Судьба незаурядного и далекого от традиционных клише фильма "Снег" итальянского режиссера и сценариста Стефано Инчерти ("Горбачев", "Жители Везувия") оказалась достаточно сложной. Проект оказался проигнорированным крупными фестивалями в Венеции и в Риме, однако в прокате Италии стартовал спустя год после окончания продакшна неожиданно хорошо и привлек внимание зрительской аудитории. В ленте Инчерти есть неожиданная немногословность и отлично продуманная интрига, характерные в большей степени для триллеров скандинавского кино. "Снег", снятый не в самой густонаселенной итальянской гористой области Абруцци, находящейся недалеко от Рима, оказывается картиной в высшей степени атмосферной и настроенческой. Для режиссера и его соавтора экранной истории Патрика Фогли важно показать отношения, которые развиваются в дороге между двумя кажущимися случайными попутчиками, мужчиной и женщиной, итальянцем средних лет Донато (прекрасно воплотивший роль Роберто Де Франческо, "Лоро", "Последние вещи") и яркой и взрывной Норой (Эстер Элиша, "Светлое будущее", "Питца и финики"), которые движутся через непогоду в поисках смутной цели. Третьим, метафорическим, персонажем этой картины становится снег, закрывающий большее время и большую часть пейзажей, он практически постоянно присутствует в кадре и создает ту самую атмосферность, которая может быть сразу же записана в актив для этой работы Инчерти. Два главных характера буквально продираются сквозь эту пелену, кажется, что время течет слишком медленно, а все эти случайные отели и кафе на автомобильных заправках становятся соглядатаями происходящего и пристально ждут, когда же появятся хотя бы малейшие детали о такой тщательно скрываемой Донато тайне. Камеры Дарьи Д’Антонио (сериал "Чудо: Слезы Мадонны", "Всё ради девушки") и Паскуале Мари ("Идеальный город", "Горбачев") постоянно работают с очевидными изобразительными контрастами, то показывая клаустрофобно тесные гостиничные номера и буквально запихивая героев в пространство не самого большого автомобиля Донато, то открывая огромные заполненные горным воздухом пространства, на которых персонажи вопреки ожиданиям чувствуют себя не очень уютно. Снег, безмолвие и холод усиливают саспенс и то, что герои Роберто Де Франческо и Эстер Элиши путешествуют еще и не по самым чудесным местам, посещая кладбища и психиатрическую клинику в своих поисках, где усиливается ощущение смерти и безысходности. Поэтому "Снег" оказывается еще одним движением в сторону современного и очень тонко поставленного малобюджетного нуара, где скрываются бескровный триллер, скупая драма и совсем невеселое роуд-муви о смерти, физической и моральной, которая готова поразить персонажей и заставляет их выдерживать всю эту тяжесть.
Кажущийся одиноким и заметно нервничающий Донато в прологе фильма Стефано Инчерти едет в одному ему известном направлении под непрекращающимся снегопадом. Герой Роберто Де Франческо что-то ищет, он сверяется с картой, читает записи в блокноте и явно не знаком с этой местностью. На одном из дорожных поворотов он становится свидетелем сцены, когда из огромного внедорожника выталкивают молодую девушку, одетую явно не по погоде. У Норы истерика, и, кажется, она не знает, что делать дальше. Из жалости Донато подбирает девушку и готов подвезти ее до ближайшей деревни. После того, как они расстаются, и главная героиня остается автобус на остановке под непрекращающимся снегопадом, мужчина в течение нескольких минут возвращается за ней, но не из жалости, очевидно, что он нуждается больше в этой попутчице, чем она в нем, и Нора нужна ему для того, чтобы справиться с огромным внутренним волнением. После того, как героиня Эстер Элиши обнаруживает во время одной из остановок в машине пистолет, ее волнение начинает расти, ей кажется, что Донато - тот человек, который совершил преступление и бежит от полиции, либо тот, кто задумал нечто ужасное, и она ему нужна в качестве сообщницы. Инчерти очень хорошо показывает ту внутренню дрожь, которая пронизывает его героев, создавая объемные паузы и показывая абсолютно разных людей, с трудом пытающихся найти общие темы для разговоров и постоянно раздражающих друг друга. Нора постоянно получает сообщения с угрозами от мужчины, который жестоко с ней обошелся до этого, в определенный момент она сообщает Донато, что о нем и его направлении движения все уже давно известно. Герой Де Франческо, работающий санитаром в тюремной больнице и недавно потерявший жену от неизлечимого заболевания, начинает по непогоде запутывать следы и пытается спрятаться от невидимых преследователей, которые прекрасно осведомлены о его персональной тайне и цели поездки. Нора в общем представлении оказывается не такой уж и несчастной, она продает порции кокаина, так похожего на снег, и заодно с местной мафией, которая жаждет узнать, где спрятан денежный клад в двести тысяч евро. Деньги эти были похищены в результате дерзкого ограбления в этой местности много лет назад, и вся эта масса наличных уже давно перешла в разряд легенд, в которые мало кто может поверить. Потато, не производящий впечатление алчного гангстера и мафиози, очень нуждается в этих деньгах, они ему нужны для лечения дочери, унаследовавшей болезнь матери, в какой-то момент он вынужден открыться Норе об истинной цели своей поездки.
Как постановщик Стефано Инчерти постоянно находится в поиске равновесия для своих героев, он сталкивает не только двух людей с разным цветом кожи, но и еще с разными системами ценностей и взглядами на мир. Однако именно благодаря такому подходу "Снег" получает внутреннюю устойчивость и единство, демонстрируя более сложный и цельный мужской характер, который разрывается от боли и отчаяния. В тоже время героиня Эстер Элиши также показана не лишенной противоречий, за ее кажущейся хрупкостью срывается огромная хитрость, она вынуждена постоянно лавировать, она привыкла к этому штормовому существованию и с трудом представляет себе, что жизнь может быть совсем другой, полной любви и доверия. Неопределенность и неуверенность становятся главными интонациями для экранной пары главных персонажей, в кратких сценах Инчерти старается показать намеками зарождающиеся между Норой и Донато отношения, больше напоминающие близость противоположностей, чем отношения между мужчиной и женщиной. Они - партнеры, подельники, движимые своими целями, которые отличаются диаметрально, но, тем не менее, они должны быть вместе буквально до последнего момента и блестящего открытого финала этой картины. При этом режиссерское видение главного героя оказывается достаточно традиционным, это "маленький человек", решивший пойти на преступление и изменить собственную судьбу благодаря одному мощному и быстрому удару. Однако герой Роберто Де Франческо оказывается по-настоящему человечным и эмоциональным персонажем в лучших моментах этого фильма, ему можно поверить, он очень дорожит отпущенным ему при помощи обмана шансом и очень боится его потерять. В Донато нет такой корысти, как у Норы, все, что ему нужно - это здоровье его дочери, последнего близкого человека, который остался у него на этом свете. Впрочем, даже эта скупая сентиментальность не уводит ленту Инчерти далеко от триллера, тайны, тайное вскрытие захоронений под заметающим все следы снегом и прояснение в прямом и переносном смысле погоды в финале. Особенности монтажа, выполненного братом режиссера Дарио Инсерти, показывают переосмысленный опыт братьев Дарденнов и делают ленту в хорошем смысле гипереалистичной по манере подачи, существенно усиливая впечатления от просмотра.
В общем итоге "Снег" Стефано Инчерти оказывается проектом, где два главных персонажа оказываются в переломной точке, они испытывают огромные трудности. Донато и Нора вряд ли могли бы когда-либо встретиться в реальной жизни за пределами этого горного путешествия, они слишком разные для этого, но, тем не менее, их сердца заморожены и они также холодны, как и проносящиеся за окнами автомобиля панорамы. Для Инчерти, называющего в качестве одного из источников своего вдохновения финского режиссера Аки Каурисмяки и использующего в своей ленте скандинавские модели, не хватает иронии этого известного автора, но в любом случае эксперимент оказался впечатляющим. Далеко не всякая история может позволить себе назвать имя главного героя только в середине повествования и по-настоящему хранить многие неожиданные тайны. Характерное для Инчерти в этом проекте дистанцирование от реальности и сведение фильма к хорошо и точно просчитанной схеме показывает некое абстрактное, но относительно хорошо известную для большинства итальянцев локацию. Если подходить глубинно, к поиску корней для этой работы, то они могут залегать куда глубже, чем это можно представить, потому что режиссер использует также характерный элемент традиции вестернов и приключенческих фильмов, где антагонисты стремятся вернуть себе награбленное, однако ими также движет необходимость и жажда жизни, а не стремление к роскоши. Поэтому "Снег" и его тематика уверенно проецируются на сегодняшнюю жизнь большинства людей, за их речами иногда можно слышать, что деньги отнюдь не являются самым важным элементом жизни. Они в какой-то мере лгут самим себе, потому что в современном обществе деньги обозначают возможности, но, как ни банально, они портят людей, а их отсутствие - портит еще больше.
7
,3
2014, Мелодрамы
91 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Судьба незаурядного и далекого от традиционных клише фильма "Снег" итальянского режиссера и сценариста Стефано Инчерти ("Горбачев", "Жители Везувия") оказалась достаточно сложной. Проект оказался проигнорированным крупными фестивалями в Венеции и в Риме, однако в прокате Италии стартовал спустя год после окончания продакшна неожиданно хорошо и привлек внимание зрительской аудитории. В ленте Инчерти есть неожиданная немногословность и отлично продуманная интрига, характерные в большей степени для триллеров скандинавского кино. "Снег", снятый не в самой густонаселенной итальянской гористой области Абруцци, находящейся недалеко от Рима, оказывается картиной в высшей степени атмосферной и настроенческой. Для режиссера и его соавтора экранной истории Патрика Фогли важно показать отношения, которые развиваются в дороге между двумя кажущимися случайными попутчиками, мужчиной и женщиной, итальянцем средних лет Донато (прекрасно воплотивший роль Роберто Де Франческо, "Лоро", "Последние вещи") и яркой и взрывной Норой (Эстер Элиша, "Светлое будущее", "Питца и финики"), которые движутся через непогоду в поисках смутной цели. Третьим, метафорическим, персонажем этой картины становится снег, закрывающий большее время и большую часть пейзажей, он практически постоянно присутствует в кадре и создает ту самую атмосферность, которая может быть сразу же записана в актив для этой работы Инчерти. Два главных характера буквально продираются сквозь эту пелену, кажется, что время течет слишком медленно, а все эти случайные отели и кафе на автомобильных заправках становятся соглядатаями происходящего и пристально ждут, когда же появятся хотя бы малейшие детали о такой тщательно скрываемой Донато тайне. Камеры Дарьи Д’Антонио (сериал "Чудо: Слезы Мадонны", "Всё ради девушки") и Паскуале Мари ("Идеальный город", "Горбачев") постоянно работают с очевидными изобразительными контрастами, то показывая клаустрофобно тесные гостиничные номера и буквально запихивая героев в пространство не самого большого автомобиля Донато, то открывая огромные заполненные горным воздухом пространства, на которых персонажи вопреки ожиданиям чувствуют себя не очень уютно. Снег, безмолвие и холод усиливают саспенс и то, что герои Роберто Де Франческо и Эстер Элиши путешествуют еще и не по самым чудесным местам, посещая кладбища и психиатрическую клинику в своих поисках, где усиливается ощущение смерти и безысходности. Поэтому "Снег" оказывается еще одним движением в сторону современного и очень тонко поставленного малобюджетного нуара, где скрываются бескровный триллер, скупая драма и совсем невеселое роуд-муви о смерти, физической и моральной, которая готова поразить персонажей и заставляет их выдерживать всю эту тяжесть. Кажущийся одиноким и заметно нервничающий Донато в прологе фильма Стефано Инчерти едет в одному ему известном направлении под непрекращающимся снегопадом. Герой Роберто Де Франческо что-то ищет, он сверяется с картой, читает записи в блокноте и явно не знаком с этой местностью. На одном из дорожных поворотов он становится свидетелем сцены, когда из огромного внедорожника выталкивают молодую девушку, одетую явно не по погоде. У Норы истерика, и, кажется, она не знает, что делать дальше. Из жалости Донато подбирает девушку и готов подвезти ее до ближайшей деревни. После того, как они расстаются, и главная героиня остается автобус на остановке под непрекращающимся снегопадом, мужчина в течение нескольких минут возвращается за ней, но не из жалости, очевидно, что он нуждается больше в этой попутчице, чем она в нем, и Нора нужна ему для того, чтобы справиться с огромным внутренним волнением. После того, как героиня Эстер Элиши обнаруживает во время одной из остановок в машине пистолет, ее волнение начинает расти, ей кажется, что Донато - тот человек, который совершил преступление и бежит от полиции, либо тот, кто задумал нечто ужасное, и она ему нужна в качестве сообщницы. Инчерти очень хорошо показывает ту внутренню дрожь, которая пронизывает его героев, создавая объемные паузы и показывая абсолютно разных людей, с трудом пытающихся найти общие темы для разговоров и постоянно раздражающих друг друга. Нора постоянно получает сообщения с угрозами от мужчины, который жестоко с ней обошелся до этого, в определенный момент она сообщает Донато, что о нем и его направлении движения все уже давно известно. Герой Де Франческо, работающий санитаром в тюремной больнице и недавно потерявший жену от неизлечимого заболевания, начинает по непогоде запутывать следы и пытается спрятаться от невидимых преследователей, которые прекрасно осведомлены о его персональной тайне и цели поездки. Нора в общем представлении оказывается не такой уж и несчастной, она продает порции кокаина, так похожего на снег, и заодно с местной мафией, которая жаждет узнать, где спрятан денежный клад в двести тысяч евро. Деньги эти были похищены в результате дерзкого ограбления в этой местности много лет назад, и вся эта масса наличных уже давно перешла в разряд легенд, в которые мало кто может поверить. Потато, не производящий впечатление алчного гангстера и мафиози, очень нуждается в этих деньгах, они ему нужны для лечения дочери, унаследовавшей болезнь матери, в какой-то момент он вынужден открыться Норе об истинной цели своей поездки. Как постановщик Стефано Инчерти постоянно находится в поиске равновесия для своих героев, он сталкивает не только двух людей с разным цветом кожи, но и еще с разными системами ценностей и взглядами на мир. Однако именно благодаря такому подходу "Снег" получает внутреннюю устойчивость и единство, демонстрируя более сложный и цельный мужской характер, который разрывается от боли и отчаяния. В тоже время героиня Эстер Элиши также показана не лишенной противоречий, за ее кажущейся хрупкостью срывается огромная хитрость, она вынуждена постоянно лавировать, она привыкла к этому штормовому существованию и с трудом представляет себе, что жизнь может быть совсем другой, полной любви и доверия. Неопределенность и неуверенность становятся главными интонациями для экранной пары главных персонажей, в кратких сценах Инчерти старается показать намеками зарождающиеся между Норой и Донато отношения, больше напоминающие близость противоположностей, чем отношения между мужчиной и женщиной. Они - партнеры, подельники, движимые своими целями, которые отличаются диаметрально, но, тем не менее, они должны быть вместе буквально до последнего момента и блестящего открытого финала этой картины. При этом режиссерское видение главного героя оказывается достаточно традиционным, это "маленький человек", решивший пойти на преступление и изменить собственную судьбу благодаря одному мощному и быстрому удару. Однако герой Роберто Де Франческо оказывается по-настоящему человечным и эмоциональным персонажем в лучших моментах этого фильма, ему можно поверить, он очень дорожит отпущенным ему при помощи обмана шансом и очень боится его потерять. В Донато нет такой корысти, как у Норы, все, что ему нужно - это здоровье его дочери, последнего близкого человека, который остался у него на этом свете. Впрочем, даже эта скупая сентиментальность не уводит ленту Инчерти далеко от триллера, тайны, тайное вскрытие захоронений под заметающим все следы снегом и прояснение в прямом и переносном смысле погоды в финале. Особенности монтажа, выполненного братом режиссера Дарио Инсерти, показывают переосмысленный опыт братьев Дарденнов и делают ленту в хорошем смысле гипереалистичной по манере подачи, существенно усиливая впечатления от просмотра. В общем итоге "Снег" Стефано Инчерти оказывается проектом, где два главных персонажа оказываются в переломной точке, они испытывают огромные трудности. Донато и Нора вряд ли могли бы когда-либо встретиться в реальной жизни за пределами этого горного путешествия, они слишком разные для этого, но, тем не менее, их сердца заморожены и они также холодны, как и проносящиеся за окнами автомобиля панорамы. Для Инчерти, называющего в качестве одного из источников своего вдохновения финского режиссера Аки Каурисмяки и использующего в своей ленте скандинавские модели, не хватает иронии этого известного автора, но в любом случае эксперимент оказался впечатляющим. Далеко не всякая история может позволить себе назвать имя главного героя только в середине повествования и по-настоящему хранить многие неожиданные тайны. Характерное для Инчерти в этом проекте дистанцирование от реальности и сведение фильма к хорошо и точно просчитанной схеме показывает некое абстрактное, но относительно хорошо известную для большинства итальянцев локацию. Если подходить глубинно, к поиску корней для этой работы, то они могут залегать куда глубже, чем это можно представить, потому что режиссер использует также характерный элемент традиции вестернов и приключенческих фильмов, где антагонисты стремятся вернуть себе награбленное, однако ими также движет необходимость и жажда жизни, а не стремление к роскоши. Поэтому "Снег" и его тематика уверенно проецируются на сегодняшнюю жизнь большинства людей, за их речами иногда можно слышать, что деньги отнюдь не являются самым важным элементом жизни. Они в какой-то мере лгут самим себе, потому что в современном обществе деньги обозначают возможности, но, как ни банально, они портят людей, а их отсутствие - портит еще больше.