Новость о возвращении Алексея Сидорова к режиссуре заинтриговала тем сильнее, что он взялся за постановку фильма не о современности (и не о недавнем прошлом), но о событиях советской истории. Режиссёру, с блеском зарекомендовавшему себя первым же проектом (1), а затем – подтвердившему высокий профессионализм спортивным боевиком «Бой с тенью» /2005/, давно не нужно никому доказывать, что до тонкостей разбирается в законах существования нынешней, капиталистической России. Готовность продюсеров, включая именитого Рубена Дишдишяна, обеспечить внушительный (оцениваемый в сумму порядка $10 млн., или 600 млн. рублей) бюджет дополнительно свидетельствовала о серьёзности намерений... Но период СССР – это, как ни крути, совсем иное. Великая Отечественная война не имеет, грубо говоря, ничего общего с чеченским конфликтом, ставшим для Саши Белого и его криминально-политических конкурентов своего рода разменной монетой. Ситуация отличалась принципиально – и, соответственно, иначе поступали люди, другими мотивами руководствовались.
Развёрнутый (сознательно растянутый чуть ли не на сорок минут экранного времени!) пролог производит благоприятное впечатление. Алексею не откажешь не только в таланте баталиста, но прежде всего – в умении держать зрителя в напряжении. Перед младшим лейтенантом Ивушкиным стоит едва ли не более сложная боевая задача, чем та, которую будут решать легендарные двадцать восемь панфиловцев (действие разворачивается в конце 1941-го, на Волоколамском рубеже). Экипажу Т-34 при поддержке небольшого количества пехотинцев предстоит вступить в противоборство с ротой гитлеровских танков, получившей приказ в кратчайший срок занять очередной населённый пункт. Неравная дуэль реконструирована с филигранной точностью, верно расставлены смысловые и эмоциональные акценты, и это тот случай, когда нерядовые (на грани невероятного!) события выглядят убедительно. Поражает и ряд точных, ёмких деталей – вроде надписи «Моя Родина, моя деревня», нанесённой мелом на доске в школьном классе, неожиданно превратившемся в поле брани... Словом, вступительной частью повествования авторы могут по праву гордиться. Но что же дальше?
На сеансе как-то не возникает сомнений в том, что сюжет основан (хотя бы частично) на фактах, тем более что о похожем случае поведали ещё Никита Курихин и Леонид Менакер в хорошей картине «Жаворонок» /1965/. Вопросы возникают, скорее, к отдельным аспектам трактовки. Сразу остановлюсь на моментах, показавшихся мне спорными или по меньшей мере – недостаточно обоснованными. Линия с узницей, которую оберст Ягер держит в своём окружении в качестве переводчицы, подлежащей ликвидации, и которой удаётся, выкрав из сейфа карту, благополучно сбежать, выглядит несколько подражательной по отношению к «Чёрной книге» /2006/ Пола Верховена. Понятно, что без религии сейчас никуда, но тема введена слегка аляповато, пусть в заключительных кадрах и поясняется, откуда один танкистов (по профессии – церковный живописец) знает слова молитвы, читаемой в мгновения наивысшей опасности. Что ни говори, в хлёсткой реплике воина, посылающего немецко-фашистским захватчикам пламенный привет «от комсомола Приамурья», куда больше исторической и чисто человеческой правды!.. Наконец, главным драматургическим просчётом воспринимается решение сценаристов «позволить» товарищам выжить – всем, включая отчаянного храбреца с навыками охотника-промысловика, отправившегося на верную погибель. Хеппи-энд, быть может, и привычнее современному зрителю, но точно не позволяет испытать катарсис. Да и без «обязательного» знака уважения со стороны нацистского офицера можно было обойтись – хорошо ещё, что Ивушкин не утратил бдительности, решив-таки отозваться на «великодушный» жест заклятого врага. И тем не менее достоинств у фильма гораздо больше.
Присутствие Александра Петрова, вероятно, спровоцирует записных остряков припомнить фразу его другого персонажа – дворового хулигана Артёма, манипулировавшего согражданами, разжигая ксенофобские настроения по отношению к несчастному пришельцу («Это наша земля!»), «вторгнувшемуся» из космоса. Но ведущий артист, приходится признать, достойно справился с партией настоящего героя, выдержавшего пытки в застенках концлагеря и напутствующего бойцов перед убийственным рейдом, призывая раздавить гадину в её логове. Заключительная часть повествования, зарифмованная с прологом (только теперь, в 1944-м, танки схлестнутся на территории приграничного городка Третьего рейха), не прозвучала бы так эффектно, если б мы не верили актёрам, изображающим людей, самозабвенно и без особой надежды на успех сражающихся вдали от родных краёв.
Такова внешняя сторона картины – то, что лежит на поверхности. Однако лично мне было интереснее обнаружить и ещё один, постоянный для Сидорова мотив. Кинематографист опять, на новом материале повторяет мысль о том, что слыть патриотом, когда в государстве царят тишь да гладь, – не велико достижение. Подлинная, а не декларируемая, не дежурная любовь к Родине проявляется именно в годины суровых испытаний, когда по-настоящему и раскрывается натура: кто-то бросается спасать собственную шкуру, а кто-то – демонстрирует редкостную выдержку и отвагу, возносясь к высотам человеческого духа. Если уж даже бандит по фамилии Белов (впрочем, обладатель незаурядных личностных качеств) скептически относился к новомодному увлечению Америкой, а боксёр Артём Колчин – отстаивал честь страны, тем более никакого внутреннего преклонения перед Западом нет и в помине у членов экипажа Т-34-85, на пределе сил пробивающихся на восток. Наши предки воистину знали, как нужно интегрироваться в Европу – обессмертившими себя в веках воинами-освободителями, на передовых (не имеющих равных на планете!) образцах военной техники. Вклад в общую Победу внесли все достойные представители народа: от учёных и изобретателей (кстати, недавнее обращение к фигуре Михаила Кошкина тоже не было случайным) до солдат и офицеров, подчас вынужденно действовавших на свой страх и риск, ни секунды не сомневаясь, в чём заключается их долг.
__________
1 – Ретроспективно ещё очевиднее, что именно «Бригада» /2002/ задала новый стандарт российских телесериалов.
8
,5
2019, Россия, Военные
139 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новость о возвращении Алексея Сидорова к режиссуре заинтриговала тем сильнее, что он взялся за постановку фильма не о современности (и не о недавнем прошлом), но о событиях советской истории. Режиссёру, с блеском зарекомендовавшему себя первым же проектом (1), а затем – подтвердившему высокий профессионализм спортивным боевиком «Бой с тенью» /2005/, давно не нужно никому доказывать, что до тонкостей разбирается в законах существования нынешней, капиталистической России. Готовность продюсеров, включая именитого Рубена Дишдишяна, обеспечить внушительный (оцениваемый в сумму порядка $10 млн., или 600 млн. рублей) бюджет дополнительно свидетельствовала о серьёзности намерений... Но период СССР – это, как ни крути, совсем иное. Великая Отечественная война не имеет, грубо говоря, ничего общего с чеченским конфликтом, ставшим для Саши Белого и его криминально-политических конкурентов своего рода разменной монетой. Ситуация отличалась принципиально – и, соответственно, иначе поступали люди, другими мотивами руководствовались. Развёрнутый (сознательно растянутый чуть ли не на сорок минут экранного времени!) пролог производит благоприятное впечатление. Алексею не откажешь не только в таланте баталиста, но прежде всего – в умении держать зрителя в напряжении. Перед младшим лейтенантом Ивушкиным стоит едва ли не более сложная боевая задача, чем та, которую будут решать легендарные двадцать восемь панфиловцев (действие разворачивается в конце 1941-го, на Волоколамском рубеже). Экипажу Т-34 при поддержке небольшого количества пехотинцев предстоит вступить в противоборство с ротой гитлеровских танков, получившей приказ в кратчайший срок занять очередной населённый пункт. Неравная дуэль реконструирована с филигранной точностью, верно расставлены смысловые и эмоциональные акценты, и это тот случай, когда нерядовые (на грани невероятного!) события выглядят убедительно. Поражает и ряд точных, ёмких деталей – вроде надписи «Моя Родина, моя деревня», нанесённой мелом на доске в школьном классе, неожиданно превратившемся в поле брани... Словом, вступительной частью повествования авторы могут по праву гордиться. Но что же дальше? На сеансе как-то не возникает сомнений в том, что сюжет основан (хотя бы частично) на фактах, тем более что о похожем случае поведали ещё Никита Курихин и Леонид Менакер в хорошей картине «Жаворонок» /1965/. Вопросы возникают, скорее, к отдельным аспектам трактовки. Сразу остановлюсь на моментах, показавшихся мне спорными или по меньшей мере – недостаточно обоснованными. Линия с узницей, которую оберст Ягер держит в своём окружении в качестве переводчицы, подлежащей ликвидации, и которой удаётся, выкрав из сейфа карту, благополучно сбежать, выглядит несколько подражательной по отношению к «Чёрной книге» /2006/ Пола Верховена. Понятно, что без религии сейчас никуда, но тема введена слегка аляповато, пусть в заключительных кадрах и поясняется, откуда один танкистов (по профессии – церковный живописец) знает слова молитвы, читаемой в мгновения наивысшей опасности. Что ни говори, в хлёсткой реплике воина, посылающего немецко-фашистским захватчикам пламенный привет «от комсомола Приамурья», куда больше исторической и чисто человеческой правды!.. Наконец, главным драматургическим просчётом воспринимается решение сценаристов «позволить» товарищам выжить – всем, включая отчаянного храбреца с навыками охотника-промысловика, отправившегося на верную погибель. Хеппи-энд, быть может, и привычнее современному зрителю, но точно не позволяет испытать катарсис. Да и без «обязательного» знака уважения со стороны нацистского офицера можно было обойтись – хорошо ещё, что Ивушкин не утратил бдительности, решив-таки отозваться на «великодушный» жест заклятого врага. И тем не менее достоинств у фильма гораздо больше. Присутствие Александра Петрова, вероятно, спровоцирует записных остряков припомнить фразу его другого персонажа – дворового хулигана Артёма, манипулировавшего согражданами, разжигая ксенофобские настроения по отношению к несчастному пришельцу («Это наша земля!»), «вторгнувшемуся» из космоса. Но ведущий артист, приходится признать, достойно справился с партией настоящего героя, выдержавшего пытки в застенках концлагеря и напутствующего бойцов перед убийственным рейдом, призывая раздавить гадину в её логове. Заключительная часть повествования, зарифмованная с прологом (только теперь, в 1944-м, танки схлестнутся на территории приграничного городка Третьего рейха), не прозвучала бы так эффектно, если б мы не верили актёрам, изображающим людей, самозабвенно и без особой надежды на успех сражающихся вдали от родных краёв. Такова внешняя сторона картины – то, что лежит на поверхности. Однако лично мне было интереснее обнаружить и ещё один, постоянный для Сидорова мотив. Кинематографист опять, на новом материале повторяет мысль о том, что слыть патриотом, когда в государстве царят тишь да гладь, – не велико достижение. Подлинная, а не декларируемая, не дежурная любовь к Родине проявляется именно в годины суровых испытаний, когда по-настоящему и раскрывается натура: кто-то бросается спасать собственную шкуру, а кто-то – демонстрирует редкостную выдержку и отвагу, возносясь к высотам человеческого духа. Если уж даже бандит по фамилии Белов (впрочем, обладатель незаурядных личностных качеств) скептически относился к новомодному увлечению Америкой, а боксёр Артём Колчин – отстаивал честь страны, тем более никакого внутреннего преклонения перед Западом нет и в помине у членов экипажа Т-34-85, на пределе сил пробивающихся на восток. Наши предки воистину знали, как нужно интегрироваться в Европу – обессмертившими себя в веках воинами-освободителями, на передовых (не имеющих равных на планете!) образцах военной техники. Вклад в общую Победу внесли все достойные представители народа: от учёных и изобретателей (кстати, недавнее обращение к фигуре Михаила Кошкина тоже не было случайным) до солдат и офицеров, подчас вынужденно действовавших на свой страх и риск, ни секунды не сомневаясь, в чём заключается их долг. __________ 1 – Ретроспективно ещё очевиднее, что именно «Бригада» /2002/ задала новый стандарт российских телесериалов.