Карен Лисснер утверждала, что замысел дебютного романа родился спонтанно – под впечатлением от разговора, невольно подслушанного в одной из видеотек. Ей и самой довелось прочувствовать нечто подобное тому, что выпало на долю многострадальной героине, поскольку мало кого знала в огромном Нью-Йорке и коротала вечера, беря напрокат по несколько видеокассет (не с голливудскими блокбастерами, а с умными «независимыми» фильмами). Правда, работа над текстом заняла почти год, зато усилия определённо не пропали втуне. «Кэрри Пилби», опубликованная силами Red Dress в 2003-м году, быстро стала бестселлером, разойдясь тиражом в пятьдесят тысяч экземпляров, и выдержала несколько переизданий. Мало того, спустя десять лет детище Лисснер включили в специальную серию для подростков (в данном случае – прежде всего для девушек-подростков) под наименованием Harlequin Teen. Вполне естественно, что писательница и по совместительству эссеистка, печатавшаяся в таких газетах, как The New York Times и The Philadelphia Inquirer, с радостью откликнулась на предложение об экранизации. При этом намерение реализовать проект без участия мейджоров «фабрики грёз» было воспринято Карен, скорее, положительно. Да, кинематографистам пришлось помимо прочего организовывать кампанию по сбору средств на Интернет-ресурсе Kickstarter, а тот факт, что съёмки получилось подгадать под рождественско-новогодние праздники, доставил особую радость, поскольку позволил сэкономить на декорациях и реквизите. Но результат-то себя оправдал.
Сьюзен Джонсон начинала профессиональную деятельность в качестве продюсера (1) и, кроме того, успела снять три короткометражки. Премьера «Кэрри Пилби» состоялась в рамках международного кинофестиваля в Торонто, затем было ещё несколько показов на киносмотрах, также не оставшихся незамеченными, и… ограниченный (всего шесть кинотеатров в марте-апреле 2017-го) кинопрокат. Зато заслуженный успех (в частности, попадание в число лидеров по скачиванию на iTunes) ожидал цифровой релиз. Оно и понятно. Фильм словно сразу предназначался для просмотра в одиночестве или в тесном кругу близких, как будто авторы обращаются к каждому конкретному зрителю – призывают поразмыслить над природой одиночества человека, находящегося не где-нибудь на лоне природы, а посреди суетливого мегаполиса. На мой взгляд, Джонсон в значительной степени обязана успехом точному выбору ведущей исполнительницы. Бел Паули (правда, приглашённая после того, как в пользу другой работы отказалась Хейли Стейнфилд) не привыкать изображать героинь младше себя, поскольку накануне, в «Дневнике девочки-подростка» /2015/, сыграла и вовсе пятнадцатилетнюю Минни. Но в данном случае важнее, что сама актриса (кстати, актриса во втором поколении, с лёгкостью превзошедшая достижения собственного отца Марка) является яркой личностью – обладает редкостным талантом удерживать внимание даже в те фрагменты, когда, кажется, не происходит никакого действия. Пространные монологи Кэрри (а тем более, затяжные споры с психотерапевтом по фамилии… Петров) с одной стороны исчерпывающе характеризуют персональные проблемы мисс Пилби, но с другой – не лишены остроумия и глубины, выдают наблюдательную натуру.
Что и говорить, быть вундеркиндом в нашем мире непросто. Девушка не без основания считает себя гением – и не только потому, что в четырнадцать лет поступила в Кембриджский университет и продолжает активно учиться самостоятельно, поглощая по семнадцать книг в неделю. Она искренне не понимает, как большинство людей может довольствоваться столь примитивными вещами – например, зацикливаться на вопросах секса. «Большинство» отвечает Пилби взаимностью, не желая общаться с чудачкой (на американский манер – «гиком»). На самом деле тут нет ничьего злого умысла. Доктор не объясняет пациентке прямо, но прозрачно намекает, что причина – в агрессивном снобизме, в интеллектуальном презрении к окружающим, включая тех, кто изначально настроен нейтрально или благожелательно. Это с очевидностью раскрывается, когда Кэрри, выполняя задание психотерапевта, решает не просто пойти на свидание, а сразу – разоблачить негодяя, не скрывающего, что хотел бы завести интрижку накануне свадьбы. Да и весь пресловутый список обязательных дел, составленный Петровым, не вызывает у гениальной особы энтузиазма. Она, мол, слишком умна, чтобы не понимать, что корень трудностей кроется в смерти матери и в невнимательности отца, остающегося в ненавистном Лондоне. Между прочим, и Нейтан Лейн, и Гэбриэл Бирн (в образах соответственно мудрого врачевателя и отца, не совсем заслужившего упрёки дочери) достойны похвалы, играя в сдержанной, очень деликатной манере.
Ближе к финалу, когда у Пилби, наконец, получается наладить отношения (почти романтические отношения!), она интересуется у заботливого соседа-музыканта: «Так, а Сай – сокращение от какого имени?» Ответив, Сайрус задаёт аналогичный вопрос. Однако выясняется, что Кэрри – это полная форма. Карен почти наверняка отсылала к одноимённому (неоднократно экранизированному) роману Стивена Кинга, намекнув, что и её персонаж-вундеркинд пусть не обладает даром телекинеза, но в глубине души – чувствует схожую враждебность со стороны окружения, особенно сверстников. Вот только мир, как с улыбкой поясняют авторы, далеко не всегда оборачивается скопищем кошмаров, как у упомянутого «короля ужасов». На поверку от лисснеровской Кэрри требуется не так уж много стараний, чтобы вписаться в социум. Даже на работе, в юридической конторе (притом что поначалу идея папы самостоятельно обеспечивать себя финансами не слишком понравилась), новенькой удаётся влиться в коллектив – и даже завести подругу. Жизнь налаживается, подростковые страхи постепенно улетучиваются, намечаются радость и счастье… Жаль только, что это стоило гибели (по недосмотру хозяйки) несчастной золотой рыбке.
Казалось бы, не Бог весть какой занимательный сюжет, соответствующий жанровым канонам. И всё-таки положительное впечатление, которое производит фильм, не спишешь исключительно на обаяние и талант Бел, а также её партнёров по съёмочной площадке. То обстоятельство, что второй полнометражной постановкой Сьюзен Джонсон станет комедия «Всем парням, которых я любила раньше» /2018/ (к слову, тоже экранизация, только прозы Дженни Хан), посвящённая созвучной тематике, далеко не случайно. «Кэрри в большом городе» повествует о незаурядном (выделяющемся из толпы умственным потенциалом и соответствующими духовными потребностями) человеке, однако трудности, которые девушке приходится преодолевать, – до смешного типичны для периода расставания с затянувшимся детством. Мистер Пилби прилетает из столицы Соединённого Королевства как раз вовремя, чтобы подставить дочери плечо – помочь совершить первый по-настоящему взрослый поступок. Но нужно уметь и прощать. От подростковых иллюзий лучше избавиться решительно и навсегда. Фильм сыграл немаловажную роль в актёрской карьере Паулер, которая следом попробует силы в других жанрах. Особенно любопытно сравнить партию Кэрри с ролью в пробирающем до дрожи триллере «Сага о чудовище. Сумерки» /2018/, где её Анне приходится столкнуться с миром, полным монстров.
_______
1 – Наибольшую известность получила, пожалуй, криминальная драма «Жестокий ручей» /2004/, тоже из жизни тинэйджеров.
8
,1
2016, США, Драмы
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Карен Лисснер утверждала, что замысел дебютного романа родился спонтанно – под впечатлением от разговора, невольно подслушанного в одной из видеотек. Ей и самой довелось прочувствовать нечто подобное тому, что выпало на долю многострадальной героине, поскольку мало кого знала в огромном Нью-Йорке и коротала вечера, беря напрокат по несколько видеокассет (не с голливудскими блокбастерами, а с умными «независимыми» фильмами). Правда, работа над текстом заняла почти год, зато усилия определённо не пропали втуне. «Кэрри Пилби», опубликованная силами Red Dress в 2003-м году, быстро стала бестселлером, разойдясь тиражом в пятьдесят тысяч экземпляров, и выдержала несколько переизданий. Мало того, спустя десять лет детище Лисснер включили в специальную серию для подростков (в данном случае – прежде всего для девушек-подростков) под наименованием Harlequin Teen. Вполне естественно, что писательница и по совместительству эссеистка, печатавшаяся в таких газетах, как The New York Times и The Philadelphia Inquirer, с радостью откликнулась на предложение об экранизации. При этом намерение реализовать проект без участия мейджоров «фабрики грёз» было воспринято Карен, скорее, положительно. Да, кинематографистам пришлось помимо прочего организовывать кампанию по сбору средств на Интернет-ресурсе Kickstarter, а тот факт, что съёмки получилось подгадать под рождественско-новогодние праздники, доставил особую радость, поскольку позволил сэкономить на декорациях и реквизите. Но результат-то себя оправдал. Сьюзен Джонсон начинала профессиональную деятельность в качестве продюсера (1) и, кроме того, успела снять три короткометражки. Премьера «Кэрри Пилби» состоялась в рамках международного кинофестиваля в Торонто, затем было ещё несколько показов на киносмотрах, также не оставшихся незамеченными, и… ограниченный (всего шесть кинотеатров в марте-апреле 2017-го) кинопрокат. Зато заслуженный успех (в частности, попадание в число лидеров по скачиванию на iTunes) ожидал цифровой релиз. Оно и понятно. Фильм словно сразу предназначался для просмотра в одиночестве или в тесном кругу близких, как будто авторы обращаются к каждому конкретному зрителю – призывают поразмыслить над природой одиночества человека, находящегося не где-нибудь на лоне природы, а посреди суетливого мегаполиса. На мой взгляд, Джонсон в значительной степени обязана успехом точному выбору ведущей исполнительницы. Бел Паули (правда, приглашённая после того, как в пользу другой работы отказалась Хейли Стейнфилд) не привыкать изображать героинь младше себя, поскольку накануне, в «Дневнике девочки-подростка» /2015/, сыграла и вовсе пятнадцатилетнюю Минни. Но в данном случае важнее, что сама актриса (кстати, актриса во втором поколении, с лёгкостью превзошедшая достижения собственного отца Марка) является яркой личностью – обладает редкостным талантом удерживать внимание даже в те фрагменты, когда, кажется, не происходит никакого действия. Пространные монологи Кэрри (а тем более, затяжные споры с психотерапевтом по фамилии… Петров) с одной стороны исчерпывающе характеризуют персональные проблемы мисс Пилби, но с другой – не лишены остроумия и глубины, выдают наблюдательную натуру. Что и говорить, быть вундеркиндом в нашем мире непросто. Девушка не без основания считает себя гением – и не только потому, что в четырнадцать лет поступила в Кембриджский университет и продолжает активно учиться самостоятельно, поглощая по семнадцать книг в неделю. Она искренне не понимает, как большинство людей может довольствоваться столь примитивными вещами – например, зацикливаться на вопросах секса. «Большинство» отвечает Пилби взаимностью, не желая общаться с чудачкой (на американский манер – «гиком»). На самом деле тут нет ничьего злого умысла. Доктор не объясняет пациентке прямо, но прозрачно намекает, что причина – в агрессивном снобизме, в интеллектуальном презрении к окружающим, включая тех, кто изначально настроен нейтрально или благожелательно. Это с очевидностью раскрывается, когда Кэрри, выполняя задание психотерапевта, решает не просто пойти на свидание, а сразу – разоблачить негодяя, не скрывающего, что хотел бы завести интрижку накануне свадьбы. Да и весь пресловутый список обязательных дел, составленный Петровым, не вызывает у гениальной особы энтузиазма. Она, мол, слишком умна, чтобы не понимать, что корень трудностей кроется в смерти матери и в невнимательности отца, остающегося в ненавистном Лондоне. Между прочим, и Нейтан Лейн, и Гэбриэл Бирн (в образах соответственно мудрого врачевателя и отца, не совсем заслужившего упрёки дочери) достойны похвалы, играя в сдержанной, очень деликатной манере. Ближе к финалу, когда у Пилби, наконец, получается наладить отношения (почти романтические отношения!), она интересуется у заботливого соседа-музыканта: «Так, а Сай – сокращение от какого имени?» Ответив, Сайрус задаёт аналогичный вопрос. Однако выясняется, что Кэрри – это полная форма. Карен почти наверняка отсылала к одноимённому (неоднократно экранизированному) роману Стивена Кинга, намекнув, что и её персонаж-вундеркинд пусть не обладает даром телекинеза, но в глубине души – чувствует схожую враждебность со стороны окружения, особенно сверстников. Вот только мир, как с улыбкой поясняют авторы, далеко не всегда оборачивается скопищем кошмаров, как у упомянутого «короля ужасов». На поверку от лисснеровской Кэрри требуется не так уж много стараний, чтобы вписаться в социум. Даже на работе, в юридической конторе (притом что поначалу идея папы самостоятельно обеспечивать себя финансами не слишком понравилась), новенькой удаётся влиться в коллектив – и даже завести подругу. Жизнь налаживается, подростковые страхи постепенно улетучиваются, намечаются радость и счастье… Жаль только, что это стоило гибели (по недосмотру хозяйки) несчастной золотой рыбке. Казалось бы, не Бог весть какой занимательный сюжет, соответствующий жанровым канонам. И всё-таки положительное впечатление, которое производит фильм, не спишешь исключительно на обаяние и талант Бел, а также её партнёров по съёмочной площадке. То обстоятельство, что второй полнометражной постановкой Сьюзен Джонсон станет комедия «Всем парням, которых я любила раньше» /2018/ (к слову, тоже экранизация, только прозы Дженни Хан), посвящённая созвучной тематике, далеко не случайно. «Кэрри в большом городе» повествует о незаурядном (выделяющемся из толпы умственным потенциалом и соответствующими духовными потребностями) человеке, однако трудности, которые девушке приходится преодолевать, – до смешного типичны для периода расставания с затянувшимся детством. Мистер Пилби прилетает из столицы Соединённого Королевства как раз вовремя, чтобы подставить дочери плечо – помочь совершить первый по-настоящему взрослый поступок. Но нужно уметь и прощать. От подростковых иллюзий лучше избавиться решительно и навсегда. Фильм сыграл немаловажную роль в актёрской карьере Паулер, которая следом попробует силы в других жанрах. Особенно любопытно сравнить партию Кэрри с ролью в пробирающем до дрожи триллере «Сага о чудовище. Сумерки» /2018/, где её Анне приходится столкнуться с миром, полным монстров. _______ 1 – Наибольшую известность получила, пожалуй, криминальная драма «Жестокий ручей» /2004/, тоже из жизни тинэйджеров.