Постер фильма, на котором изображена рука, тянущаяся к замочной скважине, напоминает плакат картины «Дом» (1985).Первоначально планировалось выпустить этот фильм 20 октября 2017 года, но кинокомпания Blumhouse перенесла премьеру на январь 2018, чтобы осенью запустить в прокат другой свой фильм ужасов «Счастливого дня смерти» (2017).Когда Элис хочет отправить тело Мелиссы обратно, она открывает дверь, и мы видим Далтона – мальчика из первой части франшизы «Астрал» (2010), чья душа была поймана на чердаке.Впервые кинозрители познакомились с доктором Ренье в фильме 2010 года. Вместе со своими коллегами Такером и Спексом она помогала супругам Джошу и Рене Ламбертам вытащить душу их сына Далтона из так называемого Места Дальностей – кошмарного отражения нашей реальности в ином измерении. В этом месте собираются различные тёмные проявления сверхъестественного, пытаясь любыми способами вернуться в наш мир. Элис использует свой невероятный дар, чтобы вырвать Далкота из лап того же демона, который преследовал Джоша в детстве. К несчастью, демону удаётся вырваться из Места Дальностей и убить Элис. Но действительно ли она мертва?В фильме сиквеле Ламберты пытается оправиться от недавних событий и трагической потери Элис. Семейство возвращается в родной дом Джоша, где он вырос. Оказывается, мучавший мальчика демон все это время был в доме и вновь вселяется в Джоша. Чтобы спасти отца, Далтон отправляется в Место Дальностей. Он находит Элис, которая по-прежнему борется с силами зла и пытается высвободить запертые в ловушке невинные души. Юному Далтону предстоит спасти отца и положить конец семейному проклятию.В третьей части франшизы Элис Ренье вновь возвращается в мир живых – картина рассказывает о событиях, предшествовавших трагедии в доме Ламбертов. Элис на время отказывается от заслуженного отдыха, чтобы помочь юному Куинну Бреннеру. Мальчик отчаянно пытался связаться со своей мёртвой матерью, но на спиритическом сеансе произошло непредвиденное. Элис понимает, что долг обязывает её использовать свои паранормальные способности на благо человечества.Квадриквел знакомит зрителей с домом, в котором прошло детство Элис. Героине предстоит столкнуться с бессмертным Человеком-Ключом и одержать над ним верх, ведь именно она впустила этого демона в наш мир. Если Элис удастся одолеть демона на его территории, она освободит пленённые им души. В противном случае дом, из которого она с трудом смогла сбежать в детстве, заберёт её душу навсегда."Астрал 4" возвращает зрителей к истокам франшизы – в полное необъяснимых явлений детство Элис. Именно в детстве она ощутила свою невероятную силу и сверхъестественные способности, испытала на себе жестокое рукоприкладство отца и обнаружила место сосредоточение зла, которое мы с вами знаем, как Место Дальностей. «Это оригинальная история, – говорит продюсер Джейсон Блум. – В ней рассказывается о том, почему Элис стала такой, какой мы её увидели в первом фильме, как она получила свои сверхъестественные способности. Действие первых двадцати минут фильма происходит в 1954 году, остальная часть фильма рассказывает о событиях, непосредственно предшествовавших истории первой картины франшизы. Так что если уж расставлять фильмы в хронологическом порядке, то были бы АСТРАЛ 4: ПОСЛЕДНИЙ КЛЮЧ; АСТРАЛ 3; АСТРАЛ; и, наконец, АСТРАЛ: ГЛАВА 2».Блум убеждён в том, что популярность франшизы пойдёт лишь на пользу четвёртому фильму, однако окончательное решение было в любом случае за продюсером Джеймсом Ваном и сценаристом Ли Уоннеллом. «Обычно это работает так, – рассказывает Блум. – Я звоню Ли со словами: «Мне бы очень хотелось снять ещё один фильм». Я никого не принуждаю и не буду настаивать, если человек сам не загорится идеей. Ли уже давно хотел снять фильм об Элис, и мы все его в этом поддерживали».«Мы сняли немало ужастиков, – продолжает Блум, – и могу с уверенностью сказать, что одним из самых сложных аспектов в этом жанре является правильный подбор актёров, которые смогли бы завоевать зрительское доверие. Не важно, какие будут костюмы и грим, в некоторых случаях зрители думают: «Призраки реальны. Они существуют. И они страшные». Как бы хорошо ни был написан сценарий (храни Господь Ли Уоннелла), не просто произнести все написанные в сценарии реплики так, чтобы зрители им поверили. Лин добилась феноменальных результатов в создании иллюзии полнейшей компетентности в том, о чём понятия не имеет».По словам Лин Шэй, она с восторгом приняла новость о том, что сможет сыграть роль Элис ещё раз: «В каждом новом фильме я узнаю о своей героине что-то новое, – говорит актриса. – В первом фильме она была уверенной в своих силах ясновидящей, тонко чувствующая людей. Она относится к проблеме незнакомых ей людей, как к своей собственной, что помогает ей наладить с ними контакт. Она не хотела этого «дара», но была рождена с ним и вынуждена примириться». «Зрители воспринимали Элис, как героиню в полном смысле слова, – добавляет Шэй, – что лично для меня было удивительным». «Было очень интересно наблюдать за тем, как меняется персонаж Элис от фильма к фильму, – вторит актрисе Блум. – Вначале Элис предстаёт таинственным учёным, практикующим в необычной научной сфере. Она становится неотъемлемым звеном, связывающим семейство Ламбертов с их попавшим в лапы демона сыном. По мере того как мы узнавали все больше о героине, становилось ясно, что демон Далтона далеко не единственный, с кем сталкивалась Элис. В фильме АСТРАЛ 4: ПОСЛЕДНИЙ КЛЮЧ мы, наконец, узнаем, откуда у провидицы появился её странный дар. Она всю свою жизнь посвятила помощи другим людям, спасая невинные души из цепких объятий демонов».Продюсеры понимали, что фанаты франшизы полюбили героиню, которая, в свою очередь, была неразрывно связана с другими персонажами. «Спекс и Такер – неразлучные спутники Элис, так что зрительская симпатия перекинулась и на них, – объясняет Блум. – Между персонажами и зрителями фильма наладились полноценные отношения. Ли хорошо понимает структуру ужастиков и знает, что важны не столько страшилки, сколько промежутки между ними». «Мы много работали над персонажами, чтобы они смогли привлечь внимание зрителей, – отмечает Уоннелл. – Элис, Спекс и Такер стали настоящей семьёй, вы увидите и прочувствуете их взаимоотношения». «Ли и Лин увлекают нас в новое приключение вместе с гениальным парапсихологом, которая столкнулась с демонами в самом раннем детстве, – говорит режиссёр фильма Адам Робител. – Героиня не прячется от враждебного мира, предпочитая взять демона за горло и сказать: «Ты больше не навредишь ни одной живой душе». Там, где другие будут беспокоиться лишь за себя, Элис становится образчиком самопожертвования и бескорыстности. Теперь же мы все получим шанс увидеть, с чего начиналась её собственная история. Мы узнаем, как она попала в мир сверхъестественного. Именно любопытство изначально вызвало мой интерес к проекту».Блум и Робител встретились на съёмках фильмов франшизы ПАРАНОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. «Мне понравилось работать с Адамом, я считаю, что он очень талантлив, – вспоминает Блум. – Помню, как посмотрел фильм ДЕМОНЫ ДЕБОРЫ ЛОГАН, он мне показался довольно страшным и интересным. После этого мы заговорили о франшизе АСТРАЛ, и Адам сказал, что ему очень понравились первые три картины». «Мне посчастливилось неоднократно встречаться и работать с Джейсоном, – говорит Робител. – Начиная с того времени, когда я переписывал сценарий фильма ПАРАНОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 5: ПРИЗРАКИ В 3D, мы обсуждали, какой проект я бы мог снять сам. Он оказал бесценное влияние на развитие моей карьеры. Когда он познакомил меня с Ли, всё встало на свои места. Не говоря уже о том, что Джеймс Ван очень помог мне в работе над фильмом ДЕМОНЫ ДЕБОРЫ ЛОГАН. Ли и Джеймс стали моими наставниками, и я бесконечно благодарен им за терпение и опыт. Они – одни из лучших в мире жанрового кинематографа, и я очень ценю нашу дружбу». Уоннелл, который создавал франшизу АСТРАЛ вместе с Ваном, сыграл в фильмах роль Спекса, а также занял режиссёрское кресло на съёмках фильма АСТРАЛ 3. «Когда у нас появляется какая-то идея, мы первым делом обращаемся к Джеймсу Вану, – говорит Блум. – Затем предлагаем режиссуру Ли, и только после этого начинаем подыскивать режиссёра на стороне». «Нам очень интересно наблюдать за зрителями фильмов франшизы АСТРАЛ, – добавляет продюсер. – Они по-настоящему напуганы, но смотрят в экран, не отрываясь. Добиться подобного эффекта не так-то просто. И в этом, как мне кажется, главная заслуга нашего сценариста».Возвращение в дом, где она выросла, означало для Элис также и то, что ей придётся вновь посетить Место Дальностей, где затаилось великое зло в ожидании невинных душ. «В Месте Дальностей застревают души на пути в мир иной, это своего рода Чистилище, – говорит Уоннелл. – Это мир мёртвых. Сюда попадают все беспокойные души убитых и самоубийц, у которых на Земле осталось какое-то незаконченное дело». «Это обратная сторона света, – продолжает сценарист. – Настоящая чёрная дыра или «чёрное ничто», как мы его называем. Место Дальностей может воссоздать ваше прошлое и не подчиняется каким бы то ни было правилам пространственно-временного континуума». «Я думаю, у каждого из нас есть своё Место Дальностей, – говорит Шэй. – Это участок вашего сознания, в который вы не любите заглядывать. Это место наполнено негативными воспоминаниями о минувших событиях или неприятными образами, порождёнными воображением. Это место на грани сознания и подсознания. Это место, где вы встречаетесь со своими демонами лицом к лицу».В новом фильме сотрудники «Спектрального Сыска» получили новый служебный автомобиль. «Мой персонаж называет его «Автопризрак», – улыбается Уоннелл. – Всегда приятно получать новые игрушки. Спекс и Такер прославились многочисленными хитроумными гаджетами и изобретениями для поиска и идентификации призраков. Я решил, раз уж нашим героям предстоит длительное путешествие, то пусть они едут не в старом минивэне, как в предыдущих фильмах, а в новеньком Виннебаго». «Спекс и Такер – очень запоминающиеся персонажи, полюбившиеся многим зрителям, – утверждает Робител. – Кроме того, герои играют важную роль разрядки смехом в особенно напряжённых сценах. Когда Элис погружается в Место Дальностей, чтобы спасти очередную мятущуюся душу, которая отчаянно нуждается в помощи, эти парни следят за приборами. Их настрой: «Вот чтоб тебя! Не верю, что это происходит на самом деле, но наша святая обязанность уберечь подругу от любой неприятности, с которой она может столкнуться». В фильме АСТРАЛ 4: ПОСЛЕДНИЙ КЛЮЧ наше трио сформировало необычное подобие семейной ячейки, позволяющей понять, что в жизнях Спекса и Такера тоже не все гладко. Они чему-то учатся у Элис, а она, в свою очередь, учится чему-то у парней. Именно эта «семья» помогает Элис справиться с невероятным стрессом, который ей суждено пережить». Когда «Автопризрак» притормаживает у порога бывшего дома Элис, один вид постройки повергает её в глубочайший шок. Кажется, что время остановило свой бег и повернуло вспять – на стене остались отпечатки детских ладошек, где отец избивал Элис; да и любимое отцовское кресло никуда не делось. Элис чувствует, как её изнутри переполняют ненависть и страх, от которых, как ей казалось, она избавилась навсегда. «Элис поклялась себе, что никогда не вернётся обратно, – рассказывает Шэй. – С этим домом у неё связано слишком много горьких воспоминаний. Здесь её избивал отец, здесь была убита её мать, здесь же юная Элис случайно впустила в наш мир демона. Она убеждена, что демон, преследовавший её всю жизнь, вернулся в дом, чтобы покончить с Элис».«Нам было крайне важно создать гнетущую, тюремную атмосферу в доме, – говорит Робител. – Поэтому я отправил нашего гуру по визуальным эффектам Джеймисона Гойи с дружеским визитом в Тюрьму Восточного побережья – исправительное учреждение в Пенсильвании с готической архитектурой и двухсотлетней историей. Невозможно жить в непосредственной близости от заведения, наполненного болью и горем, и не пропитаться дурной энергетикой. Можете себе представить, каково было юной Элис?»«Тема замков и ключей возникла в моем воображении, когда я читал один из ранних вариантов сценария Ли, – вспоминает Робител. – Все сводилось к тому, что Элис и Кристиан были узниками в своём собственном доме, а впоследствии стали узниками своего прошлого». Для создания соответствующей атмосферы Робител и художник-постановщик Мелани Джонс использовали тусклую палитру грязных оттенков, отражающую негативную энергию, которой был переполнен дом. «Мне хотелось создать декорации, зловоние которых можно было бы почувствовать даже через экран, – объясняет творческую задачу Джонс. – Мы возвращаемся в самое начало истории Элис, описывая события её трагического детства. Всё началось в далёком 1954 году, но те события сказались на всю её последующую жизнь». «История разворачивается в Нью-Мехико, – продолжает художница. – Мы нашли один домик в Лос-Анжелесе посреди нефтяных вышек в крайне засушливой местности. Плачевное состояние почвы, мёртвые растения и металлические вышки – все это вкупе создавало определённый колорит. Можно было без труда представить, каким было детство Элис в таком доме, который соседствовал с тюрьмой».Ни у кого не возникало сомнений в том, что в этом доме обитали призраки. «На съёмках фильмов франшизы АСТРАЛ у нас сформировалась особая традиция, – говорит Уоннелл. – Мы снимали в оккупированных духами больницах. Мы снимали в домах, в которых по слухам водились привидения, и этот дом не был исключением. Во-первых, в нём жили настоящие летучие мыши. Сидишь себе, никого не трогаешь, и тут мимо лица пролетает мышка. Я помню, как зашёл в одну комнату, где была вся съёмочная группа; только там я почувствовал себя в безопасности. Затем я перешёл в соседнюю, пустующую комнату…, и у меня по спине побежали мурашки. Ничего подобного не случалось никогда прежде, пока мы не начали работать над франшизой АСТРАЛ». Кинематографисты сходились во мнении, что фильм стал самым амбициозным проектом франшизы. «В какой-то момент камера поднималась на кране, чтобы показать нефтяное месторождение, дом и тюрьму на заднем плане, – рассказывает Уоннелл. – Я подумал: «Ух ты! Такой панорамы у нас не было ни в одном другом фильме франшизы. Все фильмы АСТРАЛ были довольно клаустрофобны».Спекс и Такер начинают разбирать своё оборудование, а Элис проходит в прачечную и замирает. Она родилась с особым даром видеть и чувствовать то, что другие не замечают. Именно за этот дар отец нещадно избивал её в детстве. Элис росла во времена Холодной войны, когда рядовые американцы боялись ядерной бомбы, а не призраков и полтергейста. «Ему не нравились паранормальные способности дочери, – говорит Уоннелл. – Он либо не верил в них, либо не хотел о них слышать. В любом случае, он предпочёл бы, чтобы этого дара у Элис вовсе не было. Своё непонимание и нетерпимость он выражал жестокими наказаниями, достаточно ей было заговорить о том, что она вновь видела призрака».Вспышки воспоминаний переносят зрителей фильма в тёмное прошлое Элис, когда её отец превратился в настоящего монстра. Элис терпела чудовищные побои и стала свидетелем убийства своей матери. Действие большинства этих ужасных сцен происходило в подвале. Джонс много сил потратила на вход в подвал, вплоть до каждой трещинки в полу, которые не заметны невооружённому взгляду. «Вход в убежище выглядит, как достроенная часть стены, и открывает спуск по страшноватой лестнице, – рассказывает Джонс. – Неожиданно вы оказываетесь в небольшой подсобке, которую можно принять за подвал. И только после этого попадаете в убежище». В дальнем углу помещения находится запертая красная дверь.Дизайн Места Дальностей в фильме был продиктован сюжетом – главные герои должны были оказаться перед старой тюремной дверью. «За основу мы взяли то, что было установлено в прошлых фильмах, – говорит художница. – Однако мы пошли дальше. В предыдущих фильмах также появлялась красная дверь. Но теперь красного цвета в Месте Дальностей будет немного больше, это будет не только дверь». «Мне хотелось придать Месту Дальностей больше формы, – объясняет Робител. – Один из кадров получился очень впечатляющим, когда камера отъезжает от Элис, открывая бесконечную вереницу тюремных камер. Этот ракурс нам подсказала архитектура Тюрьмы Восточного побережья». «Нетрудно вообразить, что представляло собой Место Дальностей… каково было несчастным душам, запертым внутри, – говорит Джонс. – Текстура стен, выцветшая краска и общая гамма зелёных оттенков создавали определённую атмосферу мрачного места». Ещё одним символичным элементом истории стал свисток. «Это был подарок Одри маленькому Кристиану, – рассказывает Уоннелл. – Если мальчика что-то пугало, он должен был дунуть в свисток. Свисток символизировал возможность связаться с домом и с теми, кого мы потеряли. Даже если человек умирает, это не значит, что он уходит из нашей жизни. Он по-прежнему где-то прислушивается к тому, что мы говорим». Одна Элис знает, что она вернулась в отчий дом не просто затем, чтобы помочь неизвестному ей человеку, – именно она в своё время впустила демона в наш мир. «Видя Элис в наши дни, нетрудно догадаться, что она сломлена, – продолжает Уоннелл. – В этом фильме мы имеем дело с чем-то большим, нежели обычное буйство духов».Знакомьтесь с повелителем всех демонов, который на протяжении тысячи лет управляет другими порождениями зла, словно марионетками. «Антагонистом в фильме является Человек-Ключ, – говорит Блум. – У него вместо пальцев отмычки, которыми он убивает людей». «Во внешности этого демона очень много символики, – рассказывает Уоннелл. – Элис выросла в городе Файв Киз в Нью-Мехико. Её дом располагался в непосредственной близости от тюрьмы. Её отец был тюремным надзирателем. Всё, что Элис старательно запирала внутри себя, демон открывал при помощи своих отмычек. Столкнувшись с демоном лицом к лицу, Элис придётся вернуть своё прошлое и вспомнить все закрытые ею двери – всё то, от чего она старательно абстрагировалась всю свою жизнь». «Человек-Ключ родился в моём воображении, когда я делал предварительные наброски для фильма вместе с художником Джейкобом Хэа, – вспоминает Робител. – Я понимал, что мне нужен был какой-то запоминающийся образ, как Красноликий Демон или Задыхающийся. Ключи стали нашей отправной точкой в создании дизайна, кроме того, я решил, что у демона во рту должна быть страшная рана, напоминающая замочную скважину. После этого мы начали прикидывать, как бы из пальцев сделать ключи. Мы перебрали добрую дюжину вариантов, пока не остановились на одном, который я одобрил у Джейсона Блума и передал в отдел концептуальных разработок». «Демон у нас получился очень страшный, – соглашается Уоннелл. – Наши умельцы выложились по полной программе, чтобы создать самого необычного демона из всех, которых вы видели».Роль Человека-Ключа сыграл Хавьер Ботет, знаменитый не только своим ростом, но и нечеловеческой гибкостью. Физиологические особенности и физическая подготовка делали его движения по-настоящему страшными. «Хавьер – один из самых удивительных людей на планете, – считает Шэй, не уставая восторгаться талантами коллеги. – Сыгранный им демон на корпус опережает всех других кинематографических демонов. Красноликий был, конечно, очень неплох, но наш демон заставит вас по-настоящему вздрогнуть». Возвращаясь в прошлое, Элис вынуждена наладить отношения со своим братом Кристианом (Брюс Дэвисон), с которым она не виделась и не разговаривала с самого детства. «Он не смог простить её побега, – объясняет Уоннелл. – Кристиана в детстве избивали не меньше Элис, и он, к сожалению, привык жить без неё». Кристиан решил оставить Элис в прошлом ещё по одной причине – у него есть две дочери, Имоджен (Кейтлин Джерард) и Мелисса (Спенсер Лок). Он не хотел, чтобы они узнали о своей «одарённой» тётушке. Кристиан хотел защитить девочек от своего прошлого, поэтому никогда не знакомил их с Элис. На самом деле, Элис даже не догадывалась о том, что у неё есть две племянницы». Одного Кристиан не мог предвидеть – сверхъестественные способности по наследству передались Имоджен. Между Элис и Имоджен налаживается ментальная связь. Элис понимает, что ей понадобится помощь племянницы, чтобы избавить семью от демона раз и навсегда. Фильм станет первым фильмом, в котором родственник Элис окажется в Месте Дальностей», – уточняет Уоннелл.Элис спускается в подвал в поисках демона, на которого жаловался живущий в доме мистер Гарза. Она находит ещё одного призрака, обосновавшегося в доме, с которым она встречалась ещё в детстве – Анну, роль которой сыграла Алек Рейд. «Это дружелюбное привидение, которое Элис видела в прачечной», – рассказывает Шэй. Однако когда Элис пыталась познакомить своего младшего брата с Анной, он не увидел её, и, разумеется, испугался». «Анна – заблудшая душа, оказавшаяся в ловушке Места Дальностей, – поясняет Уоннелл. – Она старается помочь Элис, Спексу и Такеру по мере своих скромных сил. Именно благодаря Анне прерывается цикл насилия, существовавший на протяжении нескольких поколений». Элис узнаёт, что Человек-Ключ обладает способностью делать людей злыми. Она впервые понимает, что её отец не отвечал за свои поступки – в него вселился Человек-Ключ, который заставлял его совершать ужасные поступки. То же самое случилось и с Гарзой – Человек-Ключ воспользовался его страхом и поработил его душу. И Тед Гарза, и отец Элис стали жертвами одного и того же демона – Человека-Ключа. «Он манипулировал ими, сводил с ума, заставляя делать ужасные вещи, – объясняет Уоннелл. – Демон питался отчаянием и ненавистью, поэтому ему было очень важно, чтобы дом был пропитан негативными эмоциями».«С чего бы начать мой рассказ о Лин? – говорит Робител. – Это невероятно талантливая актриса, способная продемонстрировать все грани такой непростой героини, как Элис, не проронив ни слова. Её одарённость трудно передать словами. Вся франшиза АСТРАЛ держится на ней, а это о чём-то да говорит. Мы давно дружим, так что я не понаслышке знаю, что Лин – очень душевный человек. Возможность поработать с ней – настоящий подарок судьбы». «На съёмочной площадке Лин крайне убедительна и выкладывается на 100%, – продолжает режиссёр. – Она увлекает нас в захватывающее приключение, не только спасая потерянные души, но и отправляя демона обратно в ад. Её обожают и актёры, и закадровая команда. У неё есть, чему поучиться, но при этом она и сама не устаёт перенимать опыт у коллег. Сложите все вышеперечисленное и получите настоящую героиню». «АСТРАЛ 4: ПОСЛЕДНИЙ КЛЮЧ – не просто жанровое кино, – отмечает Шэй. – Картина воодушевляет вас бороться со своими демонами. В фильме раскрыты такие важные темы, как порок и искупление, способность простить самого себя, важность семьи и воссоединение родственников. Вне всяких сомнений, это одна из самых интересных работ в моей карьере». «Элис потерялась в своей жизни, но не утратила статус героини, – резюмирует Шэй. – Такую роль очень интересно играть. Многие зрители узнают в ней самих себя. Я счастлива, что именно в этот период карьеры мне посчастливилось сыграть такую роль».Уоннелл и Блум были поражены тому, с каким энтузиазмом Робител взялся за работу над фильмом. «Фактически это первый фильм Адама с масштабными декорациями, профессиональными актёрами и опытной закадровой командой, – говорит Уоннелл, – но он справился с трудной задачей идеально. Он ни разу не утратил контроль над ситуацией. Ни для кого не секрет, что некоторые режиссёры на съёмочной площадке кричат, вопят, выходят из себя. Атмосфера стоит, мягко говоря, стрессовая. Адам не такой. Он постоянно на позитиве, работает с юмором, не говоря уже о том, что он отлично разбирается в мире АСТРАЛА». «Мы в Blumhouse считаем, что сами должны растить таланты, – отмечает Блум. – У Адама есть замечательная способность балансировать на грани между леденящим кровь ужасом и трогательным сюжетом. Он любит и ценит героев истории настолько же, насколько и мы, и полностью доверяется своей команде. Кроме того, работать с ним очень весело и легко».Уоннелл охотно принимал помощь Робитела в работе над персонажами и поворотами сюжета. «Он не хотел, чтобы фильм стал пересказом других фильмов франшизы, – объясняет Уоннелл, – и смог этого добиться. В результате картина стала намного масштабней первых трёх фильмов». «На правах архитектора франшизы Ли создал феноменальный мир АСТРАЛА, – говорит Робител. – Ему доподлинно известно, откуда каждый из героев взялся и что у него на уме. Это огромная, сложнейшая головоломка, которая для зрителей кажется очевидной только потому, что она была тщательно просчитана в воображении Ли. Кроме того, он сыграл немаловажную роль в мире, который создал! Можете себе представить, как здорово получить роль в жизни, которую придумал сам!» «Адам – удивительный режиссёр, добрый друг и хороший человек, обладающий уникальным мировидением, – отмечает Шэй. – Он привнёс в фильм свою феноменальную энергетику. Фильм несёт зрителю скрытое послание – каждый из нас должен по мере сил бороться со своими демонами. Адам это хорошо понимал, поэтому воодушевлял изучать подноготную своих персонажей, не только их характеры, но и душевное состояние. Работать с Адамом очень приятно и интересно, мы все его обожаем!» Режиссёру также было очень приятно поработать со столь опытной командой. Робител говорит: «Мне хотелось бы поблагодарить всех, с кем я работал – начиная с продюсеров Орена Пели и Джеймса Вана и вплоть до невероятно талантливых дизайнера костюмов, художника-постановщика, оператора, монтажёра, композитора… Всех не перечислишь. Невероятно, сколько людей отдали свои силы, время и талант для того, чтобы снять фильм, чтобы сделать его страшным и захватывающим. Я горд, что стал частью этого коллектива».
Отзывы