Новая работа "Заклятье. Наши дни" французского режиссера Ксавье Жанса выходит спустя 10 лет после появления его "Границы", когда о режиссере заговорили как о ярком представителе "новой волны французского ужаса". Акции Жанса после "Хитмэна" и "Разделителя" стабильно двигались вниз и картина, основанная на "реальных событиях" из Википедии, давала режиссеру относительный карт-бланш на уверенное возвращение в жанр. Сценарий для этой ленты написали Чад и Кэри Хэйес, которые работали над успешной франшизой "Заклятие", чем не преминули воспользоваться локализаторы, которые предложили свое название вместо оригинального "Распятие" ("The Crucifixion"). Нестандартна для хоррора идея столкнуть в фильме атеизм главной героини, которая незадолго до экранных событий потеряла до этого мать из-за онкологического заболевания, со служителями церкви в далекой Румынии и привести ее в итоге к личному катарсису. Поэтому "Заклятье. Наши дни" уходит в сложные жанровые стыки детектива и хоррора, щедро приправленные мелодраматическими элементами, и в итоге зритель получает некую вещь в себе на экране, когда осмысление личной утраты тесно переплетается с горем героев журналистского расследования.
Первичная основа "Заклятье. Наши дни" вполне ясна и очевидна: несколько румынских священнослужителей в 2004 году оказываются за решеткой после проведения очередного обряда экзорцизма над монахиней Аделиной Маринеску (Оливия Нита, сериал "Харли и братья Дэвидсон"). Напросившаяся на журналистское расследование в погоне за сенсацией, Николь Роулинз (Софи Куксон, "Kingsman", сериал "Цыганка") сталкивается с очевидной дилеммой: был ли проигран бой священниками дьявольской сущности или же умершая была просто психически ненормальной. Интересно, но по ходу фильма сценаристы делают акцент на том, что на родине графа Дракулы полным-полно тех, кто попадает в черные сети, и хороших, идейно подкованных бесогонов на всех явно не хватает. Оставим за скобками безудержную фантазию братьев Хэйес, которые предписывают румынским жителям не только набожность и веру в силу слова Божьего, но и отголоски язычества, когда всей округой они участвуют в ряженых обрядах, напоминающих Хэллоуин, и ищут стригоя на кладбище. Такая странная нестабильность на одной из южных окраин Европы дает повод для заигрываний с мистикой, идущей под руку с христианством, когда даже стены монастырей, пейзажи с причудливыми поворотами дорог, кладбища и небольшой городок, где время практически остановилось еще столетие назад, становятся немыми героями ленты Жанса.
Благодаря съемкам Даниэля Араньо ("Три метра над уровнем неба", "Классный мюзикл") "Заклятье. Наши дни" приобретает великолепную атмосферность и становится находкой именно для визуалов. Ценность ленты не в паузах и неожиданных стуках и прочих исправно работающих элементах жанра, саспенс достигается именно через безупречную, филигранную съемку, когда Араньо делает отличную работу и создает напряжение для зрителя практически вручную. То он пускает по венам героини странную черную жидкость, которая расползается по ним как средневековая чума, то показывает немого блаженного мальчика-цыгана на монастырских стенах, принимающего позы последних часов Иисуса, то подбадривает нервы роем пчел на причинном месте у одержимой Аделины. Даже бег Николь темной ночью по полю с засохшей кукурузой навевает целую кучу аллюзий при просмотре, большое мастерство операторской работы здесь выше всяких похвал, когда даже в клишированной схеме создается хичкоковское напряжение через сухие ровные ряды посадок, простирающиеся до бесконечного горизонта. Араньо способен создать нарастающее напряжение чередованием больших крупных планов и церковных подземелий, когда для зрителя, концентрирующегося на просмотре, диалоги персонажей становятся иллюстрацией к прекрасному фону, а не наоборот.
Сложности "Заклятья. Наши дни" существуют и они не очень утешительны именно для большей части актерского каста, который играет драму в декорациях, а не живет в них, создавая для зрителя не добротный качающий страх, а практически мягкий триллер. Визуальная свежесть Софи Куксон граничит с ее же наигранностью, к сожалению, эта актриса еще не доросла по уровню исполнительского мастерства до больших ролей, ее теологические диалоги с отцом Антоном (Корнелиу Улич, "Опасная иллюзия") по-репортерски поверхностны и малокомпетентны. Сама проработка тем, движущих фильмом, полностью лежит на совести сценаристов, да - секс перед браком делает женщину уязвимой и она становится пешкой на шахматной доске дьявола, да - экзорцизм сродни лечению для материально нищих румын, да - атеисты слабы, наивны и обречены на схватку с рогатым. Эти прописные истины только благодаря таланту Жанса как режиссера перестают быть ходячими пугалами для зрителя и обретают на экране подлинную кровь и подлинную плоть, только благодаря заключительному третьему акту лента выкарабкивается из своего неспешного и уютного ритма с мухами в бокале вина и ностальгическими флэшбэками. Перегруженное стереотипами "Заклятье. Наши дни", тем не менее, способно свидетельствовать о поисках внутри узкого и тесного поджанра об изгоняющих дьявола, эстетика в нем объединяется с визуальностью, не проливая рек крови и практически не подбрасывая никого к потолку. Ксавье Жанс показал себя крепким ремесленником-режиссером, который взял и продемонстрировал уровень мастерства, когда из банального сценария на экране появляется вполне захватывающая история с хронометражом в лучших традициях хорроров.
6
,6
2016, Триллеры
85 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новая работа "Заклятье. Наши дни" французского режиссера Ксавье Жанса выходит спустя 10 лет после появления его "Границы", когда о режиссере заговорили как о ярком представителе "новой волны французского ужаса". Акции Жанса после "Хитмэна" и "Разделителя" стабильно двигались вниз и картина, основанная на "реальных событиях" из Википедии, давала режиссеру относительный карт-бланш на уверенное возвращение в жанр. Сценарий для этой ленты написали Чад и Кэри Хэйес, которые работали над успешной франшизой "Заклятие", чем не преминули воспользоваться локализаторы, которые предложили свое название вместо оригинального "Распятие" ("The Crucifixion"). Нестандартна для хоррора идея столкнуть в фильме атеизм главной героини, которая незадолго до экранных событий потеряла до этого мать из-за онкологического заболевания, со служителями церкви в далекой Румынии и привести ее в итоге к личному катарсису. Поэтому "Заклятье. Наши дни" уходит в сложные жанровые стыки детектива и хоррора, щедро приправленные мелодраматическими элементами, и в итоге зритель получает некую вещь в себе на экране, когда осмысление личной утраты тесно переплетается с горем героев журналистского расследования. Первичная основа "Заклятье. Наши дни" вполне ясна и очевидна: несколько румынских священнослужителей в 2004 году оказываются за решеткой после проведения очередного обряда экзорцизма над монахиней Аделиной Маринеску (Оливия Нита, сериал "Харли и братья Дэвидсон"). Напросившаяся на журналистское расследование в погоне за сенсацией, Николь Роулинз (Софи Куксон, "Kingsman", сериал "Цыганка") сталкивается с очевидной дилеммой: был ли проигран бой священниками дьявольской сущности или же умершая была просто психически ненормальной. Интересно, но по ходу фильма сценаристы делают акцент на том, что на родине графа Дракулы полным-полно тех, кто попадает в черные сети, и хороших, идейно подкованных бесогонов на всех явно не хватает. Оставим за скобками безудержную фантазию братьев Хэйес, которые предписывают румынским жителям не только набожность и веру в силу слова Божьего, но и отголоски язычества, когда всей округой они участвуют в ряженых обрядах, напоминающих Хэллоуин, и ищут стригоя на кладбище. Такая странная нестабильность на одной из южных окраин Европы дает повод для заигрываний с мистикой, идущей под руку с христианством, когда даже стены монастырей, пейзажи с причудливыми поворотами дорог, кладбища и небольшой городок, где время практически остановилось еще столетие назад, становятся немыми героями ленты Жанса. Благодаря съемкам Даниэля Араньо ("Три метра над уровнем неба", "Классный мюзикл") "Заклятье. Наши дни" приобретает великолепную атмосферность и становится находкой именно для визуалов. Ценность ленты не в паузах и неожиданных стуках и прочих исправно работающих элементах жанра, саспенс достигается именно через безупречную, филигранную съемку, когда Араньо делает отличную работу и создает напряжение для зрителя практически вручную. То он пускает по венам героини странную черную жидкость, которая расползается по ним как средневековая чума, то показывает немого блаженного мальчика-цыгана на монастырских стенах, принимающего позы последних часов Иисуса, то подбадривает нервы роем пчел на причинном месте у одержимой Аделины. Даже бег Николь темной ночью по полю с засохшей кукурузой навевает целую кучу аллюзий при просмотре, большое мастерство операторской работы здесь выше всяких похвал, когда даже в клишированной схеме создается хичкоковское напряжение через сухие ровные ряды посадок, простирающиеся до бесконечного горизонта. Араньо способен создать нарастающее напряжение чередованием больших крупных планов и церковных подземелий, когда для зрителя, концентрирующегося на просмотре, диалоги персонажей становятся иллюстрацией к прекрасному фону, а не наоборот. Сложности "Заклятья. Наши дни" существуют и они не очень утешительны именно для большей части актерского каста, который играет драму в декорациях, а не живет в них, создавая для зрителя не добротный качающий страх, а практически мягкий триллер. Визуальная свежесть Софи Куксон граничит с ее же наигранностью, к сожалению, эта актриса еще не доросла по уровню исполнительского мастерства до больших ролей, ее теологические диалоги с отцом Антоном (Корнелиу Улич, "Опасная иллюзия") по-репортерски поверхностны и малокомпетентны. Сама проработка тем, движущих фильмом, полностью лежит на совести сценаристов, да - секс перед браком делает женщину уязвимой и она становится пешкой на шахматной доске дьявола, да - экзорцизм сродни лечению для материально нищих румын, да - атеисты слабы, наивны и обречены на схватку с рогатым. Эти прописные истины только благодаря таланту Жанса как режиссера перестают быть ходячими пугалами для зрителя и обретают на экране подлинную кровь и подлинную плоть, только благодаря заключительному третьему акту лента выкарабкивается из своего неспешного и уютного ритма с мухами в бокале вина и ностальгическими флэшбэками. Перегруженное стереотипами "Заклятье. Наши дни", тем не менее, способно свидетельствовать о поисках внутри узкого и тесного поджанра об изгоняющих дьявола, эстетика в нем объединяется с визуальностью, не проливая рек крови и практически не подбрасывая никого к потолку. Ксавье Жанс показал себя крепким ремесленником-режиссером, который взял и продемонстрировал уровень мастерства, когда из банального сценария на экране появляется вполне захватывающая история с хронометражом в лучших традициях хорроров.