Представленная в прошлом году на "Кинотавре" работа Ксении Зуевой "Близкие" подобна птице с подрезанными крыльями. Эта лента в меру своевременна, в меру умна, располагает хорошим актерским составом, но она не стала тем резонансным явлением подобно "Аритмии" Бориса Хлебникова или "Нелюбви" Андрея Звягинцева. А жаль. Зуева исповедально говорит со зрителем о том, что ее волнует больше всего. Но, даже констатируя очевидное, она попадает фрагментами и эпизодами в каждого из зрителей, потому что истории об отчуждении, об отсутствии контактов, о социальной глухоте и о семейном эгоизме продолжают волновать даже при не очень ровной манере подачи и при проблемном с точки зрения реализации сценарии. То, что "Близкие" поднимают тему семейных отношений в случае, когда люди уже живут друг с другом по инерции, объединенные общими детьми, обязательствами, ипотекой и престарелыми родителями, абсолютно точно должно сработать. Наблюдать за чужим горем куда интереснее, чем пытаться отстирать собственное грязное белье. Как автор фильма Ксения Зуева разрабатывает такой условный портрет современной семьи из серого мегаполиса, семьи, состоящей из никчемных родителей и странных, перезревающих детей, которая обитает в аляповатых безвкусных интерьерах вместе с престарелой бабулей на девятом десятке. Поэтому несмотря на всю кажущуюся драму "Близкие" больше напоминают после просмотра добротный сериальный продукт, который внезапно решили перекроить под фестивальный артхаусный формат, добавив личных впечатлений и так и не убрав характерные для телевидения детали.
Если убрать ключевой для понимания пролог с бабушкой, которая, устав от всего происходящего, отправилась спокойно умирать на дачу, то можно сказать, что в первой половине "Близких" практически ничего не происходит. Зритель видит галерею семейных портретов бесконечно уставших от жизни и друг от друга людей, которые не понимают как им можно понять и полюбить друг друга не за успехи, не за вовремя приготовленный ужин, а просто так, потому что они - семья, они - родители и их дети. Вечная мерзлота, которую может растопить только какой-то катаклизм или врезавшаяся на всей скорости комета. Очевидно, что для Екатерины (Елена Чекмазова) и Ефима (Андрей Стоянов, "Скольжение"), поженившихся по причине незапланированной беременности, эта пара десятков лет стала не просто испытанием, а самым настоящим адом, где супруги не только не притерлись друг к другу, но и максимально удалились. Несчастные родители произвели на свет таких же несчастных детей Аню (до сих пор играющая тинейджеров Надежда Иванова из "Школы") и Андрея (Данил Можаев). Для Ефима его семья состоит из двух ведьм и юродивого, которого воспитывала бабушка (Лариса Морозова). Квартирный вопрос максимально отдалил всех друг от друга. В итоге домохозяйка Екатерина находит отдушину в частных уроках вокала и пытается воскресить эмоции в себе при помощи романсов, Ефим традиционно для такой ситуации находит успокоение в объятиях любовницы, а дети решают свои проблемы при помощи сверстников.
Отбрасывая эмоции в сторону, можно сказать, что Ксения Зуева благодаря "Близким" говорит о том, что и так уже давно известно всем - о крушении патриархальности, когда не могут дружно, в понимании и любви жить три поколения под одной крышей. Как режиссер она время от времени пытается пробить пульс ленты и прервать его отдельными яркими эпизодами. Иногда у нее это получается, как в великолепном эпизоде в школьном медпункте, где снималась Наталья Павленкова в роли медсестры, а иногда - выходит совсем заурядно, если рассматривать систему взаимоотношений Ани и ее сверстников. Эта проблема характерна для дебютантов. Зуева стремится показать отношения ярче, драму острее, а конфликт невыносимее, но в итоге фильм наполняется пафосом из советского учебника по этике и психологии семейной жизни, где все написано правильно, но трудно осуществляется на практике. Есть некий оптимизм в отдельных эпизодах, когда любовь вот-вот накроет вновь Катю и Ефима, а дети получат свое тепло и взаимопонимание, но получается это очень часто искусственно, так же фальшиво звучит эстрадная клюква "Я люблю тебя до слез" и когда-то модные "ТАТУ" с "Простыми движениями" в двух ключевых эпизодах. Все характеры у Зуевой разработаны с большой степенью добротности, они интересны, в отличие от пунктирной разработки во всей истории, где все герои, их взаимоотношения и комплексы находятся на своих правильных и ожидаемых местах и не преподносят сюрпризов.
В итоге "Близкие" могут показаться просчитанно-правильной и пресной постановкой, но на самом деле это не совсем так. Прямолинейность автора характеризует его позицию к снятому и его взгляд. Чтобы снять такое кино в таком нежном возрасте (а Ксении Зуевой нет еще и 30 лет), нужно иметь не обычную смелость, а желание поделиться со зрителем тем, что волнует и что кровоточит практически каждый день. Смерть бабушки и момент единения у одинокой могилы - как перемирие на фронте совместной жизни и как многоточие, а не условие продолжения совместной жизни для сторон, которые решают свои проблемы без внешних вмешательств и психоаналитиков. К сожалению, скомканный и такой считываемый сериальный финал "Близких" удивляет. Для ленты, которая не имела ярко-выраженного центра среди главных героев, находившихся почти все экранное время на своих орбитах бытия, смерть становится сплачивающим фактором. В это трудно поверить, но прозрение героев все-таки наступает и есть надежда на восстановление отношений в их семье. Поэтому первая работа Ксении Зуевой оставляет ощущение цельного и в меру хорошо сконструированного проекта, где она предпочитает оставаться наблюдателем, а не вершителем судеб своих героев, своей странной семьи, все члены которой предпочитают находится подальше друг от друга. Так тоже допустимо, написать портрет на фоне серых пейзажей и лестничных клеток и принести столь необходимую сплачивающую всех жертву в финале.
5
,5
2017, Россия, Драмы
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Представленная в прошлом году на "Кинотавре" работа Ксении Зуевой "Близкие" подобна птице с подрезанными крыльями. Эта лента в меру своевременна, в меру умна, располагает хорошим актерским составом, но она не стала тем резонансным явлением подобно "Аритмии" Бориса Хлебникова или "Нелюбви" Андрея Звягинцева. А жаль. Зуева исповедально говорит со зрителем о том, что ее волнует больше всего. Но, даже констатируя очевидное, она попадает фрагментами и эпизодами в каждого из зрителей, потому что истории об отчуждении, об отсутствии контактов, о социальной глухоте и о семейном эгоизме продолжают волновать даже при не очень ровной манере подачи и при проблемном с точки зрения реализации сценарии. То, что "Близкие" поднимают тему семейных отношений в случае, когда люди уже живут друг с другом по инерции, объединенные общими детьми, обязательствами, ипотекой и престарелыми родителями, абсолютно точно должно сработать. Наблюдать за чужим горем куда интереснее, чем пытаться отстирать собственное грязное белье. Как автор фильма Ксения Зуева разрабатывает такой условный портрет современной семьи из серого мегаполиса, семьи, состоящей из никчемных родителей и странных, перезревающих детей, которая обитает в аляповатых безвкусных интерьерах вместе с престарелой бабулей на девятом десятке. Поэтому несмотря на всю кажущуюся драму "Близкие" больше напоминают после просмотра добротный сериальный продукт, который внезапно решили перекроить под фестивальный артхаусный формат, добавив личных впечатлений и так и не убрав характерные для телевидения детали. Если убрать ключевой для понимания пролог с бабушкой, которая, устав от всего происходящего, отправилась спокойно умирать на дачу, то можно сказать, что в первой половине "Близких" практически ничего не происходит. Зритель видит галерею семейных портретов бесконечно уставших от жизни и друг от друга людей, которые не понимают как им можно понять и полюбить друг друга не за успехи, не за вовремя приготовленный ужин, а просто так, потому что они - семья, они - родители и их дети. Вечная мерзлота, которую может растопить только какой-то катаклизм или врезавшаяся на всей скорости комета. Очевидно, что для Екатерины (Елена Чекмазова) и Ефима (Андрей Стоянов, "Скольжение"), поженившихся по причине незапланированной беременности, эта пара десятков лет стала не просто испытанием, а самым настоящим адом, где супруги не только не притерлись друг к другу, но и максимально удалились. Несчастные родители произвели на свет таких же несчастных детей Аню (до сих пор играющая тинейджеров Надежда Иванова из "Школы") и Андрея (Данил Можаев). Для Ефима его семья состоит из двух ведьм и юродивого, которого воспитывала бабушка (Лариса Морозова). Квартирный вопрос максимально отдалил всех друг от друга. В итоге домохозяйка Екатерина находит отдушину в частных уроках вокала и пытается воскресить эмоции в себе при помощи романсов, Ефим традиционно для такой ситуации находит успокоение в объятиях любовницы, а дети решают свои проблемы при помощи сверстников. Отбрасывая эмоции в сторону, можно сказать, что Ксения Зуева благодаря "Близким" говорит о том, что и так уже давно известно всем - о крушении патриархальности, когда не могут дружно, в понимании и любви жить три поколения под одной крышей. Как режиссер она время от времени пытается пробить пульс ленты и прервать его отдельными яркими эпизодами. Иногда у нее это получается, как в великолепном эпизоде в школьном медпункте, где снималась Наталья Павленкова в роли медсестры, а иногда - выходит совсем заурядно, если рассматривать систему взаимоотношений Ани и ее сверстников. Эта проблема характерна для дебютантов. Зуева стремится показать отношения ярче, драму острее, а конфликт невыносимее, но в итоге фильм наполняется пафосом из советского учебника по этике и психологии семейной жизни, где все написано правильно, но трудно осуществляется на практике. Есть некий оптимизм в отдельных эпизодах, когда любовь вот-вот накроет вновь Катю и Ефима, а дети получат свое тепло и взаимопонимание, но получается это очень часто искусственно, так же фальшиво звучит эстрадная клюква "Я люблю тебя до слез" и когда-то модные "ТАТУ" с "Простыми движениями" в двух ключевых эпизодах. Все характеры у Зуевой разработаны с большой степенью добротности, они интересны, в отличие от пунктирной разработки во всей истории, где все герои, их взаимоотношения и комплексы находятся на своих правильных и ожидаемых местах и не преподносят сюрпризов. В итоге "Близкие" могут показаться просчитанно-правильной и пресной постановкой, но на самом деле это не совсем так. Прямолинейность автора характеризует его позицию к снятому и его взгляд. Чтобы снять такое кино в таком нежном возрасте (а Ксении Зуевой нет еще и 30 лет), нужно иметь не обычную смелость, а желание поделиться со зрителем тем, что волнует и что кровоточит практически каждый день. Смерть бабушки и момент единения у одинокой могилы - как перемирие на фронте совместной жизни и как многоточие, а не условие продолжения совместной жизни для сторон, которые решают свои проблемы без внешних вмешательств и психоаналитиков. К сожалению, скомканный и такой считываемый сериальный финал "Близких" удивляет. Для ленты, которая не имела ярко-выраженного центра среди главных героев, находившихся почти все экранное время на своих орбитах бытия, смерть становится сплачивающим фактором. В это трудно поверить, но прозрение героев все-таки наступает и есть надежда на восстановление отношений в их семье. Поэтому первая работа Ксении Зуевой оставляет ощущение цельного и в меру хорошо сконструированного проекта, где она предпочитает оставаться наблюдателем, а не вершителем судеб своих героев, своей странной семьи, все члены которой предпочитают находится подальше друг от друга. Так тоже допустимо, написать портрет на фоне серых пейзажей и лестничных клеток и принести столь необходимую сплачивающую всех жертву в финале.