«Ты не выживешь здесь», – пояснял Алехандро Гиллик Кейт (в финале оригинала) свой совет бросить то опасное дело, какое выбрала женщина, пылая жаждой праведной мести, и подыскать себе место в тихом провинциальном городке. Тем, кто не является по натуре волком, тяжело выжить на волчьей земле, в которую превратилась территория как Мексики, так и самих Соединённых Штатов… Этот краткий диалог кажется достаточным обоснованием отсутствия героини Эмили Блант, если и не внявшей наказу «доброжелателя», то во всяком случае – призадумавшейся, на любой ли риск согласна пойти. Но не только. Постановка Дени Вильнёва оставляла с крайне тревожным предощущением надвигающейся глобальной опасности – настоящей войны, обещающей разразиться со дня на день. Войны всех против всех. Войны без правил и ограничений. Собственно, кинодраматург Тейлор Шеридан не обманул ожиданий. Наличие в подзаголовке испанского слова «Soldado» (‘солдат’) прямо и недвусмысленно указывает на то, что первая фаза глобального конфликта высокой интенсивности – началась. Формальным поводом к тому послужила серия взрывов в обычном супермаркете в Канзас-Сити, осуществлённых смертниками. Министр обороны Джеймс Райли вызывает Мэтта Грейвера, чтобы проинформировать о готовящемся Президентом решении приравнять наркокартели к террористическим организациям, что даст ЦРУ дополнительные, чрезвычайно широкие полномочия…
Конечно, о неучастии в проекте такого талантливого режиссёра, как Вильнёв, поглощённого работой над ещё более перспективными кинопроизведениями (1), приходится сожалеть. Вместе с тем кандидатура Соллимы оказалась далеко не худшей. Те, кто знаком и с его творчеством на телевидении (например, телесериалы «Криминальный роман» и «Гоморра»), и с полнометражными фильмами «Все копы – ублюдки» /2012/ и «Субура» /2015/, наверняка согласятся, что этот итальянец «дозрел» до международного уровня. Пожалуй, маэстро не так тонко, как коллега из Канады, чувствует специфику деятельности заокеанских спецслужб, не особо и скрывающих претензии контролировать (хуже того, подчинить себе!) весь мир. Но в функционировании организованных преступных группировок, притязающих на звание подлинного государства в государстве (здесь мексиканцам есть чему поучиться у неаполитанцев и сицилийцев с их каморрой и Коза ностра) Стефано разбирается прекрасно. Отныне никто не должен ощущать себя в безопасности – и транспортировка юной Исабелы Рейес (между прочим, эпизод рифмуется с завораживающим прологом предшествующей ленты) предсказуемо завершается бойней. Кто союзник, а кто враг – определить решительно невозможно.
Идея стравить между собой влиятельные кланы, чья прибыль от переправки незаконных мигрантов с некоторых пор превысила поступления от продажи наркотиков, восходит даже не к опыту оккупации Ирака, о котором упоминает Райли. Этот нехитрый приём прозорливо описал (в «Кровавой жатве» /1929/) ещё Дэшил Хэммет, знаток национального менталитета. Но то, что блестяще удалось Оперативнику, а также бродячему ронину и Человеку без имени (Акира Куросава в «Телохранителе» /1961/ и Серджо Леоне в «спагетти-вестерне» «За пригоршню долларов» /1964/ многое позаимствовали из романа), в реальности приносит не столь ошеломляющие плоды. Причём здесь очень важен нюанс. Дело не в том, что была допущена ошибка при планировании и проведении похищения как такового. В ходе обсуждения деталей доставки дочери наркобарона обратно через границу (в область, где верховодит ненавистник её отца) звучит обескураживающая фраза в том духе, что в Мексике ничего нельзя утаить. Грейверу с соратниками приходится лишний раз убедиться, что сложность нарастающей (по ряду параметров – вплотную приближающейся к гражданской) войны заключается в том, что неприятелем может оказаться всякий. И локальная операция против ОПГ грозит вылиться в межправительственный скандал, тем более болезненный, что в США проживают десятки миллионов граждан, имеющих родственников в стране, расположенной к югу от Техаса и Аризоны…
Такой поворот, откровенно говоря, удивляет не слишком. Мэтт, возмущённый бюрократическими препонами, бросает в сердцах, что, мол, потому всё и остаётся по-прежнему, на что его искушённая соратница риторически вопрошает: а кто сказал, что нужно что-то менять? Сложившаяся обстановка устраивает ведущие силы (от властей и крупного бизнеса до главарей банд), извлекающие из ситуации пользу для себя персонально, не обращая внимания, как постепенно, незаметно, неотвратимо накаляется атмосфера. Агент ЦРУ, готовый ради интересов своей страны и на радикальные меры (Джошу Бролину вновь не откажешь в убедительности), не придаёт особого значения тому обстоятельству, что, как показало расследование, в печально известном теракте участвовали местные. А ведь это действительно меняет картину! Авторы аккуратно подводят зрителей к нетривиальному выводу, намекая, что политика насаждения управляемого хаоса, взятая Вашингтоном на вооружение с целью повысить собственные конкурентные преимущества (точнее, резко понизить оные у геополитических соперников), бумерангом ударила по самим американцам. Это тот случай, когда, выпустив из тактических соображений джинна из бутылки, проигрываешь стратегически. Глубоко копают!
Словом, «Убийца 2: Против всех» точно не разочарует любителей криминальных драм, из которых об обществе подчас узнаёшь больше, чем из толстенных социологических трудов. Единственное, что несколько снижает впечатление, – компромисс, допущенный создателями под занавес. Диспозиция поменялась, и Грейвер сталкивается с дилеммой: ликвидировать девочку как неугодного свидетеля (вместе с верным товарищем Алехандро) или нарушить приказ. Увы, Шеридан и Соллима явно «подыгрывают» персонажу, помогая сделать верный выбор, не пойдя на компромисс с совестью. Впрочем, такое везение мало что исправляет по существу – и чудом уцелевший Гиллик, оклемавшись, берётся лично преподать урок очередному кандидату в современные сикарии.
__________
1 – Имеются в виду «Прибытие» /2016/ и «Бегущий по лезвию 2049» /2017/, ставшие заметным явлением в экранной научной фантастике.
7
,5
2018, США, Боевики
117 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Ты не выживешь здесь», – пояснял Алехандро Гиллик Кейт (в финале оригинала) свой совет бросить то опасное дело, какое выбрала женщина, пылая жаждой праведной мести, и подыскать себе место в тихом провинциальном городке. Тем, кто не является по натуре волком, тяжело выжить на волчьей земле, в которую превратилась территория как Мексики, так и самих Соединённых Штатов… Этот краткий диалог кажется достаточным обоснованием отсутствия героини Эмили Блант, если и не внявшей наказу «доброжелателя», то во всяком случае – призадумавшейся, на любой ли риск согласна пойти. Но не только. Постановка Дени Вильнёва оставляла с крайне тревожным предощущением надвигающейся глобальной опасности – настоящей войны, обещающей разразиться со дня на день. Войны всех против всех. Войны без правил и ограничений. Собственно, кинодраматург Тейлор Шеридан не обманул ожиданий. Наличие в подзаголовке испанского слова «Soldado» (‘солдат’) прямо и недвусмысленно указывает на то, что первая фаза глобального конфликта высокой интенсивности – началась. Формальным поводом к тому послужила серия взрывов в обычном супермаркете в Канзас-Сити, осуществлённых смертниками. Министр обороны Джеймс Райли вызывает Мэтта Грейвера, чтобы проинформировать о готовящемся Президентом решении приравнять наркокартели к террористическим организациям, что даст ЦРУ дополнительные, чрезвычайно широкие полномочия… Конечно, о неучастии в проекте такого талантливого режиссёра, как Вильнёв, поглощённого работой над ещё более перспективными кинопроизведениями (1), приходится сожалеть. Вместе с тем кандидатура Соллимы оказалась далеко не худшей. Те, кто знаком и с его творчеством на телевидении (например, телесериалы «Криминальный роман» и «Гоморра»), и с полнометражными фильмами «Все копы – ублюдки» /2012/ и «Субура» /2015/, наверняка согласятся, что этот итальянец «дозрел» до международного уровня. Пожалуй, маэстро не так тонко, как коллега из Канады, чувствует специфику деятельности заокеанских спецслужб, не особо и скрывающих претензии контролировать (хуже того, подчинить себе!) весь мир. Но в функционировании организованных преступных группировок, притязающих на звание подлинного государства в государстве (здесь мексиканцам есть чему поучиться у неаполитанцев и сицилийцев с их каморрой и Коза ностра) Стефано разбирается прекрасно. Отныне никто не должен ощущать себя в безопасности – и транспортировка юной Исабелы Рейес (между прочим, эпизод рифмуется с завораживающим прологом предшествующей ленты) предсказуемо завершается бойней. Кто союзник, а кто враг – определить решительно невозможно. Идея стравить между собой влиятельные кланы, чья прибыль от переправки незаконных мигрантов с некоторых пор превысила поступления от продажи наркотиков, восходит даже не к опыту оккупации Ирака, о котором упоминает Райли. Этот нехитрый приём прозорливо описал (в «Кровавой жатве» /1929/) ещё Дэшил Хэммет, знаток национального менталитета. Но то, что блестяще удалось Оперативнику, а также бродячему ронину и Человеку без имени (Акира Куросава в «Телохранителе» /1961/ и Серджо Леоне в «спагетти-вестерне» «За пригоршню долларов» /1964/ многое позаимствовали из романа), в реальности приносит не столь ошеломляющие плоды. Причём здесь очень важен нюанс. Дело не в том, что была допущена ошибка при планировании и проведении похищения как такового. В ходе обсуждения деталей доставки дочери наркобарона обратно через границу (в область, где верховодит ненавистник её отца) звучит обескураживающая фраза в том духе, что в Мексике ничего нельзя утаить. Грейверу с соратниками приходится лишний раз убедиться, что сложность нарастающей (по ряду параметров – вплотную приближающейся к гражданской) войны заключается в том, что неприятелем может оказаться всякий. И локальная операция против ОПГ грозит вылиться в межправительственный скандал, тем более болезненный, что в США проживают десятки миллионов граждан, имеющих родственников в стране, расположенной к югу от Техаса и Аризоны… Такой поворот, откровенно говоря, удивляет не слишком. Мэтт, возмущённый бюрократическими препонами, бросает в сердцах, что, мол, потому всё и остаётся по-прежнему, на что его искушённая соратница риторически вопрошает: а кто сказал, что нужно что-то менять? Сложившаяся обстановка устраивает ведущие силы (от властей и крупного бизнеса до главарей банд), извлекающие из ситуации пользу для себя персонально, не обращая внимания, как постепенно, незаметно, неотвратимо накаляется атмосфера. Агент ЦРУ, готовый ради интересов своей страны и на радикальные меры (Джошу Бролину вновь не откажешь в убедительности), не придаёт особого значения тому обстоятельству, что, как показало расследование, в печально известном теракте участвовали местные. А ведь это действительно меняет картину! Авторы аккуратно подводят зрителей к нетривиальному выводу, намекая, что политика насаждения управляемого хаоса, взятая Вашингтоном на вооружение с целью повысить собственные конкурентные преимущества (точнее, резко понизить оные у геополитических соперников), бумерангом ударила по самим американцам. Это тот случай, когда, выпустив из тактических соображений джинна из бутылки, проигрываешь стратегически. Глубоко копают! Словом, «Убийца 2: Против всех» точно не разочарует любителей криминальных драм, из которых об обществе подчас узнаёшь больше, чем из толстенных социологических трудов. Единственное, что несколько снижает впечатление, – компромисс, допущенный создателями под занавес. Диспозиция поменялась, и Грейвер сталкивается с дилеммой: ликвидировать девочку как неугодного свидетеля (вместе с верным товарищем Алехандро) или нарушить приказ. Увы, Шеридан и Соллима явно «подыгрывают» персонажу, помогая сделать верный выбор, не пойдя на компромисс с совестью. Впрочем, такое везение мало что исправляет по существу – и чудом уцелевший Гиллик, оклемавшись, берётся лично преподать урок очередному кандидату в современные сикарии. __________ 1 – Имеются в виду «Прибытие» /2016/ и «Бегущий по лезвию 2049» /2017/, ставшие заметным явлением в экранной научной фантастике.