Фильм «В Кейптаунском порту…» Александра Велединского не только добирался долго до своей реализации (с момента написания сценария в 1996 году прошло почти двадцать лет, прежде чем он был запущен в производство - кажется, лишь с третьей попытки), но и более года дожидался выхода в прокат, а впервые был показан в конкурсе кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге в начале августа 2018 года, где удостоился одного из трёх специальных призов жюри. А вот победила там лента «Папа, сдохни» молодого постановщика Кирилла Соколова, который точно годится Велединскому в сыновья, поскольку младше на 30 лет. И в этом есть неумолимая «сила судьбы», что картина старшего коллеги, не лишённая некоторого обаяния, лукавства и даже хитроумия в вольном кинематографическом пересказе прославленной песни «В Кейптаунском порту», давно ставшей как бы народной в виде дворового и вообще блатного шансона, оказалась в какой-то степени превзойдённой, в том числе по насыщенности «чёрным юмором» и абсурдностью ситуаций. Хотя ближайшим аналогом экранной работы Александра Велединского мог бы послужить фильм «Мама не горюй» Максима Пежемского, принадлежащего, в принципе, к тому же поколению режиссёров, и появился он почти тогда, когда Велединский сочинил свою историю, основываясь на житейских рассказах собственного отца.
Между прочим, основное действие ленты «В Кейптаунском порту…» происходит летом 1996 года, конкретно - 22 июня и накануне, незадолго до президентских выборов, когда решался актуальный вопрос: «Голосуй - или проиграешь». Но и по ряду других составляющих это типичная картина 90-х годов, сильно подзадержавшаяся перед тем, как стать предметом внимания заинтересованных зрителей, которые вряд ли будут скучать на ней, пытаясь воедино собрать экстравагантную и прихотливую сюжетную головоломку, чьи отдельные частички намеренно перепутаны по временам и странам, а персонажи подчас двоятся и даже троятся. Однако во второй половине фильма поневоле наступает определённое утомление вовсе не из-за постоянных перебросов действия туда-сюда или же его чуть ли не анекдотического «остранения», демонстративного обнажения приёма придуманности всего происходящего (самый смешной момент - пожарный, попавший на авансцену прямо во время спектакля и вынужденный героически держать «мхатовскую паузу»!).
Так и не преодолённые отголоски «лихих 90-х» (а ведь Александр Велединский - соавтор сценария знаковой во многих смыслах «Бригады») начинают мешать этой явно ироничной и постмодернистской по стилю, якобы фольклорной балладе, где автор посмеивается над многими клише реальной жизни и её зачастую искусственного отображения в художественных произведениях различного толка (достаточно назвать популярную книгу одного из трёх главных героев, писателя Верещагина - «Парад криминальных элементов», которую он хочет уничтожить в порыве совестливого творческого гнева). Увы, временами действительно симпатичная и по-своему трогательная лента Велединского, которую можно принять чуть ли не в качестве его личной версии «Восемь с половиной», выглядит ныне как неизбежный анахронизм, чудом перебравшийся из конца ХХ века далеко за пределы миллениума. А его состарившиеся персонажи мечтали дожить хотя бы до 2000 года.
5
,7
2019, Россия, Драмы
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фильм «В Кейптаунском порту…» Александра Велединского не только добирался долго до своей реализации (с момента написания сценария в 1996 году прошло почти двадцать лет, прежде чем он был запущен в производство - кажется, лишь с третьей попытки), но и более года дожидался выхода в прокат, а впервые был показан в конкурсе кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге в начале августа 2018 года, где удостоился одного из трёх специальных призов жюри. А вот победила там лента «Папа, сдохни» молодого постановщика Кирилла Соколова, который точно годится Велединскому в сыновья, поскольку младше на 30 лет. И в этом есть неумолимая «сила судьбы», что картина старшего коллеги, не лишённая некоторого обаяния, лукавства и даже хитроумия в вольном кинематографическом пересказе прославленной песни «В Кейптаунском порту», давно ставшей как бы народной в виде дворового и вообще блатного шансона, оказалась в какой-то степени превзойдённой, в том числе по насыщенности «чёрным юмором» и абсурдностью ситуаций. Хотя ближайшим аналогом экранной работы Александра Велединского мог бы послужить фильм «Мама не горюй» Максима Пежемского, принадлежащего, в принципе, к тому же поколению режиссёров, и появился он почти тогда, когда Велединский сочинил свою историю, основываясь на житейских рассказах собственного отца. Между прочим, основное действие ленты «В Кейптаунском порту…» происходит летом 1996 года, конкретно - 22 июня и накануне, незадолго до президентских выборов, когда решался актуальный вопрос: «Голосуй - или проиграешь». Но и по ряду других составляющих это типичная картина 90-х годов, сильно подзадержавшаяся перед тем, как стать предметом внимания заинтересованных зрителей, которые вряд ли будут скучать на ней, пытаясь воедино собрать экстравагантную и прихотливую сюжетную головоломку, чьи отдельные частички намеренно перепутаны по временам и странам, а персонажи подчас двоятся и даже троятся. Однако во второй половине фильма поневоле наступает определённое утомление вовсе не из-за постоянных перебросов действия туда-сюда или же его чуть ли не анекдотического «остранения», демонстративного обнажения приёма придуманности всего происходящего (самый смешной момент - пожарный, попавший на авансцену прямо во время спектакля и вынужденный героически держать «мхатовскую паузу»!). Так и не преодолённые отголоски «лихих 90-х» (а ведь Александр Велединский - соавтор сценария знаковой во многих смыслах «Бригады») начинают мешать этой явно ироничной и постмодернистской по стилю, якобы фольклорной балладе, где автор посмеивается над многими клише реальной жизни и её зачастую искусственного отображения в художественных произведениях различного толка (достаточно назвать популярную книгу одного из трёх главных героев, писателя Верещагина - «Парад криминальных элементов», которую он хочет уничтожить в порыве совестливого творческого гнева). Увы, временами действительно симпатичная и по-своему трогательная лента Велединского, которую можно принять чуть ли не в качестве его личной версии «Восемь с половиной», выглядит ныне как неизбежный анахронизм, чудом перебравшийся из конца ХХ века далеко за пределы миллениума. А его состарившиеся персонажи мечтали дожить хотя бы до 2000 года.