Специально старался не интересоваться тем, как идёт реализация проекта, занявшая, по уверению Джаника Файзиева, с гордостью представившего своё детище на премьере (на одной из первых масштабных премьер в России после частичного снятия карантинных ограничений), долгих шесть лет: не хотелось портить впечатления на сеансе. Только в какой-то новостной программе увидел мельком результат деятельности декораторов снимающегося фильма – и облик Москвы 2070-го года, пришедшей в запустение, обветшавшей, погружённой в нищету, навеял подозрения, что готовится мрачная антиутопия. Это интриговало, поскольку из рекламных материалов следовало, что публику ждёт, напротив, красочное, увлекательное зрелище, если и не предназначенное исключительно для детей с подростками, то во всяком случае – ориентированное на семейный просмотр (1). Необычное сочетание двух, казалось бы, противоположных концепций – первое, чем поразил «Вратарь Галактики». Джахонгир, окончательно сформировавшийся как художник в «перестройку», помнил не только про зарубежные жанровые опыты (вроде трилогии – на тот момент – «Безумный Макс» /1979-85/), ставшие доступными благодаря видео. Тогда же получила распространение нездоровая мода среди отечественных кинематографистов, доведших до предела (точнее, до абсурда) мотивы таких выдающихся произведений, как «Сталкер» /1979/ Андрея Тарковского и «Кин-дза-дза!» /1986/ Георгия Данелия. В свете приближавшегося развала Советского Союза Александру Рогожкину, Константину Лопушанскому и прочим творцам будущее – особенно будущее России – рисовалось до неприличия ржавым, ветхим, безнадёжным…
Отголоски обозначенной тенденции видны невооружённым глазом. Произошёл катаклизм: разрушилась Луна, что привело к смещению полюсов на нашей планете. В результате природа радикально изменилась – и Златоглавая покрылась растениями тропического или субтропического пояса (а, скажем, Соединённые Штаты испытали на себе прелесть сибирских морозов). Но проблема не только в этом. Возник острый дефицит энергии (подача электричества населению ограничена часом в сутки), продовольствия, питьевой воды, а тем временем жители всех стран поголовно одержимы спортивной игрой, в которой соперниками команды землян выступают представители далёких цивилизаций. Не могу не отдать должного художнику-постановщику Александру Попову, художникам по костюмам Татьяне Княжевой и Сергею Шичкину, специалистам по визуальным эффектам, которым удалось создать весьма и весьма впечатляющий (достойный сравнения с продукцией «фабрики грёз», где точно не обошлись бы производственным бюджетом порядка $22 млн.!) облик грядущего. Причём, в отличие от упомянутых выше коллег, у Файзиева не чувствуется желания насаждать пессимистичные (по сути, пораженческие) настроения – грубо говоря, внушать мысль об отсутствии у страны да и у всего человечества радужных перспектив. Картину определённо не причислишь к антиутопиям, и даже проскальзывающие сатирические нотки не мешают восприятию ленты в духе фэнтези (ну, или в качестве образчика распространённого ныне кинематографа про подвиги супергероев).
Таким образом, вторая из обозначенных в начале рецензии тенденций одержала верх. Собственно, повествование начинается с того, что мудрый учёный Бело рассказывает, как людей постигло несчастье. Черно, одержимый деструктивными замыслами, удерживается в недрах планеты – и его, не оставляющего попытки выбраться на волю и жестоко отомстить, пока удаётся нейтрализовать. Главным героем становится парень по имени Антон, недовольный сложившимся положением вещей (в первую очередь расстроенный тем, что тяжелобольной маме хронически не хватает лекарств), у которого при необычных обстоятельствах обнаруживается уникальный дар – способность телепортироваться. Это – тоже традиция жанра. Помнится, подросток Алекс Роган однажды узнавал, что навыки побед на аркадном автомате в видеоигре сделали его «последним звёздным бойцом» – основным претендентом на звание пилота космического истребителя в войне с Ксуром и армадой империи Ко-Дан. Двенадцатилетний Дэвид, обнаружив потерпевший аварию НЛО, совершал головокружительный «полёт навигатора». И так далее. Мало того, в данном случае практически неизбежны сомнения и колебания, поскольку присущий молодости максимализм заставляет болезненно реагировать на несправедливость – например, на наличие бюрократических преград (в виде закона, запрещающего передачу технологий от более развитых цивилизаций менее развитым). Естественно, недоразумение приводит к нежелательным последствиям…
То, что фильм драматургически выдержан в рамках западных (прежде всего – голливудских) канонов, не вызывает удивления: продюсеры явно рассчитывают в том числе на зарубежный прокат. Тому же призваны содействовать и введение в команду землян фигуры темнокожего игрока, и «злободневные» шуточки про соперниц – амазонок исполинских пропорций. В данном обстоятельстве нет ничего плохого – при условии, что у создателей получается эмоционально тронуть зрителей и удержать интерес. Это удаётся. Неплохо продумана и юмористическая линия – жаль только, что шутки в исполнении Михаила Ефремова, изображающего бывалого служаку московской полиции, преследующего Антона за проникновение в аптеку, звучат, увы, двусмысленно в свете громкого судебного процесса, как раз идущего над популярным лицедеем. В принципе, с пониманием относишься и к «охранительному» пафосу (к слову, преимущественно присущему и американскому суперзрелищному кинематографу), наличие которого, что ни говори, необходимо для поддержки подобных, дорогостоящих проектов со стороны государственных структур. На поверку выясняется, что молодой человек пал жертвой коварной манипуляции – и что придуманное Бело развлечение исполняло важнейшую функцию, а разрушение ненавистного стадионного комплекса грозит освобождением Черно со всеми вытекающими последствиями…
Впрочем, Джаник Файзиев неоднократно доказывал своими работами, что не берётся за темы, которые неинтересны ему самому – и в которые не верит. Интрига как таковая, зиждущаяся на противостоянии сил света и тьмы, пусть и облечённом в яркую форму «галактического футбола» (одноимённый французский анимационный телесериал, выходивший с 2006-го по 2011-й годы, кто-то вспомнит не без основания), достаточно сложна, чтобы на сеансе не заскучали те, кто равнодушен к детскому кинематографу и жаждет более умных произведений. Хватает и занимательных сюжетных поворотов. В дополнение же режиссёр словно подбрасывает нам, зрителям, советы о том, как вести себя достойно – во всяком случае чтобы избежать наступления «тёмного будущего». Максиму «жизнь – это борьба», несколько раз повторяемую на протяжении повествования и реализуемую в том числе на фабульном уровне, можно было бы предпослать картине эпиграфом. Дело не в наличии у индивида природного таланта как таковом, а в готовности в определённый – ключевой – момент презреть опасность и внести посильную лепту в противостояние злу. «Вратарь Галактики», несмотря на известную легкомысленность (и ещё раз отметим напоследок превосходное изобразительное решение), воспринимается личным посланием режиссёра. Является, если угодно, своего рода мечтой о том, что когда-нибудь сторонники Бело одолеют Черно с приспешниками.
_______
1 – К слову, режиссёр во вступительном слове догадку подтвердил, поведав, как сильно помогли соображения юной дочери.
7
,4
2020, Россия, Фантастика
118 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Специально старался не интересоваться тем, как идёт реализация проекта, занявшая, по уверению Джаника Файзиева, с гордостью представившего своё детище на премьере (на одной из первых масштабных премьер в России после частичного снятия карантинных ограничений), долгих шесть лет: не хотелось портить впечатления на сеансе. Только в какой-то новостной программе увидел мельком результат деятельности декораторов снимающегося фильма – и облик Москвы 2070-го года, пришедшей в запустение, обветшавшей, погружённой в нищету, навеял подозрения, что готовится мрачная антиутопия. Это интриговало, поскольку из рекламных материалов следовало, что публику ждёт, напротив, красочное, увлекательное зрелище, если и не предназначенное исключительно для детей с подростками, то во всяком случае – ориентированное на семейный просмотр (1). Необычное сочетание двух, казалось бы, противоположных концепций – первое, чем поразил «Вратарь Галактики». Джахонгир, окончательно сформировавшийся как художник в «перестройку», помнил не только про зарубежные жанровые опыты (вроде трилогии – на тот момент – «Безумный Макс» /1979-85/), ставшие доступными благодаря видео. Тогда же получила распространение нездоровая мода среди отечественных кинематографистов, доведших до предела (точнее, до абсурда) мотивы таких выдающихся произведений, как «Сталкер» /1979/ Андрея Тарковского и «Кин-дза-дза!» /1986/ Георгия Данелия. В свете приближавшегося развала Советского Союза Александру Рогожкину, Константину Лопушанскому и прочим творцам будущее – особенно будущее России – рисовалось до неприличия ржавым, ветхим, безнадёжным… Отголоски обозначенной тенденции видны невооружённым глазом. Произошёл катаклизм: разрушилась Луна, что привело к смещению полюсов на нашей планете. В результате природа радикально изменилась – и Златоглавая покрылась растениями тропического или субтропического пояса (а, скажем, Соединённые Штаты испытали на себе прелесть сибирских морозов). Но проблема не только в этом. Возник острый дефицит энергии (подача электричества населению ограничена часом в сутки), продовольствия, питьевой воды, а тем временем жители всех стран поголовно одержимы спортивной игрой, в которой соперниками команды землян выступают представители далёких цивилизаций. Не могу не отдать должного художнику-постановщику Александру Попову, художникам по костюмам Татьяне Княжевой и Сергею Шичкину, специалистам по визуальным эффектам, которым удалось создать весьма и весьма впечатляющий (достойный сравнения с продукцией «фабрики грёз», где точно не обошлись бы производственным бюджетом порядка $22 млн.!) облик грядущего. Причём, в отличие от упомянутых выше коллег, у Файзиева не чувствуется желания насаждать пессимистичные (по сути, пораженческие) настроения – грубо говоря, внушать мысль об отсутствии у страны да и у всего человечества радужных перспектив. Картину определённо не причислишь к антиутопиям, и даже проскальзывающие сатирические нотки не мешают восприятию ленты в духе фэнтези (ну, или в качестве образчика распространённого ныне кинематографа про подвиги супергероев). Таким образом, вторая из обозначенных в начале рецензии тенденций одержала верх. Собственно, повествование начинается с того, что мудрый учёный Бело рассказывает, как людей постигло несчастье. Черно, одержимый деструктивными замыслами, удерживается в недрах планеты – и его, не оставляющего попытки выбраться на волю и жестоко отомстить, пока удаётся нейтрализовать. Главным героем становится парень по имени Антон, недовольный сложившимся положением вещей (в первую очередь расстроенный тем, что тяжелобольной маме хронически не хватает лекарств), у которого при необычных обстоятельствах обнаруживается уникальный дар – способность телепортироваться. Это – тоже традиция жанра. Помнится, подросток Алекс Роган однажды узнавал, что навыки побед на аркадном автомате в видеоигре сделали его «последним звёздным бойцом» – основным претендентом на звание пилота космического истребителя в войне с Ксуром и армадой империи Ко-Дан. Двенадцатилетний Дэвид, обнаружив потерпевший аварию НЛО, совершал головокружительный «полёт навигатора». И так далее. Мало того, в данном случае практически неизбежны сомнения и колебания, поскольку присущий молодости максимализм заставляет болезненно реагировать на несправедливость – например, на наличие бюрократических преград (в виде закона, запрещающего передачу технологий от более развитых цивилизаций менее развитым). Естественно, недоразумение приводит к нежелательным последствиям… То, что фильм драматургически выдержан в рамках западных (прежде всего – голливудских) канонов, не вызывает удивления: продюсеры явно рассчитывают в том числе на зарубежный прокат. Тому же призваны содействовать и введение в команду землян фигуры темнокожего игрока, и «злободневные» шуточки про соперниц – амазонок исполинских пропорций. В данном обстоятельстве нет ничего плохого – при условии, что у создателей получается эмоционально тронуть зрителей и удержать интерес. Это удаётся. Неплохо продумана и юмористическая линия – жаль только, что шутки в исполнении Михаила Ефремова, изображающего бывалого служаку московской полиции, преследующего Антона за проникновение в аптеку, звучат, увы, двусмысленно в свете громкого судебного процесса, как раз идущего над популярным лицедеем. В принципе, с пониманием относишься и к «охранительному» пафосу (к слову, преимущественно присущему и американскому суперзрелищному кинематографу), наличие которого, что ни говори, необходимо для поддержки подобных, дорогостоящих проектов со стороны государственных структур. На поверку выясняется, что молодой человек пал жертвой коварной манипуляции – и что придуманное Бело развлечение исполняло важнейшую функцию, а разрушение ненавистного стадионного комплекса грозит освобождением Черно со всеми вытекающими последствиями… Впрочем, Джаник Файзиев неоднократно доказывал своими работами, что не берётся за темы, которые неинтересны ему самому – и в которые не верит. Интрига как таковая, зиждущаяся на противостоянии сил света и тьмы, пусть и облечённом в яркую форму «галактического футбола» (одноимённый французский анимационный телесериал, выходивший с 2006-го по 2011-й годы, кто-то вспомнит не без основания), достаточно сложна, чтобы на сеансе не заскучали те, кто равнодушен к детскому кинематографу и жаждет более умных произведений. Хватает и занимательных сюжетных поворотов. В дополнение же режиссёр словно подбрасывает нам, зрителям, советы о том, как вести себя достойно – во всяком случае чтобы избежать наступления «тёмного будущего». Максиму «жизнь – это борьба», несколько раз повторяемую на протяжении повествования и реализуемую в том числе на фабульном уровне, можно было бы предпослать картине эпиграфом. Дело не в наличии у индивида природного таланта как таковом, а в готовности в определённый – ключевой – момент презреть опасность и внести посильную лепту в противостояние злу. «Вратарь Галактики», несмотря на известную легкомысленность (и ещё раз отметим напоследок превосходное изобразительное решение), воспринимается личным посланием режиссёра. Является, если угодно, своего рода мечтой о том, что когда-нибудь сторонники Бело одолеют Черно с приспешниками. _______ 1 – К слову, режиссёр во вступительном слове догадку подтвердил, поведав, как сильно помогли соображения юной дочери.