Бывший актер сериалов Тейлор Шеридан не без успеха пытается оживить традиционный для Америки жанр вестерна. Свидетельство тому - успех его новейшей "Ветреной реки" в "Особом взгляде" в Каннах в этом году. Конечно, статус "Особого взгляда" - это статус перспектив, но для Шеридана-режиссера, стремительно прогрессирующего как сценарист ("Любой ценой", "Убийца"), это уже переход в новое измерение. В этой ленте примерно в равных пропорциях смешиваются криминал и переосмысленный вестерн, но эффект от этого коктейля - попытка социального высказывания и привлечения внимания к проблемам коренного индейского населения. Шеридан сочетает в "Ветреной реке" личное, когда потеря дочери становится причиной для движения по следам очень похожего случая, и общественное, когда жизнь индейцев в резервациях не попадает даже в статистические отчеты. Тот случай, когда люди есть, но для государства их практически нет. Очевидно, что режиссеру лично важно передать ту депрессию и бесправие, которые царят в гетто, очерченном в границах белыми людьми и, говоря по сути, пограничной территории для отчаяния. Но есть один нюанс. Шеридан при всех своих снежных драпировках и звенящем безмолвии в кадре не уходит далеко от традиции боевиков, которые на конвейере снимали на студии ДЕФА в бывшей ГДР, где блистал Гойко Митич. Удивительно, но "Ветреная река" - это гимн именно белому человеку, который имеет возможность быть над ситуацией, гимн одинокому скорбящему герою.
Пролог "Ветреной реки" - это бег на выживание той, кто может является жертвой уже по рождению, это бег по залитому лунным светом снегу индейской девушки Натали (Келси Чоу). Ее тело, находящееся в глухом лесу в Вайоминге, обнаруживает немногословный местный егерь Кори Ламберт (Джереми Реннер, "Прибытие", "Город воров"), который находится в состоянии затяжного семейного кризиса со своей индейской женой и основная задача которого - отстрел хищников, представляющих угрозу для населения. Главе местной полиции Бену (Грэм Грин, блестящая роль второго плана) важно провести расследование и засвидетельствовать причину смерти. Шеридан сознательно показывает ничтожный интерес федеральных властей к этому делу, когда прибывает агент ФБР из Лас-Вегаса (!) Джейн (Элизабет Олсен, "Первый мститель: Противостояние", "Олдбой"), которая не производит впечатление опытного сотрудника, обращаясь за помощью к местному следопыту Кори. Сложность расследования - отсутствие следов насильственной смерти Натали, что понижает значимость преступления для ФБР и переводит его в статус местного очевидного нераскрываемого "глухаря". Шеридану удается как сценаристу расставить акценты именно на жизни в резервации, на бесправии, на отсутствии перспектив вообще, держа в активе личную трагедию егеря, потерявшего при аналогичных обстоятельствах дочь-полукровку за несколько лет до этого.
Детективная история "Ветреной реки" очень быстро превращается в экзистенциальный триллер, с наивностью сказки показывающий, что практически ничего не изменилось в сытой Америке для коренного населения со времен освоения колонистами. Но лента имеет огромное количество проблем, несмотря на всю свою привлекательность. Именно они мешают "Ветреной реке" стать не просто хорошим, а выдающимся фильмом, где Шеридан более уверен в себе как автор сценария, чем режиссер. Создание эффекта присутствия при помощи съемок ручной камерой очень часто лишено логики и кажется выбранным наугад. Оператор Бен Ричардсон ("Виноваты звезды") стремится вытянуть характерную визуальную составляющую, предоставляя зрителю зимние пейзажи и длительные поездки на снегоходе под мрачноватый саундтрек от Ника Кейва, но остальные съемки не выходят за рамки сериальной драмы средней руки. Герой Реннера щеголяет в широкополых ковбойских шляпах и не расстается со снайперской винтовкой, но его характер представлен с настойчивой дидактикой через расположенные практически на всем протяжении ленты подсказки для зрителя, сводя усилия режиссера в традицию более низкого по классу триллера мести b-movie. Такие важные персонажи как жена и сын скупого на слова егеря растворяются в сюжете без следа и основной повествовательный груз ложится на Джейн, ведущую расследование и узнающую о проблемах резервации непосредственно на месте в ходе расследования. Она, безусловно, бесполезна как профессионал, но нужна именно для того, чтобы объяснить зрителям, что уже давно знают другие персонажи. Раскрывая фактуру Кори со всех сторон Шеридан так и не может определиться со смысловой нагрузкой своего персонажа, который выступает то ли в роли приграничного судьи, сводящего вместе личные и общественные счеты, то ли в роли ковбоя, друга и защитника индейцев.
Говоря о неустойчивости "Ветреной реки" в целом важно отметить общую двойственность позиции Шеридана, который, сочувствуя индейцам и снимая завуалированное послание для общественных организаций по защите прав человека, тем не менее, предоставляет им право на внешнего спасителя. Мы интуитивно понимаем, что вся эта охота идет по сути в нашей голове в первую очередь, а только потом перемещается на экран в третьем акте, лишая ленту с прямолинейностью удара ноги Джейн в дверь окончательной тайны. Решение всех проблем при помощи традиционной беспорядочной стрельбы становится очевидным намеком на то, что нравы мало изменились со времен освоения Дикого Запада, и, поэтизируя возмездие, Шеридан выводит ленту к очевидному финалу, где должна торжествовать суровая справедливость. Фантазируя в "Ветреной реке" на тему пришлых спасителей, Шеридан втискивает в концепт ленты намного больше, чем того может допустить сюжет. Сложно сочетать поэтику, общественное внимание и криминальную основу, но такая работа заслуживает не простого внимания, а поддержки как выводящая современное кино на совершенно новую территорию.
8
,0
2017, Триллеры
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Бывший актер сериалов Тейлор Шеридан не без успеха пытается оживить традиционный для Америки жанр вестерна. Свидетельство тому - успех его новейшей "Ветреной реки" в "Особом взгляде" в Каннах в этом году. Конечно, статус "Особого взгляда" - это статус перспектив, но для Шеридана-режиссера, стремительно прогрессирующего как сценарист ("Любой ценой", "Убийца"), это уже переход в новое измерение. В этой ленте примерно в равных пропорциях смешиваются криминал и переосмысленный вестерн, но эффект от этого коктейля - попытка социального высказывания и привлечения внимания к проблемам коренного индейского населения. Шеридан сочетает в "Ветреной реке" личное, когда потеря дочери становится причиной для движения по следам очень похожего случая, и общественное, когда жизнь индейцев в резервациях не попадает даже в статистические отчеты. Тот случай, когда люди есть, но для государства их практически нет. Очевидно, что режиссеру лично важно передать ту депрессию и бесправие, которые царят в гетто, очерченном в границах белыми людьми и, говоря по сути, пограничной территории для отчаяния. Но есть один нюанс. Шеридан при всех своих снежных драпировках и звенящем безмолвии в кадре не уходит далеко от традиции боевиков, которые на конвейере снимали на студии ДЕФА в бывшей ГДР, где блистал Гойко Митич. Удивительно, но "Ветреная река" - это гимн именно белому человеку, который имеет возможность быть над ситуацией, гимн одинокому скорбящему герою. Пролог "Ветреной реки" - это бег на выживание той, кто может является жертвой уже по рождению, это бег по залитому лунным светом снегу индейской девушки Натали (Келси Чоу). Ее тело, находящееся в глухом лесу в Вайоминге, обнаруживает немногословный местный егерь Кори Ламберт (Джереми Реннер, "Прибытие", "Город воров"), который находится в состоянии затяжного семейного кризиса со своей индейской женой и основная задача которого - отстрел хищников, представляющих угрозу для населения. Главе местной полиции Бену (Грэм Грин, блестящая роль второго плана) важно провести расследование и засвидетельствовать причину смерти. Шеридан сознательно показывает ничтожный интерес федеральных властей к этому делу, когда прибывает агент ФБР из Лас-Вегаса (!) Джейн (Элизабет Олсен, "Первый мститель: Противостояние", "Олдбой"), которая не производит впечатление опытного сотрудника, обращаясь за помощью к местному следопыту Кори. Сложность расследования - отсутствие следов насильственной смерти Натали, что понижает значимость преступления для ФБР и переводит его в статус местного очевидного нераскрываемого "глухаря". Шеридану удается как сценаристу расставить акценты именно на жизни в резервации, на бесправии, на отсутствии перспектив вообще, держа в активе личную трагедию егеря, потерявшего при аналогичных обстоятельствах дочь-полукровку за несколько лет до этого. Детективная история "Ветреной реки" очень быстро превращается в экзистенциальный триллер, с наивностью сказки показывающий, что практически ничего не изменилось в сытой Америке для коренного населения со времен освоения колонистами. Но лента имеет огромное количество проблем, несмотря на всю свою привлекательность. Именно они мешают "Ветреной реке" стать не просто хорошим, а выдающимся фильмом, где Шеридан более уверен в себе как автор сценария, чем режиссер. Создание эффекта присутствия при помощи съемок ручной камерой очень часто лишено логики и кажется выбранным наугад. Оператор Бен Ричардсон ("Виноваты звезды") стремится вытянуть характерную визуальную составляющую, предоставляя зрителю зимние пейзажи и длительные поездки на снегоходе под мрачноватый саундтрек от Ника Кейва, но остальные съемки не выходят за рамки сериальной драмы средней руки. Герой Реннера щеголяет в широкополых ковбойских шляпах и не расстается со снайперской винтовкой, но его характер представлен с настойчивой дидактикой через расположенные практически на всем протяжении ленты подсказки для зрителя, сводя усилия режиссера в традицию более низкого по классу триллера мести b-movie. Такие важные персонажи как жена и сын скупого на слова егеря растворяются в сюжете без следа и основной повествовательный груз ложится на Джейн, ведущую расследование и узнающую о проблемах резервации непосредственно на месте в ходе расследования. Она, безусловно, бесполезна как профессионал, но нужна именно для того, чтобы объяснить зрителям, что уже давно знают другие персонажи. Раскрывая фактуру Кори со всех сторон Шеридан так и не может определиться со смысловой нагрузкой своего персонажа, который выступает то ли в роли приграничного судьи, сводящего вместе личные и общественные счеты, то ли в роли ковбоя, друга и защитника индейцев. Говоря о неустойчивости "Ветреной реки" в целом важно отметить общую двойственность позиции Шеридана, который, сочувствуя индейцам и снимая завуалированное послание для общественных организаций по защите прав человека, тем не менее, предоставляет им право на внешнего спасителя. Мы интуитивно понимаем, что вся эта охота идет по сути в нашей голове в первую очередь, а только потом перемещается на экран в третьем акте, лишая ленту с прямолинейностью удара ноги Джейн в дверь окончательной тайны. Решение всех проблем при помощи традиционной беспорядочной стрельбы становится очевидным намеком на то, что нравы мало изменились со времен освоения Дикого Запада, и, поэтизируя возмездие, Шеридан выводит ленту к очевидному финалу, где должна торжествовать суровая справедливость. Фантазируя в "Ветреной реке" на тему пришлых спасителей, Шеридан втискивает в концепт ленты намного больше, чем того может допустить сюжет. Сложно сочетать поэтику, общественное внимание и криминальную основу, но такая работа заслуживает не простого внимания, а поддержки как выводящая современное кино на совершенно новую территорию.