В новом проекте "Братство" режиссера и сценариста Павла Лунгина ("Дама пик", "Дирижер") присутствует один важный момент, который делает ее интересной и заставляет задуматься об увиденном. Автор старается представить реальные события, происходившие в Афганистане во время вывода ограниченного контингента советских войск в конце 80-х во время перехода через перевал Саланг, но при этом уходит от концепта героического ура-боевика и концентрируется вокруг отношений людей на войне, не впадая в напускной пафос и показывая абсолютно разные, максимально выпуклые характеры. Выступивший соавтором экранной истории Александр Лунгин ("Черная вода", "Горячие новости") опирался на мемуары "Пламя Баграма" военного переводчика Владимира Колесникова, который был на афганской войне и видел всю ситуацию изнутри. При этом Павлу Лунгину удается в "Братстве" показать многие важные моменты, касающиеся настроений солдат уже шатающейся советской империи, личного героизма и способности брать на себя ответственность и принимать нестандартные решения. Экспорт социализма, которым так любило заниматься советское правительство после Второй мировой войны в разных частях земного шара, в Афганистане столкнулся с огромным количеством препятствий и привел к еще большему усилению гражданской войны. Надпись "СССР - оплот мира" в фильме Лунгина иронично показывается несколько раз. Она украшает большую бетонную стелу, которая находится в самом центре укрепленного военного городка. Вокруг идет война, где нет как такового фронта и нет флангов, а вчерашние друзья и союзники без всяких сожалений могут предать и продать за вполне определенную конечную сумму. Мир шурави из Страны Советов и мир исламистов-моджахедов в "Братстве" показаны как две абсолютно разные цивилизации, одинаково чуждые и непонятные друг для друга, поэтому происходящее на экране на фоне красивейших горных пейзажей и пестрого восточного колорита городов выглядит тревожным, опасным и агрессивным. Отсутствие прямых акцентов, которые выявляют храбрых героев и бравых протагонистов, впрочем, как и открытого контрастирования в противостоянии между армией и боевиками, выводят ленту в рискованную пограничную область, где зритель сам будет давать оценку происходящему. Поэтому "Братство" разворачивается в традициях драматического триллера, если не сказать больше, военного нуара, в котором постепенно начинает проступать отсутствие глобальных целей у находящегося в Афганистане последние дни и месяцы контингента перед возвращением на родину.
В экспозиции "Братства" Лунгин очень точно показывает всю неоднозначность происходящего на экране и знакомит с большинством основных действующих лиц, каждый из которых абсолютно не случайно оказался на этой войне. В видавшем виды "уазике", без всякой брони и дополнительной защиты, едут трое вооруженных мужчин в гражданской одежде, без погон и знаков различия, фуражка с кокардой афганской армии на голове четвертого выдает в нем офицера. Приемник на переднем сиденье бодро вещает о том, что Советский Союз выполнил свою миссию в Афганистане. Но война не закончилась. Полковник КГБ (что выясняется ближе к финалу фильма) "Митрич" (Кирилл Пирогов, сериал "МакМафия", "Разбуди меня") и сопровождающий его военный переводчик Володя (Федор Лавров, сериал "Годунов", "Легенда о Коловрате") выдвинулись для урегулирования конфликта между разведчиками из мотострелковой дивизии и афганцами, сопровождающими караван, направляющийся в Пакистан. Караванщики истошно кричат и картинно поднимают руки к небу, обвиняя солдат в краже крупной денежной суммы, герой Пирогова прекрасно понимает, где находятся похищенное, но предлагает решить конфликт законным путем при помощи содействия властей. Впрочем, бывалому и проницательному полковнику совершенно ясно, что главный груз в караване - это героин, но узнает об этом только его боевой друг Володя. Неоднозначную ситуацию Лунгин никак не комментирует далее, но очень четко показывает, что одной только силой и законной властью многие проблемы не решить. Нужно договариваться, понимать менталитет местных и уметь находить компромиссы даже в переговорах с моджахедами. Планируется организованный отход и возвращение в Союз, но возникает неожиданная проблема - из "стингера" сбит боевой самолет, катапультировавшийся летчик является сыном боевого генерала Васильева (Виталий Кищенко, "Спасти Ленинград", "Русский Бес"). Он захвачен в плен людьми "инженера" Хошема и за его голову назначен крупный выкуп в несколько миллионов афгани. В руках моджахедов находится контроль над ключевым перевалом Саланг, герой Кищенко в ярости требует проведения войсковой операции по спасению сына из плена, а полковнику КГБ не остается ничего другого, как пытаться налаживать дипломатию с местными и искать возможности бескровного возвращения.
В "Братстве" Лунгин воздерживается от открытых комментариев относительно страны, которая экспортирует свои идеологические убеждения, для него оказывается намного важнее показать еле сдерживаемую, растущую энтропию хаоса, в который начнет погружаться Афганистан после вывода советских войск. Кажется, и среди готовящихся к демобилизации разведчиков нет настоящих идейных героев, но в то же время они не производят и впечатление традиционных "солдат удачи". В одной лавок на рынке они при помощи прапорщика Абдусаламова (Ян Цапник, "Праздник", сериал "Гоголь") совсем непатриотично пытаются торговаться о покупке японского двухкассетника на отжатые караванные деньги. Сам герой Цапника представляется стяжателем немного большего калибра: он якобы готов продать моджахедам автоматический станковый гранатомет и хочет вернуться на родину с последней моделью импортного телевизора. Картину морального разложения дополняет драка между бойцом спецназа и молодым лейтенантом Железниковым (Антон Момот, сериалы "Чужое лицо" и "Троцкий") тут же, после удачной сделки прапорщика и его подопечных. По-человечески этих людей понять можно, они почти два года очень часто рисковали своей жизнью, поэтому осуждать их за такие мелочи немного странно. Тем более, что хитрый прапорщик и ничего не собирался продавать врагам-душманам, за что и поплатился похищением в стиле толстовского "Кавказского пленника". Лунгин разрабатывает тему пленных в этой ленте как одну из ключевых, практически дословно цитируя классику с повторением тех же самых типажей и заклыдывая в этой сюжетной арке одну из главных мин замедленного действия для всей экранной истории. Приехавший в войска романтик-оператор отправляется с разведгруппой на бронетранспортере на выполнение задания, он очень надеется снять свой уникальный военный репортаж, но вместо этого непрерывно выслушивает, как скучно провел время в отпуске один из разведчиков, обмолвившийся, тем не менее, что мирная жизнь напоминает ему уже телевизор без цвета. Через несколько минут группа начнет зачистку кишлака и шансы на выживание окажутся у всех абсолютно одинаковыми. Все ли идет по плану у тех людей, которые сталкиваются со смертью ради чьих-то высоких целей вообще и спасения сбитого летчика в частности? Павел Лунгин предпочитает не говорить о пресловутом посттравматическом синдроме практически всех, кто присутствует в кадре, а наглядно показывает, как это заглушается при помощи водки и душевных разговоров с товарищами по оружию. Но почему тогда проснувшийся среди ночи переводчик Володя начинает кучно расстреливать среди ночи свою же тельняшку, брошенную налетевшим ветром на окно?
Отсутствие глянцевости вообще идет "Братству" на пользу, солдаты в ленте Лунгина начисто лишены иллюзий и прекрасно понимают, что их интернациональный долг является всего лишь красивым пропагандистским клише, приехавший в Афганистан из Лондона "Митрич" вообще проходит сложнейший путь, постоянно решая головоломки в предельно сжатые сроки ради сотен людей и в итоге оказываясь разменянным в более крупной генеральской игре. Как ни странно, но моджахеды воспитываются на забытой уже сейчас "Молодой гвардии" Александра Фадеева, в которой учившийся в Минске на гидролога "инженер" Хашем находит для себя основу для патриотизма. Сюжет ленты развивается параллельно сразу в нескольких направлениях и избавляет ее от формы классической постановки, представляя на протяжении двух часов несколько крупных блочных эпизодов, связанных общими действующими лицами в этой картине. Многочисленные герои "Братства" нехарактерно рефлексируют относительно будущей жизни, как может сейчас показаться наивным мечтают о красивых девчонках, чебуречных и ресторане "Прага", но эта война будет им еще сниться очень долго и не уйдет от них никогда. Очень аккуратно Лунгин оставляет вопрос о победителях и побежденных в афганской войне открытым. Все разведчики, прибывшие в Союз открыто радуются мирной жизни, но понимают, что прибыли уже в совершенно другую страну. Снимая кино о войне режиссер вместе со всей съемочной группой становится на путь пацифизма и показывает, что война отнюдь не самое веселое занятие в жизни, иногда тяжелое, иногда кровавое, но очень часто абсолютно бессмысленное, когда люди воюют в качестве продолжения светлых идей политиков и вождей. Поэтому "Братство" сложно рассматривать в качестве некой "пятой колонны" несущей серьезную угрозу отечественному патриотическому кинематографу, где давно уже эксплуатируются комиксная подача и снимаются проекты прямого действия в духе сверхкассового "Т-34". Идейно эта лента Павла Лунгина выглядит сейчас как приквел к "Брату" Алексея Балабанова. У "Братства" есть свой внутренний стержень, и старающийся поговорить на очень неудобную историческую тему режиссер выглядит возмутителем спокойствия для тех, кто точно знает и у кого есть право на правду.
7
,2
2019, Россия, Военные
112 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В новом проекте "Братство" режиссера и сценариста Павла Лунгина ("Дама пик", "Дирижер") присутствует один важный момент, который делает ее интересной и заставляет задуматься об увиденном. Автор старается представить реальные события, происходившие в Афганистане во время вывода ограниченного контингента советских войск в конце 80-х во время перехода через перевал Саланг, но при этом уходит от концепта героического ура-боевика и концентрируется вокруг отношений людей на войне, не впадая в напускной пафос и показывая абсолютно разные, максимально выпуклые характеры. Выступивший соавтором экранной истории Александр Лунгин ("Черная вода", "Горячие новости") опирался на мемуары "Пламя Баграма" военного переводчика Владимира Колесникова, который был на афганской войне и видел всю ситуацию изнутри. При этом Павлу Лунгину удается в "Братстве" показать многие важные моменты, касающиеся настроений солдат уже шатающейся советской империи, личного героизма и способности брать на себя ответственность и принимать нестандартные решения. Экспорт социализма, которым так любило заниматься советское правительство после Второй мировой войны в разных частях земного шара, в Афганистане столкнулся с огромным количеством препятствий и привел к еще большему усилению гражданской войны. Надпись "СССР - оплот мира" в фильме Лунгина иронично показывается несколько раз. Она украшает большую бетонную стелу, которая находится в самом центре укрепленного военного городка. Вокруг идет война, где нет как такового фронта и нет флангов, а вчерашние друзья и союзники без всяких сожалений могут предать и продать за вполне определенную конечную сумму. Мир шурави из Страны Советов и мир исламистов-моджахедов в "Братстве" показаны как две абсолютно разные цивилизации, одинаково чуждые и непонятные друг для друга, поэтому происходящее на экране на фоне красивейших горных пейзажей и пестрого восточного колорита городов выглядит тревожным, опасным и агрессивным. Отсутствие прямых акцентов, которые выявляют храбрых героев и бравых протагонистов, впрочем, как и открытого контрастирования в противостоянии между армией и боевиками, выводят ленту в рискованную пограничную область, где зритель сам будет давать оценку происходящему. Поэтому "Братство" разворачивается в традициях драматического триллера, если не сказать больше, военного нуара, в котором постепенно начинает проступать отсутствие глобальных целей у находящегося в Афганистане последние дни и месяцы контингента перед возвращением на родину. В экспозиции "Братства" Лунгин очень точно показывает всю неоднозначность происходящего на экране и знакомит с большинством основных действующих лиц, каждый из которых абсолютно не случайно оказался на этой войне. В видавшем виды "уазике", без всякой брони и дополнительной защиты, едут трое вооруженных мужчин в гражданской одежде, без погон и знаков различия, фуражка с кокардой афганской армии на голове четвертого выдает в нем офицера. Приемник на переднем сиденье бодро вещает о том, что Советский Союз выполнил свою миссию в Афганистане. Но война не закончилась. Полковник КГБ (что выясняется ближе к финалу фильма) "Митрич" (Кирилл Пирогов, сериал "МакМафия", "Разбуди меня") и сопровождающий его военный переводчик Володя (Федор Лавров, сериал "Годунов", "Легенда о Коловрате") выдвинулись для урегулирования конфликта между разведчиками из мотострелковой дивизии и афганцами, сопровождающими караван, направляющийся в Пакистан. Караванщики истошно кричат и картинно поднимают руки к небу, обвиняя солдат в краже крупной денежной суммы, герой Пирогова прекрасно понимает, где находятся похищенное, но предлагает решить конфликт законным путем при помощи содействия властей. Впрочем, бывалому и проницательному полковнику совершенно ясно, что главный груз в караване - это героин, но узнает об этом только его боевой друг Володя. Неоднозначную ситуацию Лунгин никак не комментирует далее, но очень четко показывает, что одной только силой и законной властью многие проблемы не решить. Нужно договариваться, понимать менталитет местных и уметь находить компромиссы даже в переговорах с моджахедами. Планируется организованный отход и возвращение в Союз, но возникает неожиданная проблема - из "стингера" сбит боевой самолет, катапультировавшийся летчик является сыном боевого генерала Васильева (Виталий Кищенко, "Спасти Ленинград", "Русский Бес"). Он захвачен в плен людьми "инженера" Хошема и за его голову назначен крупный выкуп в несколько миллионов афгани. В руках моджахедов находится контроль над ключевым перевалом Саланг, герой Кищенко в ярости требует проведения войсковой операции по спасению сына из плена, а полковнику КГБ не остается ничего другого, как пытаться налаживать дипломатию с местными и искать возможности бескровного возвращения. В "Братстве" Лунгин воздерживается от открытых комментариев относительно страны, которая экспортирует свои идеологические убеждения, для него оказывается намного важнее показать еле сдерживаемую, растущую энтропию хаоса, в который начнет погружаться Афганистан после вывода советских войск. Кажется, и среди готовящихся к демобилизации разведчиков нет настоящих идейных героев, но в то же время они не производят и впечатление традиционных "солдат удачи". В одной лавок на рынке они при помощи прапорщика Абдусаламова (Ян Цапник, "Праздник", сериал "Гоголь") совсем непатриотично пытаются торговаться о покупке японского двухкассетника на отжатые караванные деньги. Сам герой Цапника представляется стяжателем немного большего калибра: он якобы готов продать моджахедам автоматический станковый гранатомет и хочет вернуться на родину с последней моделью импортного телевизора. Картину морального разложения дополняет драка между бойцом спецназа и молодым лейтенантом Железниковым (Антон Момот, сериалы "Чужое лицо" и "Троцкий") тут же, после удачной сделки прапорщика и его подопечных. По-человечески этих людей понять можно, они почти два года очень часто рисковали своей жизнью, поэтому осуждать их за такие мелочи немного странно. Тем более, что хитрый прапорщик и ничего не собирался продавать врагам-душманам, за что и поплатился похищением в стиле толстовского "Кавказского пленника". Лунгин разрабатывает тему пленных в этой ленте как одну из ключевых, практически дословно цитируя классику с повторением тех же самых типажей и заклыдывая в этой сюжетной арке одну из главных мин замедленного действия для всей экранной истории. Приехавший в войска романтик-оператор отправляется с разведгруппой на бронетранспортере на выполнение задания, он очень надеется снять свой уникальный военный репортаж, но вместо этого непрерывно выслушивает, как скучно провел время в отпуске один из разведчиков, обмолвившийся, тем не менее, что мирная жизнь напоминает ему уже телевизор без цвета. Через несколько минут группа начнет зачистку кишлака и шансы на выживание окажутся у всех абсолютно одинаковыми. Все ли идет по плану у тех людей, которые сталкиваются со смертью ради чьих-то высоких целей вообще и спасения сбитого летчика в частности? Павел Лунгин предпочитает не говорить о пресловутом посттравматическом синдроме практически всех, кто присутствует в кадре, а наглядно показывает, как это заглушается при помощи водки и душевных разговоров с товарищами по оружию. Но почему тогда проснувшийся среди ночи переводчик Володя начинает кучно расстреливать среди ночи свою же тельняшку, брошенную налетевшим ветром на окно? Отсутствие глянцевости вообще идет "Братству" на пользу, солдаты в ленте Лунгина начисто лишены иллюзий и прекрасно понимают, что их интернациональный долг является всего лишь красивым пропагандистским клише, приехавший в Афганистан из Лондона "Митрич" вообще проходит сложнейший путь, постоянно решая головоломки в предельно сжатые сроки ради сотен людей и в итоге оказываясь разменянным в более крупной генеральской игре. Как ни странно, но моджахеды воспитываются на забытой уже сейчас "Молодой гвардии" Александра Фадеева, в которой учившийся в Минске на гидролога "инженер" Хашем находит для себя основу для патриотизма. Сюжет ленты развивается параллельно сразу в нескольких направлениях и избавляет ее от формы классической постановки, представляя на протяжении двух часов несколько крупных блочных эпизодов, связанных общими действующими лицами в этой картине. Многочисленные герои "Братства" нехарактерно рефлексируют относительно будущей жизни, как может сейчас показаться наивным мечтают о красивых девчонках, чебуречных и ресторане "Прага", но эта война будет им еще сниться очень долго и не уйдет от них никогда. Очень аккуратно Лунгин оставляет вопрос о победителях и побежденных в афганской войне открытым. Все разведчики, прибывшие в Союз открыто радуются мирной жизни, но понимают, что прибыли уже в совершенно другую страну. Снимая кино о войне режиссер вместе со всей съемочной группой становится на путь пацифизма и показывает, что война отнюдь не самое веселое занятие в жизни, иногда тяжелое, иногда кровавое, но очень часто абсолютно бессмысленное, когда люди воюют в качестве продолжения светлых идей политиков и вождей. Поэтому "Братство" сложно рассматривать в качестве некой "пятой колонны" несущей серьезную угрозу отечественному патриотическому кинематографу, где давно уже эксплуатируются комиксная подача и снимаются проекты прямого действия в духе сверхкассового "Т-34". Идейно эта лента Павла Лунгина выглядит сейчас как приквел к "Брату" Алексея Балабанова. У "Братства" есть свой внутренний стержень, и старающийся поговорить на очень неудобную историческую тему режиссер выглядит возмутителем спокойствия для тех, кто точно знает и у кого есть право на правду.