Российская глубинка, 1990-е годы. Несостоявшаяся в карьере красавица Мила и ее сестра, мать двух детей Галя становятся соперницами в любовном треугольнике, который оборачивается семейной трагедией. История роковой разобщенности внутри одной семьи «Не чужие» стала последней режиссерской работой Народной артистки России Веры Глаголевой. На фестивале «Кинотавр»-2018, где состоялась премьера фильма, Вере Витальевне был посмертно присужден почетный приз. Сценарий написала драматург Ольга Погодина-Кузмина на основе собственной пьесы «Глиняная яма».
Не достигнув успеха в Москве, красивая, волевая, но разочаровавшаяся во всем Мила возвращается домой в провинцию. Ее встречает такая же измученная жизнью мать и сестра Галина, воспитывающая двух маленьких детей от первого брака. К неудовольствию матери, Галя встретила новую любовь – привлекательного мужчину из Средней Азии Рустама. Обстановка в доме накаляется, когда Мила тоже увлекается Рустамом, и тот отвечает ей взаимностью. Страсти и распри между самими близкими людьми приводят к трагедии с невинными жертвами.
Семейную драму «Не чужие» можно посмотреть в нашем онлайн-кинотеатре.
Режиссёры | Вера Глаголева |
---|---|
Продюсеры | Наталья Иванова |
Актёры | Санжар Мади, Татьяна Владимирова, Лилия Волкова, Анна Капалева, Дмитрий Кривочуров, Иван Титяев, Бибигуль Суюншалина |
Сценаристы | Ольга Погодина-Кузмина |
Операторы | Руслан Герасименков |
Мила возвращается из столицы в родной провинциальный город, где время будто застыло в 90-х. Молодая женщина в подавленном состоянии, она сбрасывает звонки мобильника. Дома мать жалуется: сестра твоя совсем свихнулась. Любовь, видишь ли у нее, перед соседями стыдно. Я все надеялась, найдет себе порядочного мужчину, обеспечит детям отца. Как Федор в прошлом году утонул в карьере, как говорится, башмаков не износила. На рынке к ней привязался – прописки нет, из какого-то аула. Зачем с таким связываться? Мила просит перевести разговор на что-нибудь более позитивное. Мать говорит, что в целом все нормально: сама она работает, Галину заведующей сделали, мальчишки у нее дружные, учатся без троек. А как твой? Нормально, все в шоколаде. Разводиться не надумал? Мила не желает обсуждать свою личную жизнь. Мать утверждает, что Мила неважно выглядит, худая очень стала. На диете что ли сидишь? Нет! Понятно, аборт сделала. Мила психует. Мать Милу не осуждает – нечего нищету плодить. Она и Галине об этом всегда говорила. Сейчас мается в двумя детьми. Сашка совсем большой стал, иногда такие вопросы задает – не знаешь, что ответить. У них же там все в одной комнате… А карьер закрыли, суды там у них какие-то. Директор, говорят, за границу сбежал с деньгами. Столько людей поувольняли. В тяжелые времена нужно держаться друг за друга. У меня же за вас обеих сердце болит... Мила утверждает, что уже устала от матери: давай хоть выпьем, что ли. Та предлагает подождать прихода гостей. Мила наливает себе водки.
Вечером приходит Галина. С нем молодой молчаливый мужчина. Галина целует Милу: сестренка моя любимая приехала! Красивая-то какая! Ты тоже посвежела. Галина говорит: когда у женщин жизнь складывается, им никакая диета не нужна. Правда, Рустам? Милка, знакомься, это мой Рустам. Мила вручает подарки. Мобильник старшему племяннику, игрушечную машинку – младшему, матери и сестре по флакону духов. Все усаживаются за стол. А где мальчишки? Уроки доделают и придут. Ты надолго приехала? Насовсем. Мать в шоке: как насовсем? Нет, я рада, но ты мне не сказала. Да ты не слушай ее, Милка, она тебя все время ждала, ты же у нее любимая дочка. Разве я? Ну не я же. Рустам, наливай. Мать поднимает тост за то, что они наконец-то собрались все вместе, по-семейному. Все же не так плохо мы живем. Вот только Федор от нас ушел, царство ему небесное. Все-таки отец твоим детям был, двенадцать лет с ним прожила. Галина злится: будто ты не знаешь, какая это жизнь была. А как он по дому за мной пьяный бегал, как я детей к соседям прятала, ты забыла? Но он же все-таки любил тебя… Да в гробу я такую любовь видела! Рустам в разговоре женщин не участвует, не пьет. Галина накладывает ему салат, потом объявляет: можете нас поздравить, мы с Рустамом ждем ребенка, будем свадьбу играть. Мать ошарашена: обрадовали, ничего не скажешь… Одна после аборта приехала, другая беременная. Совсем свихнулись девки. Теперь начинает злиться уже Мила: это обязательно надо при посторонних обсуждать? Галина замечает: Рустам не посторонний. А, значит, можно не стесняться, да? Ну давайте поговорим, нас же тут три женщины, есть что рассказать. Галина одергивает сестру: что ты истерику закатываешь? Тоже мне, принцесса. Мила и Галина начинают перепалку. Масла в огонь подливает мать. В результате Галина ссорится с матерью, они с Рустамом уходят. Мила говорит: мама, ну что ты за человек, ты не видишь, что мне выть хочется? Я думала, что дома хотя бы в себя приду. Ладно, прости, выпей со мной.
Галина и Рустам лежат в постели. За шторкой шушукаются сыновья Галины. Рустам говорит: ты сказала, что твоя мать к себе детей заберет, а теперь к ней твоя сестра приехала. Галина утверждает: да возьмет, никуда она не денется. Вот поженимся, я их к ней отправлю. А почему сейчас нельзя? Да не думай ты о них, Рустам, они еще маленькие, ничего не понимают.
Флешбэк. Маленький Рустам и его брат бегают, играют, бросают в горную речку камешки. Мать готовит в казане плов. Отец зовет мальчиков обедать. Мужчины усаживаются за стол. Мать подает им еду.
По городу едет свадебный кортеж из двух машин. В местной столовой заказан банкет. Подруга Галины Шура беседует с ее матерью. Та сетует: у этого жениха даже костюма не было, все пришлось покупать. Не везет моим девкам на мужиков. Людмила жила с богатым человеком, он для нее ничего не жалел: квартиру снимал, на курорты возил, даже в Париж, вот только разводиться не захотел, она и взбрыкнула, гордая больно. А Галина – наоборот, слишком доверчивая. К столовой подъезжают молодые, их встречают хлебом-солью, каравай на рушнике выносит на крыльцо мать. Тамадой на свадьбе выступает Шура. Невеста просит не наливать спиртного ни ей, ни жениху: Рустам не пьет, и ей сейчас тоже нельзя. Сергуня, бывший одноклассник Галины, требует, чтобы жених по русской традиции замахнул стаканчик. Невеста просит не приставать к Рустаму: сказано ведь – не пьет он. Ну, мы тогда с Милкой выпьем. Мила выпить не отказывается, но на навязчивые ухаживания хлипкого мужичонки отвечает презрительным взглядом. Мать упрекает Галину в том, что она со своей свадьбой совсем забросила сыновей. Та утверждает, что ей известно, где сейчас находятся ее дети, а на взрослом празднике им делать нечего. Когда гости кричат «горько!», жених невесту не целует. Начинаются танцы. За столом остаются сидеть только жених с невестой. Дядя Толя подговаривает Сергуню отвлечь жениха, чтобы украсть невесту, как и положено на свадьбе. Пьяный Сергуня отзывает Рустама в сторону. Галину тем временем отводят на кухню. Сергуня спрашивает: почему твои родственники на свадьбу не приехали? Рустам говорит: а твое какое дело? Так просто, интересуюсь. Ты ж вроде мусульманин, а на нашей женишься. Думаю, твоим родственникам это бы тоже не понравилось. А я считаю, что нечего вам, чуркам, на нашу землю лезть, и женщин наших… Рустам бьет Сергуню по физиономии, тот падает. Прибегает мать, пытается успокоить Сергуню. Рустам с невозмутимым выражением лица возвращается в зал, садится на свое место. Дядя Толя и Шура сообщают ему, что его невесту украли. Где она? Выкуп давай, тогда скажем. С кухни прибегает взволнованная Анна Ивановна: Галина рожает! Рустам поддерживает под руку свою новоиспеченную жену, у которой начались схватки. Мать командует: скорую вызывайте! Галина просит ее забрать к себе детей.
Флешбэк. В горном ауле радость: женится брат Рустама. Родители и жених с невестой усаживаются в украшенные лентами старенькие «Жигули» и уезжают.
Мать упрекает Милу за то, что та курит, не помогает ей ухаживать за племянниками. Та огрызается: я вам не домработница. Мать говорит: решай уже, что будешь делать, на работу устройся.
Мила приходит на рынок. Торговый павильон еще пуст. Она заходит в разрубочную. Там Рустам рубит мясо. Привет. Здравствуй. Мила ловит взгляд парня на ее декольте. Чё смотришь? Нравится? Нравится. Мясо-то хорошее? А ты мяса хочешь? Щас. Рустам уходит в подсобку. Мила идет следом. Она обнимает молодого человека сзади, целует его в шею. Рустам разворачивается, подхватывает женщину, усаживает ее на стол. Они занимаются сексом.
Мила договаривается с Анной Ивановной, что будет работать в отделе «Цветы» продавцом.
Мила возвращается поздно вечером домой, встречает во дворе Сергуню. Слышал, ты на рынок работать устроилась. А как же твой спонсор? Обратно не зовет? Пошел ты. Ты чё такая злая? Отвали. Ты мне на один вопрос, ответь, красавица: почему вас, баб, так к черным тянет? Что, у них в штанах какое-то сокровище? Может, я тебя не хуже ублажить сумею? Ты проверь. Мила отталкивает Сергуню: вали, пока не получил.
Мила приходит на работу. Она выбрасывает завядшие цветы. Анна Ивановна говорит, что из них еще можно сделать букеты, их хорошо берут. Мила язвит: разве что на похороны. Пойду пройдусь по рынку, пока народу нет. Зря ты, Милка, вернулась. У нас город маленький, ничего не скрыть. А я ничего и не скрываю.
Мила приходит в разрубочную, где работает Рустам. Говорил тебе, не приходи сюда. Мила интересуется: и что теперь, прошла любовь? Не очень-то ты мне и был нужен. Меня вон Марат в ресторан зовет. Рустам: правду говорят, невозможно остановить болтовню ревнивой женщины. Это я-то ревную? К Гальке что ли? Мне стоит мизинцем пошевелить, за мной любой побежит. В глазах Милы стоят слезы. Рустам вздыхает: мне земляк ключи от гаража оставил, приходи вечером.
Во время свидания в гараже Мила интересуется у любовника: у тебя много было женщин? Рустам молчит. Почему ты выбрал мою сестру? Неужели из-за прописки? Мне с ней спокойно. А со мной тебе плохо? Хорошо.
Рустам и Галина идут по улице. Галина катит коляску. Ты почему на дочку не смотришь? Ты говорила, будет сын. Будет у нас сын, Рустам. Если я без любви от пьяницы двух мальчишек родила, неужели от любимого не смогу. Супруги приходят в гости к матери. Там собрались гости: дядя Толя, Анна Ивановна, Сергуня. Выпьем за молодых родителей! Галина делится своими планами: вот кризис закончится, кредит возьмем, трехкомнатную построим. Старшее поколение отговаривает от этой затеи: детей надо на ноги ставить. Мила к столу не выходит. Она говорит, что у нее болит голова, ей нужно прогуляться. Сергуня пытается увязаться за ней: водка все равно закончилась, а мне по пути. Анна Ивановна с дядей Толей тоже собираются и уходят. Потом домой отправляется и молодое семейство.
Флешбэк. Украшенные лентами «Жигули» едут по горной дороге. Рустам после отъезда родных тоже хочет отправиться за ними следом. Его мотоцикл не заводится.
Рустам и Мила в гараже. Ты меня любишь хоть капельку? Рустам говорит, что пора идти домой. Красивый ты мужик, в Москве мог бы хорошо устроиться. А где твои родители живут? Никто не живет, я один.
Флешбэк. С гор стремительно несется сель. Рустам на мотоцикле пытается нагнать своих родных. Он видит последствия стихийного бедствия.Молодой человек кричит от ужаса и отчаянья,бросает свой мотоцикл, мечется по валунам.
Рустам говорит Галине: пусть дети у твоей матери насовсем остаются. Мне чужие дети не нужны. Так и будет, Рустам, я с ней поговорю. Если ты их снова сюда возьмешь – я уйду. В постели Галина прижимается к мужу: а сына мы с тобой еще родим. Рустам говорит: от тебя молоком пахнет. Он гладит жену по волосам.
Шура гадает Галине на картах. Завистница у тебя появилась, как бы твой король бубновый себе кралю не завел. Да я все время об этом думаю, аж сердце болит. Мать выговаривает подруге дочери: Александра, хватит тебе ее накручивать. А тебе, Галина, нужно детей от меня забрать, я работаю, Мила работает, нам некогда. Мам, ну потерпи хоть месяц, я еще слаба.
В отдел «Цветы» заявляется Сергуня. Он пытается развлекать Милу байками, та не реагирует. Заходит мать Милы: я сумки у вас тут оставлю? Зашла тетради детям взять, накупила картошки и овощей, аж спина заболела. Мила, как ты думаешь, если я Рустама попрошу – донесет он мне сумки? А я-то тут причем? Сергуня утверждает, что у мусульман мужчины сумкине носят, они это за обиду считают. Анна Ивановна говорит, что мусульмане с их рынка все очень хорошие, вежливые и не пьют, как некоторые. Сергуня, а может ты мне поможешь сумки до дома донести? А я вам пока не зятек, что мне зря ломаться. Мать снова хватается за тяжелые сумки, тащит их к выходу. Ладно, Петровна, стой, помогу по-соседски.
Мила и Рустам в гараже. Я белье новое купила, красивое? Красивое. Хочешь я тебе станцую? А мне сегодня мой бывший звонил, обратно в Москву зовет, квартиру обещал купить. Ну так езжай. Знаешь, что я подумала? Я забеременею, а ему скажу, что ребенок от него. Поедешь со мной? Я лично не собираюсь вечно сидеть в этой дыре. А ты так и будешь всю жизнь мясо на рынке рубить? Может быть. Рустам, пока мы живые, нужно жить в свое удовольствие, по полной программе. Ты понимаешь, какие в Москве возможности? Там деньги просто под ногами лежат. Рустам говорит: мне чужие деньги не нужны. Глупенький, там не чужое, там все наше. Мы же умные, красивые, уедем, прошу тебя. Я не хочу тебя больше ни с кем делить. Ты мой!
Сергуня встречает Рустама возле рынка. Надо и нам ваши мусульманские законы перенять, чтобы каждому мужику по две жены. Или в гаражах-то оно лучше, чем дома на перине? А если Галька узнает? И что? Думаю, проблемы у тебя будут, брат. Нет, у меня проблем не будет.
У Галины заболела дочка. Она очень волнуется за малышку. Мать интересуется: а за мальчишек своих не волнуешься? Дети с матерью должны жить. На выходные – ради бога, я внукам всегда рада. Мам, ну не нужны они мне здесь, их и положить-то некуда. Думать надо было, когда третьего рожала! Сегодня же забирай. Они из школы придут, я их покормлю и к тебе отправлю. Галина злится: я их тогда в интернат отдам. Отдавай, если тебе перед людьми не стыдно. Останутся сиротами при живой матери. Хорошая судьба у детей будет: отец от пьянки умер, а мать из дома выгнала ради мужика. Ну не любит их Рустам! Зато я свою жизнь устроила. А ты уже старуха, радоваться должна, что хоть кому-то пользу приносишь. Мам, пойми ты меня, я до него словно рыба была, а с ним будто вся в огне горю. И не стыдно такое матери говорить? Дура ты. Нашла себе счастье. Да если б ты знала! Что? Он почти каждый вечер в гаражах с Людмилой. Не хотела тебе говорить, но ты сама меня вынудила. Кто тебе такое сказал? Да все говорят. Ботинки у своего проверь. А детей забирай, это их отца жилплощадь, они здесь должны жить.
Поздно вечером Галина спрашивает мужа: ты где ботинки глиной запачкал, не в гаражах? Может, и в гаражах. Значит, это правда про вас с Людмилой? Правда. Как ты мог! Я же вам обоим верила. И давно это у вас? Любишь ее? Мне женщина нужна была. Сердца у тебя нет, другую найти не мог. Рустам молча собирается и уходит. Куда ты, к ней?
Мать спрашивает Милу: это правда? Что? Мне Сегруня рассказал. В кого ж ты такая бесстыжая, Мил? А если я его люблю? Или ты это прекратишь, или я тебя вышвырну отсюда. Да я сама уйду. В Москву уеду и Рустама с собой заберу. А вы оставайтесь в этом убожествесо своими сопливыми детьми.
Флешбэк. Рустам бредет по нагромождениям грязи, камней и поваленных деревьев. Из кучи торчит антенна с ленточкой. Юноша рыдая начинает руками раскапывать гору глины. Появляется синяя крыша автомобиля. Обезумевший от горя Рустам валится на бок.
Мила приходит домой. Галина портновскими ножницами изрезала нижнее белье и красивую одежду сестры. Сдурела что ли? Галина продолжает кромсать вещи Милы. Та возмущается: стерва! А нечего чужих мужей тряпками сманивать. Да ты на себя посмотри, корова. Рустам женился на тебе из-за прописки, для смеха, это у меня с ним настоящая любовь. Ты сама ему навязалась, шлюха подзаборная. Так к шлюхам-то мужики и уходят, с вами – тоска. Рустам мне дочкой поклялся, что с тобой закончит. Значит, твоя дочка ему нужна точно так же, как и ты. Это ты никому не нужна! Даже твой старик и тот к жене вернулся. Он не старик, ему 52 всего, и он мне все телефоны оборвал, в Москву зовет, квартиру покупает. Что ж ты тут тогда делаешь? Давай, беги к нему. И побегу, только Рустама с собой заберу. Ишь, чего захотела. Да у нас все уже решено, и билеты куплены. Врешь, гадина. Галина замахивается на сестру ножницами. Ее хватает за руку подоспевший вовремя Рустам. Он выбрасывает ножницы и уходит из квартиры. На лестнице Рустам встречает тещу. На той лица нет: у нас дети пропали. Утром ушли и пропали. В школе их не было, никто их не видел. Из квартиры выходит Мила: да найдутся ваши дети, кому они нужны. Мать продолжает причитать: я на них накричала вчера, они опять грязные пришли, и Миша салатницу разбил. Я сказала, что в интернат их отдам. Но я же это просто так. Теперь не знаю, что и думать. Саша в последнее время все молчит, Миша плачет.
Мила сбрасывает в сумку флаконы с косметикой. Среди них она видит свой старый мобильник, который она подарила племяннику. Там она обнаруживает видео, которые записали мальчики. Дорогая мама, а также бабушка, тетя Люда и дядя Рустам. Вы сказали, что отдадите нас в интернат. У мамы есть новый ребенок и дядя Рустам, мы ей больше не нужны. Мишка вам все прощает, а я – нет. Мы к папке нашему в карьер пошли.
Миша и Саша стоят на платформе, под ними – глубокая пропасть карьера, заполненная на дне водой. Саш, а умирать не больно? А ты закрой глаза, тогда ничего не почувствуешь.
Рустам бежит по территории заброшенного карьера. Галина и ее мать тоже ищут детей, выкрикивают их имена. К поискам подключился даже Сергуня.
Миша зажмуривает глаза, говорит брату: я готов.
Рустам что-то видит, он спускается вниз по насыпи и скрывается из виду. Подбежавшие женщины застывают в оцепенении. Через некоторое время появляется Рустам, он несет на руках обоих мальчиков. Галина обнимает сыновей, плачет.
Мила покидает родной город. Ее никто не провожает.
Отзывы