Шведского режиссера Лизу Лангсет ("Отель", "К чему-то прекрасному") и ее соотечественницу Алисию Викандер ("Tomb Raider: Лара Крофт", "Погружение") связывает не только продолжительная многолетняя дружба, но и извилистый путь совместных работ в киноиндустрии. Существенная разница на данный момент заключается лишь в том, что на данный момент Викандер - всемирно известная звезда и обладательница "Оскара", а Лангсет только еще пытается амбициозно преодолеть весьма тесные рамки артхауса и начать снимать мэйнстрим, кажущийся далеким от заезженных шаблонов. В своей третьей работе "Эйфория", которая получила в прошлом году премьеру на фестивале в Торонто и была представлена именно как англоязычный проект, Лиза Лангсет предлагает авторский взгляд на такую весьма деликатную тему как эвтаназия. С одной стороны, режиссер из Швеции выступает как популяризатор права на свободу добровольного ухода из жизни каждого индивидуума, а с другой - она предсказуемо проповедует о высоконравственном, о жизни как о высшей ценности, данной каждому из нас. Очевидно, что косвенно на выбор тематики для "Эйфории" повлияло то, что Лангсет - философ по базовому образованию и желание красиво высказаться на одну из тем современного гуманизма в европейской традиции взяло верх в этом авторском проекте. И совершенно не имеет значения, удался этот фильм или нет, но он поднимает острые моральные вопросы и заставляет о многом задуматься. Прекрасная идея о варианте последнего рая на Земле, где исполняются все желания перед отходом в иной мир, сознательно сконструирована в этом случае, она кажется запоздалым и надуманным высказыванием Лизы Лангсет на тему призрачности свободы для любого человека вообще, и гедонистический образ жизни перед смертью отнюдь не позволяет считать это проявлением свободы. Поэтому "Эйфория" обречена на стилистическую неоднородность, начинаясь как триллер, продолжая как мистерия и заканчивая как семейная психологическая драма.
Выдвигая в качестве основы для главного конфликта в "Эйфории" сложные отношения между двумя сестрами - Инес (Алисия Викандер) и Эмили (Ева Грин, "Дом странных детей Мисс Перегрин", сериал "Страшные сказки"), Лиза Лангсет стремится урегулировать их до наступления последнего срока и последних минут на этой бренной планете у одной из них. Они очень разные. Роль Инес, младшей сестры, очень легко можно интерпретировать как роль носительницы ценностей и свобод западного постиндустриального мира, которая смешивает воедино индивидуализм и эгоизм и не делает между ними больших различий. Инес - успешный фотограф, которая живет в Нью-Йорке, одержимая творчеством и самореализацией. Она не видела свою старшую сестру Эмили уже несколько лет из-за размолвки, возникшей достаточно давно на почве семейных отношений. Эмили в исполнении Евы Грин представляет практически сразу же образ молодой женщины, с которой явно что-то не так. Тем не менее, это Инес сделала паузу в своем творчестве после не слишком удачной выставки и разгромных рецензий и решила все-таки встретиться с сестрой. Эмили запланировала своеобразный праздник, благодаря которому она сможет поговорить обо всем с Инес и поставить ее в известность о не очень приятной новости. Лиза Лангсет очень мягко нагнетает интригу и отправляет сестер в путешествие через всю Европу в Швейцарию. Эмили описывает эту поездку как путь в "самое прекрасное место на Земле". Инес все кажется слегка нестандартным и подозрительным в поведении Эмили, ее сестра сорит деньгами, бронирует дорогие номера в лучших отелях, заказывает дорогую еду в ресторанах и наконец едет в таинственный пункт назначения. Только косвенно можно догадаться позже о том, что страшный диагноз Эмили - это онкология, и она пытается хотя бы как-то в соответствии со своими представлениями обрадоваться жизни на ее закате. Поняв после трех долгих лет беспощадной борьбы, что она проиграла после всех курсов химиотерапии, Эмили решает покончить с собой при помощи специально разработанной программы для богатых клиентов в красивейшем природном уголке в одном из швейцарских кантонов.
Лангсет в "Эйфории" хорошо удается выстроить именно эмоциональное напряжение, которое возникает между двумя родными людьми, являющимися таковыми только формально и не чувствующими никакого родственного влечения друг к другу. Продолжив это и сохраняя тайну, автору фильма можно было без всякого труда выстроить триллер с раскрытием всех неизвестных в финале ленты, но после прибытия Эмили и Инес в место, где люди добровольно уходят из жизни спустя шесть дней, теряется с таким трудом набранная интрига повествования. Зрителю предоставляется возможность посмотреть со стороны на современную фабрику смерти для обреченных, где каждый может заниматься все оставшееся в его распоряжении время любимым делом, общаться, спокойно готовиться и свыкаться с мыслью о неизбежности смерти и перехода в иной мир. У Инес, привыкшей считать себя свободной и вольной делать все, что она хочет, возникает вполне предсказуемый эмоциональный шок, ее сестра Эмили, эта забитая тихоня оказалась способной принять решение и совершить поступок для самой себя. Лиза Лангсет буквально силой, принудительно оставляет сестер друг с другом и с ситуацией, когда шаги смерти все ближе и ближе к одной из них. Во втором акте "Эйфории" возникает четко просчитанная, практически смоделированная до мелочей психологическая драма, где при помощи одних только диалогов и совместных воспоминаний для зрителя предоставляется возможность самому реконструировать ход событий в жизни Инес и Эмили и выставить ему этическую оценку. Можно повспоминать и общее детство, и насладиться давно забытой едой, и попытаться понять друг друга и, само собой, простить. Поэтому необычайно важно, с точки зрения, Лангсет уметь укрощать гордыню и принимать смерть в заведенном ударами колокола распорядке, когда каждый из гостей этого прекрасного особняка, служащего перевалочным пунктом между двумя мирами, начинает проявлять себя подобно лакмусовой бумаге и выдает ожидаемый спектр эмоций.
Трактуя добровольную смерть, эвтаназию, как повод для последней встречи автор "Эйфории" практически полностью использует весь актерский ресурс Алисии Викандер и Евы Грин. К началу третьего акта становится очевидно, что предельная психологическая глубина роли каждой из них уже достигнута и ожидать дальнейшего погружения в образы уже не придется. В этот же момент эмоциональное движение в ленте замирает и теряет всякие оттенки, потому что красивая смерть в финале в красивом месте будет просто гарантирована, бунта не будет, не будет бегства. Крайне убедительна в этом дуэте Ева Грин, которой удалось не просто воплотить самой собой вопрос "почему я?", а еще и разыграть карту, о которой вряд ли помышляла Лиза Лангсет. Сдерживаемая семейными узами и заботой о матери Эмили, отдала своей родительнице часть себя и большую часть своей короткой жизни, ее преданность, ее верное поведение не получили должного вознаграждения на небесах, коль скоро она сама превратилась в жертву. Очевидно, что благодаря этому основному драматургическому ходу и выстраивается в основном все действие ленты, но отношения между сестрами даже в такой эмоционально-непростой час продолжают оставаться стерильными, они слишком разные, между ними нет экранной химии и нет искры. Лиза Лангсет пытается быть оригинальной, но проигрывает в теплоте и чувствах. Герои второго плана, введенные в фильм в исполнении Шарлотты Рэмплинг, Чарльза Дэнса и Марка Стэнли связывают эпизоды, но не дают возможности понять окончательно, почему человек так стремится уйти из жизни предсказуемо и просто и почему не ценит каждую минуту отведенного времени. Лента, несмотря на всю свою сложность и кажущуюся оригинальной идею сценария, остается проектом во многом упущенных возможностей, хорошо разработанным упражнением на заданную тему, а не уникальным высказыванием на тему эвтаназии. В "Эйфории" Лиза Лангсет пытается вырваться и оторваться от традиций европейского авторского кино, но в итоге она только нагружает сценарий стереотипами и в очень ограниченном варианте использует возможности актрис топ-класса, исполнительские возможности которых могли позволить гораздо более смелое высказывание на животрепещущую тему добровольного самоубийства.
6
,0
2017, Драмы
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Шведского режиссера Лизу Лангсет ("Отель", "К чему-то прекрасному") и ее соотечественницу Алисию Викандер ("Tomb Raider: Лара Крофт", "Погружение") связывает не только продолжительная многолетняя дружба, но и извилистый путь совместных работ в киноиндустрии. Существенная разница на данный момент заключается лишь в том, что на данный момент Викандер - всемирно известная звезда и обладательница "Оскара", а Лангсет только еще пытается амбициозно преодолеть весьма тесные рамки артхауса и начать снимать мэйнстрим, кажущийся далеким от заезженных шаблонов. В своей третьей работе "Эйфория", которая получила в прошлом году премьеру на фестивале в Торонто и была представлена именно как англоязычный проект, Лиза Лангсет предлагает авторский взгляд на такую весьма деликатную тему как эвтаназия. С одной стороны, режиссер из Швеции выступает как популяризатор права на свободу добровольного ухода из жизни каждого индивидуума, а с другой - она предсказуемо проповедует о высоконравственном, о жизни как о высшей ценности, данной каждому из нас. Очевидно, что косвенно на выбор тематики для "Эйфории" повлияло то, что Лангсет - философ по базовому образованию и желание красиво высказаться на одну из тем современного гуманизма в европейской традиции взяло верх в этом авторском проекте. И совершенно не имеет значения, удался этот фильм или нет, но он поднимает острые моральные вопросы и заставляет о многом задуматься. Прекрасная идея о варианте последнего рая на Земле, где исполняются все желания перед отходом в иной мир, сознательно сконструирована в этом случае, она кажется запоздалым и надуманным высказыванием Лизы Лангсет на тему призрачности свободы для любого человека вообще, и гедонистический образ жизни перед смертью отнюдь не позволяет считать это проявлением свободы. Поэтому "Эйфория" обречена на стилистическую неоднородность, начинаясь как триллер, продолжая как мистерия и заканчивая как семейная психологическая драма. Выдвигая в качестве основы для главного конфликта в "Эйфории" сложные отношения между двумя сестрами - Инес (Алисия Викандер) и Эмили (Ева Грин, "Дом странных детей Мисс Перегрин", сериал "Страшные сказки"), Лиза Лангсет стремится урегулировать их до наступления последнего срока и последних минут на этой бренной планете у одной из них. Они очень разные. Роль Инес, младшей сестры, очень легко можно интерпретировать как роль носительницы ценностей и свобод западного постиндустриального мира, которая смешивает воедино индивидуализм и эгоизм и не делает между ними больших различий. Инес - успешный фотограф, которая живет в Нью-Йорке, одержимая творчеством и самореализацией. Она не видела свою старшую сестру Эмили уже несколько лет из-за размолвки, возникшей достаточно давно на почве семейных отношений. Эмили в исполнении Евы Грин представляет практически сразу же образ молодой женщины, с которой явно что-то не так. Тем не менее, это Инес сделала паузу в своем творчестве после не слишком удачной выставки и разгромных рецензий и решила все-таки встретиться с сестрой. Эмили запланировала своеобразный праздник, благодаря которому она сможет поговорить обо всем с Инес и поставить ее в известность о не очень приятной новости. Лиза Лангсет очень мягко нагнетает интригу и отправляет сестер в путешествие через всю Европу в Швейцарию. Эмили описывает эту поездку как путь в "самое прекрасное место на Земле". Инес все кажется слегка нестандартным и подозрительным в поведении Эмили, ее сестра сорит деньгами, бронирует дорогие номера в лучших отелях, заказывает дорогую еду в ресторанах и наконец едет в таинственный пункт назначения. Только косвенно можно догадаться позже о том, что страшный диагноз Эмили - это онкология, и она пытается хотя бы как-то в соответствии со своими представлениями обрадоваться жизни на ее закате. Поняв после трех долгих лет беспощадной борьбы, что она проиграла после всех курсов химиотерапии, Эмили решает покончить с собой при помощи специально разработанной программы для богатых клиентов в красивейшем природном уголке в одном из швейцарских кантонов. Лангсет в "Эйфории" хорошо удается выстроить именно эмоциональное напряжение, которое возникает между двумя родными людьми, являющимися таковыми только формально и не чувствующими никакого родственного влечения друг к другу. Продолжив это и сохраняя тайну, автору фильма можно было без всякого труда выстроить триллер с раскрытием всех неизвестных в финале ленты, но после прибытия Эмили и Инес в место, где люди добровольно уходят из жизни спустя шесть дней, теряется с таким трудом набранная интрига повествования. Зрителю предоставляется возможность посмотреть со стороны на современную фабрику смерти для обреченных, где каждый может заниматься все оставшееся в его распоряжении время любимым делом, общаться, спокойно готовиться и свыкаться с мыслью о неизбежности смерти и перехода в иной мир. У Инес, привыкшей считать себя свободной и вольной делать все, что она хочет, возникает вполне предсказуемый эмоциональный шок, ее сестра Эмили, эта забитая тихоня оказалась способной принять решение и совершить поступок для самой себя. Лиза Лангсет буквально силой, принудительно оставляет сестер друг с другом и с ситуацией, когда шаги смерти все ближе и ближе к одной из них. Во втором акте "Эйфории" возникает четко просчитанная, практически смоделированная до мелочей психологическая драма, где при помощи одних только диалогов и совместных воспоминаний для зрителя предоставляется возможность самому реконструировать ход событий в жизни Инес и Эмили и выставить ему этическую оценку. Можно повспоминать и общее детство, и насладиться давно забытой едой, и попытаться понять друг друга и, само собой, простить. Поэтому необычайно важно, с точки зрения, Лангсет уметь укрощать гордыню и принимать смерть в заведенном ударами колокола распорядке, когда каждый из гостей этого прекрасного особняка, служащего перевалочным пунктом между двумя мирами, начинает проявлять себя подобно лакмусовой бумаге и выдает ожидаемый спектр эмоций. Трактуя добровольную смерть, эвтаназию, как повод для последней встречи автор "Эйфории" практически полностью использует весь актерский ресурс Алисии Викандер и Евы Грин. К началу третьего акта становится очевидно, что предельная психологическая глубина роли каждой из них уже достигнута и ожидать дальнейшего погружения в образы уже не придется. В этот же момент эмоциональное движение в ленте замирает и теряет всякие оттенки, потому что красивая смерть в финале в красивом месте будет просто гарантирована, бунта не будет, не будет бегства. Крайне убедительна в этом дуэте Ева Грин, которой удалось не просто воплотить самой собой вопрос "почему я?", а еще и разыграть карту, о которой вряд ли помышляла Лиза Лангсет. Сдерживаемая семейными узами и заботой о матери Эмили, отдала своей родительнице часть себя и большую часть своей короткой жизни, ее преданность, ее верное поведение не получили должного вознаграждения на небесах, коль скоро она сама превратилась в жертву. Очевидно, что благодаря этому основному драматургическому ходу и выстраивается в основном все действие ленты, но отношения между сестрами даже в такой эмоционально-непростой час продолжают оставаться стерильными, они слишком разные, между ними нет экранной химии и нет искры. Лиза Лангсет пытается быть оригинальной, но проигрывает в теплоте и чувствах. Герои второго плана, введенные в фильм в исполнении Шарлотты Рэмплинг, Чарльза Дэнса и Марка Стэнли связывают эпизоды, но не дают возможности понять окончательно, почему человек так стремится уйти из жизни предсказуемо и просто и почему не ценит каждую минуту отведенного времени. Лента, несмотря на всю свою сложность и кажущуюся оригинальной идею сценария, остается проектом во многом упущенных возможностей, хорошо разработанным упражнением на заданную тему, а не уникальным высказыванием на тему эвтаназии. В "Эйфории" Лиза Лангсет пытается вырваться и оторваться от традиций европейского авторского кино, но в итоге она только нагружает сценарий стереотипами и в очень ограниченном варианте использует возможности актрис топ-класса, исполнительские возможности которых могли позволить гораздо более смелое высказывание на животрепещущую тему добровольного самоубийства.