря ленте «Годзилла против Мехагодзиллы 2» /1993/, выпущенной на отечественные киноэкраны (в 1994-м) под намеренно вводящим в заблуждение заглавием «Легенда о динозавре-2», при всём желании не спишешь на кару небесную и прочие не зависящие от людской воли обстоятельства. На поверку винить некого, кроме как самих себя. Экологический (в широком смысле) мотив сегодня звучит актуально, как никогда, служа немаловажным довеском к помпезному зрелищу. Судя по результатам рекламной кампании, ожидание фильма «Годзилла против Конга» велико по всему миру. Посмотрим, удастся ли блокбастеру, обошедшемуся в производстве весьма недёшево (по разным данным, бюджет составил от $160 млн. до $200 млн.), вернуть массового зрителя в кинотеатры – и в каких регионах. _______ 1 – Тем более ответственного, что «Годзилла 2: Король монстров» /2016/ прошёл по экранам не столь триумфально, как ожидалось, из-за чего даже временно отложили сценарий Терри Россио с рабочим названием «Годзилла против Грифона».