В январе прошлого года проект "Точка невозврата" режиссера Брэда Андерсона ("Машинист", "Тревожный вызов") стал одним из открытий фестиваля независимого кино "Сандэнс". Занятый в последние несколько лет в многочисленных телепроектах Андерсон сделал ставку на отличный сценарий маститого автора историй Тони Гилроя ("Изгой-один: Звёздные войны. Истории", сага о Джейсоне Борне) и не прогадал ни на секунду экранного времени. В самой работе чувствовался изначальный риск, потому что готовый сценарий "Бейрута" (так в оригинале называется "Точка невозврата") Гилрой сочинил еще четверть века назад в 1992 году. Однако в то время было сложно снимать кино на кричащую тогда во весь голос актуальную ближневосточную тематику. Тем более, что лента Андерсона в определенной степени рассказывает о событиях, которые потрясли профессиональных американских разведчиков из ЦРУ в конце марта 1984 года. Именно в это время был похищен и взят в заложники в Западном Бейруте глава шпионской резидентуры Уильям Бакли, работавший официально политическим офицером при американском посольстве. Бакли, который провел в плену полтора года, был подвергнут жесточайшим пыткам, а позднее убит, но он мог быть спасен. Поскольку в руках этого человека были все нити шпионской сети, то он, безусловно, интересовал своими связями террористов, которые могли выжать из него информацию о представителях разведки США во всем мире. Такая захватывающая история, по мнению Гилроя, требовала небольшой художественной шлифовки и уже сразу просилась на большой экран, но потребовалось время и успех в 2012 году "Операции "Арго" Бена Аффлека, чтобы вернуть на прежнее место жанр политического триллера, основанного на реальных событиях из новейшей мировой истории. Поэтому "Точка невозврата" волнует не только интригой максимально уплотненных событий, которые заставляют полностью фокусироваться на том, что представили Андерсон и Гилрой, но и еще рассматривать все происходящее через призму драмы одного человека, потерявшего в одночасье своих близких, друзей и наивную веру в собственную дипломатическую неуязвимость прекрасного переговорщика.
Когда в прологе "Точки невозврата" уверенный в себе дипломат Мэйсон Скайлз (потрясающий Джон Хэмм, "Ничего хорошего в отеле "Эль рояль", "Ты водишь!") болтает без умолку на приеме в американском посольстве в Бейруте в 1972 году, то он всем своим видом и каждой фразой самонадеянно показывает, что очень хорошо понимает все тонкости политики этого сложного региона, который уже несколько лет находится в сложном внутриполитическом противостоянии. У Скайлза прекрасная жена Надя, которая понимает все нюансы и политики, и местной жизни, и воспитанный ливанский сирота Карим, которого бездетная супружеская чета планирует усыновить, и который для нее уже является полноправным членом семьи, и то общее состояние личного успеха, когда хочется закрыть глаза на многие кричащие факты, когда кажется, что жизнь уже удалась. Однако все развивается более чем молниеносно, когда Мэйсон узнает от своего лучшего друга Кэла Райли (Марк Пеллегрино, сериал "Возвращенные", "Новая попытка Кейт МакКолл"), держащего руку на пульсе агентурных связей ЦРУ, что у Карима есть старший брат-террорист Абу Раджал (Ишамэ Оурага), палестинец, ставший известным благодаря резне устроенной на недавней олимпиаде в Мюнхене и другим нападениям. Мэйсон пытается поговорить с Каримом до того, как его заберут представители израильской разведки "Моссад", однако начинают звучать выстрелы, которые означают только одно: Абу Раджал пришел забрать младшего брата у его американских воспитателей прежде, чем это сделают израильтяне. Во время возникшей перестрелки погибает Надя, и внутренне опустошенный Мэйсон покидает Бейрут вместе с телом жены, как ему кажется навсегда. Спустя десять лет перед зрителями появляется уже совсем другой Скайлз, который больше напоминает тень от своего успешного и честолюбивого прошлого, он сильно прикладывается к бутылке, много курит и работает в микроскопической фирме, состоящей из двух человек, занимающейся разрешением трудовых споров по всей Америке. Однако прошлое крепко держит его и без алкоголя. В одном из баров Бостона неизвестный делает ему предложение, от которого Мэйсон Скайлз не может отказаться. Он получает как опытный специалист-переговорщик предложение прочитать лекцию в Бейруте, несколько тысяч долларов в конверте наличными и билет бизнес-класса на самолет. По прибытии Мэйсон не узнает тот город, который когда-то очень любил и который лежит в руинах после нескольких лет гражданской войны. Но самая важная новость, ожидающая Мэйсона - это похищение Кэла, его бывшего лучшего друга, которого он не видел десять лет.
Создавая "Точку невозврата" на основе реальных событий, связанных с международной политикой, Брэду Андерсону и Тони Гилрою как авторам фильма удалось практически невозможное. Они создали напряженность, создали интриги в той географической точке, где все это существует десятилетиями, однако вместо пропаганды торжества американской политической идеи авторы ленты сделали настолько аполитичной, насколько это было возможно. "Точка невозврата" оказалась больше историей о людях и их судьбах, которые вынуждены наблюдать за всем со стороны, они занимаются продвижением интересов Америки и своих собственных, но стараются максимально дистанцироваться от происходящего, получая максимальные дивиденды от ситуации, где нормой считается двуличие во имя собственных интересов. Тони Гилрой в очередной раз проявил себя как мастер цинично-остроумных диалогов, в коротких паузах между которыми постоянно идет диалог при помощи уже свинцовых слов и уничтожающих взрывов. В всей этой ситуации герой Джон Хэмма идеален для проекта, который далек от глянцевости "бондианы, он своей судьбой и своей жизнью показывает, что важно сохранить хотя бы часть себя в атмосфере постоянного насилия, угроз и ежедневной непредсказуемости, от которой обычный человек давно должен был сойти с ума. Его Мэйсон старается быть спокойным и ироничным там, где другой давно бы уже сорвался и начал расстреливать всех без разбора, его драматическая невозмутимость, когда он переступает порог собственного разрушенного дома в Бейруте потрясает, этот человек пытается быть твердым, когда вокруг все рушится. Хэмм прекрасно передает основную идею, заложенную, очевидно, в "Точку невозврата" Тони Гилроем еще на стадии создания экранной истории, он старается представить образ настоящего и совестливого человека, вынужденного скрываться под слоем различных масок и личин, потому что все его окружение ведет себя точно так же. Это обеспечивает принцип выживания, но порождает кризис тотального недоверия и нечувствительности к обману, как таковому.
Интересно, что "Точка невозврата" оказывается именно тем фильмом, где очень хорошо дозирована жанровая рецептура, и проект Андерсона и Гилроя не превращается в политическую трибуну, где обман и ложь, правящие по определению в дипломатии и большой политике задают основной тон картины. Тем не менее, очень четко показано критическое отношение к международной политике, продвигаемой США, когда погрязшая в интригах и шпионаже сверхдержава пытается манипулировать и держать под кажущимся контролем большинство "горячих точек" на планете. Вводя в экранную историю такого персонажа, как Сэнди Краудер (идеальная для лент такого жанра Розамунд Пайк, "Частная война", "Операция "Шаровая молния"), Тони Гилрой не может отказать себе в удовльствии продемонстрировать трансформацию атташе по культуре в американском посольстве, "юбки" и "няньки" для усиленно прикидывающегося непутевым и запойным героя Хэмма, в настоящую союзницу главного героя, способную просчитывать большинство деятелей резидентуры и принимать честные решения в интересах страны, которую она представляет. Героиня Пайк по-женски гармонично сочетает в себе два противоречия: с одной стороны, ей движут тяга к авантюрам и привыкание к ежедневным порциям адреналина, с другой - она без зашкаливающих эмоций прагматично защищает приоритеты своего шпионского ведомства, а заодно и свои карьерные интересы. И если Мэйсон Скайлз в исполнении Хэмма просто парень средних лет, с надломломленной судьбой, который обладает всем набором экранных качеств алкоголика и "сбитого летчика", остающегося при этом порядочным человеком, то героиня Пайк, постоянно находящаяся за спиной Скайлза получилась намного интереснее, она точно знает, какой результат должен быть у этой операции по спасению, принимает интуитивно верные решения и становится гарантом стабильности для Мэйсона в океане безбрежного обмана. А это очень непросто, даже сыграть честного человека, находящегося в алчных лжецов, раздираемых собственными амбициями. Поэтому "Точка невозврата" становится фильмом с потрясающими, выпуклыми характерами, при всей очевидности сюжета и его направленности на традиционную (и далекую) от реальной жизни оптимистичную развязку эта лента является образцом отлично оформленного независимого кино, где общая человеческая катастрофа становится намного важнее продуманной политической игры.
6
,8
2018, США, Боевики
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В январе прошлого года проект "Точка невозврата" режиссера Брэда Андерсона ("Машинист", "Тревожный вызов") стал одним из открытий фестиваля независимого кино "Сандэнс". Занятый в последние несколько лет в многочисленных телепроектах Андерсон сделал ставку на отличный сценарий маститого автора историй Тони Гилроя ("Изгой-один: Звёздные войны. Истории", сага о Джейсоне Борне) и не прогадал ни на секунду экранного времени. В самой работе чувствовался изначальный риск, потому что готовый сценарий "Бейрута" (так в оригинале называется "Точка невозврата") Гилрой сочинил еще четверть века назад в 1992 году. Однако в то время было сложно снимать кино на кричащую тогда во весь голос актуальную ближневосточную тематику. Тем более, что лента Андерсона в определенной степени рассказывает о событиях, которые потрясли профессиональных американских разведчиков из ЦРУ в конце марта 1984 года. Именно в это время был похищен и взят в заложники в Западном Бейруте глава шпионской резидентуры Уильям Бакли, работавший официально политическим офицером при американском посольстве. Бакли, который провел в плену полтора года, был подвергнут жесточайшим пыткам, а позднее убит, но он мог быть спасен. Поскольку в руках этого человека были все нити шпионской сети, то он, безусловно, интересовал своими связями террористов, которые могли выжать из него информацию о представителях разведки США во всем мире. Такая захватывающая история, по мнению Гилроя, требовала небольшой художественной шлифовки и уже сразу просилась на большой экран, но потребовалось время и успех в 2012 году "Операции "Арго" Бена Аффлека, чтобы вернуть на прежнее место жанр политического триллера, основанного на реальных событиях из новейшей мировой истории. Поэтому "Точка невозврата" волнует не только интригой максимально уплотненных событий, которые заставляют полностью фокусироваться на том, что представили Андерсон и Гилрой, но и еще рассматривать все происходящее через призму драмы одного человека, потерявшего в одночасье своих близких, друзей и наивную веру в собственную дипломатическую неуязвимость прекрасного переговорщика. Когда в прологе "Точки невозврата" уверенный в себе дипломат Мэйсон Скайлз (потрясающий Джон Хэмм, "Ничего хорошего в отеле "Эль рояль", "Ты водишь!") болтает без умолку на приеме в американском посольстве в Бейруте в 1972 году, то он всем своим видом и каждой фразой самонадеянно показывает, что очень хорошо понимает все тонкости политики этого сложного региона, который уже несколько лет находится в сложном внутриполитическом противостоянии. У Скайлза прекрасная жена Надя, которая понимает все нюансы и политики, и местной жизни, и воспитанный ливанский сирота Карим, которого бездетная супружеская чета планирует усыновить, и который для нее уже является полноправным членом семьи, и то общее состояние личного успеха, когда хочется закрыть глаза на многие кричащие факты, когда кажется, что жизнь уже удалась. Однако все развивается более чем молниеносно, когда Мэйсон узнает от своего лучшего друга Кэла Райли (Марк Пеллегрино, сериал "Возвращенные", "Новая попытка Кейт МакКолл"), держащего руку на пульсе агентурных связей ЦРУ, что у Карима есть старший брат-террорист Абу Раджал (Ишамэ Оурага), палестинец, ставший известным благодаря резне устроенной на недавней олимпиаде в Мюнхене и другим нападениям. Мэйсон пытается поговорить с Каримом до того, как его заберут представители израильской разведки "Моссад", однако начинают звучать выстрелы, которые означают только одно: Абу Раджал пришел забрать младшего брата у его американских воспитателей прежде, чем это сделают израильтяне. Во время возникшей перестрелки погибает Надя, и внутренне опустошенный Мэйсон покидает Бейрут вместе с телом жены, как ему кажется навсегда. Спустя десять лет перед зрителями появляется уже совсем другой Скайлз, который больше напоминает тень от своего успешного и честолюбивого прошлого, он сильно прикладывается к бутылке, много курит и работает в микроскопической фирме, состоящей из двух человек, занимающейся разрешением трудовых споров по всей Америке. Однако прошлое крепко держит его и без алкоголя. В одном из баров Бостона неизвестный делает ему предложение, от которого Мэйсон Скайлз не может отказаться. Он получает как опытный специалист-переговорщик предложение прочитать лекцию в Бейруте, несколько тысяч долларов в конверте наличными и билет бизнес-класса на самолет. По прибытии Мэйсон не узнает тот город, который когда-то очень любил и который лежит в руинах после нескольких лет гражданской войны. Но самая важная новость, ожидающая Мэйсона - это похищение Кэла, его бывшего лучшего друга, которого он не видел десять лет. Создавая "Точку невозврата" на основе реальных событий, связанных с международной политикой, Брэду Андерсону и Тони Гилрою как авторам фильма удалось практически невозможное. Они создали напряженность, создали интриги в той географической точке, где все это существует десятилетиями, однако вместо пропаганды торжества американской политической идеи авторы ленты сделали настолько аполитичной, насколько это было возможно. "Точка невозврата" оказалась больше историей о людях и их судьбах, которые вынуждены наблюдать за всем со стороны, они занимаются продвижением интересов Америки и своих собственных, но стараются максимально дистанцироваться от происходящего, получая максимальные дивиденды от ситуации, где нормой считается двуличие во имя собственных интересов. Тони Гилрой в очередной раз проявил себя как мастер цинично-остроумных диалогов, в коротких паузах между которыми постоянно идет диалог при помощи уже свинцовых слов и уничтожающих взрывов. В всей этой ситуации герой Джон Хэмма идеален для проекта, который далек от глянцевости "бондианы, он своей судьбой и своей жизнью показывает, что важно сохранить хотя бы часть себя в атмосфере постоянного насилия, угроз и ежедневной непредсказуемости, от которой обычный человек давно должен был сойти с ума. Его Мэйсон старается быть спокойным и ироничным там, где другой давно бы уже сорвался и начал расстреливать всех без разбора, его драматическая невозмутимость, когда он переступает порог собственного разрушенного дома в Бейруте потрясает, этот человек пытается быть твердым, когда вокруг все рушится. Хэмм прекрасно передает основную идею, заложенную, очевидно, в "Точку невозврата" Тони Гилроем еще на стадии создания экранной истории, он старается представить образ настоящего и совестливого человека, вынужденного скрываться под слоем различных масок и личин, потому что все его окружение ведет себя точно так же. Это обеспечивает принцип выживания, но порождает кризис тотального недоверия и нечувствительности к обману, как таковому. Интересно, что "Точка невозврата" оказывается именно тем фильмом, где очень хорошо дозирована жанровая рецептура, и проект Андерсона и Гилроя не превращается в политическую трибуну, где обман и ложь, правящие по определению в дипломатии и большой политике задают основной тон картины. Тем не менее, очень четко показано критическое отношение к международной политике, продвигаемой США, когда погрязшая в интригах и шпионаже сверхдержава пытается манипулировать и держать под кажущимся контролем большинство "горячих точек" на планете. Вводя в экранную историю такого персонажа, как Сэнди Краудер (идеальная для лент такого жанра Розамунд Пайк, "Частная война", "Операция "Шаровая молния"), Тони Гилрой не может отказать себе в удовльствии продемонстрировать трансформацию атташе по культуре в американском посольстве, "юбки" и "няньки" для усиленно прикидывающегося непутевым и запойным героя Хэмма, в настоящую союзницу главного героя, способную просчитывать большинство деятелей резидентуры и принимать честные решения в интересах страны, которую она представляет. Героиня Пайк по-женски гармонично сочетает в себе два противоречия: с одной стороны, ей движут тяга к авантюрам и привыкание к ежедневным порциям адреналина, с другой - она без зашкаливающих эмоций прагматично защищает приоритеты своего шпионского ведомства, а заодно и свои карьерные интересы. И если Мэйсон Скайлз в исполнении Хэмма просто парень средних лет, с надломломленной судьбой, который обладает всем набором экранных качеств алкоголика и "сбитого летчика", остающегося при этом порядочным человеком, то героиня Пайк, постоянно находящаяся за спиной Скайлза получилась намного интереснее, она точно знает, какой результат должен быть у этой операции по спасению, принимает интуитивно верные решения и становится гарантом стабильности для Мэйсона в океане безбрежного обмана. А это очень непросто, даже сыграть честного человека, находящегося в алчных лжецов, раздираемых собственными амбициями. Поэтому "Точка невозврата" становится фильмом с потрясающими, выпуклыми характерами, при всей очевидности сюжета и его направленности на традиционную (и далекую) от реальной жизни оптимистичную развязку эта лента является образцом отлично оформленного независимого кино, где общая человеческая катастрофа становится намного важнее продуманной политической игры.