Нужно ли снимать фильмы про Великую Отечественную войну? Однозначно, да. Особенно к значимым датам. В 2016 году исполнилось 75 лет с тех пор, как произошла Битва под Москвой, если быть более точным, ее оборонительный этап длился до декабря 1941 года. В конце прошлого года много шум наделала премьера «народного блокбастера» Андрея Шальопы о 28-ми панфиловцах. Фильм режиссера Евгения Эпштейна «Лейтенант» подобным вниманием похвастаться не может, не было ни рекламной кампании, ни широкого проката. Но увидеть эту картину мне хотелось по одной простой причине: фильм снят по мотивам военной прозы Василя Быкова, основным литературным источником сценария стала его повесть «Дожить до рассвета». Я с большим уважением отношусь к этому писателю, очевидцу и непосредственному участнику событий военных лет. Его книги, это не современные поделки дилетантов, которые берутся писать о том, о чем представления не имеют. Претензий к сценарию тех же «28 панфиловцев» можно предъявить, сколько угодно. Однако и «Лейтенант» тоже особо в этом плане не порадовал.
Фильм стал очередным разочарованием. Дело даже не в том, что события повести советского классика, авторы перенесли из белорусских лесов в тверские. Сути и основного смысла повествования это ничуть не меняет. Обидно, что качественный материал попал не в те руки. Не сумели авторы «Лейтенанта» передать весь трагизм ситуации. В центре сюжета молодой боец Красной армии, только что окончивший военное училище юнец, который оказывается на фронте, попадает в окружение, теряет всех своих товарищей. Плутая по лесам, заполненным неприятелем, он встречает пару более опытных бойцов, потом к группе присоединяются еще два рядовых из числа чудом уцелевших. Вместе они обнаруживают немецкую артиллерийскую базу, но при попытке устроить диверсию четверо гибнут, двоим удается уйти. Лейтенант Горчаков загорается идеей повторить попытку, он полагает, что уничтожение склада боеприпасов противника поможет задержать наступление немцев на Москву. Выйдя к расположению советских войск, Горчаков добивается у командования приказа: выдвинуться небольшим отрядом к базе, которая расположена за 60 километров от линии фронта, и подорвать ее.
В отсутствии масштабных батальных сцен, впечатляющих спецэффектов и чрезмерного пафоса подобные истории должны подкупать зрителя своей искренностью и драматизмом. Глубоко личные переживания, нравственный выбор человека в сложных ситуациях – вот чем интересна нам проза Быкова. В фильме, к сожалению, авторы с этим не дотянули. Нет, с диалогами вроде бы здесь полный порядок, никаких вымученных, высокопарных фраз никто не произносит, герои выглядят вполне себе реальными людьми. Только игра актеров – на уровне самодеятельности, в лучшем случае – труппы областного театра. Главную роль сыграл никому не известный Антон Левин, он же – один из авторов сценария. И та, и другая работа выполнена им слабо. Его партнеры по съемочной площадке тоже талантами не блеснули. Меня поразила одна деталь: у старшины Гаврилова (Александр Муштуков) отвратительные зубы, многих передних вообще недостает. Прекрасно понимаю, голливудская улыбка здесь была бы еще более неуместна, но положительный, казалось бы, персонаж помимо воли вызывает некоторое отвращение. А это совершенно ни к чему, даже несмотря на правдоподобие такого отталкивающего внешнего вида.
Душевные порывы лейтенанта Горчакова по-человечески понятны, он страдает от чувства вины, ему совестно, что не сумел оправдать доверие генерала. Юноша явно готов совершить подвиг во имя высокой цели, он не способен на подлые поступки и делает все правильно: сам погибай – а товарища выручай. И что в итоге? Все благие намерения, весь героизм оказываются совершенно бессмысленными. Выручить никого не удается, самопожертвование тоже оказывается каким-то бесславным. Даже орден не за что парню дать. Очень горько, что таких солдат гибло на войне миллионы. Что нужно рассказывать нынешнему поколению о тех далеких годах? О чем мы все должны помнить? Фильм «Лейтенант» вряд ли вызовет патриотическое воодушевление, гордость за свой народ. Глупая смерть хороших, честных, порядочных людей – это всегда грустно. Так нужно ли снимать фильмы про Великую Отечественную войну? Такие, как «Лейтенант» Евгения Эпштейна, однозначно – нет.
5
,1
2016, Россия, Драмы
81 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Нужно ли снимать фильмы про Великую Отечественную войну? Однозначно, да. Особенно к значимым датам. В 2016 году исполнилось 75 лет с тех пор, как произошла Битва под Москвой, если быть более точным, ее оборонительный этап длился до декабря 1941 года. В конце прошлого года много шум наделала премьера «народного блокбастера» Андрея Шальопы о 28-ми панфиловцах. Фильм режиссера Евгения Эпштейна «Лейтенант» подобным вниманием похвастаться не может, не было ни рекламной кампании, ни широкого проката. Но увидеть эту картину мне хотелось по одной простой причине: фильм снят по мотивам военной прозы Василя Быкова, основным литературным источником сценария стала его повесть «Дожить до рассвета». Я с большим уважением отношусь к этому писателю, очевидцу и непосредственному участнику событий военных лет. Его книги, это не современные поделки дилетантов, которые берутся писать о том, о чем представления не имеют. Претензий к сценарию тех же «28 панфиловцев» можно предъявить, сколько угодно. Однако и «Лейтенант» тоже особо в этом плане не порадовал. Фильм стал очередным разочарованием. Дело даже не в том, что события повести советского классика, авторы перенесли из белорусских лесов в тверские. Сути и основного смысла повествования это ничуть не меняет. Обидно, что качественный материал попал не в те руки. Не сумели авторы «Лейтенанта» передать весь трагизм ситуации. В центре сюжета молодой боец Красной армии, только что окончивший военное училище юнец, который оказывается на фронте, попадает в окружение, теряет всех своих товарищей. Плутая по лесам, заполненным неприятелем, он встречает пару более опытных бойцов, потом к группе присоединяются еще два рядовых из числа чудом уцелевших. Вместе они обнаруживают немецкую артиллерийскую базу, но при попытке устроить диверсию четверо гибнут, двоим удается уйти. Лейтенант Горчаков загорается идеей повторить попытку, он полагает, что уничтожение склада боеприпасов противника поможет задержать наступление немцев на Москву. Выйдя к расположению советских войск, Горчаков добивается у командования приказа: выдвинуться небольшим отрядом к базе, которая расположена за 60 километров от линии фронта, и подорвать ее. В отсутствии масштабных батальных сцен, впечатляющих спецэффектов и чрезмерного пафоса подобные истории должны подкупать зрителя своей искренностью и драматизмом. Глубоко личные переживания, нравственный выбор человека в сложных ситуациях – вот чем интересна нам проза Быкова. В фильме, к сожалению, авторы с этим не дотянули. Нет, с диалогами вроде бы здесь полный порядок, никаких вымученных, высокопарных фраз никто не произносит, герои выглядят вполне себе реальными людьми. Только игра актеров – на уровне самодеятельности, в лучшем случае – труппы областного театра. Главную роль сыграл никому не известный Антон Левин, он же – один из авторов сценария. И та, и другая работа выполнена им слабо. Его партнеры по съемочной площадке тоже талантами не блеснули. Меня поразила одна деталь: у старшины Гаврилова (Александр Муштуков) отвратительные зубы, многих передних вообще недостает. Прекрасно понимаю, голливудская улыбка здесь была бы еще более неуместна, но положительный, казалось бы, персонаж помимо воли вызывает некоторое отвращение. А это совершенно ни к чему, даже несмотря на правдоподобие такого отталкивающего внешнего вида. Душевные порывы лейтенанта Горчакова по-человечески понятны, он страдает от чувства вины, ему совестно, что не сумел оправдать доверие генерала. Юноша явно готов совершить подвиг во имя высокой цели, он не способен на подлые поступки и делает все правильно: сам погибай – а товарища выручай. И что в итоге? Все благие намерения, весь героизм оказываются совершенно бессмысленными. Выручить никого не удается, самопожертвование тоже оказывается каким-то бесславным. Даже орден не за что парню дать. Очень горько, что таких солдат гибло на войне миллионы. Что нужно рассказывать нынешнему поколению о тех далеких годах? О чем мы все должны помнить? Фильм «Лейтенант» вряд ли вызовет патриотическое воодушевление, гордость за свой народ. Глупая смерть хороших, честных, порядочных людей – это всегда грустно. Так нужно ли снимать фильмы про Великую Отечественную войну? Такие, как «Лейтенант» Евгения Эпштейна, однозначно – нет.