Представленная в прошлом году на фестивале в Торонто работа "55 шагов" датского режиссера Билле Аугуста ("Тихое сердце", "Ночной поезд до Лиссабона") остается тем незабываемым и врезающимся в память фильмом, в котором поднимаются очень важные этические идеи о правах пациентов психиатрических клиник. Сценарий о пациентке одного из таких заведений в Сан-Франциско Элеанор Риз (Хелена Бонем Картер, "8 подруг Оушена", "Алиса в Зазеркалье"), которая предъявила иск всей медицинской системе США и последовательно отстаивала свое право голоса при помощи адвоката Колетт Хьюз (Хилари Суэнк, "Что у них было", "Удача Логана"), находился в разработке с начала 90-х. Даже сейчас дело Риз об отстаивании прав пациента, имеющего психические отклонения, на обсуждение всех рисков приема назначенных лекарственных препаратов и их побочных эффектов с лечащим врачом кажется беспрецедентным. Но вместо показательно-глянцевой истории о победе над американскими системами правосудия и здравоохранения Аугуст сосредотачивает большую часть времени своего проекта на дружбе между героинями Картер и Суэнк, показывая в развитии два интересных, полярно противоположных характера в абсолютных, экстраординарных обстоятельствах. Особенная теплота и открытость Риз, ее взгляд так и не повзрослевшего подростка и острая нетерпимость к существующей несправедливости, складывается с профессиональной самоотверженностью Хьюз, готовой идти в начатом деле до конца. Итогом дружбы этих двух женщин, принадлежащих двум разным мирам, становится в первую очередь гуманистическая победа, благодаря которой их жизнь, сделав крутой вираж, позволяет понять им очень важные вещи в первую очередь о самих себе и своей миссии в этом мире. Очевидно, что Хелена Бонем Картер становится в этой ленте настоящим трибуном для всех американских сумасшедших и присущей только ей легко узнаваемой эксцентрикой играет роль одной из многих, у которой хватило смелости, веры и надежды пойти в одиночку против целой могущественной лечебной корпорации. Поэтому "55 шагов" позволяют себе сделать еще один шаг в сторону от ожидаемой драмы о торжествующем правосудии для всех в сторону неожиданно возникшей симпатии между двумя такими разными на первый взгяд героинями.
Открывающая "55 шагов" шокирующая сцена, где несколько санитаров психиатрической больницы тащат извивающуюся и орущую изо всех сил героиню Картер в изолятор, чтобы всадить ей изо всех сил успокоительный укол, призвана шокировать зрителя и заставить его зажечься праведным гневом против всех этих тиранов в белых халатах. Элеанор Риз больна, ей диагностируют хроническую параноидальную шизофрению и легкую задержку умственного развития, однако она не сдается даже после кошмарной ночи в изоляторе, уже на следующее утро униженная, но не теряющая достоинства женщина самостоятельно вызывает для себя адвоката, чтобы выставить иск лечебному учреждению, где она находится. При этом Элеанор прекрасно понимает, что нуждается в длительном лечении, но по существующему законодательству она, как психически больная, не имеет права на информирование о прописанных к приему лекарствах. Назначения препаратов уважаемыми докторами априори являются правильными и не подлежат дальнейшему обсуждению. Занимающаяся защитой пациентов адвокат Колетт Хьюз, которая оказалась "нанята" Риз, сама проработала с психическими больными несколько лет в качестве медсестры прежде чем заняться юриспруденцией, однако она не допускала для себя подобного обращения с пациентами. Благодаря этому обращению далеко не кажущейся временами сумасшедшей героини Картер, Колетт старается совершить невероятное, как правозащитница она готова готова выдвинуть иск и начать бороться за права импульсивной и настойчивой Элеанор и всех остальных, подобных ей. Наставник героини Суэнк, знаток конституции и тонких юридических ходов и уловок адвокат Мортон Коэн (Джеффри Тэмбор, "Смерть Сталина", "Расплата"), настроен максимально скептически, он не верит в успех и понимает, что в этом деле можно погрязнуть на годы, но так и не добиться успеха. Но, кажется, что для трудоголика Хьюз нет никаких невозможностей и она уже готова нести это бремя борьбы до полной победы, даже при том, что Элеанор, свободная от каких-либо стереотипов, будет требовать к себе массу внимания и пожирать все ее время.
Билле Аугуст в "55 шагах" старается максимально отдалиться от варианта демонстрации экранной истории как сражения Давида против Голиафа, его основная задача - проследить, как будут складываться отношения между пациенткой и ее защитницей от эпизода к эпизоду. В этом случае решающим является не вопрос, на чьей стороне будет победа, о котором и так все предельно ясно, а сама цена этой победы, в которой Колетт Хьюз практически жертвует личными отношениями с любимым Робертом (Йохан Хелденберг, "Жена смотрителя зоопарка", "Новейший завет") и доводит себя до тяжелой болезни из-за своего упорства. Аугуста как постановщика больше интересуют портреты этих двух таких разных женщин в мельчайших деталях, включающих любовь Элеанор к прохладительным напиткам определенной марки и полное неумение отпускать ситуацию у Колетт, его интересуют детали того, как общее дело и общая борьба могут повлиять на частную жизнь героинь. Говорить об актерской игре Хелены Бонем Картер в "55 шагах" можно одной фразой: великолепна как всегда. Ей удается выбрать такую линию поведения в этом проекте, что ее намеренно преувеличенные движения всем телом, полные просветленного безумия взгляды кажутся ожившим театром ужасов, однако Картер разыгрывает постоянно такие яркие эмоциональные этюды, что все остальные исполнители остаются только надежной и компетентной поддержкой для фонтанирующей идеями и эмоциями актрисы. Хилари Суэнк органична в роли правдоискательницы, не добавляя ничего нового к ее уже сложившемуся амплуа, но заставляя реагировать на ту внутреннюю твердость и несломленность, с которыми она стойко ведет это резонансное дело. Особенно хороша Суэнк в сцене, где она репетирует с Мортоном Коэном его выступление в суде, когда она очень уверенно справляется с юридическими и медицинскими терминами и выстраивает всю драматургию выступления Коэна на слушаниях практически по Станиславскому.
Хелена Бонем Картер и ее Элеанор настолько часто озадачивают героиню Хилари Суэнк в "55 шагах" своим нестандартным поведением, что рано или поздно между адвокатом и ее клиенткой начинает возникать столь необходимая экранная химия и такие же значимые эмоциональные искры. Благодаря тонкой игре Картер иногда очень сложно разгадать, кто ее героиня на самом деле: мудрая глупышка или наивная и верящая в людей и Бога максималистка, которая беспрестанно мастерит четки и распределяет всех своих близких людей в молитвах строго по своим местам. Делая акцент на представлении Элеанор именно с комической стороны актриса уводит роль от трагической серьезности, которой по определению должна обладать эта лента. Суэнк напротив лишает свою роль малейшего намека на юмор, ежедневно и монотонно она ведет дело Риз, лишь в глубине души рассчитывая на успех, кажется, что ее тяга творить добро и защищать людей прошиты в ней еще с момента рождения. Разумеется, Элеанор, оставаясь главным действующим лицом в "55 шагах", является той единственной фигурой, которой Билле Аугуст как режиссер желает полного освобождения и абсолютной свободы и счастья. Он максимально насыщает и без того плотную эмоциональную ткань экранной истории в финальной кульминации, когда светлая драма смерти Риз не делает из нее мученицу, а показывает, что эта женщина приняла смерть, оставаясь на щите и дождавшись положительного решения Верховного суда. Картер, несмотря на свое легкое экранное помешательство, остается единственной, кто осознает глубину всего происходящего. Финал картины способен оставить смешанные чувства. С одной стороны, горечь потери от смерти героини Картер остается очень сильной несмотря ни на что и это лишает "55 шагов" предсказуемого голливудского хэппи-энда, делающего историю похожей на нереальную сказку, но с другой лента Аугуста заставляет задуматься о том, что всегда найдется кто-то более слабый, нуждающийся в нашей помощи и защите.
8
,5
2017, Драмы
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Представленная в прошлом году на фестивале в Торонто работа "55 шагов" датского режиссера Билле Аугуста ("Тихое сердце", "Ночной поезд до Лиссабона") остается тем незабываемым и врезающимся в память фильмом, в котором поднимаются очень важные этические идеи о правах пациентов психиатрических клиник. Сценарий о пациентке одного из таких заведений в Сан-Франциско Элеанор Риз (Хелена Бонем Картер, "8 подруг Оушена", "Алиса в Зазеркалье"), которая предъявила иск всей медицинской системе США и последовательно отстаивала свое право голоса при помощи адвоката Колетт Хьюз (Хилари Суэнк, "Что у них было", "Удача Логана"), находился в разработке с начала 90-х. Даже сейчас дело Риз об отстаивании прав пациента, имеющего психические отклонения, на обсуждение всех рисков приема назначенных лекарственных препаратов и их побочных эффектов с лечащим врачом кажется беспрецедентным. Но вместо показательно-глянцевой истории о победе над американскими системами правосудия и здравоохранения Аугуст сосредотачивает большую часть времени своего проекта на дружбе между героинями Картер и Суэнк, показывая в развитии два интересных, полярно противоположных характера в абсолютных, экстраординарных обстоятельствах. Особенная теплота и открытость Риз, ее взгляд так и не повзрослевшего подростка и острая нетерпимость к существующей несправедливости, складывается с профессиональной самоотверженностью Хьюз, готовой идти в начатом деле до конца. Итогом дружбы этих двух женщин, принадлежащих двум разным мирам, становится в первую очередь гуманистическая победа, благодаря которой их жизнь, сделав крутой вираж, позволяет понять им очень важные вещи в первую очередь о самих себе и своей миссии в этом мире. Очевидно, что Хелена Бонем Картер становится в этой ленте настоящим трибуном для всех американских сумасшедших и присущей только ей легко узнаваемой эксцентрикой играет роль одной из многих, у которой хватило смелости, веры и надежды пойти в одиночку против целой могущественной лечебной корпорации. Поэтому "55 шагов" позволяют себе сделать еще один шаг в сторону от ожидаемой драмы о торжествующем правосудии для всех в сторону неожиданно возникшей симпатии между двумя такими разными на первый взгяд героинями. Открывающая "55 шагов" шокирующая сцена, где несколько санитаров психиатрической больницы тащат извивающуюся и орущую изо всех сил героиню Картер в изолятор, чтобы всадить ей изо всех сил успокоительный укол, призвана шокировать зрителя и заставить его зажечься праведным гневом против всех этих тиранов в белых халатах. Элеанор Риз больна, ей диагностируют хроническую параноидальную шизофрению и легкую задержку умственного развития, однако она не сдается даже после кошмарной ночи в изоляторе, уже на следующее утро униженная, но не теряющая достоинства женщина самостоятельно вызывает для себя адвоката, чтобы выставить иск лечебному учреждению, где она находится. При этом Элеанор прекрасно понимает, что нуждается в длительном лечении, но по существующему законодательству она, как психически больная, не имеет права на информирование о прописанных к приему лекарствах. Назначения препаратов уважаемыми докторами априори являются правильными и не подлежат дальнейшему обсуждению. Занимающаяся защитой пациентов адвокат Колетт Хьюз, которая оказалась "нанята" Риз, сама проработала с психическими больными несколько лет в качестве медсестры прежде чем заняться юриспруденцией, однако она не допускала для себя подобного обращения с пациентами. Благодаря этому обращению далеко не кажущейся временами сумасшедшей героини Картер, Колетт старается совершить невероятное, как правозащитница она готова готова выдвинуть иск и начать бороться за права импульсивной и настойчивой Элеанор и всех остальных, подобных ей. Наставник героини Суэнк, знаток конституции и тонких юридических ходов и уловок адвокат Мортон Коэн (Джеффри Тэмбор, "Смерть Сталина", "Расплата"), настроен максимально скептически, он не верит в успех и понимает, что в этом деле можно погрязнуть на годы, но так и не добиться успеха. Но, кажется, что для трудоголика Хьюз нет никаких невозможностей и она уже готова нести это бремя борьбы до полной победы, даже при том, что Элеанор, свободная от каких-либо стереотипов, будет требовать к себе массу внимания и пожирать все ее время. Билле Аугуст в "55 шагах" старается максимально отдалиться от варианта демонстрации экранной истории как сражения Давида против Голиафа, его основная задача - проследить, как будут складываться отношения между пациенткой и ее защитницей от эпизода к эпизоду. В этом случае решающим является не вопрос, на чьей стороне будет победа, о котором и так все предельно ясно, а сама цена этой победы, в которой Колетт Хьюз практически жертвует личными отношениями с любимым Робертом (Йохан Хелденберг, "Жена смотрителя зоопарка", "Новейший завет") и доводит себя до тяжелой болезни из-за своего упорства. Аугуста как постановщика больше интересуют портреты этих двух таких разных женщин в мельчайших деталях, включающих любовь Элеанор к прохладительным напиткам определенной марки и полное неумение отпускать ситуацию у Колетт, его интересуют детали того, как общее дело и общая борьба могут повлиять на частную жизнь героинь. Говорить об актерской игре Хелены Бонем Картер в "55 шагах" можно одной фразой: великолепна как всегда. Ей удается выбрать такую линию поведения в этом проекте, что ее намеренно преувеличенные движения всем телом, полные просветленного безумия взгляды кажутся ожившим театром ужасов, однако Картер разыгрывает постоянно такие яркие эмоциональные этюды, что все остальные исполнители остаются только надежной и компетентной поддержкой для фонтанирующей идеями и эмоциями актрисы. Хилари Суэнк органична в роли правдоискательницы, не добавляя ничего нового к ее уже сложившемуся амплуа, но заставляя реагировать на ту внутреннюю твердость и несломленность, с которыми она стойко ведет это резонансное дело. Особенно хороша Суэнк в сцене, где она репетирует с Мортоном Коэном его выступление в суде, когда она очень уверенно справляется с юридическими и медицинскими терминами и выстраивает всю драматургию выступления Коэна на слушаниях практически по Станиславскому. Хелена Бонем Картер и ее Элеанор настолько часто озадачивают героиню Хилари Суэнк в "55 шагах" своим нестандартным поведением, что рано или поздно между адвокатом и ее клиенткой начинает возникать столь необходимая экранная химия и такие же значимые эмоциональные искры. Благодаря тонкой игре Картер иногда очень сложно разгадать, кто ее героиня на самом деле: мудрая глупышка или наивная и верящая в людей и Бога максималистка, которая беспрестанно мастерит четки и распределяет всех своих близких людей в молитвах строго по своим местам. Делая акцент на представлении Элеанор именно с комической стороны актриса уводит роль от трагической серьезности, которой по определению должна обладать эта лента. Суэнк напротив лишает свою роль малейшего намека на юмор, ежедневно и монотонно она ведет дело Риз, лишь в глубине души рассчитывая на успех, кажется, что ее тяга творить добро и защищать людей прошиты в ней еще с момента рождения. Разумеется, Элеанор, оставаясь главным действующим лицом в "55 шагах", является той единственной фигурой, которой Билле Аугуст как режиссер желает полного освобождения и абсолютной свободы и счастья. Он максимально насыщает и без того плотную эмоциональную ткань экранной истории в финальной кульминации, когда светлая драма смерти Риз не делает из нее мученицу, а показывает, что эта женщина приняла смерть, оставаясь на щите и дождавшись положительного решения Верховного суда. Картер, несмотря на свое легкое экранное помешательство, остается единственной, кто осознает глубину всего происходящего. Финал картины способен оставить смешанные чувства. С одной стороны, горечь потери от смерти героини Картер остается очень сильной несмотря ни на что и это лишает "55 шагов" предсказуемого голливудского хэппи-энда, делающего историю похожей на нереальную сказку, но с другой лента Аугуста заставляет задуматься о том, что всегда найдется кто-то более слабый, нуждающийся в нашей помощи и защите.