В начале сентября прошлого года работа "Страсть и верность" бельгийского режиссера Михаэль Р. Роскам ("Общак", "Бычара") привлекла к себе очень много внимания на фестивале в Торонто. Это произошло благодаря тому, что режиссер совместно с маститыми сценаристами Томасом Бидегеном ("Танцовщица", "Дипан") и Ноэ Дебре ("Ковбои", "Сопротивление воздуха") попытался пересмотреть наработанные стереотипы о гангстерских фильмах и совместить в одном проекте нуар и мэйнстримовый арт-хаус в духе последних работ, которые с регулярной исправностью выдавал тандем Бидегена и Дебре. Выстраивая "Страсть и верность" около криминальной тематики Роскам размещает в центре сюжета страстные отношения пары из разных слоев общества уже этим намекая, что зрителей не будет ожидать простая и предсказуемая история со сладким хэппи-эндом. При ближайшем рассмотрении лента оказывается пропущенной через фильтры современных социальных установок историей о фламандском Ромео и французской Джульетте, что также позволяет поймать определенные сигналы относительно хорошо ретушированных шекспировских коллизий, которые разворачиваются в форме нескольких новелл, связанных сюжетом и героями. Эти новеллы могут рассматриваться как отдельные самодостаточные фильмы внутри большого проекта Роскама. Радикальное для подобных лент решение - это представление Бенедикт, или Биби (Адель Экзаркопулос, "Роковое влечение", "Жизнь Адель"), подруги-невесты-жены бандита, в абсолютном новом и нехарактерном ракурсе. Биби у Роскама далека от патриархальности и вышивания крестиком, она постоянно принимает участие в автогонках на треке наравне с мужчинами и иногда ей даже удается их обойти. Но главное не это, героиня Экзаркопулос твердо знает, что ей придется жить по законам мужского мира, она не просто живет в первой трети фильма своей жизнью, она еще пытается повлиять на жизнь окружающих ее любимых мужчин. Поэтому "Страсть и верность" далеки от жанровых стереотипов и стыкуют драму и криминал на триллерной основе, наполняя каждый из рассказов отдельным собственным ритмом повествования.
Дейтвие "Страсти и верности" происходит в бельгийской столице Брюсселе, городе, где говорят на двух языках - нидерландском и французском. Именно в Брюсселе действует в составе организованной преступной банды грабителей банков Джино, или Джиджи (Маттиас Шонартс, "Красный воробей", "Девушка из Дании"), который с детства панически боится собак. Когда Джиджи знакомится с Биби после ее очередного успешного заезда, то между ними, как и положено для хорошей любовной истории сразу же возникает экранная химия, причем как исполнители главных ролей Адель Экзаркопулос и Маттиас Шонартс не разочаровывают. Их роман начинает развиваться стремительно, но у каждого есть свои маленькие тайны, в которые сложно поверить. Джино якобы занимается перепродажей автомобилей, для отца Бенедикт Фредди (Эрик Де Старке, "Анжелика, маркиза ангелов", "Свободный обмен") он называет это "экспорт-импорт", но однажды вечером он сообщает своей возлюбленной страшную тайну о себе: "Я граблю банки". И друзья, с которыми веселятся Джиджи и Биби, являются гангстерами уже много лет. Она не может поверить в это и очень скоро можно увидеть Джино и его компанию в деле на ограблении очередного банка, они все делают точно и профессионально, но на самом деле не являются теми "плохими парнями", которыми обычно представляют грабителей. Бенедикт видит в своем мужчине в первую очередь нежность и внимательность, он нравится ее отцу, главе крупной компании, которая занимается строительством, но почему-то Джиджи говорит очередной загадкой: "Я не доверяю никому. Я не могу". Несмотря на всю симпатию, Джуно слышит от Фредди: "Или говори правду, или прекрати заниматься тем, что заставляет тебя лгать". Показателен и очень интересно поставлен эпизод, когда Бенедикт мчится на своем Porsche и подвергает Джиджи пристрастному допросу и тут же форсирует скорость, когда ей кажется, что она слышит неправду. Поэтому драматургия в проекте Роскама отнюдь не кажется надуманной, он хорошо выстраивает в "Страсти и верности" напряженный психологический конфликт, суть которого не кажется банальной и не лежит на поверхности: может ли возникнуть и вырасти настоящая большая любовь из того сора и лжи, которые окружают главных героев на каждом шагу.
Жизнь главного героя Джиджи в "Страсти и верности" начинает меняться к стремительно меняться к лучшему, но благодаря экранной истории он оказывается в состоянии сложного выбора: пойти со своими старыми закадычными друзьями на то последнее ограбление, после которого можно навсегда завязать со своим преступным прошлым, или же отказаться от этого ради любви к Бенедикт, принадлежащей к совсем другому сословию. Очевидно, что как режиссер Роскам не настолько прост и очевиден, чтобы избавить своих героев от дороги страданий, он постоянно переключает жанровые факторы между криминалом и мелодрамой и насыщает свой фильм и шекспировской верой в любовь, и черным фатализмом, когда Джиджи и Биби представляются как жертвы судьбы и своеобразные шифры не только для зрителей, но и для самих себя. Авторы фильма прекрасно понимают, что реальная преступность не является той забавой, которой ее очень часто представляют в кинематографе, настоящий криминал по их версии начинается там, где причиняется боль, которая с окружающих потом замыкается на себя, с того далекого детства, которого у Джуно, возможно, и совсем не было. Михаэль Р. Роскам стремится уйти от клише криминального жанра и для него очень важно показать человеческую уязвимость Джиджи как преступника. Хотя "Страсть и верность" не лишена лежащего на поверхности и кричащего во весь голос штампа о том, можно провести аналогию между тем адреналином, который получает Бенедикт во время своих автогонок, и аналогичным состоянием у Джуно во время ограбления очередного банка. О, да, и поэтому такая странная, на первый взгляд, пара неизбежно должна была встретиться! Аудитория искренне должна в это поверить, что эти два сложных человека должны были встретиться как родственные души. Из-за этого для Биби проблема выбора не стоит так остро, как это могло бы быть в другой ситуации и с другим мужчиной, она не готова останавливаться перед мучительными препятствиями ради любви, даже в тот момент, когда у нее обнаруживается онкология после неудачной беременности.
В "Страсти и верности" Роскам не боится рисковать и превращает этот проект, кажущийся немного отставшим от времени и очевидным благодаря быстрым автомобилям, ограблениям банков и красивой любовной линии, в экзистенциальную драму, в которой фантазия сценаристов иногда теряет тормоза, но увеличивает саспенс на самых неожиданных территориях. Увлекая зрителей очевидным конфликтом между главными героями на тему того, что перспективы совместной счастливой жизни оказываются весьма туманными, а большинство проблем приходится решать именно путем конфликта с законом, режиссер сознательно поддерживает метафору о закольцованности гоночной трассы, которая неизбежно соединит Бенедикт и Джуно в лучшем из миров. Очевидно, что болезнь Биби выступает в роли мелодраматической манипулятивной компоненты для создания мрачной мученической меланхолии, но при этом не возникает ощущения, что она сдалась и фраза "Никаких цветов" идеально работает для понимания как в начальной части ленты, так и ближе к ее финалу, где гибель главной героини представлена в далеко не романтическом освещении. Все шероховатости экранной истории "Страсти и верности" сглаживаются за счет экспрессионизма игры задействованных актеров, в искренности чувств которых не приходится сомневаться. Безусловно, и Маттиас Шонартс, и Адель Экзаркопулос представили одни из лучших своих ролей, полностью отражающие все замыслы этого неоднозначного проекта и в которых они сенсационно хороши. "Страсть и верность" у Роскама, вне всяких сомнений, претендует место особенной современной притчи об иллюзорности воли и вседозволенности для отдельно взятого индивида, любовь и смерть - вот что всех нас может объединить по-настоящему, что и стремится доказать эта картина с угрюмой прозрачностью красноречивого и ставящего окончательную точку кажущегося открытым финала.
6
,1
2017, Драмы
124 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В начале сентября прошлого года работа "Страсть и верность" бельгийского режиссера Михаэль Р. Роскам ("Общак", "Бычара") привлекла к себе очень много внимания на фестивале в Торонто. Это произошло благодаря тому, что режиссер совместно с маститыми сценаристами Томасом Бидегеном ("Танцовщица", "Дипан") и Ноэ Дебре ("Ковбои", "Сопротивление воздуха") попытался пересмотреть наработанные стереотипы о гангстерских фильмах и совместить в одном проекте нуар и мэйнстримовый арт-хаус в духе последних работ, которые с регулярной исправностью выдавал тандем Бидегена и Дебре. Выстраивая "Страсть и верность" около криминальной тематики Роскам размещает в центре сюжета страстные отношения пары из разных слоев общества уже этим намекая, что зрителей не будет ожидать простая и предсказуемая история со сладким хэппи-эндом. При ближайшем рассмотрении лента оказывается пропущенной через фильтры современных социальных установок историей о фламандском Ромео и французской Джульетте, что также позволяет поймать определенные сигналы относительно хорошо ретушированных шекспировских коллизий, которые разворачиваются в форме нескольких новелл, связанных сюжетом и героями. Эти новеллы могут рассматриваться как отдельные самодостаточные фильмы внутри большого проекта Роскама. Радикальное для подобных лент решение - это представление Бенедикт, или Биби (Адель Экзаркопулос, "Роковое влечение", "Жизнь Адель"), подруги-невесты-жены бандита, в абсолютном новом и нехарактерном ракурсе. Биби у Роскама далека от патриархальности и вышивания крестиком, она постоянно принимает участие в автогонках на треке наравне с мужчинами и иногда ей даже удается их обойти. Но главное не это, героиня Экзаркопулос твердо знает, что ей придется жить по законам мужского мира, она не просто живет в первой трети фильма своей жизнью, она еще пытается повлиять на жизнь окружающих ее любимых мужчин. Поэтому "Страсть и верность" далеки от жанровых стереотипов и стыкуют драму и криминал на триллерной основе, наполняя каждый из рассказов отдельным собственным ритмом повествования. Дейтвие "Страсти и верности" происходит в бельгийской столице Брюсселе, городе, где говорят на двух языках - нидерландском и французском. Именно в Брюсселе действует в составе организованной преступной банды грабителей банков Джино, или Джиджи (Маттиас Шонартс, "Красный воробей", "Девушка из Дании"), который с детства панически боится собак. Когда Джиджи знакомится с Биби после ее очередного успешного заезда, то между ними, как и положено для хорошей любовной истории сразу же возникает экранная химия, причем как исполнители главных ролей Адель Экзаркопулос и Маттиас Шонартс не разочаровывают. Их роман начинает развиваться стремительно, но у каждого есть свои маленькие тайны, в которые сложно поверить. Джино якобы занимается перепродажей автомобилей, для отца Бенедикт Фредди (Эрик Де Старке, "Анжелика, маркиза ангелов", "Свободный обмен") он называет это "экспорт-импорт", но однажды вечером он сообщает своей возлюбленной страшную тайну о себе: "Я граблю банки". И друзья, с которыми веселятся Джиджи и Биби, являются гангстерами уже много лет. Она не может поверить в это и очень скоро можно увидеть Джино и его компанию в деле на ограблении очередного банка, они все делают точно и профессионально, но на самом деле не являются теми "плохими парнями", которыми обычно представляют грабителей. Бенедикт видит в своем мужчине в первую очередь нежность и внимательность, он нравится ее отцу, главе крупной компании, которая занимается строительством, но почему-то Джиджи говорит очередной загадкой: "Я не доверяю никому. Я не могу". Несмотря на всю симпатию, Джуно слышит от Фредди: "Или говори правду, или прекрати заниматься тем, что заставляет тебя лгать". Показателен и очень интересно поставлен эпизод, когда Бенедикт мчится на своем Porsche и подвергает Джиджи пристрастному допросу и тут же форсирует скорость, когда ей кажется, что она слышит неправду. Поэтому драматургия в проекте Роскама отнюдь не кажется надуманной, он хорошо выстраивает в "Страсти и верности" напряженный психологический конфликт, суть которого не кажется банальной и не лежит на поверхности: может ли возникнуть и вырасти настоящая большая любовь из того сора и лжи, которые окружают главных героев на каждом шагу. Жизнь главного героя Джиджи в "Страсти и верности" начинает меняться к стремительно меняться к лучшему, но благодаря экранной истории он оказывается в состоянии сложного выбора: пойти со своими старыми закадычными друзьями на то последнее ограбление, после которого можно навсегда завязать со своим преступным прошлым, или же отказаться от этого ради любви к Бенедикт, принадлежащей к совсем другому сословию. Очевидно, что как режиссер Роскам не настолько прост и очевиден, чтобы избавить своих героев от дороги страданий, он постоянно переключает жанровые факторы между криминалом и мелодрамой и насыщает свой фильм и шекспировской верой в любовь, и черным фатализмом, когда Джиджи и Биби представляются как жертвы судьбы и своеобразные шифры не только для зрителей, но и для самих себя. Авторы фильма прекрасно понимают, что реальная преступность не является той забавой, которой ее очень часто представляют в кинематографе, настоящий криминал по их версии начинается там, где причиняется боль, которая с окружающих потом замыкается на себя, с того далекого детства, которого у Джуно, возможно, и совсем не было. Михаэль Р. Роскам стремится уйти от клише криминального жанра и для него очень важно показать человеческую уязвимость Джиджи как преступника. Хотя "Страсть и верность" не лишена лежащего на поверхности и кричащего во весь голос штампа о том, можно провести аналогию между тем адреналином, который получает Бенедикт во время своих автогонок, и аналогичным состоянием у Джуно во время ограбления очередного банка. О, да, и поэтому такая странная, на первый взгляд, пара неизбежно должна была встретиться! Аудитория искренне должна в это поверить, что эти два сложных человека должны были встретиться как родственные души. Из-за этого для Биби проблема выбора не стоит так остро, как это могло бы быть в другой ситуации и с другим мужчиной, она не готова останавливаться перед мучительными препятствиями ради любви, даже в тот момент, когда у нее обнаруживается онкология после неудачной беременности. В "Страсти и верности" Роскам не боится рисковать и превращает этот проект, кажущийся немного отставшим от времени и очевидным благодаря быстрым автомобилям, ограблениям банков и красивой любовной линии, в экзистенциальную драму, в которой фантазия сценаристов иногда теряет тормоза, но увеличивает саспенс на самых неожиданных территориях. Увлекая зрителей очевидным конфликтом между главными героями на тему того, что перспективы совместной счастливой жизни оказываются весьма туманными, а большинство проблем приходится решать именно путем конфликта с законом, режиссер сознательно поддерживает метафору о закольцованности гоночной трассы, которая неизбежно соединит Бенедикт и Джуно в лучшем из миров. Очевидно, что болезнь Биби выступает в роли мелодраматической манипулятивной компоненты для создания мрачной мученической меланхолии, но при этом не возникает ощущения, что она сдалась и фраза "Никаких цветов" идеально работает для понимания как в начальной части ленты, так и ближе к ее финалу, где гибель главной героини представлена в далеко не романтическом освещении. Все шероховатости экранной истории "Страсти и верности" сглаживаются за счет экспрессионизма игры задействованных актеров, в искренности чувств которых не приходится сомневаться. Безусловно, и Маттиас Шонартс, и Адель Экзаркопулос представили одни из лучших своих ролей, полностью отражающие все замыслы этого неоднозначного проекта и в которых они сенсационно хороши. "Страсть и верность" у Роскама, вне всяких сомнений, претендует место особенной современной притчи об иллюзорности воли и вседозволенности для отдельно взятого индивида, любовь и смерть - вот что всех нас может объединить по-настоящему, что и стремится доказать эта картина с угрюмой прозрачностью красноречивого и ставящего окончательную точку кажущегося открытым финала.