Ранние постановки Жауме Кольета-Серры вовсе не заставили говорить о каком-то исключительном таланте уроженца солнечной Испании (скорее, наоборот!), хотя дебютный «Дом восковых фигур» /2005/ и прошёл в мировом кинопрокате сравнительно неплохо. Поворотным пунктом в его профессиональной карьере стал первый опыт сотрудничества с Лиамом Нисоном (триллер «Неизвестный» /2011/), давший старт плодотворному совместному творчеству; ситуация пусть не уникальная в истории киноискусства (1), но всё-таки – не такая и распространённая. Налицо – пример поразительного взаимопонимания режиссёра и актёра! Коллизии «Пассажира» с неизбежностью вызовут в памяти перипетии «Воздушного маршала» /2014/, тем более что к написанию сценария (но не к сочинению сюжета) обеих лент причастен кинодраматург Райан Энгл. Однако это тот случай, когда вынужденный повтор выигрышных сюжетных ходов не только не отдаёт плагиатом, но и видится совершенно оправданным, чуть ли не необходимым. Смена места действия (взамен пассажирского авиалайнера – электропоезд, курсирующий между Нью-Йорком и небольшими населёнными пунктами) оказалась достаточным основанием, чтобы выстроить фабулу по-новому, с любопытными вариациями и важными дополнениями.
Вообще-то словом «the commuter» в англоязычных странах называют не просто ‘пассажира’, а ‘пассажира, регулярно совершающего поездки из пригорода в город и обратно, обычно на работу’. Существенный нюанс! Тот факт, что мистер МакКоли по утрам направлялся в страховую компанию, где трудился долгие годы, а по вечерам тем же маршрутом – домой, становится важной частью изощрённого плана. Джоанна, не без основания характеризуемая искушённым психологом-практиком, мало того что нашла замечательный способ втереться к незнакомцу в доверие (предлогом для разговора послужила классическая литература, которую он скрупулёзно изучает). Женщина оказалась не так уж неправа, допустив, что Майкл знает в лицо и даже по фамилиям всех других постоянных пассажиров, а это поможет вычислить нужного индивидуума, являющегося, как вскоре выяснится, свидетелем громкого преступления. И Нисону не занимать убедительности в образе человека, ввергнутого в уныние и на минуту поддавшегося слабости, о чём пришлось горько сожалеть.
Социально-критические нотки, конечно же, не превалируют, но и не несут печати спекулятивности. Нетрудно представить себе душевное состояние немолодого (находящегося в предпенсионном возрасте) страхового агента, одним прекрасным днём выслушавшего от начальника, что руководство фирмы сочло экономически целесообразным уволить его. И авторы неплохо воспользовались шансом поведать – поведать как бы мимоходом – о моральном климате мегаполисов современной Америки: совокупность тех, кого судьба свела в вагоне обычной электрички, волей-неволей воспринимается моделью всего общества. Там находится место даже представителю финансовой элиты с Уолл-стрит Винсу, причём МакКоли, не сдержавшись, «посылает» куда подальше самовлюблённого наглеца, этого спесивого «Голдмана Сакса», от имени граждан, относимых к среднему классу Соединённых Штатов… Наконец, имеет особое значение, что Майкл не всегда был «белым воротничком» – и что по-прежнему не забыл навыки, полученные за годы службы в рядах правоохранительных органов. Остроумная деталь: его закадычный друг и бывший коллега, лейтенант полиции Алекс Мёрфи, является тёзкой и однофамильцем другого экранного блюстителя закона (из неспокойного Детройта ближайшего будущего) – несокрушимого робокопа.
Кольет-Серра демонстрирует высокий класс режиссуры, грамотно совмещая драматизм, усиленный беспокойством за членов семьи, которых влиятельные заказчики грозятся убить, с саспенсом. В экстремальных обстоятельствах, опасаясь за жизни близких, мужчина способен на отчаянные поступки, интуитивно делая сложнейший нравственный выбор, стараясь поступить правильно (по закону, но в первую очередь – по совести). Естественно, без массы неприятных сюрпризов не обходится – и герою помимо того, что предстоит напрячь ум, идентифицируя личность Принна (или Принн?), надлежит спешно вспомнить приёмы рукопашного боя; схватки в замкнутом пространстве с использованием подручных предметов поставлены превосходно. И всё же главное достоинство создателей фильма, причём не только сценаристов, заключается в умении свести воедино разрозненные элементы интриги. Под занавес даже те аспекты, относительно правдоподобности которых возникали сомнения, получают вполне достоверное (с поправкой на конкретный допуск) объяснение. Как и в «Воздушном маршале»… Кроме того, есть и ещё один момент в «Пассажире», вызывающий пристальный интерес.
Идея предложить захватывающую, зрелищную, решённую чуть ли не в духе фильмов-катастроф кульминацию, контрастирующую с основной (по сути, камерной) частью повествования, реализовывалась в Голливуде и прежде. Назовём в данной связи хотя бы комедийный детектив «Серебряная стрела» /1976/, где потерявший управление железнодорожный экспресс врезался на огромной скорости в станцию. Но это вновь сработало превосходно, вовсе не воспринимаясь вставным аттракционом. Если МакКоли и другим пассажирам удалось уцелеть в критической ситуации, хеппи-энд покажется абсолютно заслуженным… Лиам с видимым удовольствием изображает Майкла в заключительных кадрах, когда должна восторжествовать справедливость и в отношении Джоанны, напрасно считавшей себя умнее того, чьи действия, как ей казалось, безошибочно просчитала наперёд.
__________
1 – Достаточно вспомнить о многолетнем взаимодействии Джона Форда и Джона Уэйна, Сидни Поллака и Роберта Редфорда, Люка Бессона и Жана Рено…
7
,9
2018, Триллеры
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ранние постановки Жауме Кольета-Серры вовсе не заставили говорить о каком-то исключительном таланте уроженца солнечной Испании (скорее, наоборот!), хотя дебютный «Дом восковых фигур» /2005/ и прошёл в мировом кинопрокате сравнительно неплохо. Поворотным пунктом в его профессиональной карьере стал первый опыт сотрудничества с Лиамом Нисоном (триллер «Неизвестный» /2011/), давший старт плодотворному совместному творчеству; ситуация пусть не уникальная в истории киноискусства (1), но всё-таки – не такая и распространённая. Налицо – пример поразительного взаимопонимания режиссёра и актёра! Коллизии «Пассажира» с неизбежностью вызовут в памяти перипетии «Воздушного маршала» /2014/, тем более что к написанию сценария (но не к сочинению сюжета) обеих лент причастен кинодраматург Райан Энгл. Однако это тот случай, когда вынужденный повтор выигрышных сюжетных ходов не только не отдаёт плагиатом, но и видится совершенно оправданным, чуть ли не необходимым. Смена места действия (взамен пассажирского авиалайнера – электропоезд, курсирующий между Нью-Йорком и небольшими населёнными пунктами) оказалась достаточным основанием, чтобы выстроить фабулу по-новому, с любопытными вариациями и важными дополнениями. Вообще-то словом «the commuter» в англоязычных странах называют не просто ‘пассажира’, а ‘пассажира, регулярно совершающего поездки из пригорода в город и обратно, обычно на работу’. Существенный нюанс! Тот факт, что мистер МакКоли по утрам направлялся в страховую компанию, где трудился долгие годы, а по вечерам тем же маршрутом – домой, становится важной частью изощрённого плана. Джоанна, не без основания характеризуемая искушённым психологом-практиком, мало того что нашла замечательный способ втереться к незнакомцу в доверие (предлогом для разговора послужила классическая литература, которую он скрупулёзно изучает). Женщина оказалась не так уж неправа, допустив, что Майкл знает в лицо и даже по фамилиям всех других постоянных пассажиров, а это поможет вычислить нужного индивидуума, являющегося, как вскоре выяснится, свидетелем громкого преступления. И Нисону не занимать убедительности в образе человека, ввергнутого в уныние и на минуту поддавшегося слабости, о чём пришлось горько сожалеть. Социально-критические нотки, конечно же, не превалируют, но и не несут печати спекулятивности. Нетрудно представить себе душевное состояние немолодого (находящегося в предпенсионном возрасте) страхового агента, одним прекрасным днём выслушавшего от начальника, что руководство фирмы сочло экономически целесообразным уволить его. И авторы неплохо воспользовались шансом поведать – поведать как бы мимоходом – о моральном климате мегаполисов современной Америки: совокупность тех, кого судьба свела в вагоне обычной электрички, волей-неволей воспринимается моделью всего общества. Там находится место даже представителю финансовой элиты с Уолл-стрит Винсу, причём МакКоли, не сдержавшись, «посылает» куда подальше самовлюблённого наглеца, этого спесивого «Голдмана Сакса», от имени граждан, относимых к среднему классу Соединённых Штатов… Наконец, имеет особое значение, что Майкл не всегда был «белым воротничком» – и что по-прежнему не забыл навыки, полученные за годы службы в рядах правоохранительных органов. Остроумная деталь: его закадычный друг и бывший коллега, лейтенант полиции Алекс Мёрфи, является тёзкой и однофамильцем другого экранного блюстителя закона (из неспокойного Детройта ближайшего будущего) – несокрушимого робокопа. Кольет-Серра демонстрирует высокий класс режиссуры, грамотно совмещая драматизм, усиленный беспокойством за членов семьи, которых влиятельные заказчики грозятся убить, с саспенсом. В экстремальных обстоятельствах, опасаясь за жизни близких, мужчина способен на отчаянные поступки, интуитивно делая сложнейший нравственный выбор, стараясь поступить правильно (по закону, но в первую очередь – по совести). Естественно, без массы неприятных сюрпризов не обходится – и герою помимо того, что предстоит напрячь ум, идентифицируя личность Принна (или Принн?), надлежит спешно вспомнить приёмы рукопашного боя; схватки в замкнутом пространстве с использованием подручных предметов поставлены превосходно. И всё же главное достоинство создателей фильма, причём не только сценаристов, заключается в умении свести воедино разрозненные элементы интриги. Под занавес даже те аспекты, относительно правдоподобности которых возникали сомнения, получают вполне достоверное (с поправкой на конкретный допуск) объяснение. Как и в «Воздушном маршале»… Кроме того, есть и ещё один момент в «Пассажире», вызывающий пристальный интерес. Идея предложить захватывающую, зрелищную, решённую чуть ли не в духе фильмов-катастроф кульминацию, контрастирующую с основной (по сути, камерной) частью повествования, реализовывалась в Голливуде и прежде. Назовём в данной связи хотя бы комедийный детектив «Серебряная стрела» /1976/, где потерявший управление железнодорожный экспресс врезался на огромной скорости в станцию. Но это вновь сработало превосходно, вовсе не воспринимаясь вставным аттракционом. Если МакКоли и другим пассажирам удалось уцелеть в критической ситуации, хеппи-энд покажется абсолютно заслуженным… Лиам с видимым удовольствием изображает Майкла в заключительных кадрах, когда должна восторжествовать справедливость и в отношении Джоанны, напрасно считавшей себя умнее того, чьи действия, как ей казалось, безошибочно просчитала наперёд. __________ 1 – Достаточно вспомнить о многолетнем взаимодействии Джона Форда и Джона Уэйна, Сидни Поллака и Роберта Редфорда, Люка Бессона и Жана Рено…