Разносторонне одаренные люди – большая редкость. Возьмите, к примеру, футбол. Далеко не всем великим игрокам удается стать столь же великим тренером, как это получилось у Гвардиолы или Зидана (Марадона не даст соврать). Так и в кино. Поэтому прекрасный во всех отношениях российский киноактер Данила Козловский решил проверить себя на зидано/марадонистость, а потому при создании фильма «Тренер» решил выступить не только в качестве исполнителя главной роли, но и режиссера-постановщика. А заодно и сценариста. И вдобавок продюсера. Играть, так играть.
Капитан сборной России по футболу Юрий Столешников (Данила Козловский) в решающем матче против команды Румынии на последних минутах не реализует важнейший пенальти. После этого он в центре поля грубо сбивает футболиста команды соперника. Орет на судью. Получает красную карточку. Дальше он делает то, до чего недавно даже вратарь «Ювентуса» Буффон не додумался: Столешников затевает драку с выскочившим на поле болельщиком. Сценарист Козловский при помощи Козловского актера выполняет задачу, поставленную Козловским режиссером: закручивает спираль несчастий главного героя до упора. Годичная дисквалификация футболиста «хорошо за тридцать» приводит к тому, что и спустя два года Столешников не при делах. Он разгоняет тоску, играя в регби. Тут сценарист не пожалел исполнителя: с телосложением Козловского – в регби. Это сильно… и, наверное, больно. Юрия приглашают в качестве тренера возглавить команду «Метеор» в маленьком южном городе (потом выясняется, что город этот – Новороссийск). Там Юрий знакомится с президентом команды Ларисой Вольской (Ирина Горбачева), ее отцом, мэром города (Виктор Вержбицкий). Он наталкивается на личные неприязненные отношения со стороны врача-реабилитолога команды Вари (Ольга Зуева), что, разумеется, обещает нам в перспективе возникновение романтических флюидов между молодыми людьми. Но что-то футболисты Юрию попались… привередливые.
Дальше нам рассказывают реалистическую историю о том, что такое современный российский футбол в его провинциальном изводе. Рассказывают со знанием дела. С демонстрацией смачных деталей. Вот так футболисты сливают конкретный матч. А вот так – тренера. А тут, смотрите, начальник команды вообще клуб сливает. А это муниципальное руководство, осатаневшее от проблем местного значения, усугубляемых бюджетно-финансовым коллапсом. Ну и, конечно, проблема судейства. Красочное изображение свинцовых мерзостей российского футбола уже почти отнимает у зрителя надежду увидеть свет в конце туннеля, но спираль неприятностей, наконец-то, начинает раскручиваться. Создатели фильма переходят от чернушного реализма к разноцветной сказочности. Если процитировать исполнителя главной роли Козловского: режиссер Козловский начинает «ловить единорогов и срать радугой». На помощь Столешникову приходят собственная настырность, отцовское воспитание и пожилой сильно пьющий детский тренер Бергер (очередная прекрасная работа Владимира Ильина). «Метеор» вытягивает себя за волосы из болота ФНЛ к сияющим вершинам финала кубка России, где он встречается с родным для Столешникова «Спартаком». В финале (отдельное спасибо в титрах лично Роману Абрамовичу) подопечные Столешникова выходят уже на легендарный стадион «Стэмфорд Бридж».
Несколько слов о сказочном характере фильма. «Тренер» каким-то мистическим образом в момент свей премьеры стал почти пророческим: Буффон получает красную карточку в ситуации, наподобие той, что случилась со Столешниковым; «Спартак» в полуфинале Кубка России проигрывает аутсайдеру премьер-лиги, а в финале тот встретится с командой из ФНЛ; верхушка нашего судейского корпуса после вопиющего скандала отправлена в отставку. Может быть, поручить Даниле Козловскому снять духоподъемный фильм про какой-нибудь проблемный для России вид спорта? Например, регби. Козловскому он явно нравится.
Фильм, безусловно, не без недостатков. Затянутость хронометража «Тренера» не заметит только ленивый и никуда не торопящийся зритель. Но критиковать легко: скажите, чем можно было пожертвовать? На мой взгляд, сэкономить можно было на нескольких чрезмерно пафосных сценах, в которых нам по дурной голливудской традиции (зачем копировать чужие недостатки?) разжевывают прописные истины. Разговор президента «Спартака» со Столешниковым спокойно можно было не снимать. Козловский мог бы просто показать себя любимого в центральном круге футбольного поля красавца-стадиона. Эротическая сцена вызывает недоумение: какой смысл включать ее в картину на спортивную тему, когда возрастной порог для зрителей установлен на уровне 12 +? Крупные целомудренные планы – детям, вздохи и поцелуи – взрослым? В целом вся лирическая линия картины мне показалась не слишком удачной. Очередной ответ Козловского сомневающимся в его мужественности? В таком случае: не слишком ли мальчишеская фигура у Ольги Зуевой?
И второе слабое место «Тренера» – постановочные спортивные сцены. Правда, эти проблемы носят объективный характер. Реалистично поставить футбольный матч высокого уровня – дело практически невозможное. Для этого пришлось бы приглашать на съемки Роналду и Месси. Надо отдать должное Даниле Козловскому: большая часть футбольных сцен исполнена в его фильме на достойном уровне. Но для этого создателям картины приходится идти на очевидные всем хитрости: злоупотреблять крупными планами. На общих планах постановочный характер эпизодов матча скрыть почти невозможно. Но, показывая финальный матч, операторам пришлось чрезмерно обстоятельно демонстрировать картинку игры. И тут стали видны неуместные в настоящем матче элементы мини-футбола, осторожность, проявляемая исполнителями во время жестких стыков (а как можно убедительно снять игру «кость в кость»?). Так что Козловскому просто не удалось совершить невозможное. Жаль. Этого единорога он не поймал.
Однако в целом фильм оставляет очень благоприятное впечатление. Несмотря на предсказуемость сюжетных ходов, которая диктуется законами жанра (спортивная сказка со счастливым концом), картина хорошо смотрится. И заслуга Козловского-режиссера в этом совершенно очевидна. Он проявляет удивительную для дебютанта профессиональную зрелость. В своем первом фильме Козловский делает то, чего многим режиссерам так и не удается освоить за долгие годы. Он цепляет внимание зрителя практически в каждом кадре. Ни секунды покоя, все в постоянном движении, массовка отлично знает свой маневр, камера танцует, летает, кружится вокруг персонажей. И замечательная аритмия, которой может позавидовать настоящий футбольный тренер. Динамичные кадры чередуются с аккуратно расставленными по сюжету статичными сценами. Только что все бегут, кричат, спорят. Щелк: крупный план со слезами на глазах; крепкие отцовские объятия; укоряющий взгляд влюбленной женщины. Визуальная аритмия дополняется качественной оркестровкой саундтрека. Иногда звукорежиссер аккуратно «включает» тишину. Эстетические характеристики этой кинематографической интерференции заслуживают самых высоких оценок. При этом актер Козловский отработал на свойственном ему приличном уровне. Все-таки – Зидан?
8
,5
2018, Россия, Драмы
132 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Разносторонне одаренные люди – большая редкость. Возьмите, к примеру, футбол. Далеко не всем великим игрокам удается стать столь же великим тренером, как это получилось у Гвардиолы или Зидана (Марадона не даст соврать). Так и в кино. Поэтому прекрасный во всех отношениях российский киноактер Данила Козловский решил проверить себя на зидано/марадонистость, а потому при создании фильма «Тренер» решил выступить не только в качестве исполнителя главной роли, но и режиссера-постановщика. А заодно и сценариста. И вдобавок продюсера. Играть, так играть. Капитан сборной России по футболу Юрий Столешников (Данила Козловский) в решающем матче против команды Румынии на последних минутах не реализует важнейший пенальти. После этого он в центре поля грубо сбивает футболиста команды соперника. Орет на судью. Получает красную карточку. Дальше он делает то, до чего недавно даже вратарь «Ювентуса» Буффон не додумался: Столешников затевает драку с выскочившим на поле болельщиком. Сценарист Козловский при помощи Козловского актера выполняет задачу, поставленную Козловским режиссером: закручивает спираль несчастий главного героя до упора. Годичная дисквалификация футболиста «хорошо за тридцать» приводит к тому, что и спустя два года Столешников не при делах. Он разгоняет тоску, играя в регби. Тут сценарист не пожалел исполнителя: с телосложением Козловского – в регби. Это сильно… и, наверное, больно. Юрия приглашают в качестве тренера возглавить команду «Метеор» в маленьком южном городе (потом выясняется, что город этот – Новороссийск). Там Юрий знакомится с президентом команды Ларисой Вольской (Ирина Горбачева), ее отцом, мэром города (Виктор Вержбицкий). Он наталкивается на личные неприязненные отношения со стороны врача-реабилитолога команды Вари (Ольга Зуева), что, разумеется, обещает нам в перспективе возникновение романтических флюидов между молодыми людьми. Но что-то футболисты Юрию попались… привередливые. Дальше нам рассказывают реалистическую историю о том, что такое современный российский футбол в его провинциальном изводе. Рассказывают со знанием дела. С демонстрацией смачных деталей. Вот так футболисты сливают конкретный матч. А вот так – тренера. А тут, смотрите, начальник команды вообще клуб сливает. А это муниципальное руководство, осатаневшее от проблем местного значения, усугубляемых бюджетно-финансовым коллапсом. Ну и, конечно, проблема судейства. Красочное изображение свинцовых мерзостей российского футбола уже почти отнимает у зрителя надежду увидеть свет в конце туннеля, но спираль неприятностей, наконец-то, начинает раскручиваться. Создатели фильма переходят от чернушного реализма к разноцветной сказочности. Если процитировать исполнителя главной роли Козловского: режиссер Козловский начинает «ловить единорогов и срать радугой». На помощь Столешникову приходят собственная настырность, отцовское воспитание и пожилой сильно пьющий детский тренер Бергер (очередная прекрасная работа Владимира Ильина). «Метеор» вытягивает себя за волосы из болота ФНЛ к сияющим вершинам финала кубка России, где он встречается с родным для Столешникова «Спартаком». В финале (отдельное спасибо в титрах лично Роману Абрамовичу) подопечные Столешникова выходят уже на легендарный стадион «Стэмфорд Бридж». Несколько слов о сказочном характере фильма. «Тренер» каким-то мистическим образом в момент свей премьеры стал почти пророческим: Буффон получает красную карточку в ситуации, наподобие той, что случилась со Столешниковым; «Спартак» в полуфинале Кубка России проигрывает аутсайдеру премьер-лиги, а в финале тот встретится с командой из ФНЛ; верхушка нашего судейского корпуса после вопиющего скандала отправлена в отставку. Может быть, поручить Даниле Козловскому снять духоподъемный фильм про какой-нибудь проблемный для России вид спорта? Например, регби. Козловскому он явно нравится. Фильм, безусловно, не без недостатков. Затянутость хронометража «Тренера» не заметит только ленивый и никуда не торопящийся зритель. Но критиковать легко: скажите, чем можно было пожертвовать? На мой взгляд, сэкономить можно было на нескольких чрезмерно пафосных сценах, в которых нам по дурной голливудской традиции (зачем копировать чужие недостатки?) разжевывают прописные истины. Разговор президента «Спартака» со Столешниковым спокойно можно было не снимать. Козловский мог бы просто показать себя любимого в центральном круге футбольного поля красавца-стадиона. Эротическая сцена вызывает недоумение: какой смысл включать ее в картину на спортивную тему, когда возрастной порог для зрителей установлен на уровне 12 +? Крупные целомудренные планы – детям, вздохи и поцелуи – взрослым? В целом вся лирическая линия картины мне показалась не слишком удачной. Очередной ответ Козловского сомневающимся в его мужественности? В таком случае: не слишком ли мальчишеская фигура у Ольги Зуевой? И второе слабое место «Тренера» – постановочные спортивные сцены. Правда, эти проблемы носят объективный характер. Реалистично поставить футбольный матч высокого уровня – дело практически невозможное. Для этого пришлось бы приглашать на съемки Роналду и Месси. Надо отдать должное Даниле Козловскому: большая часть футбольных сцен исполнена в его фильме на достойном уровне. Но для этого создателям картины приходится идти на очевидные всем хитрости: злоупотреблять крупными планами. На общих планах постановочный характер эпизодов матча скрыть почти невозможно. Но, показывая финальный матч, операторам пришлось чрезмерно обстоятельно демонстрировать картинку игры. И тут стали видны неуместные в настоящем матче элементы мини-футбола, осторожность, проявляемая исполнителями во время жестких стыков (а как можно убедительно снять игру «кость в кость»?). Так что Козловскому просто не удалось совершить невозможное. Жаль. Этого единорога он не поймал. Однако в целом фильм оставляет очень благоприятное впечатление. Несмотря на предсказуемость сюжетных ходов, которая диктуется законами жанра (спортивная сказка со счастливым концом), картина хорошо смотрится. И заслуга Козловского-режиссера в этом совершенно очевидна. Он проявляет удивительную для дебютанта профессиональную зрелость. В своем первом фильме Козловский делает то, чего многим режиссерам так и не удается освоить за долгие годы. Он цепляет внимание зрителя практически в каждом кадре. Ни секунды покоя, все в постоянном движении, массовка отлично знает свой маневр, камера танцует, летает, кружится вокруг персонажей. И замечательная аритмия, которой может позавидовать настоящий футбольный тренер. Динамичные кадры чередуются с аккуратно расставленными по сюжету статичными сценами. Только что все бегут, кричат, спорят. Щелк: крупный план со слезами на глазах; крепкие отцовские объятия; укоряющий взгляд влюбленной женщины. Визуальная аритмия дополняется качественной оркестровкой саундтрека. Иногда звукорежиссер аккуратно «включает» тишину. Эстетические характеристики этой кинематографической интерференции заслуживают самых высоких оценок. При этом актер Козловский отработал на свойственном ему приличном уровне. Все-таки – Зидан?