Ни для кого не секрет, что для съемок патриотического фильма можно получить хорошие бюджеты, имея на руках только идею сценария и желание снимать кино из героической истории России или СССР. Пожалуй, только "28 панфиловцев" полтора года назад срезонировали со зрительской аудиторией и стали тем, что когда-то было принято называть "народным кино". Лента "Прощаться не будем" сценариста и режиссера Павла Дроздова (сериалы "Круговорот" и "Чемпионки") впервые художественно иллюстрирует такую страницу из истории Великой Отечественной войны как оборона города Калинина (Тверь) в октябре 1941 года. При просмотре этого проекта хорошо просматриваются традиционные черты затяжного кинодолгостроя, который должен был стать военным сериалом, охватывающим множество судеб и персонажей, который должен был показать драму первых месяцев тяжелых поражений Красной Армии. Но, видимо, не сложилось. Из планируемого сериала "Прощаться не будем" превратилась против всякой логики производства в полноценный полнометражный фильм, который стремится сохранить большинство идей, преломляющихся в угоду более коммерческому концепту. Масштабность батальных съемок существенно ограничили и вывели к зрителю не что иное как шпионский триллер о фуражках НКВД с синим верхом, оборотне-коменданте и героических, уже без всякой иронии, защитников славного города, после падения которого открывалась практически прямая дорога на Москву. В отличие от большинства лент о войне "Прощаться не будем" стремится представить авторский художественный взгляд на эти события, основанный на работе с архивными источниками и, тем не менее, далекий от традиционного деления на узнаваемых своих и таких узнаваемых, но врагов, который далек от прямолинейности и показной глянцевости. Поэтому заложенная в "Прощаться не будем" пружина триллера действует с той степенью мастерства, которую могут позволить себе режиссер и актерский состав, выкраивая из многостраничной экранной истории наиболее захватывающее для зрителя.
На момент событий, представленных в "Прощаться не будем", в Калинине практически не осталось мирного населения, которое в спешке эвакуировалось. Город готовился к обороне против фашистских захватчиков, которые еще чувствовали блиц-криг и стремительно наступали. Диверсионная группа из пособников фашистов стремилась посеять панику среди тех, кто остался, наводила вражеские бомбардировщики на цели, раздавала на рынке аусвайсы для перехода на сторону врагов, грабила народное добро и открыто демонстрировала, что дни советской власти уже сочтены. Несмотря на середину октября, в фильме Павла Дроздова вовсю лютует почему-то зима в кадре, снега по колено, сложно это понять здравым умом, но, возможно, так и было в то время согласно архивным описаниям. В Калинин прибывает комендант, майор Сысоев (Андрей Мерзликин, "Танки", "Зеленая карета"), которого с первых кадров можно начать подозревать в ожидании немцев для передачи ключей от города. Герой Мерзликина, боевой офицер, герой, воевавший на Халхин-Голе и постановочно сбивший в кадре вражеский самолет из обычной винтовки и почти также постановочно почти не взорвавший железнодорожный мост через Волгу, так и не оказался тем предателем-мерзавцем. Настоящий советский человек Сысоев, не знающий страха и показывающий чудеса рукопашного боя, никак не может развестись со своей женой Надеждой (Анна Пескова, сериалы "Пять минут тишины" и "Любовь в розыске"), офицером НКВД, которая приезжает в осажденную Тверь, чтобы забрать пока еще мужа в Москву, в штаб. Не желающие прощаться с концепцией так и не состоявшегося сериала, авторы "Прощаться не будем" припасли для зрителей еще пару лирических линий между майором НКВД Егором Гороховым (Сергей Горобченко, сериалы "Молодёжка. Взрослая жизнь", "Торгсин") и его женой Еленой (Анна Чурина, "Училка", "Вий 3D"), а также между героем Мерзликина и Машей (Алена Чехова, "Хардкор", "В спорте только девушки"), дочерью начальника калининского НКВД Токарева (Артур Ваха, "Салют-7", "Ледокол"). Благодаря всем этим экранным отношениям и их суровой лирике, лента приобретает ту необходимую многоплановсть, благодаря которой показываются все-таки чувства обычных живых людей в минуту опасности, а не стерильная мелодрама, присутствие которой необходимо и в военном триллере.
Тренд, в рамках которого находится и снята картина "Прощаться не будем", вполне соответствует текущему моменту - авторы этой ленты выпустили на большой экран еще один патриотический комикс, в котором не стоит искать бездонной глубины и постоянно пытаться сравнить с увиденной ранее советской и мировой киноклассикой. Болезнь, которой страдает лента Дроздова в самой легкой форме - имеет вполне определенное название: показ альтернативной истории, основанной на реальных событиях. Поэтому можно говорить о кажущихся проблемах этого фильма, о его неровности экранной истории, торопливом монтаже, о проблемах представления экранных образов, но нужно понимать главное - эту ленту снимали внуки и правнуки тех, кто воевал на настоящих фронтах и бил настоящих фашистов. Почему разыскиваемый оборотень лейтенант НКВД Тимофеев (Егор Бероев, сериал "Тонкий лёд ", "Территория") оказывается таким подлецом, но без должной искры? У папаши дегтярный заводик отобрали, сироткой прикинулся, рабфак закончил, приняли этого змееныша в органы из-за чистой пролетарской биографии. В пределах одного небольшого монолога авторы стараются расказать не только биографию, они стараются компактно показать мотивацию этого главного разыскиваемого злодея, который мечтает о сдаче Калинина немцам. Но образ недобитого гада в исполнении Бероева выражает не ненависть, а жалость. Супом такого хочется покормить, погладить по головке и рассказать пару сказок про добрую советскую власть и ГУЛАГ, где сердешный скоро начнет валить лес или рыть очередной канал. Не получаются плохие люди у Павла Дроздова, в отличие от хороших, чтящих родину и Сталина, тема которого в фильме не поднимается и не комментируется. Раскатывает на бесценном грузовичке-полуторке по Калинину некий вражеский прихвостень с типичной полицайской мордой плохиша уголовник Тяпов (Анатолий Гущин, сериал "Мурка", "Вурдалаки"), пьет мутный самогон из четверти и убивает малолетних защитников города во время ночного грабежа. Видимо, этого достаточно для того, чтобы понять без всяких погружений в прошлое Тяпова, почему он так ждет захватчиков и готов бесконечно сеять панику для них в осажденном городе.
Из-за того, что зрители видят в "Прощаться не будем" образы, которые несут чисто эксплуатационные функции, эффект от просмотра этой ленты не просто начинает смазываться, он вполне в состоянии поделить аудиторию на два противоположных по оценкам, полярных по сути, лагеря. Виноват в этом перегруженный второстепенными персонажами сценарий, по которому каждому из них даруется некая знаковость и функциональность. Когда зритель кино о войне видит священника отца Гермогена (Юрий Кузнецов, сериал "Оптимисты", "Врач"), берущегося за оружие в финале и рассказывающего о Куликовом поле и подвиге Пересвета и Осляби, то остается только удивляться шаблонности мышления авторов, которые сумели выстроить интригу в самом сюжете, но не смогли сделать подозреваемыми всех героев своего двухчасового эпика. Такой персонаж как дезертир Виктор (Александр Робак, "Географ глобус пропил", "Со мною вот что происходит") добавляет в картину неожиданной драмы после своего вступления в ряды ополчения и финальной атаки на наступающих немцев. Основной проблемой "Прощаться не будем" становится при всех достоинствах отсутствие внятной цели высказывания всей творческой группы, потому что решение малой задачи - показать Калинин на осадном положении, готовящийся встретить врага, решается относительно успешно. А вот в глобальном плане будни НКВД, поиск врагов, вредителей и предателей, показаны не просто условно-подвально, а несколько хаотично, потому что ни пыток, ни расстрелов зритель не увидит, когда идет подобие игры в просчитываемый детектив. Финал "Прощаться не будем", когда ополченцы вместе с регулярными войсками без всякой арт-подготовки бегут на верную смерть на немецкие танки и цепь автоматчиков ставит окончательную точку для зрителей этого шпионского фильма. Кажется, что авторы из всех сил хотят показать героизм, но не понимают как это сделать точно и при этом не повториться. В общем итоге лента Павла Дроздова оказывается крепким фильмом о войне, который художественно стремится сказать больше об одной из страниц истории Второй Мировой, но не всегда это делает точно и убедительно.
7
,2
2018, Россия, Военные
115 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ни для кого не секрет, что для съемок патриотического фильма можно получить хорошие бюджеты, имея на руках только идею сценария и желание снимать кино из героической истории России или СССР. Пожалуй, только "28 панфиловцев" полтора года назад срезонировали со зрительской аудиторией и стали тем, что когда-то было принято называть "народным кино". Лента "Прощаться не будем" сценариста и режиссера Павла Дроздова (сериалы "Круговорот" и "Чемпионки") впервые художественно иллюстрирует такую страницу из истории Великой Отечественной войны как оборона города Калинина (Тверь) в октябре 1941 года. При просмотре этого проекта хорошо просматриваются традиционные черты затяжного кинодолгостроя, который должен был стать военным сериалом, охватывающим множество судеб и персонажей, который должен был показать драму первых месяцев тяжелых поражений Красной Армии. Но, видимо, не сложилось. Из планируемого сериала "Прощаться не будем" превратилась против всякой логики производства в полноценный полнометражный фильм, который стремится сохранить большинство идей, преломляющихся в угоду более коммерческому концепту. Масштабность батальных съемок существенно ограничили и вывели к зрителю не что иное как шпионский триллер о фуражках НКВД с синим верхом, оборотне-коменданте и героических, уже без всякой иронии, защитников славного города, после падения которого открывалась практически прямая дорога на Москву. В отличие от большинства лент о войне "Прощаться не будем" стремится представить авторский художественный взгляд на эти события, основанный на работе с архивными источниками и, тем не менее, далекий от традиционного деления на узнаваемых своих и таких узнаваемых, но врагов, который далек от прямолинейности и показной глянцевости. Поэтому заложенная в "Прощаться не будем" пружина триллера действует с той степенью мастерства, которую могут позволить себе режиссер и актерский состав, выкраивая из многостраничной экранной истории наиболее захватывающее для зрителя. На момент событий, представленных в "Прощаться не будем", в Калинине практически не осталось мирного населения, которое в спешке эвакуировалось. Город готовился к обороне против фашистских захватчиков, которые еще чувствовали блиц-криг и стремительно наступали. Диверсионная группа из пособников фашистов стремилась посеять панику среди тех, кто остался, наводила вражеские бомбардировщики на цели, раздавала на рынке аусвайсы для перехода на сторону врагов, грабила народное добро и открыто демонстрировала, что дни советской власти уже сочтены. Несмотря на середину октября, в фильме Павла Дроздова вовсю лютует почему-то зима в кадре, снега по колено, сложно это понять здравым умом, но, возможно, так и было в то время согласно архивным описаниям. В Калинин прибывает комендант, майор Сысоев (Андрей Мерзликин, "Танки", "Зеленая карета"), которого с первых кадров можно начать подозревать в ожидании немцев для передачи ключей от города. Герой Мерзликина, боевой офицер, герой, воевавший на Халхин-Голе и постановочно сбивший в кадре вражеский самолет из обычной винтовки и почти также постановочно почти не взорвавший железнодорожный мост через Волгу, так и не оказался тем предателем-мерзавцем. Настоящий советский человек Сысоев, не знающий страха и показывающий чудеса рукопашного боя, никак не может развестись со своей женой Надеждой (Анна Пескова, сериалы "Пять минут тишины" и "Любовь в розыске"), офицером НКВД, которая приезжает в осажденную Тверь, чтобы забрать пока еще мужа в Москву, в штаб. Не желающие прощаться с концепцией так и не состоявшегося сериала, авторы "Прощаться не будем" припасли для зрителей еще пару лирических линий между майором НКВД Егором Гороховым (Сергей Горобченко, сериалы "Молодёжка. Взрослая жизнь", "Торгсин") и его женой Еленой (Анна Чурина, "Училка", "Вий 3D"), а также между героем Мерзликина и Машей (Алена Чехова, "Хардкор", "В спорте только девушки"), дочерью начальника калининского НКВД Токарева (Артур Ваха, "Салют-7", "Ледокол"). Благодаря всем этим экранным отношениям и их суровой лирике, лента приобретает ту необходимую многоплановсть, благодаря которой показываются все-таки чувства обычных живых людей в минуту опасности, а не стерильная мелодрама, присутствие которой необходимо и в военном триллере. Тренд, в рамках которого находится и снята картина "Прощаться не будем", вполне соответствует текущему моменту - авторы этой ленты выпустили на большой экран еще один патриотический комикс, в котором не стоит искать бездонной глубины и постоянно пытаться сравнить с увиденной ранее советской и мировой киноклассикой. Болезнь, которой страдает лента Дроздова в самой легкой форме - имеет вполне определенное название: показ альтернативной истории, основанной на реальных событиях. Поэтому можно говорить о кажущихся проблемах этого фильма, о его неровности экранной истории, торопливом монтаже, о проблемах представления экранных образов, но нужно понимать главное - эту ленту снимали внуки и правнуки тех, кто воевал на настоящих фронтах и бил настоящих фашистов. Почему разыскиваемый оборотень лейтенант НКВД Тимофеев (Егор Бероев, сериал "Тонкий лёд ", "Территория") оказывается таким подлецом, но без должной искры? У папаши дегтярный заводик отобрали, сироткой прикинулся, рабфак закончил, приняли этого змееныша в органы из-за чистой пролетарской биографии. В пределах одного небольшого монолога авторы стараются расказать не только биографию, они стараются компактно показать мотивацию этого главного разыскиваемого злодея, который мечтает о сдаче Калинина немцам. Но образ недобитого гада в исполнении Бероева выражает не ненависть, а жалость. Супом такого хочется покормить, погладить по головке и рассказать пару сказок про добрую советскую власть и ГУЛАГ, где сердешный скоро начнет валить лес или рыть очередной канал. Не получаются плохие люди у Павла Дроздова, в отличие от хороших, чтящих родину и Сталина, тема которого в фильме не поднимается и не комментируется. Раскатывает на бесценном грузовичке-полуторке по Калинину некий вражеский прихвостень с типичной полицайской мордой плохиша уголовник Тяпов (Анатолий Гущин, сериал "Мурка", "Вурдалаки"), пьет мутный самогон из четверти и убивает малолетних защитников города во время ночного грабежа. Видимо, этого достаточно для того, чтобы понять без всяких погружений в прошлое Тяпова, почему он так ждет захватчиков и готов бесконечно сеять панику для них в осажденном городе. Из-за того, что зрители видят в "Прощаться не будем" образы, которые несут чисто эксплуатационные функции, эффект от просмотра этой ленты не просто начинает смазываться, он вполне в состоянии поделить аудиторию на два противоположных по оценкам, полярных по сути, лагеря. Виноват в этом перегруженный второстепенными персонажами сценарий, по которому каждому из них даруется некая знаковость и функциональность. Когда зритель кино о войне видит священника отца Гермогена (Юрий Кузнецов, сериал "Оптимисты", "Врач"), берущегося за оружие в финале и рассказывающего о Куликовом поле и подвиге Пересвета и Осляби, то остается только удивляться шаблонности мышления авторов, которые сумели выстроить интригу в самом сюжете, но не смогли сделать подозреваемыми всех героев своего двухчасового эпика. Такой персонаж как дезертир Виктор (Александр Робак, "Географ глобус пропил", "Со мною вот что происходит") добавляет в картину неожиданной драмы после своего вступления в ряды ополчения и финальной атаки на наступающих немцев. Основной проблемой "Прощаться не будем" становится при всех достоинствах отсутствие внятной цели высказывания всей творческой группы, потому что решение малой задачи - показать Калинин на осадном положении, готовящийся встретить врага, решается относительно успешно. А вот в глобальном плане будни НКВД, поиск врагов, вредителей и предателей, показаны не просто условно-подвально, а несколько хаотично, потому что ни пыток, ни расстрелов зритель не увидит, когда идет подобие игры в просчитываемый детектив. Финал "Прощаться не будем", когда ополченцы вместе с регулярными войсками без всякой арт-подготовки бегут на верную смерть на немецкие танки и цепь автоматчиков ставит окончательную точку для зрителей этого шпионского фильма. Кажется, что авторы из всех сил хотят показать героизм, но не понимают как это сделать точно и при этом не повториться. В общем итоге лента Павла Дроздова оказывается крепким фильмом о войне, который художественно стремится сказать больше об одной из страниц истории Второй Мировой, но не всегда это делает точно и убедительно.