Новый фильм "Залив тишины" голландского режиссера Паулы ван дер Уст ("Люсия де Берк", "Эффект домино")формально тяготеет к типичному "хичковскому" триллеру с хорошим актерским составом, не добавляя ничего нового к жанру постановщица уверенно вписывает в него прекрасно считываемые акценты на абьюз в подростковом возрасте и последовавшую за ним психотравму. Экранная адаптация одноименного романа 1986 года Лизы Сент-Обен де Теран, выполненная дебютировавшей в качестве сценариста исполнительницей небольшой роли в проекте Кэролайн Гудолл ("Список Шиндлера", "Белый шквал"), поставляет зрителям достаточное количество метафор и представляет детально разработанные характеры. Уст четко выдерживает драму и необходимый саспенс в полуторачасовом материале и держит ритм, время от времени подбрасывая туда ссылки про послеродовую депрессию, сцены из жизни и творчества главной героини (Ольга Куриленко, "Курьер", "Комната желаний"), давно страдающей от шизофрении, и объединяет все это при помощи послания из далекого прошлого, о котором героиня Куриленко предпочитает прикрываться амнезией. Поскольку персонаж Класа Банга (сериал "Дракула", "Квадрат") вынужден множество тайн из жизни своей новой жены, страстной вдовы и матери девочек-близнецов, то вполне предсказуемо начинают стучать костями скелеты в многочисленных шкафах благоверной, воскресают тайны молодости, а поверхность под истинами оказывается столь поразительной. Будучи оцененным профессионалом (лента "Сестры" номинировалась в 2003 году на "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке), Уст понимает как увлечь зрителей, создать атмосферу и при этом уйти от обвинений в пошлости и повторении десятилетиями отшлифованных стереотипов. Благодаря сценарию Гудолл материал оказывается в достаточной степени натянут, в нужных местах сеет страх, дает основания для подозрительности и выводит на свет алчных мерзавцев, продолжающих греть руки на сумасшествии несчастной женщины. Рассказывая о проблемах супружеской пары, режиссер, помимо спроектированной головоломки сюжета, стремится представить множественные человеческие аспекты отношений и придать им искренности. Механика триллера работает также благодаря многочисленным отвлекающим маневрам нарратива и диалогам, выводя на свет необходимые детали и шаг за шагом срывая маскировку со злодея. Поэтому "Залив тишины" защищает истину с рациональной европейской осторожностью, без лихорадочного закатывания глаз и максимально использует потенциал того, что находится под поверхностью истории благополучия и творческой востребованности.
Черно-белый пролог "Залива тишины" Уст дает необходимую установку и размечает узловые точки истории, когда в первых кадрах испуганная девушка-подросток прячет обшитый металлом чемодан с фотокамерой, объективами и негативами среди камней на извилистой береговой линии. Возвращаясь обратно бегом, она оказывается в своеобразной ловушке: парень, сопровождавший ее к морю и представленный на суде как ассистент, обвиняется в изнасиловании и отправляется для исполнения приговора на двадцать лет в тюрьму. Большой дом на обрыве над пляжем в Нормандии будет хранить свою мрачную тайну и станет одной из ключевых локаций в сюжете Гудолл. Поскольку далее действие фильма переносится в современность в местечко в итальянской Лигурии с таким же названием что и фильм, то становится по-настоящему жарко, когда в кадре появляется страстная влюбленная пара из Розалинды (Ольга Куриленко) и Уилла (Клас Банг). Прибрежная идиллия бросила в объятия востребованного промышленного дизайнера и художницу, которая занимается странным артом, основанном на трансформировании увеличенных негативов фотографических снимков. Постановщица стремится показать как тонка грань между страстью и похотью и доказывает это при помощи нескольких сцен. В церковной исповедальне героиня Куриленко шутливо рассказывает своему возлюбленному о том, что она может солгать, и слышит в ответ о желании согрешить от Билла. Милый спектакль продолжается, и вот уже сексуальные образы появляются из тарелки мидий. Конечно, Уст дает жанровый намек, когда персонаж Банга скрывается безвозвратно под водой и пугает Роз, эффектно вынырнув позади и сделав ей предложение о замужестве. Романтика продолжается, спустя восемь месяцев семья переезжает в дом в викторианском стиле в престижном пригороде Лондона. Уилл давно уже нашел язык с двумя близнецами Розалинды от предыдущего брака, характер Куриленко светится от счастья будучи беременной женщиной на последнем сроке. И хотя нарратив Гудолл не поясняет причину, по которой овдовела Роз, в картине семейного благополучия начинают появляться первые трещинки. Неожиданное падение протагонистки с балкона, когда она своим небольшим весом смогла сломать трухлявое ограждение, преждевременные роды и появление на свет мальчика Амадео дают основания для сомнений в прочности психики персонажа Куриленко, которой кажется, что в больнице у нее похитили брата-близнеца новорожденного.
В соответствии с требованиями жанра в "Заливе тишины" у Паулы ван дер Уст вполне хватает тревожных подсказок, чтобы показать, в каком зыбком и неопределенном мире оказался после женитьбы главный герой. Даже спустя полгода после родов психическая стабильность Розалинды остается под большим вопросом. У режиссера находится целый арсенал разворачиваемых от эпизода к эпизоду аргументов, чтобы показать, как молодая женщина имеет множество оснований уходить в зону турбулентности разума, вовлекая туда своих близких. Трагические последствия, отстраненная холодность Вивиан (Элис Крайдж, "Честь Шарпа", "Пьянь"), которая знает о дочери намного больше, чем ее новый муж, скользкие вежливость и заинтересованность в неразглашении от Милтона (мастерский Брайан Кокс, "Троя", "Орел Шарпа") бывшего отчима-галериста Роз дают основания полагать, что Уилл является посторонним в замкнутом на самого себя художественном мире. От этого создается впечатление непоследовательности поведения характера Банга, его излишние эмоциональность и хаотичность поведения, желание понять, спасти и отдаленность от мачизма как такого показывают распространенный тип мужчины-страуса, предпочитающего выходить на дистанцию от проблем, которые он не видит в упор. У экранной истории Гудолл все прагматично и все на местах: персонаж Кокса, эксплуатирующий падчерицу и склонный к психологическому насилию, вполне находится в поле тренда #MeToo, оклеветанный юноша с побережья Пьер Лоран (Ассаад Буаб, сериал "Мессия", "Сделано во Франции") и мать, по сути дела, уже привыкшая к тому, что Розалинда постоянно находится не в себе и плотно сидит на антипсихотиках. Намек Уст на то, что антагонист, почтенный и уважаемый знаток тайн современного искусства, обладает внушительной коллекцией огнестрельного оружия, в числе которого находятся два заряженных пистолета, выдает Милтона с головой и заставляет еще внимательнее наблюдать за его поведением на экране. Зло, которое стремится одновременно к эстетике и к особенному извращенному совершенству, может абсолютно все, причем благодаря Коксу его характер ни на секунду не выглядит карикатурным и похотливым педофилом. Актер показывает человека, который зависим от сломанной красоты, увлечен ею и в то же самое время понимает, что такое искусство будет пользоваться спросом. Милтон в кульминационной сцене не уступает в безумии героине Куриленко, и многократные отражения в зеркалах только усиливают эффект человека, давно лишившегося собственного "я" ради влияния и финансовой состоятельности.
Смысловой круг, который создает Уст в "Заливе тишины", по-хорошему старомоден и показывает, как много тайн может хранить кажущаяся безмятежность. Ольга Куриленко в роли Розалинды выдает достаточно широкий диапазон чувств и эмоций даже тогда, когда представляемое на экране начинает становиться слишком очевидным. Моменты безумия лучше удаются актрисе, которая в роли матери выглядит слишком отстраненной и погруженной в борьбу с призраками прошлого при помощи своего творчества. В целом Куриленко в фильме находится внутри треугольника из неимоверного очарования, гнетущей скорби и приводящей в ужас ярости, ее роль сложна и показывает прогресс в представлении характеров на экране. Местами постановщица пытается зайти на территорию атмосферного хоррора во втором акте, когда показывает заброшенный особняк в Нормандии, детей, катающих завернутый трупик брата в коляске и Уилла, стремящегося в подавленном состоянии скрыть от жены все то, что произошло с ней во время спонтанного бегства. Однако в большей степени это работает для создания настроения, Уст очень аккуратно сгущает саспенс и никогда не доводит его до уровня шокового удара. Персонаж Класа Банга оказывается менее мелодраматичен, чем это могло быть при другом уровне постановки, актер показывает человека, умеющего справляться в нужный момент с жизненными катастрофами и оставаться при этом в пределах разумного. Очевидно, что в сценарии Кэролайн Гудолл жестко поступила с некоторыми побочными линиями, которые показывают прежние сердечные увлечения Уилла, из-за этого мотивация и тяга к семье и отцовству главного героя выглядят не всегда достоверно. Вопросом остается психическое здоровье протагониста символично пытающегося в финале спрятаться в песке на пляже и ждущего условного спасения и мотивирующего поцелуя от Роз. Надо отдать должное умению Паулы ван дер Уст представить свою работу без малейших проблесков пошлости и скатывания в дразнящую эротику, режиссер видит и чувствует намного острее и не злоупотребляет сексуальным подтекстом. Поэтому "Залив тишины" несмотря на всю мрачность и обращение к серьезным проблемам подросткового насилия и оправданной лжи испытывает дефицит инстинктивных поворотов, особенно в третьем акте, что делает его похожим на талантливую неохичкоковскую стилизацию и тем самым ограничивает диапазон рассказа о защите тех, кого мы любим.
6
,2
2020, Триллеры
89 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новый фильм "Залив тишины" голландского режиссера Паулы ван дер Уст ("Люсия де Берк", "Эффект домино")формально тяготеет к типичному "хичковскому" триллеру с хорошим актерским составом, не добавляя ничего нового к жанру постановщица уверенно вписывает в него прекрасно считываемые акценты на абьюз в подростковом возрасте и последовавшую за ним психотравму. Экранная адаптация одноименного романа 1986 года Лизы Сент-Обен де Теран, выполненная дебютировавшей в качестве сценариста исполнительницей небольшой роли в проекте Кэролайн Гудолл ("Список Шиндлера", "Белый шквал"), поставляет зрителям достаточное количество метафор и представляет детально разработанные характеры. Уст четко выдерживает драму и необходимый саспенс в полуторачасовом материале и держит ритм, время от времени подбрасывая туда ссылки про послеродовую депрессию, сцены из жизни и творчества главной героини (Ольга Куриленко, "Курьер", "Комната желаний"), давно страдающей от шизофрении, и объединяет все это при помощи послания из далекого прошлого, о котором героиня Куриленко предпочитает прикрываться амнезией. Поскольку персонаж Класа Банга (сериал "Дракула", "Квадрат") вынужден множество тайн из жизни своей новой жены, страстной вдовы и матери девочек-близнецов, то вполне предсказуемо начинают стучать костями скелеты в многочисленных шкафах благоверной, воскресают тайны молодости, а поверхность под истинами оказывается столь поразительной. Будучи оцененным профессионалом (лента "Сестры" номинировалась в 2003 году на "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке), Уст понимает как увлечь зрителей, создать атмосферу и при этом уйти от обвинений в пошлости и повторении десятилетиями отшлифованных стереотипов. Благодаря сценарию Гудолл материал оказывается в достаточной степени натянут, в нужных местах сеет страх, дает основания для подозрительности и выводит на свет алчных мерзавцев, продолжающих греть руки на сумасшествии несчастной женщины. Рассказывая о проблемах супружеской пары, режиссер, помимо спроектированной головоломки сюжета, стремится представить множественные человеческие аспекты отношений и придать им искренности. Механика триллера работает также благодаря многочисленным отвлекающим маневрам нарратива и диалогам, выводя на свет необходимые детали и шаг за шагом срывая маскировку со злодея. Поэтому "Залив тишины" защищает истину с рациональной европейской осторожностью, без лихорадочного закатывания глаз и максимально использует потенциал того, что находится под поверхностью истории благополучия и творческой востребованности. Черно-белый пролог "Залива тишины" Уст дает необходимую установку и размечает узловые точки истории, когда в первых кадрах испуганная девушка-подросток прячет обшитый металлом чемодан с фотокамерой, объективами и негативами среди камней на извилистой береговой линии. Возвращаясь обратно бегом, она оказывается в своеобразной ловушке: парень, сопровождавший ее к морю и представленный на суде как ассистент, обвиняется в изнасиловании и отправляется для исполнения приговора на двадцать лет в тюрьму. Большой дом на обрыве над пляжем в Нормандии будет хранить свою мрачную тайну и станет одной из ключевых локаций в сюжете Гудолл. Поскольку далее действие фильма переносится в современность в местечко в итальянской Лигурии с таким же названием что и фильм, то становится по-настоящему жарко, когда в кадре появляется страстная влюбленная пара из Розалинды (Ольга Куриленко) и Уилла (Клас Банг). Прибрежная идиллия бросила в объятия востребованного промышленного дизайнера и художницу, которая занимается странным артом, основанном на трансформировании увеличенных негативов фотографических снимков. Постановщица стремится показать как тонка грань между страстью и похотью и доказывает это при помощи нескольких сцен. В церковной исповедальне героиня Куриленко шутливо рассказывает своему возлюбленному о том, что она может солгать, и слышит в ответ о желании согрешить от Билла. Милый спектакль продолжается, и вот уже сексуальные образы появляются из тарелки мидий. Конечно, Уст дает жанровый намек, когда персонаж Банга скрывается безвозвратно под водой и пугает Роз, эффектно вынырнув позади и сделав ей предложение о замужестве. Романтика продолжается, спустя восемь месяцев семья переезжает в дом в викторианском стиле в престижном пригороде Лондона. Уилл давно уже нашел язык с двумя близнецами Розалинды от предыдущего брака, характер Куриленко светится от счастья будучи беременной женщиной на последнем сроке. И хотя нарратив Гудолл не поясняет причину, по которой овдовела Роз, в картине семейного благополучия начинают появляться первые трещинки. Неожиданное падение протагонистки с балкона, когда она своим небольшим весом смогла сломать трухлявое ограждение, преждевременные роды и появление на свет мальчика Амадео дают основания для сомнений в прочности психики персонажа Куриленко, которой кажется, что в больнице у нее похитили брата-близнеца новорожденного. В соответствии с требованиями жанра в "Заливе тишины" у Паулы ван дер Уст вполне хватает тревожных подсказок, чтобы показать, в каком зыбком и неопределенном мире оказался после женитьбы главный герой. Даже спустя полгода после родов психическая стабильность Розалинды остается под большим вопросом. У режиссера находится целый арсенал разворачиваемых от эпизода к эпизоду аргументов, чтобы показать, как молодая женщина имеет множество оснований уходить в зону турбулентности разума, вовлекая туда своих близких. Трагические последствия, отстраненная холодность Вивиан (Элис Крайдж, "Честь Шарпа", "Пьянь"), которая знает о дочери намного больше, чем ее новый муж, скользкие вежливость и заинтересованность в неразглашении от Милтона (мастерский Брайан Кокс, "Троя", "Орел Шарпа") бывшего отчима-галериста Роз дают основания полагать, что Уилл является посторонним в замкнутом на самого себя художественном мире. От этого создается впечатление непоследовательности поведения характера Банга, его излишние эмоциональность и хаотичность поведения, желание понять, спасти и отдаленность от мачизма как такого показывают распространенный тип мужчины-страуса, предпочитающего выходить на дистанцию от проблем, которые он не видит в упор. У экранной истории Гудолл все прагматично и все на местах: персонаж Кокса, эксплуатирующий падчерицу и склонный к психологическому насилию, вполне находится в поле тренда #MeToo, оклеветанный юноша с побережья Пьер Лоран (Ассаад Буаб, сериал "Мессия", "Сделано во Франции") и мать, по сути дела, уже привыкшая к тому, что Розалинда постоянно находится не в себе и плотно сидит на антипсихотиках. Намек Уст на то, что антагонист, почтенный и уважаемый знаток тайн современного искусства, обладает внушительной коллекцией огнестрельного оружия, в числе которого находятся два заряженных пистолета, выдает Милтона с головой и заставляет еще внимательнее наблюдать за его поведением на экране. Зло, которое стремится одновременно к эстетике и к особенному извращенному совершенству, может абсолютно все, причем благодаря Коксу его характер ни на секунду не выглядит карикатурным и похотливым педофилом. Актер показывает человека, который зависим от сломанной красоты, увлечен ею и в то же самое время понимает, что такое искусство будет пользоваться спросом. Милтон в кульминационной сцене не уступает в безумии героине Куриленко, и многократные отражения в зеркалах только усиливают эффект человека, давно лишившегося собственного "я" ради влияния и финансовой состоятельности. Смысловой круг, который создает Уст в "Заливе тишины", по-хорошему старомоден и показывает, как много тайн может хранить кажущаяся безмятежность. Ольга Куриленко в роли Розалинды выдает достаточно широкий диапазон чувств и эмоций даже тогда, когда представляемое на экране начинает становиться слишком очевидным. Моменты безумия лучше удаются актрисе, которая в роли матери выглядит слишком отстраненной и погруженной в борьбу с призраками прошлого при помощи своего творчества. В целом Куриленко в фильме находится внутри треугольника из неимоверного очарования, гнетущей скорби и приводящей в ужас ярости, ее роль сложна и показывает прогресс в представлении характеров на экране. Местами постановщица пытается зайти на территорию атмосферного хоррора во втором акте, когда показывает заброшенный особняк в Нормандии, детей, катающих завернутый трупик брата в коляске и Уилла, стремящегося в подавленном состоянии скрыть от жены все то, что произошло с ней во время спонтанного бегства. Однако в большей степени это работает для создания настроения, Уст очень аккуратно сгущает саспенс и никогда не доводит его до уровня шокового удара. Персонаж Класа Банга оказывается менее мелодраматичен, чем это могло быть при другом уровне постановки, актер показывает человека, умеющего справляться в нужный момент с жизненными катастрофами и оставаться при этом в пределах разумного. Очевидно, что в сценарии Кэролайн Гудолл жестко поступила с некоторыми побочными линиями, которые показывают прежние сердечные увлечения Уилла, из-за этого мотивация и тяга к семье и отцовству главного героя выглядят не всегда достоверно. Вопросом остается психическое здоровье протагониста символично пытающегося в финале спрятаться в песке на пляже и ждущего условного спасения и мотивирующего поцелуя от Роз. Надо отдать должное умению Паулы ван дер Уст представить свою работу без малейших проблесков пошлости и скатывания в дразнящую эротику, режиссер видит и чувствует намного острее и не злоупотребляет сексуальным подтекстом. Поэтому "Залив тишины" несмотря на всю мрачность и обращение к серьезным проблемам подросткового насилия и оправданной лжи испытывает дефицит инстинктивных поворотов, особенно в третьем акте, что делает его похожим на талантливую неохичкоковскую стилизацию и тем самым ограничивает диапазон рассказа о защите тех, кого мы любим.