Страшно вообразить себе, что сделали бы на основе подобного сюжета американские кинематографисты, не говоря уже о наших творцах. В исполнении голливудских режиссёров шутки «ниже пояса» чаще всего кажутся пошлыми, а уж затем, изредка, смешными – и даже в удачных комедиях (допустим, в «Мачо и ботане» /2012/) представляются явным перебором. У французов же – ничего. Как правило, получается не утратить чувства меры и не удариться в моветон. Опыт Одри Дана (привлёкшей к работе над пикантным сценарием и диалогами двух других женщин, Мод Амелен и Мюриэль Магеллан), к счастью, не стал исключением. Риск скатиться в обыгрывание, так сказать, физиологических подробностей положения, из которого Жанна решительно не знает, как выбраться, разумеется, наличествовал. Мало того, в некоторых эпизодах актриса чересчур увлекается, демонстрируя те психологические (и психосоматические) последствия, какие повлёк за собой неожиданный «подарок природы», заставляющий бояться прилюдного разоблачения и одновременно – оказывающий всё более заметное влияние на настроение, мышление, поведение героини. Однако всякий раз ей удаётся удержаться на грани – к разочарованию части аудитории, завлечённой на сеанс именно скандальностью тематики. Одри, правда, заслуживает укора за то, что местами откровенно переигрывает, стараясь извлечь максимальный комический эффект, но это компенсируется сдержанным и деликатным существованием на экране партнёров по съёмочной площадке, прежде всего – Эрика Эльмонино.
В принципе, драматургическая предпосылка не нова. Поводом, чтобы поглумиться над тем, как забавно ведут себя женщины, вынужденные изображать представителей сильного пола (и наоборот), кинематографистам неоднократно служили и обман с переодеванием, и внезапный обмен телами. Дана, давно зарекомендовавшая себя на лицедейском поприще (1) и добившаяся, собрав бесподобный исполнительский ансамбль, солидного успеха «Красотками в Париже» /2014/, словно задалась целью доказать, что способна «вытянуть» фильм и самостоятельно. Поначалу испугавшись и растерявшись (нельзя надевать облегающее нижнее бельё и приходится передвигаться очень, очень аккуратно, полусогнувшись), постепенно Жанна не просто привыкает к ситуации – извлекает для себя много полезного. Марсель, наверное, уже и не рада, что, надеясь поддержать лучшую подругу, внушила ей нехитрую мысль, что обладание мужским достоинством (по совету врача прозванным Пинпином в честь… любимой детской игрушки) придаёт уверенность, одаривает моральной и физической силой. Парадоксально, но интерес к брутальной одежде, попытки подражать привычкам и манерам случайных прохожих на улице и т.д. сочетаются с перевоплощением стеснительной, невзрачной, пугливой, точно мышь, особы в эффектную даму. Даже бывший избранник, наверное, пожалел об уходе… Это действительно забавно, а ближе к финалу (опять-таки чувствуется французская школа!) интонация приобретает трогательный, мелодраматический характер. Сантименты одерживают верх, любовь в самый ответственный момент помогает побороть страх, и… всё благополучно разрешается.
Так в чём же был допущен просчёт? Почему вторая полнометражная постановка «звезды» собрала скептическую, мягко говоря, прессу и отпугнула зрительские массы? Так, в национальном кинопрокате сеансы посетило около 157 тысяч человек, и поступившие кассовые сборы (оцениваемые в сумму, эквивалентную примерно $1 млн.) компенсировали лишь малую часть производственного бюджета в размере €6,9 млн. Что-то подсказывает, что причина кроется вовсе не в консервативном настрое публики, возмутившейся «кощунственным» допущением. Ключевым моментом фильма является, пожалуй, разговор доктора Пасе (к слову, образ воплотил популярный комик Кристиан Клавье) с пациенткой, с изумлением узнающей, что аналогичные феномены в истории медицины зафиксированы. Сам Амбрауз Паре, авторитет которого в научном сообществе не подвергается сомнению, подробно описал случай, произошедший в XVI веке с крестьянкой по имени Мари, которой в итоге пришлось принять новую социальную роль: сменить имя и фамилию, отказаться от платьев и смириться с растительностью на лице, как у Кончиты Вурст. Впрочем, гинеколог, заметив негативную реакцию, быстро оговаривается, что никого ни с кем не хотел сравнивать… Упоминание о победителе (победительнице?) Евровидения-2014 подтверждает догадку об истинных намерениях режиссёра-сценаристки. Сквозь смесь эксцентрики с лирикой (доходит до того, что Жанна спасает Мерлена, едва не придавленного деревом на стройплощадке) нет-нет да и пробиваются сатирические нотки. Заигравшиеся в толерантность обитатели Старого Света, включая соотечественников авторов, вероятно, усмотрели крамолу в подходе Дана, которая посмела высмеять набирающую обороты (чуть ли не официально провозглашённую) тенденцию на смешение в общественной жизни мужского и женского начал. Не иначе…
__________
1 – Подтверждением тому служат, в частности, премия Роми Шнайдер и две номинации на «Сезар».
6
,2
2017, Комедии
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Страшно вообразить себе, что сделали бы на основе подобного сюжета американские кинематографисты, не говоря уже о наших творцах. В исполнении голливудских режиссёров шутки «ниже пояса» чаще всего кажутся пошлыми, а уж затем, изредка, смешными – и даже в удачных комедиях (допустим, в «Мачо и ботане» /2012/) представляются явным перебором. У французов же – ничего. Как правило, получается не утратить чувства меры и не удариться в моветон. Опыт Одри Дана (привлёкшей к работе над пикантным сценарием и диалогами двух других женщин, Мод Амелен и Мюриэль Магеллан), к счастью, не стал исключением. Риск скатиться в обыгрывание, так сказать, физиологических подробностей положения, из которого Жанна решительно не знает, как выбраться, разумеется, наличествовал. Мало того, в некоторых эпизодах актриса чересчур увлекается, демонстрируя те психологические (и психосоматические) последствия, какие повлёк за собой неожиданный «подарок природы», заставляющий бояться прилюдного разоблачения и одновременно – оказывающий всё более заметное влияние на настроение, мышление, поведение героини. Однако всякий раз ей удаётся удержаться на грани – к разочарованию части аудитории, завлечённой на сеанс именно скандальностью тематики. Одри, правда, заслуживает укора за то, что местами откровенно переигрывает, стараясь извлечь максимальный комический эффект, но это компенсируется сдержанным и деликатным существованием на экране партнёров по съёмочной площадке, прежде всего – Эрика Эльмонино. В принципе, драматургическая предпосылка не нова. Поводом, чтобы поглумиться над тем, как забавно ведут себя женщины, вынужденные изображать представителей сильного пола (и наоборот), кинематографистам неоднократно служили и обман с переодеванием, и внезапный обмен телами. Дана, давно зарекомендовавшая себя на лицедейском поприще (1) и добившаяся, собрав бесподобный исполнительский ансамбль, солидного успеха «Красотками в Париже» /2014/, словно задалась целью доказать, что способна «вытянуть» фильм и самостоятельно. Поначалу испугавшись и растерявшись (нельзя надевать облегающее нижнее бельё и приходится передвигаться очень, очень аккуратно, полусогнувшись), постепенно Жанна не просто привыкает к ситуации – извлекает для себя много полезного. Марсель, наверное, уже и не рада, что, надеясь поддержать лучшую подругу, внушила ей нехитрую мысль, что обладание мужским достоинством (по совету врача прозванным Пинпином в честь… любимой детской игрушки) придаёт уверенность, одаривает моральной и физической силой. Парадоксально, но интерес к брутальной одежде, попытки подражать привычкам и манерам случайных прохожих на улице и т.д. сочетаются с перевоплощением стеснительной, невзрачной, пугливой, точно мышь, особы в эффектную даму. Даже бывший избранник, наверное, пожалел об уходе… Это действительно забавно, а ближе к финалу (опять-таки чувствуется французская школа!) интонация приобретает трогательный, мелодраматический характер. Сантименты одерживают верх, любовь в самый ответственный момент помогает побороть страх, и… всё благополучно разрешается. Так в чём же был допущен просчёт? Почему вторая полнометражная постановка «звезды» собрала скептическую, мягко говоря, прессу и отпугнула зрительские массы? Так, в национальном кинопрокате сеансы посетило около 157 тысяч человек, и поступившие кассовые сборы (оцениваемые в сумму, эквивалентную примерно $1 млн.) компенсировали лишь малую часть производственного бюджета в размере €6,9 млн. Что-то подсказывает, что причина кроется вовсе не в консервативном настрое публики, возмутившейся «кощунственным» допущением. Ключевым моментом фильма является, пожалуй, разговор доктора Пасе (к слову, образ воплотил популярный комик Кристиан Клавье) с пациенткой, с изумлением узнающей, что аналогичные феномены в истории медицины зафиксированы. Сам Амбрауз Паре, авторитет которого в научном сообществе не подвергается сомнению, подробно описал случай, произошедший в XVI веке с крестьянкой по имени Мари, которой в итоге пришлось принять новую социальную роль: сменить имя и фамилию, отказаться от платьев и смириться с растительностью на лице, как у Кончиты Вурст. Впрочем, гинеколог, заметив негативную реакцию, быстро оговаривается, что никого ни с кем не хотел сравнивать… Упоминание о победителе (победительнице?) Евровидения-2014 подтверждает догадку об истинных намерениях режиссёра-сценаристки. Сквозь смесь эксцентрики с лирикой (доходит до того, что Жанна спасает Мерлена, едва не придавленного деревом на стройплощадке) нет-нет да и пробиваются сатирические нотки. Заигравшиеся в толерантность обитатели Старого Света, включая соотечественников авторов, вероятно, усмотрели крамолу в подходе Дана, которая посмела высмеять набирающую обороты (чуть ли не официально провозглашённую) тенденцию на смешение в общественной жизни мужского и женского начал. Не иначе… __________ 1 – Подтверждением тому служат, в частности, премия Роми Шнайдер и две номинации на «Сезар».