Впервые полуавтобиографическую ленту "Границы" режиссера и сценариста Шаны Фест ("Ты не ты", "Анатомия любви") увидели в начале марта этого года зрители фестиваля "Через юг на юго-запад". Формула этого проекта может показаться до боли знакомой и предсказуемой: затолкните нескольких забавных и по-своему обеспокоенных персонажей в один автомобиль, отправьте их в вынужденное путешествие на несколько дней, сделайте несколько важных остановок в пути для содержательных диалогов, плюсом еще добавьте немного неожиданно-неряшливого криминала. И, вне всяких сомнений, к концу поездки отношения характеров наладятся, они обретут что-то важное в виде примирения или солидного вознаграждения в денежных знаках. Удивительно, но на таком смертельно предсказуемом и прогорклом материале Шане Фест удается выстроить обаятельное высказывание, встряхнуть большую часть экранных стереотипов и продемонстрировать отличную слаженность весьма разнородного по мастерству актерского ансамбля. Когда в предприимчивую голову Джека (Кристофер Пламмер, "Все деньги мира", "Исключение"), авантюриста на девятом десятке, приходит светлая мысль начать выращивать коноплю в парнике в доме престарелых, то это вряд ли может намекать на то, что именно это зелье станет поводом, скрепляющим отношения отца и дочери, давно проживающих раздельно. Нужно обладать очень большим мастерством и очень любить своих героев, чтобы подобно Фест столкнуть хитрого старика-отца с его далеко не блестящей дочерью Лорой (Вера Фармига, "Пассажир", "Судья") и при этом сделать совместную дорогу характеров на грани понимания упущенных возможностей и обретения новых душевных связей. Автор ленты постоянно стремится показать, что каждый из путешествующей поневоле троицы стремится так или иначе попасть на территорию другого, словно чувствуя свою уязвимость и понимая, что это действительно шанс для всех трех поколений узнать друг друга с новой стороны и хотя бы на время побыть семьей. Поэтому "Границы" только прикидываются драматической комедией, снятой на обычной основе роуд-муви, у этой ленты есть безусловный психологический потенциал умеренной глубины о последствиях плохого воспитания, которые начинают стрелять только через десятилетия.
По сюжету "Границ", находящаяся в разводе уже несколько лет Лора проживает в Сиэтле вместе со своим сыном-подростком Генри (не по годам великолепный по уровню игры Льюис МакДугалл, "Голос монстра", "Пэн: Путешествие в Нетландию"). Тесный дом Лоры в буквальном смысле перенаселен, в нем находится огромное количество кошек и собак, которых эта женщина то и дело подбирает на улице и стремится отдать им частичку своего душевного тепла. Даже в первой сцене ленты она появляется в кабинете у психотерапевта с трогательным котенком, выглядывающим из ее сумки. Но это не избавляет от проблем, которые то и дело настигают эту фантастическую женщину. Генри испытывает явные проблемы с социальной адаптацией и самовыражается через весьма непристойные карикатуры и шаржи, представляя на них всех тех, кто его окружает неглиже. У мальчика явный художественный талант, острый глаз и умение подмечать важные детали, но в местной средней школе его не принимают и не понимают ни педагоги, ни одноклассники. Из-за этого Лора хочет отправить сына учиться в частную школу с художественной направленностью, но, будучи стесненной в средствах, она не может себе этого позволить. К проблемам, кажущимися неразрешимыми, как гром среди ясного неба добавляется еще одна. Джека, престарелого отца Лоры, демонстративно вышвиривают из дома престарелых за его предприимчивые начинания по культивации веселящих и расширяющих сознание растений. Он просит забрать его оттуда и отвести к Джоджо (Кристен Шаал, "Большой Босс", "Видели ночь"), сестре Лоры в Южную Калифорнию. По сути, Джек заключает с Лорой своеобразную сделку: она доставляет его по назначению, он - выплачивает ей деньги на содержание Генри в частной школе. Однако, как только Генри и Лора забирают старика из богадельни возникает огромная проблема - Джек наотрез отказывается лететь в Лос-Анджелес самолетом, а намерен преодолеть весь путь на купленном специально для этих целей винтажном Роллс-Ройсе. Тайно дедушка сообщает Генри и заключает с ним сделку о молчании, что он намерен транспортировать в багажнике машины, в подгузниках, пару больших сумок выращенной лично марихуаны для своих знакомых по всей стране.
На первый взгляд, в "Границах" Шаны Фест нет никаких больших поворотов в экранной истории, а самые важные можно предсказать, если посмотреть первый акт этой ленты, однако благодаря игре Пламмера проект уходит от всевозможных сравнений и клише и на полном ходу начинает набирать обороты восстановления семейных отношений через общение с друзьями Джека. Этот старик в исполнении Пламмера создает всем кучу неудобств, но он процветает благодаря своему эгоизму, у него есть огромное желание жить даже тогда, когда кажется, что каждый закат может стать последним. При этом Генри является невинным наблюдателем в конфликте между плутоватым и изобретательным на проделки дедом и собственной матерью, которая преисполнена обаяния и нервной тоски. Безусловно, Лора - одна из лучших ролей Веры Фармиги за последнее время, ей удается сыграть разочарование в собственной жизни с такой оптимистичной тоской, которая становится одним из основных двигателей этого роуд-муви, что впору проникнуться к ней симпатией и понять, почему она так любит подбирать животных на улице и приводить их в свой дом. Фест, как автор фильма, очень тонко выстраивает связи и логику своего рассказа, когда использует Генри в качестве персонажа, сближающего Лору и Джека, благодаря теплым отношениям деда и внука, возникшим в результате поездки на тихоокеанское побережье, ей удается простить собственного отца, который причинял ей только боль в течение всей жизни, не удостаивая дочь даже признаками внимания. Генри становится не только формальным компаньоном Джека по драгдилерству, но и немногословным свидетелем разрастающейся симпатии. В хитроумный план Джека входит даже встреча Лоры с ее бывшим мужем Леонардом (Бобби Каннавале, "Человек-муравей и Оса", "Джуманджи: Зов джунглей"), который является одним из самых важных клиентов для бывшего тестя. В каком-то смысле это время и ночь, проведенная вместе, становятся для бывших супругов способом примирения и шансом для Фест показать героиню Фармиги во всей ее слабости женщины, которая не может отпустить отношения даже спустя годы.
В "Границах" герои подобно громоотводу притягивают к себе неприятности, но это нужно им лишь для того, чтобы потом (за исключением ночи с Леонардом) наслаждаться последствиями произошедшего. Харизматичный герой Пламмера понимает, пожалуй, слишком много для всей этой ситуации, он, как никто другой, воспринимает такую милую и такую непосредственную Лору как вечную жертву отношений, обязательств и обстоятельств, которой, как ни странно, очень комфортно находиться в этой роли. Он четко понимает, что должен поддержать дочь хотя бы сейчас, хотя бы во время этой поездки... Однако Джек упорно не знает как эта делается и откуда растут ноги у обычной человеческой эмпатии, а Лора даже и не может вспомнить, когда она вызывала хоть чем-то интерес у отца, поглощенного азартными играми, распространением наркотиков и постоянной беготней от федералов. Шана Фест очень здорово живописует общую дисфункцию отношений близких людей и старается связать все, что происходит с максимумом эмоций и изобретательности. Не случайно, во время остановок, когда Джек в очередной раз убегает "сменить подгузник" и продать очередную партию дури своим заждавшимся клиентам, Лора начинает подозревать, что опять обманывает отец и что она опять выбрана в качестве жертвы, которая должна пробыть несколько суток за рулем, чтобы доставить капризного папашу туда, где он долго не задержится. Может показаться, что экранная история "Границ" написана относительно давно, получив частичное осовременивание, иначе откуда все эти запрещенные препараты, разговоры о путешествии в Венесуэлу, друг-хиппи Стэнли (Кристофер Ллойд, "Уйти красиво", "Назад в будущее"), подделывающий картины в уединенном доме на природе и друг-продюсер Джои (Питер Фонда, "Беспечный ездок", "Золото Ули"). Однако это вызывает эмоциональный отклик, все эти характеры являются в определенном смысле потерянными душами, но они получают право на воссоединение благодаря этой поездке и вызывают долгую и теплую улыбку в финале. Поэтому "Границы" заканчиваются на мажорной ноте и не создают устойчивое ощущение упущенных возможностей после окончания просмотра и наблюдения кажущихся до боли знакомыми ситуаций и экранных ритмов.
7
,8
2018, США, Драмы
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Впервые полуавтобиографическую ленту "Границы" режиссера и сценариста Шаны Фест ("Ты не ты", "Анатомия любви") увидели в начале марта этого года зрители фестиваля "Через юг на юго-запад". Формула этого проекта может показаться до боли знакомой и предсказуемой: затолкните нескольких забавных и по-своему обеспокоенных персонажей в один автомобиль, отправьте их в вынужденное путешествие на несколько дней, сделайте несколько важных остановок в пути для содержательных диалогов, плюсом еще добавьте немного неожиданно-неряшливого криминала. И, вне всяких сомнений, к концу поездки отношения характеров наладятся, они обретут что-то важное в виде примирения или солидного вознаграждения в денежных знаках. Удивительно, но на таком смертельно предсказуемом и прогорклом материале Шане Фест удается выстроить обаятельное высказывание, встряхнуть большую часть экранных стереотипов и продемонстрировать отличную слаженность весьма разнородного по мастерству актерского ансамбля. Когда в предприимчивую голову Джека (Кристофер Пламмер, "Все деньги мира", "Исключение"), авантюриста на девятом десятке, приходит светлая мысль начать выращивать коноплю в парнике в доме престарелых, то это вряд ли может намекать на то, что именно это зелье станет поводом, скрепляющим отношения отца и дочери, давно проживающих раздельно. Нужно обладать очень большим мастерством и очень любить своих героев, чтобы подобно Фест столкнуть хитрого старика-отца с его далеко не блестящей дочерью Лорой (Вера Фармига, "Пассажир", "Судья") и при этом сделать совместную дорогу характеров на грани понимания упущенных возможностей и обретения новых душевных связей. Автор ленты постоянно стремится показать, что каждый из путешествующей поневоле троицы стремится так или иначе попасть на территорию другого, словно чувствуя свою уязвимость и понимая, что это действительно шанс для всех трех поколений узнать друг друга с новой стороны и хотя бы на время побыть семьей. Поэтому "Границы" только прикидываются драматической комедией, снятой на обычной основе роуд-муви, у этой ленты есть безусловный психологический потенциал умеренной глубины о последствиях плохого воспитания, которые начинают стрелять только через десятилетия. По сюжету "Границ", находящаяся в разводе уже несколько лет Лора проживает в Сиэтле вместе со своим сыном-подростком Генри (не по годам великолепный по уровню игры Льюис МакДугалл, "Голос монстра", "Пэн: Путешествие в Нетландию"). Тесный дом Лоры в буквальном смысле перенаселен, в нем находится огромное количество кошек и собак, которых эта женщина то и дело подбирает на улице и стремится отдать им частичку своего душевного тепла. Даже в первой сцене ленты она появляется в кабинете у психотерапевта с трогательным котенком, выглядывающим из ее сумки. Но это не избавляет от проблем, которые то и дело настигают эту фантастическую женщину. Генри испытывает явные проблемы с социальной адаптацией и самовыражается через весьма непристойные карикатуры и шаржи, представляя на них всех тех, кто его окружает неглиже. У мальчика явный художественный талант, острый глаз и умение подмечать важные детали, но в местной средней школе его не принимают и не понимают ни педагоги, ни одноклассники. Из-за этого Лора хочет отправить сына учиться в частную школу с художественной направленностью, но, будучи стесненной в средствах, она не может себе этого позволить. К проблемам, кажущимися неразрешимыми, как гром среди ясного неба добавляется еще одна. Джека, престарелого отца Лоры, демонстративно вышвиривают из дома престарелых за его предприимчивые начинания по культивации веселящих и расширяющих сознание растений. Он просит забрать его оттуда и отвести к Джоджо (Кристен Шаал, "Большой Босс", "Видели ночь"), сестре Лоры в Южную Калифорнию. По сути, Джек заключает с Лорой своеобразную сделку: она доставляет его по назначению, он - выплачивает ей деньги на содержание Генри в частной школе. Однако, как только Генри и Лора забирают старика из богадельни возникает огромная проблема - Джек наотрез отказывается лететь в Лос-Анджелес самолетом, а намерен преодолеть весь путь на купленном специально для этих целей винтажном Роллс-Ройсе. Тайно дедушка сообщает Генри и заключает с ним сделку о молчании, что он намерен транспортировать в багажнике машины, в подгузниках, пару больших сумок выращенной лично марихуаны для своих знакомых по всей стране. На первый взгляд, в "Границах" Шаны Фест нет никаких больших поворотов в экранной истории, а самые важные можно предсказать, если посмотреть первый акт этой ленты, однако благодаря игре Пламмера проект уходит от всевозможных сравнений и клише и на полном ходу начинает набирать обороты восстановления семейных отношений через общение с друзьями Джека. Этот старик в исполнении Пламмера создает всем кучу неудобств, но он процветает благодаря своему эгоизму, у него есть огромное желание жить даже тогда, когда кажется, что каждый закат может стать последним. При этом Генри является невинным наблюдателем в конфликте между плутоватым и изобретательным на проделки дедом и собственной матерью, которая преисполнена обаяния и нервной тоски. Безусловно, Лора - одна из лучших ролей Веры Фармиги за последнее время, ей удается сыграть разочарование в собственной жизни с такой оптимистичной тоской, которая становится одним из основных двигателей этого роуд-муви, что впору проникнуться к ней симпатией и понять, почему она так любит подбирать животных на улице и приводить их в свой дом. Фест, как автор фильма, очень тонко выстраивает связи и логику своего рассказа, когда использует Генри в качестве персонажа, сближающего Лору и Джека, благодаря теплым отношениям деда и внука, возникшим в результате поездки на тихоокеанское побережье, ей удается простить собственного отца, который причинял ей только боль в течение всей жизни, не удостаивая дочь даже признаками внимания. Генри становится не только формальным компаньоном Джека по драгдилерству, но и немногословным свидетелем разрастающейся симпатии. В хитроумный план Джека входит даже встреча Лоры с ее бывшим мужем Леонардом (Бобби Каннавале, "Человек-муравей и Оса", "Джуманджи: Зов джунглей"), который является одним из самых важных клиентов для бывшего тестя. В каком-то смысле это время и ночь, проведенная вместе, становятся для бывших супругов способом примирения и шансом для Фест показать героиню Фармиги во всей ее слабости женщины, которая не может отпустить отношения даже спустя годы. В "Границах" герои подобно громоотводу притягивают к себе неприятности, но это нужно им лишь для того, чтобы потом (за исключением ночи с Леонардом) наслаждаться последствиями произошедшего. Харизматичный герой Пламмера понимает, пожалуй, слишком много для всей этой ситуации, он, как никто другой, воспринимает такую милую и такую непосредственную Лору как вечную жертву отношений, обязательств и обстоятельств, которой, как ни странно, очень комфортно находиться в этой роли. Он четко понимает, что должен поддержать дочь хотя бы сейчас, хотя бы во время этой поездки... Однако Джек упорно не знает как эта делается и откуда растут ноги у обычной человеческой эмпатии, а Лора даже и не может вспомнить, когда она вызывала хоть чем-то интерес у отца, поглощенного азартными играми, распространением наркотиков и постоянной беготней от федералов. Шана Фест очень здорово живописует общую дисфункцию отношений близких людей и старается связать все, что происходит с максимумом эмоций и изобретательности. Не случайно, во время остановок, когда Джек в очередной раз убегает "сменить подгузник" и продать очередную партию дури своим заждавшимся клиентам, Лора начинает подозревать, что опять обманывает отец и что она опять выбрана в качестве жертвы, которая должна пробыть несколько суток за рулем, чтобы доставить капризного папашу туда, где он долго не задержится. Может показаться, что экранная история "Границ" написана относительно давно, получив частичное осовременивание, иначе откуда все эти запрещенные препараты, разговоры о путешествии в Венесуэлу, друг-хиппи Стэнли (Кристофер Ллойд, "Уйти красиво", "Назад в будущее"), подделывающий картины в уединенном доме на природе и друг-продюсер Джои (Питер Фонда, "Беспечный ездок", "Золото Ули"). Однако это вызывает эмоциональный отклик, все эти характеры являются в определенном смысле потерянными душами, но они получают право на воссоединение благодаря этой поездке и вызывают долгую и теплую улыбку в финале. Поэтому "Границы" заканчиваются на мажорной ноте и не создают устойчивое ощущение упущенных возможностей после окончания просмотра и наблюдения кажущихся до боли знакомыми ситуаций и экранных ритмов.