В последнее время российский кинематограф работает подозрительно чётко: каждый год стабильно выходит три-четыре «патриотические» картины, половина из которых о войне, а половина – о спорте. Министр культуры настоятельно «рекомендует» кинотеатрам отдавать предпочтение отечественным фильмам в самые кассово-выгодные периоды (новогодние и майские праздники), после чего радостно рапортует в СМИ о запредельных сборах и запускает новый виток производства.
Ситуация с «Т-34» была воистину комична: картину выкинули в прокат первого января и крутили десять дней практически без перерыва, вытеснив вопрос выбора как таковой. Люди, одуревшие от «Оливье» и безделья, шли в кино «лишь бы на что». Многих действительно впечатлил экшен в духе World of Tanks; отдельные личности после просмотра били себя в грудь и кричали: «Можем повторить!» Сборы фильма за первую неделю составили баснословный миллиард рублей, но вопрос, который хочется задать создателям - есть ли среди этого миллиарда хоть одна сотня от благодарного ветерана?.. Будем ли мы пересматривать эту историю спустя десятилетия, показывать её собственным детям и прятать слёзы в кулачок? Будем ли ставить в пример главного героя Николая Ивушкина, как когда-то ставили Зою Космодемьянскую и Александра Матросова?
Нет, нет и ещё раз нет. «Т-34» - это чистой воды аттракцион, в котором больше позаботились об обёртке, чем о содержании. За первые полчаса в фильме не произносится ни слова, кроме «Давай!», «Пошёл!» или «На тебе!». На экране разворачивается настолько же эпическое, насколько неправдоподобное сражение, в котором один советский танк виртуозно громит целую роту немецких «кошек». Действие развивается, как в пошаговых стратегиях, снаряды рвутся в старом-добром слоу-мо, а герои обладают, по всей видимости, запасными жизнями, так как за свою не боятся. По российским меркам зрелище и правда знатное, но в сравнении с зарубежными блокбастерами оно абсолютно вторично.
Эту обречённую на провал попытку угнаться за Голливудом создателям вполне можно было бы простить, наполни они фильм глубоким и трогающим за душу смыслом. Казалось бы, где, если не на войне, думать о вечном, о святом, о ценности человеческой жизни и о невыносимом выборе?.. Сценаристы, однако, посчитали иначе и испортили всё, что только было можно – персонажей, диалоги и общее развитие сюжета.
Композиционно картина разваливается на три части: танковое сражение в деревушке, побег из концлагеря и финальный бой в узких улочках немецкого городка. Между ними нет никакого развития или постепенного нарастания драматизма. Самая зрелищная сцена находится в начале, середина провисает, как мокрая простыня, а развязка копирует все приёмы из начала, только снята в темноте (видимо, бюджет к тому времени совсем иссяк). По-хорошему, из этих историй можно было сделать три фильма, а не один – добавив нюансов и прописав характеры – но, видимо, здесь решили брать количеством, а не качеством.
Чрезвычайно плоскими, почти карикатурными вышли персонажи. Даже про главного героя мы узнаём лишь то, что зовут его Коля и что он готов давить врага всеми подручными и подножными способами. Он не испытывает страха, не сомневается в своей правоте и вообще мало о чём задумывается, кроме тактики боя. Романтическая линия с переводчицей Аней из концлагеря настолько пуста, что даже смешно: пока штандартенфюрер ведёт допрос, Коля и Аня пожирают друг друга глазами, и зритель явно в этих взглядах должен что-то прочитать... Вот только что, если про героев ничего не известно?
Образы второго плана раскрыты и того меньше. Экипаж боевой машины заслуживает, с точки зрения сценаристов, только имена и пару кадров после титров. Главный злодей в лице Клауса - просто очередной немец с огромными голубыми глазищами и шрамом в пол-лица. Он не вызывает никаких чувств - ни ненависти, ни симпатии - хотя Ивушкин весь фильм пытается его убить, а в финале почему-то жмёт руку. Какой вывод должен сделать здесь зритель? Что вся эта война была здоровым спортивным соперничеством, и давайте-ка ради развлечения повторим?
Грустно, что именно такие фильмы получают поддержку правительства. Грустно, что традиция снимать об ужасах - а не азарте - войны остаётся в прошлом. Грустно, что по-настоящему талантливые режиссёры и сценаристы не нужны в кассовом российском кино. Грустно, наконец, что с начала 2000-х, кроме "Брестской крепости" и "Битвы за Севастополь", вспомнить особо не о чем.
8
,5
2019, Россия, Военные
139 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В последнее время российский кинематограф работает подозрительно чётко: каждый год стабильно выходит три-четыре «патриотические» картины, половина из которых о войне, а половина – о спорте. Министр культуры настоятельно «рекомендует» кинотеатрам отдавать предпочтение отечественным фильмам в самые кассово-выгодные периоды (новогодние и майские праздники), после чего радостно рапортует в СМИ о запредельных сборах и запускает новый виток производства. Ситуация с «Т-34» была воистину комична: картину выкинули в прокат первого января и крутили десять дней практически без перерыва, вытеснив вопрос выбора как таковой. Люди, одуревшие от «Оливье» и безделья, шли в кино «лишь бы на что». Многих действительно впечатлил экшен в духе World of Tanks; отдельные личности после просмотра били себя в грудь и кричали: «Можем повторить!» Сборы фильма за первую неделю составили баснословный миллиард рублей, но вопрос, который хочется задать создателям - есть ли среди этого миллиарда хоть одна сотня от благодарного ветерана?.. Будем ли мы пересматривать эту историю спустя десятилетия, показывать её собственным детям и прятать слёзы в кулачок? Будем ли ставить в пример главного героя Николая Ивушкина, как когда-то ставили Зою Космодемьянскую и Александра Матросова? Нет, нет и ещё раз нет. «Т-34» - это чистой воды аттракцион, в котором больше позаботились об обёртке, чем о содержании. За первые полчаса в фильме не произносится ни слова, кроме «Давай!», «Пошёл!» или «На тебе!». На экране разворачивается настолько же эпическое, насколько неправдоподобное сражение, в котором один советский танк виртуозно громит целую роту немецких «кошек». Действие развивается, как в пошаговых стратегиях, снаряды рвутся в старом-добром слоу-мо, а герои обладают, по всей видимости, запасными жизнями, так как за свою не боятся. По российским меркам зрелище и правда знатное, но в сравнении с зарубежными блокбастерами оно абсолютно вторично. Эту обречённую на провал попытку угнаться за Голливудом создателям вполне можно было бы простить, наполни они фильм глубоким и трогающим за душу смыслом. Казалось бы, где, если не на войне, думать о вечном, о святом, о ценности человеческой жизни и о невыносимом выборе?.. Сценаристы, однако, посчитали иначе и испортили всё, что только было можно – персонажей, диалоги и общее развитие сюжета. Композиционно картина разваливается на три части: танковое сражение в деревушке, побег из концлагеря и финальный бой в узких улочках немецкого городка. Между ними нет никакого развития или постепенного нарастания драматизма. Самая зрелищная сцена находится в начале, середина провисает, как мокрая простыня, а развязка копирует все приёмы из начала, только снята в темноте (видимо, бюджет к тому времени совсем иссяк). По-хорошему, из этих историй можно было сделать три фильма, а не один – добавив нюансов и прописав характеры – но, видимо, здесь решили брать количеством, а не качеством. Чрезвычайно плоскими, почти карикатурными вышли персонажи. Даже про главного героя мы узнаём лишь то, что зовут его Коля и что он готов давить врага всеми подручными и подножными способами. Он не испытывает страха, не сомневается в своей правоте и вообще мало о чём задумывается, кроме тактики боя. Романтическая линия с переводчицей Аней из концлагеря настолько пуста, что даже смешно: пока штандартенфюрер ведёт допрос, Коля и Аня пожирают друг друга глазами, и зритель явно в этих взглядах должен что-то прочитать... Вот только что, если про героев ничего не известно? Образы второго плана раскрыты и того меньше. Экипаж боевой машины заслуживает, с точки зрения сценаристов, только имена и пару кадров после титров. Главный злодей в лице Клауса - просто очередной немец с огромными голубыми глазищами и шрамом в пол-лица. Он не вызывает никаких чувств - ни ненависти, ни симпатии - хотя Ивушкин весь фильм пытается его убить, а в финале почему-то жмёт руку. Какой вывод должен сделать здесь зритель? Что вся эта война была здоровым спортивным соперничеством, и давайте-ка ради развлечения повторим? Грустно, что именно такие фильмы получают поддержку правительства. Грустно, что традиция снимать об ужасах - а не азарте - войны остаётся в прошлом. Грустно, что по-настоящему талантливые режиссёры и сценаристы не нужны в кассовом российском кино. Грустно, наконец, что с начала 2000-х, кроме "Брестской крепости" и "Битвы за Севастополь", вспомнить особо не о чем.