Отношение к собственной истории – важнейший критерий уровня культурного развития. Как мы много лет спустя показываем на экране правителей своего государства? Только-только отгремели споры и скандалы по поводу «Матильды» Алексея Учителя, разгоревшиеся по поводу неоднозначной трактовки личности последнего российского императора, а нам демонстрируют отличный пример должного обращения с историко-политическими реалиями прошлого заклятые западные партнеры из Великобритании. На экраны выходит фильм «Виктория и Абдул» Стивена Фрирза с великолепной Джуди Денч в венценосной роли.
Прошло всего несколько лет после установления прямого британского правления в Индии. Администрация Ост-Индской компании довела страну до кровавого восстания сипаев, после подавления которого власть на субконтиненте перешла в руки уже государственной администрации, а королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. На Золотой юбилей царствования свежеиспеченной императрицы организованы торжества, на них приглашены многочисленные представители царствующих домов Европы, среди которых преобладают родственники матриарха. В администрации вице-короля решили вручить Виктории экзотический подарок: памятную монету времен Великих Моголов, так называемый мухр. Для этого в метрополию отправлены мелкие чиновники местного происхождения: Абдул Карим и Мухаммед.
Начало картины представляет собой великолепно разыгранный трагифарс. Коронованная старуха, засыпающая за столом, суетливые придворные, надутые аристократы, балетные церемонии. Действие разворачивается в хорошем темпе, комический эффект достигается без использования грубых приемов, все сделано в лучших традициях английского юмора, к которым нас приучил Вудхаус. Забавно: когда в фильме упоминается наследник престола Берти (будущий Эдуард VII), невольно ожидаешь увидеть простодушную физиономию Хью Лори. Но вот наступает кульминация, два индийца, облаченных в карнавальные мундиры, вносят в обеденную залу пресловутый золотой мухр. Поставив перед королевой поднос, Абдул Карим (Али Фазал) начинает пятиться к выходу из помещения, но внезапно останавливается и, презрев запреты, поднимает глаза на королеву. Ласковая улыбка молодого человека, находящегося в тайном родстве с Филиппом Киркоровым, и Джуди Денч наглядно показывает нам, что такое волшебная сила искусства.
Сонная старуха, перемалывающая одну перемену блюд за другой, преображается. Перед нами тонко чувствующая, много повидавшая на своем веку, мудрая женщина. И при этом она являет собой образец властной волевой правительницы, с которой пришлось уживаться 11-и премьер-министрам, которая не привыкла ни в чем себе отказывать. Регистр повествования меняется плавно, зрителю кажется, что фарс сменяется лирической комедией. Капризная королева завела себе новую игрушку, а ее свита не желает играть в такие игры и начинает строить козни. Но к концу фильма во многом благодаря прекрасной игре дуэта Джули Дэнч и Али Фазала авторам фильма удается добраться до высот настоящей трагедии. При этом деликатные комические обертоны помогают избежать чересчур пафосного сгущения оркестровки кино-симфонии.
Известно, что реальная королева Виктория была дамой весьма своенравной. Во время своего вдовства она шокировала придворных интимной связью со своим слугой, простолюдином Джоном Брауном. Ее тесные отношения с индийским мусульманином (тоже простолюдином) Абдулом Каримом снова вызвали волну сплетен. Но, несмотря на эти скандалезные нюансы, англичане до сих пор относятся к легендарной правительнице с огромным пиететом. Зато каких только нелепиц не написали-наговорили про Распутина и последнюю русскую императрицу! Так что двойные стандарты не сегодня возникли… Снова про «Матильду» навеяло.
А еще фильм «Виктория и Абдул» представляет собой великолепный образчик профессионального исполнения политического заказа при создании художественного произведения. Мусульманин приезжает в европейскую страну. Общественность встречает его крайне настороженно, от него воротит нос даже свирепо угнетаемое английскими колонизаторами шотландское народонаселение (аналог современных футбольных фанатов). Придворный планктон… то есть офисная челядь… то есть двор готов объявить забастовку коронованной работодательнице из-за такой мелочи, как посвящение азиатского гастарбайтера в рыцари. Родной сын и наследник норовит сдать маму-императрицу в психушку только из-за ее невинного увлечения языком урду, которому ее обучает соплеменник экстремистов сипаев. И только одна несчастная пожилая женщина стоит за Абдула горой. Она вообще-то королева, а потому ее монарший голос перевешивает пожелания многочисленных подданных. Демократичненько так все получилось. Вот кто, оказывается, насаждал в туманном Альбионе толерантность, благодаря которой сегодня мэром Лондона является человек, чьи предки говорили на этом самом урду и который одержал победу на выборах под лозунгом: «Я — лондонец. Я — европеец. Я — британец. Я — англичанин. Я — мусульманин. Я — азиат. Я — пакистанец».
Так что Алексею Учителю нужно засучить рукава и взяться за эпопею о том, как Екатерина Великая выписала из Исфагана тамошнего рослого очаровашку-простолюдина для обучения старинному и очень красивому языку фарси. Глядишь, через несколько лет мэра Москвы станут звать не Сергей Собянин, а Абдул Карим Садикханов.
8
,1
2017, Драмы
111 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Отношение к собственной истории – важнейший критерий уровня культурного развития. Как мы много лет спустя показываем на экране правителей своего государства? Только-только отгремели споры и скандалы по поводу «Матильды» Алексея Учителя, разгоревшиеся по поводу неоднозначной трактовки личности последнего российского императора, а нам демонстрируют отличный пример должного обращения с историко-политическими реалиями прошлого заклятые западные партнеры из Великобритании. На экраны выходит фильм «Виктория и Абдул» Стивена Фрирза с великолепной Джуди Денч в венценосной роли. Прошло всего несколько лет после установления прямого британского правления в Индии. Администрация Ост-Индской компании довела страну до кровавого восстания сипаев, после подавления которого власть на субконтиненте перешла в руки уже государственной администрации, а королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. На Золотой юбилей царствования свежеиспеченной императрицы организованы торжества, на них приглашены многочисленные представители царствующих домов Европы, среди которых преобладают родственники матриарха. В администрации вице-короля решили вручить Виктории экзотический подарок: памятную монету времен Великих Моголов, так называемый мухр. Для этого в метрополию отправлены мелкие чиновники местного происхождения: Абдул Карим и Мухаммед. Начало картины представляет собой великолепно разыгранный трагифарс. Коронованная старуха, засыпающая за столом, суетливые придворные, надутые аристократы, балетные церемонии. Действие разворачивается в хорошем темпе, комический эффект достигается без использования грубых приемов, все сделано в лучших традициях английского юмора, к которым нас приучил Вудхаус. Забавно: когда в фильме упоминается наследник престола Берти (будущий Эдуард VII), невольно ожидаешь увидеть простодушную физиономию Хью Лори. Но вот наступает кульминация, два индийца, облаченных в карнавальные мундиры, вносят в обеденную залу пресловутый золотой мухр. Поставив перед королевой поднос, Абдул Карим (Али Фазал) начинает пятиться к выходу из помещения, но внезапно останавливается и, презрев запреты, поднимает глаза на королеву. Ласковая улыбка молодого человека, находящегося в тайном родстве с Филиппом Киркоровым, и Джуди Денч наглядно показывает нам, что такое волшебная сила искусства. Сонная старуха, перемалывающая одну перемену блюд за другой, преображается. Перед нами тонко чувствующая, много повидавшая на своем веку, мудрая женщина. И при этом она являет собой образец властной волевой правительницы, с которой пришлось уживаться 11-и премьер-министрам, которая не привыкла ни в чем себе отказывать. Регистр повествования меняется плавно, зрителю кажется, что фарс сменяется лирической комедией. Капризная королева завела себе новую игрушку, а ее свита не желает играть в такие игры и начинает строить козни. Но к концу фильма во многом благодаря прекрасной игре дуэта Джули Дэнч и Али Фазала авторам фильма удается добраться до высот настоящей трагедии. При этом деликатные комические обертоны помогают избежать чересчур пафосного сгущения оркестровки кино-симфонии. Известно, что реальная королева Виктория была дамой весьма своенравной. Во время своего вдовства она шокировала придворных интимной связью со своим слугой, простолюдином Джоном Брауном. Ее тесные отношения с индийским мусульманином (тоже простолюдином) Абдулом Каримом снова вызвали волну сплетен. Но, несмотря на эти скандалезные нюансы, англичане до сих пор относятся к легендарной правительнице с огромным пиететом. Зато каких только нелепиц не написали-наговорили про Распутина и последнюю русскую императрицу! Так что двойные стандарты не сегодня возникли… Снова про «Матильду» навеяло. А еще фильм «Виктория и Абдул» представляет собой великолепный образчик профессионального исполнения политического заказа при создании художественного произведения. Мусульманин приезжает в европейскую страну. Общественность встречает его крайне настороженно, от него воротит нос даже свирепо угнетаемое английскими колонизаторами шотландское народонаселение (аналог современных футбольных фанатов). Придворный планктон… то есть офисная челядь… то есть двор готов объявить забастовку коронованной работодательнице из-за такой мелочи, как посвящение азиатского гастарбайтера в рыцари. Родной сын и наследник норовит сдать маму-императрицу в психушку только из-за ее невинного увлечения языком урду, которому ее обучает соплеменник экстремистов сипаев. И только одна несчастная пожилая женщина стоит за Абдула горой. Она вообще-то королева, а потому ее монарший голос перевешивает пожелания многочисленных подданных. Демократичненько так все получилось. Вот кто, оказывается, насаждал в туманном Альбионе толерантность, благодаря которой сегодня мэром Лондона является человек, чьи предки говорили на этом самом урду и который одержал победу на выборах под лозунгом: «Я — лондонец. Я — европеец. Я — британец. Я — англичанин. Я — мусульманин. Я — азиат. Я — пакистанец». Так что Алексею Учителю нужно засучить рукава и взяться за эпопею о том, как Екатерина Великая выписала из Исфагана тамошнего рослого очаровашку-простолюдина для обучения старинному и очень красивому языку фарси. Глядишь, через несколько лет мэра Москвы станут звать не Сергей Собянин, а Абдул Карим Садикханов.