Почти тенденция, но присутствие в саундтреке "Розового фламинго", ретро-хита от Алены Свиридовой, может подавать надежду о жизнеспособности очередного отечественного кинопроекта и гарантировать наличие метаморфоз. Так было год назад с "Зоологией" Ивана И. Твердовского, так в этом году стало с "Блокбастером" Романа Волобуева. И на уровне концепта эти ленты очень похожи - каждый режиссер отстаивает право женщин на эмансипацию в сексистско-домостроевской России. Но если у Твердовского городская легенда проецируется в артхаусную драму, имеющую все шансы стать высказываением, то Волобуев старается анекдот из криминальной хроники трансформировать в многозначительный пустячок криминальной комедии, развлечение для отягощенных клиповым сознанием зрителей, этакое сезонное шапито с обязательным звездным списком и кажущимся фатально смешным "Ночь. Темно. Россия". Ирония "Блокбастера" заключается не в отказе режиссера подписаться под продюсерской версией картины, не в громком названии фильма категории B и не в обилии щедро расставленных цитат из, видимо, обожаемых Волобуевым режиссеров. Это ирония попытки автора сблизиться с народом после синефильского "Холодного фронта" и стать более доступным, цитируемым и родным.
Сказать, что от "Блокбастера" разит откровенным экранным скрапбукингом и работой с клише в сценарии и дальше признаться себе что местами была улыбка сквозь зубы, значит, расписаться в очередной раз в диагностируемой вторичности отечественного кино. Зритель должен быть на стороне героев, в случае ленты Волобуева - героинь - блондинки Лизы (Светлана Устинова, "Туман", "Хардкор"), ведущей ток-шоу с кабельного канала, вполне состоявшейся жительницы первопрестольной на грани бальзаковского возраста, и брюнетки Наташи (Анна Чиповская, "О любви", "Чистое искусство"), фонетически жуткой бухгалтерши из подмосковных Электроуглей. Очевидно, что у Лизы все должно быть по-женски плохо по общим меркам креативного класса: молодость загублена на освоение столичной жизни, соведущий по телеканалу "Уютный" (Михаил Ефремов) норовит потрогать за пока еще упругие места, юный любовник (Александр Молочников, "Холодный фронт") откровенно изменяет со своими ровесницами, но ведь можно и сорваться, и выпить, и поесть шаурмы после шести. Жизнь ведь и так почти удалась. А вот с социальным капиталом у подмосковной Наташи совсем небогато, но это компенсируется жаждой жизни и одержимостью движения, по всем общественным стереотипам, без ханжества, Наташе просто очень нужны деньги, много денег, просто чтобы начать новую жизнь в Москве.
Дерзкое и чудовищно глупое по своей сути Наташино ограбление развернет молодых женщин друг к другу и это, пожалуй, самая лучшая часть "Блокбастера". А дальше начинается то, что вполне можно назвать "Фильм. Комедия. Волобуев". Потому что эпизодики (хохот с нестандартным применением штопора с участием Александра Ильина не в счет), способные развлечь, зрителя малочисленны и вместо дорожного фарса лента очень быстро сползает в мелодраму, которая больше заставляет зрителя симпатизировать героиням Устиновой и Чиповской, их женским историям и их отношениям, чем криминальным гонкам и экшену, который в "Блокбастере" наигранно-наивен и оттеснен на второй план. Ощущение, что все далеко не на своих местах, усиливается еще и слишком словоохотливым, и вольно интерпретирующим по сюжету факты провинциальным следователем (Евгений Цыганов, "Брестская крепость", "Неадекватные люди"). Он даже не делает попытки создать неустойчивый гендерный баланс в картине. Минутный эпизод со Светланой Ходченковой и ее откровения об усталости от того, что брак как долговременная инвестиция не оправдывает ожиданий, выглядят жестче и последовательнее. Волобуев в свете последних кинотрендов старательно разыгрывает женскую карту "Блокбастера", но сложно понять использованы все ли возможности стремительно набирающей обороты Чиповской как разноплановой актрисы, точно так же, как и запрограммированный продюсерский хэппи-энд, стремительно снижающий градус просмотра.
Вообще режиссерская задумка и движущая сила "Блокбастера" просматриваются слабо. Для Лизы вся история стала способом выхода из зоны комфорта, а Наташа - та вообще поняла, что она не дура и может направить свою энергию на вполне жизненно и общественно важные цели. Понятно, что пролитый продюсерский сироп показывает всю развлекательность этого проекта, но как режиссер и автор сценария Волобуев изо всех старается и быть на стороне женщин в этом суровом и, пока еще, мужском мире, и при этом еще и шутить на тему женщин. Так тоже можно, и, наверное, иногда и нужно внедрять такой андрогинный подход в массовое отечественное кино. Как и можно просто стараться зрителю сделать смешно, а не демонстрировать на большом экране универсальных героинь без универсальных шуток. И это говорит о режиссере "Блокбастера" больше как об эрудированном в области кино авторе, чем как о человеке с четкой авторской позицией, которую Волобуев искренне пытался отстаивать на уровне PR-хода, убрав свою фамилию из титров ленты. Только зрителю решать, заслуживают ли его глаза и уши такого "Блокбастера", выглядящего как наш очередной ответ импортозамещению, или все-таки посмотреть цитаты из него в оригиналах.
6
,6
2017, Россия, Комедии
78 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Почти тенденция, но присутствие в саундтреке "Розового фламинго", ретро-хита от Алены Свиридовой, может подавать надежду о жизнеспособности очередного отечественного кинопроекта и гарантировать наличие метаморфоз. Так было год назад с "Зоологией" Ивана И. Твердовского, так в этом году стало с "Блокбастером" Романа Волобуева. И на уровне концепта эти ленты очень похожи - каждый режиссер отстаивает право женщин на эмансипацию в сексистско-домостроевской России. Но если у Твердовского городская легенда проецируется в артхаусную драму, имеющую все шансы стать высказываением, то Волобуев старается анекдот из криминальной хроники трансформировать в многозначительный пустячок криминальной комедии, развлечение для отягощенных клиповым сознанием зрителей, этакое сезонное шапито с обязательным звездным списком и кажущимся фатально смешным "Ночь. Темно. Россия". Ирония "Блокбастера" заключается не в отказе режиссера подписаться под продюсерской версией картины, не в громком названии фильма категории B и не в обилии щедро расставленных цитат из, видимо, обожаемых Волобуевым режиссеров. Это ирония попытки автора сблизиться с народом после синефильского "Холодного фронта" и стать более доступным, цитируемым и родным. Сказать, что от "Блокбастера" разит откровенным экранным скрапбукингом и работой с клише в сценарии и дальше признаться себе что местами была улыбка сквозь зубы, значит, расписаться в очередной раз в диагностируемой вторичности отечественного кино. Зритель должен быть на стороне героев, в случае ленты Волобуева - героинь - блондинки Лизы (Светлана Устинова, "Туман", "Хардкор"), ведущей ток-шоу с кабельного канала, вполне состоявшейся жительницы первопрестольной на грани бальзаковского возраста, и брюнетки Наташи (Анна Чиповская, "О любви", "Чистое искусство"), фонетически жуткой бухгалтерши из подмосковных Электроуглей. Очевидно, что у Лизы все должно быть по-женски плохо по общим меркам креативного класса: молодость загублена на освоение столичной жизни, соведущий по телеканалу "Уютный" (Михаил Ефремов) норовит потрогать за пока еще упругие места, юный любовник (Александр Молочников, "Холодный фронт") откровенно изменяет со своими ровесницами, но ведь можно и сорваться, и выпить, и поесть шаурмы после шести. Жизнь ведь и так почти удалась. А вот с социальным капиталом у подмосковной Наташи совсем небогато, но это компенсируется жаждой жизни и одержимостью движения, по всем общественным стереотипам, без ханжества, Наташе просто очень нужны деньги, много денег, просто чтобы начать новую жизнь в Москве. Дерзкое и чудовищно глупое по своей сути Наташино ограбление развернет молодых женщин друг к другу и это, пожалуй, самая лучшая часть "Блокбастера". А дальше начинается то, что вполне можно назвать "Фильм. Комедия. Волобуев". Потому что эпизодики (хохот с нестандартным применением штопора с участием Александра Ильина не в счет), способные развлечь, зрителя малочисленны и вместо дорожного фарса лента очень быстро сползает в мелодраму, которая больше заставляет зрителя симпатизировать героиням Устиновой и Чиповской, их женским историям и их отношениям, чем криминальным гонкам и экшену, который в "Блокбастере" наигранно-наивен и оттеснен на второй план. Ощущение, что все далеко не на своих местах, усиливается еще и слишком словоохотливым, и вольно интерпретирующим по сюжету факты провинциальным следователем (Евгений Цыганов, "Брестская крепость", "Неадекватные люди"). Он даже не делает попытки создать неустойчивый гендерный баланс в картине. Минутный эпизод со Светланой Ходченковой и ее откровения об усталости от того, что брак как долговременная инвестиция не оправдывает ожиданий, выглядят жестче и последовательнее. Волобуев в свете последних кинотрендов старательно разыгрывает женскую карту "Блокбастера", но сложно понять использованы все ли возможности стремительно набирающей обороты Чиповской как разноплановой актрисы, точно так же, как и запрограммированный продюсерский хэппи-энд, стремительно снижающий градус просмотра. Вообще режиссерская задумка и движущая сила "Блокбастера" просматриваются слабо. Для Лизы вся история стала способом выхода из зоны комфорта, а Наташа - та вообще поняла, что она не дура и может направить свою энергию на вполне жизненно и общественно важные цели. Понятно, что пролитый продюсерский сироп показывает всю развлекательность этого проекта, но как режиссер и автор сценария Волобуев изо всех старается и быть на стороне женщин в этом суровом и, пока еще, мужском мире, и при этом еще и шутить на тему женщин. Так тоже можно, и, наверное, иногда и нужно внедрять такой андрогинный подход в массовое отечественное кино. Как и можно просто стараться зрителю сделать смешно, а не демонстрировать на большом экране универсальных героинь без универсальных шуток. И это говорит о режиссере "Блокбастера" больше как об эрудированном в области кино авторе, чем как о человеке с четкой авторской позицией, которую Волобуев искренне пытался отстаивать на уровне PR-хода, убрав свою фамилию из титров ленты. Только зрителю решать, заслуживают ли его глаза и уши такого "Блокбастера", выглядящего как наш очередной ответ импортозамещению, или все-таки посмотреть цитаты из него в оригиналах.