Хороших (даже не вечных, а просто хороших) сюжетов не так уж много, особенно если речь идёт о крайне специфических жанрах. Уильям Уэллман и команда кинодраматургов ещё в «золотой век» «фабрики грёз» поведали замечательную историю, рассказав о появлении на свет необычайно талантливой молодой «звезды» на фоне заката на небосклоне славы другой. Драматизм ситуации дополнительно усиливало то обстоятельство, что заявить о себе и по-настоящему расцвести неведомому дарованию помог именно тот, бывалый кумир, чувствующий, что осталось в запасе не так много времени… Редко случается, что римейки оправдывают себя, но в повторной постановке, осуществлённой в 1954-м году Джорджем Кьюкором, советский киновед Ромил Соболев справедливо усмотрел «попытку создания нового мюзикла». Мало того, приверженцы феномена, окрещённого «New Hollywood», успели модернизировать фабулу – и авторы очередной версии в значительной степени ориентировались именно на ленту Фрэнка Пирсона. Честно говоря, можно было обойтись без столь явной, прямо-таки навязчивой отсылки к личности Барбры Стрейзанд, не раз с иронией обыгрывавшей свою, скажем так, нестандартную – не соответствующую навязанным модой эталонам красоты – внешность, акцентируя внимание в том числе на большом, выразительном носе. Впрочем, и Леди Гаге приходилось выслушивать нелицеприятные комментарии по поводу собственной наружности, однако тем её сходство со знаменитой предшественницей не исчерпывается.
Среди намёков, разбросанных на протяжении повествования, запоминается факт участия Элли в Saturday Night Live – телешоу, смешащем и развлекающем американцев на протяжении свыше сорока лет. Было бы, вне всякого сомнения, символично, если бы обязанности режиссёра взял на себя Клинт Иствуд, как это предполагась изначально, когда проект запустили в разработку (ещё в 2011-м). Его в какой-то мере постарался заменить Сэм Эллиотт, хотя сценаристам и пришлось напрячь фантазию, чтобы объяснение разницы в возрасте между Джеком и Бобби, единокровными братьями, прозвучало правдоподобно. Но главным является, конечно, то, что Брэдли Купер (1), дебютировавший в непривычном для себя качестве, постарался высветить в знакомых коллизиях нюансы, созвучные текущему моменту. Причём он и сам весьма убедителен на экране, словно не один год выступал на многотысячных концертах, а не просто брал уроки вокала (исполнение песен живьём, не под фонограмму, было обязательным условием ведущих актёра и актрисы).
Понятие «осовременивание» не следует понимать буквально. Речь, грубо говоря, не о том, что Элли считает крупной удачей выступать в третьеразрядном баре, вместе с размалёванными трансвеститами. Тому, что Мэйн заглядывает в злачное питейное заведение, объяснение следует искать не в толерантности взглядов кумира, а в куда более прозаичной причине – в непреодолимой тяге к выпивке. Джексон уже не представляет существования без спиртных напитков, словно не в состоянии пребывать в тошнотворном мире чистым и трезвым. Всё сводится к банальной (как вскоре выяснится, обусловленной дурной наследственностью) предрасположенности к алкоголизму? Или где-то там, под оболочкой видавшего виды, слегка циничного (правда, не обозлившегося на людей – вполне дружелюбно относящегося к поклонникам, включая неделикатных) кумира скрывается мятущаяся натура? Натура поэта-лирика, не решающегося показать сочинённый текст песни о любви?.. Один из по-настоящему пронзительных эпизодов – ссора с братом (и по совместительству менеджером), продавшим ферму покойного родителя. Пожалуй, не будет преувеличением признать, что Купер является не менее яркой личностью, чем Крис Кристофферсон, составивший органичный тандем с Барброй.
И всё-таки душа фильма Брэдли – Леди Гага. Свежеиспечённой, пусть и имевшей кое-какой профильный опыт, артистке, запомнившейся по видеоклипам и выступлениям на эстраде в вопиюще экстравагантных обличиях, удалось предстать как бы самой собой – во всех смыслах без грима (после того, как гость, заглянув в гримёрку, пригласил девушку на стаканчик). И у неё это получилось естественнее и колоритнее, чем, скажем, у Бритни Спирс и Кристины Агилеры (соответственно в «Перекрёстках» /2002/ и «Бурлеске» /2010/). Имеются в виду даже не мощный голос и не манера держаться на сцене, в центре внимания ликующей толпы и под объективами камер (телевизионных и встроенных в мобильные телефоны). Веришь, что женщина покорила сердце мужчины, добившегося всего и всё равно не обретшего в жизни счастья, – что выступила музой в том, старомодном (непреходящем) значении слова. Поделиться обожанием почитателей – меньшее, что мог сделать теряющий слух рок-идол, благо что дарование Элли никто и не собирается ставить под сомнение. Словом, название получает ещё и метафорический смысл: зажглась звезда для разуверившегося мужчины.
Конечно, по мере развития фабульных перипетий набирает силу мотив коварства шоу-бизнеса, поскольку ушлый представитель студии звукозаписи, прежде не выказывавшей заинтересованности, не заставляет себя ждать. Не то чтобы он плетёт интриги – но законы, по каким обязана развиваться успешная карьера, неумолимы. В какой-то момент Джексон превращается в обузу, рискуя навредить избраннице, не говоря уже о том, что позорит и себя лично. Даже если не знать, что авторы, работая над замыслом, черпали вдохновение в обстоятельствах трагической судьбы Курта Кобейна, пронзительная развязка растрогает и самого апатичного зрителя (не говоря уже о зрительницах!). Потрясающие вокальные данные Леди Гаги – не единственное, что заставляет неотрывно слушать шлягер, исполняемый под занавес в память о незаурядном человеке. Как тут не вспомнить трогательные рассуждения Владимира Маяковского об «этих плевочках», называемых «жемчужинами»? Вот уж воистину: ведь, если звёзды зажигают – значит это кому-нибудь нужно! Напоследок не могу не выразить надежду на то, что в лице Купера мы получим столь же самобытного актёра-режиссёра, как Иствуд.
________
1 – Сотрудничество со стариной Клинтом на съёмках военной драмы «Снайпер» /2014/ (на самом деле – «Американский снайпер») оказалось удачным вдвойне.
8
,6
2018, США, Музыкальные
130 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Хороших (даже не вечных, а просто хороших) сюжетов не так уж много, особенно если речь идёт о крайне специфических жанрах. Уильям Уэллман и команда кинодраматургов ещё в «золотой век» «фабрики грёз» поведали замечательную историю, рассказав о появлении на свет необычайно талантливой молодой «звезды» на фоне заката на небосклоне славы другой. Драматизм ситуации дополнительно усиливало то обстоятельство, что заявить о себе и по-настоящему расцвести неведомому дарованию помог именно тот, бывалый кумир, чувствующий, что осталось в запасе не так много времени… Редко случается, что римейки оправдывают себя, но в повторной постановке, осуществлённой в 1954-м году Джорджем Кьюкором, советский киновед Ромил Соболев справедливо усмотрел «попытку создания нового мюзикла». Мало того, приверженцы феномена, окрещённого «New Hollywood», успели модернизировать фабулу – и авторы очередной версии в значительной степени ориентировались именно на ленту Фрэнка Пирсона. Честно говоря, можно было обойтись без столь явной, прямо-таки навязчивой отсылки к личности Барбры Стрейзанд, не раз с иронией обыгрывавшей свою, скажем так, нестандартную – не соответствующую навязанным модой эталонам красоты – внешность, акцентируя внимание в том числе на большом, выразительном носе. Впрочем, и Леди Гаге приходилось выслушивать нелицеприятные комментарии по поводу собственной наружности, однако тем её сходство со знаменитой предшественницей не исчерпывается. Среди намёков, разбросанных на протяжении повествования, запоминается факт участия Элли в Saturday Night Live – телешоу, смешащем и развлекающем американцев на протяжении свыше сорока лет. Было бы, вне всякого сомнения, символично, если бы обязанности режиссёра взял на себя Клинт Иствуд, как это предполагась изначально, когда проект запустили в разработку (ещё в 2011-м). Его в какой-то мере постарался заменить Сэм Эллиотт, хотя сценаристам и пришлось напрячь фантазию, чтобы объяснение разницы в возрасте между Джеком и Бобби, единокровными братьями, прозвучало правдоподобно. Но главным является, конечно, то, что Брэдли Купер (1), дебютировавший в непривычном для себя качестве, постарался высветить в знакомых коллизиях нюансы, созвучные текущему моменту. Причём он и сам весьма убедителен на экране, словно не один год выступал на многотысячных концертах, а не просто брал уроки вокала (исполнение песен живьём, не под фонограмму, было обязательным условием ведущих актёра и актрисы). Понятие «осовременивание» не следует понимать буквально. Речь, грубо говоря, не о том, что Элли считает крупной удачей выступать в третьеразрядном баре, вместе с размалёванными трансвеститами. Тому, что Мэйн заглядывает в злачное питейное заведение, объяснение следует искать не в толерантности взглядов кумира, а в куда более прозаичной причине – в непреодолимой тяге к выпивке. Джексон уже не представляет существования без спиртных напитков, словно не в состоянии пребывать в тошнотворном мире чистым и трезвым. Всё сводится к банальной (как вскоре выяснится, обусловленной дурной наследственностью) предрасположенности к алкоголизму? Или где-то там, под оболочкой видавшего виды, слегка циничного (правда, не обозлившегося на людей – вполне дружелюбно относящегося к поклонникам, включая неделикатных) кумира скрывается мятущаяся натура? Натура поэта-лирика, не решающегося показать сочинённый текст песни о любви?.. Один из по-настоящему пронзительных эпизодов – ссора с братом (и по совместительству менеджером), продавшим ферму покойного родителя. Пожалуй, не будет преувеличением признать, что Купер является не менее яркой личностью, чем Крис Кристофферсон, составивший органичный тандем с Барброй. И всё-таки душа фильма Брэдли – Леди Гага. Свежеиспечённой, пусть и имевшей кое-какой профильный опыт, артистке, запомнившейся по видеоклипам и выступлениям на эстраде в вопиюще экстравагантных обличиях, удалось предстать как бы самой собой – во всех смыслах без грима (после того, как гость, заглянув в гримёрку, пригласил девушку на стаканчик). И у неё это получилось естественнее и колоритнее, чем, скажем, у Бритни Спирс и Кристины Агилеры (соответственно в «Перекрёстках» /2002/ и «Бурлеске» /2010/). Имеются в виду даже не мощный голос и не манера держаться на сцене, в центре внимания ликующей толпы и под объективами камер (телевизионных и встроенных в мобильные телефоны). Веришь, что женщина покорила сердце мужчины, добившегося всего и всё равно не обретшего в жизни счастья, – что выступила музой в том, старомодном (непреходящем) значении слова. Поделиться обожанием почитателей – меньшее, что мог сделать теряющий слух рок-идол, благо что дарование Элли никто и не собирается ставить под сомнение. Словом, название получает ещё и метафорический смысл: зажглась звезда для разуверившегося мужчины. Конечно, по мере развития фабульных перипетий набирает силу мотив коварства шоу-бизнеса, поскольку ушлый представитель студии звукозаписи, прежде не выказывавшей заинтересованности, не заставляет себя ждать. Не то чтобы он плетёт интриги – но законы, по каким обязана развиваться успешная карьера, неумолимы. В какой-то момент Джексон превращается в обузу, рискуя навредить избраннице, не говоря уже о том, что позорит и себя лично. Даже если не знать, что авторы, работая над замыслом, черпали вдохновение в обстоятельствах трагической судьбы Курта Кобейна, пронзительная развязка растрогает и самого апатичного зрителя (не говоря уже о зрительницах!). Потрясающие вокальные данные Леди Гаги – не единственное, что заставляет неотрывно слушать шлягер, исполняемый под занавес в память о незаурядном человеке. Как тут не вспомнить трогательные рассуждения Владимира Маяковского об «этих плевочках», называемых «жемчужинами»? Вот уж воистину: ведь, если звёзды зажигают – значит это кому-нибудь нужно! Напоследок не могу не выразить надежду на то, что в лице Купера мы получим столь же самобытного актёра-режиссёра, как Иствуд. ________ 1 – Сотрудничество со стариной Клинтом на съёмках военной драмы «Снайпер» /2014/ (на самом деле – «Американский снайпер») оказалось удачным вдвойне.