В течение первой недели съемок Том Холланд сломал нос из-за того, что каскадер ударил его по лицу во время съёмок драки.В последний день съемок Том Холланд потерял сознание прямо перед камерой во время съёмок сцены, в которой ему пришлось задерживать дыхание под водой.Тому Холланду вырвали зубы мудрости, и он был прикован к постели в течение четырёх дней во время съемок.Фильм требовал обширных пересъёмок в 2019 году. По сообщениям это стоило 15 миллионов долларов.Основные съемки проходили в Монреале, Квебек, с 7 августа 2017 года по 8 ноября 2017 года. Пересъемки проходили с 17 апреля 2019 года по 6 мая 2019 года в Атланте, штат Джорджия.Первоначально фильм должен был выйти в прокат 1 марта 2019 года, но был перенесен на 2020 год из-за крупных пересъёмок, а затем снова перенесен уже на январь 2021 года.Фильм не выходил в прокат в течение 4 лет.В серии книг Тодд и Виола должны быть подростками, но на самом деле главным актерам в районе двадцати пяти лет.Дейзи Ридли носила светлый парик для своей роли Виолы.У Дейзи Ридли такая же прическа, как у Миллы Йовович в "Пятом элементе" (1997), а также широкие ярко-оранжевые подтяжки и яркие узкие брюки. Также присутствует схожесть ключевых сюжетных моментов с "Звёздные войны: Пробуждение силы" (2015) и "Изгой-один. Звёздные войны: Истории" (2016)."Тодд" сказано/подумано 205 раз, "Виола" 23 раза.Ник Джонас провел 7 месяцев, совершенствуя свой южный акцент для этой роли.Фильм «Поступь хаоса» снят режиссером Дагом Лайманом («Идентификация Борна», «Грань будущего») по мотивам бестселлера Патрика Несса «Нож никогда не отпускать» – первой части трилогии «Поступь хаоса».Вместе с Томом Холландом и Дейзи Ридли в фильме также снялись Мадс Миккельсен, Дэвид Ойелоуо, Ник Джонас, Демиан Бичир, Курт Саттер и Синтия Эриво. Продюсерами фильма выступили Даг Дэвисон («Оно»), Эллисон Шермур («Изгой-один: Звездные войны. История», «Голодные игры»), Эрвин Стофф («Грань будущего») и Элисон Винтер («Сделано в Америке»). Сценарий был написан Патриком Нессом и Кристофером Фордом («Человек-паук: Возвращение домой»).Первая книга трилогии «Поступь хаоса» Патрика Несса была опубликована в 2008 году и сразу же привлекла внимание своей центральной идеей – изобретательной экстраполяцией нашего мира, осажденного информационной перегруженностью. «Люди всегда были очень громкими и шумными. А сейчас мы используем технологии и средства массовой информации, чтобы горланить на весь мир и друг на друга, – говорит автор книги Патрик Несс, выступивший также соавтором сценария фильма. – И я подумал: что, если следующим логическим шагом станет то, что ты не можешь ни убежать, ни спрятаться от этих воплей и криков, исторгаемых человеческим мозгом. Это пугающая идея, потому что мозг – это беспорядочное, хаотичное место. И Шум – это живое, дышащее лицо этого хаоса. Когда подростки читают книги «Поступь хаоса», они не думают о том, что это далекое будущее, для них это эмоциональное представление их повседневной жизни».Именно этот Шум, который является уникальным и захватывающим элементом в книге, привлек режиссера Дага Лаймана в проекте «Поступь хаоса». Даг Лайман понимал, что Шум дает огромную возможность показать на экране феномен уникального ужаса, когда никто не может скрыть правды и скрыться от нее. «Шум – это все, о чем вы думаете, о чем мечтаете, чего хотите и во что верите, – продолжает Патрик Несс. – Это человеческий разум в неотредактированном, исходном виде. Спровоцированное Шумом неравенство полов сильно повлияло на историю Нового мира. Шум вездесущ и является одной из самых мощных составляющих фильма».В ряды армии поклонников трилогии «Поступь хаоса» вошла и Дейзи Ридли, которая признается, что запоем прочла все книги, как только ей поступило предложение сыграть Виолу. «Как и книги, наш фильм – удивительный приключенческий боевик. Но он также вынуждает иначе взглянуть на гендерную политику, – отмечает Дейзи Ридли. – Что будет, если с представителями одного пола произойдут какие-то радикальные изменения, а с представителями другого нет? Как это повлияет на динамику и развитие внутри сообщества? Виола и Тодд оказываются участниками большого приключения, в ходе которого им многое предстоит выяснить и понять». «Мне кажется, эта история является своего рода эмоциональной антиутопией и расширенным представлением современного мира социальных сетей, куда люди вываливают все подряд, зачастую не думая о последствиях. Фильм отражает наше нынешнее состояние информационной перегрузки и чрезмерного обмена информацией», – добавляет Дейзи Ридли. «Шум – один из главных героев фильма, – подключается Ник Джонас, исполнитель роли Дэви. – Во время репетиций мы все думали о том, как наши жесты и эмоции выражают наши мысли. Это некий внутренний диалог с самим собой, который материализуется, выплескивается наружу».Для артистов и режиссера было крайне важно понять и осмыслить, как герои реагируют на Шум друг друга, и как показывать это – исключительно через звук? Или через комбинацию звука и образа? «Ключом к созданию кинематографического видения Шума было нахождение баланса между чем-то чисто абстрактным, где мы представляем эмоции персонажей через цвет, работу линий и движение; и передача важных элементов истории через Шум, – рассказывает супервайзер визуальных эффектов Джефф Уайт, обладатель научно-технической премии «Оскар». – Зрители должны чувствовать то, что происходит в головах персонажей. И мы хотели, чтобы они поняли важность как самого Шума, так и того, каким он делает Новый Мир. Шум становится частью этого мира, материализуется. И Шум каждого персонажа абсолютно уникален».Джефф Уайт разработал несколько интригующих концепций для этого явления, а окончательное воплощение Шума на экране придумал супервайзер Мэтт Джонсон. «Я изначально представлял Шум чем-то вроде шумового загрязнения и каких-то микрочастиц в воздухе. «Шум – это побочный продукт Нового Мира, и мы хотели, чтобы он воспринимался органично, а не как волшебная пыльца в небе, – объясняет Мэтт Джонсон. – При разработке визуального решения Шума я вдохновлялся простыми, знакомыми и понятными всем вещами: например, искрящимися в воздухе микробрызгами воды, производимыми системой полива газона».Мэтт Джонсон разделил типы Шума на несколько «уровней», чтобы показать, что более сильные мысли заметнее проявляются в пространстве. Для достижения этого эффекта все актеры сначала записали на аудио мысли своих персонажей. А затем на спектре частот аудиозаписей были отмечены пики и провалы громкости, которые позже были отображены в изображении их Шума.Как рассказывает Мэтт Джонсон, фирменный Шум Тодда порой может быть мощным и реалистичным, потому что он был рожден на этой планете. Кроме того, у Тодда есть своего рода «Шумовая мантра», когда он снова и снова повторяет про себя свое имя в попытке скрыть от других свои секреты. Но некоторые из его самых глубоких мыслей и желаний, наоборот, являются в виде мощных образов. Как поясняет Джонсон, это уже «последний уровень» Шума, во время которого материализуются изображения людей или животных.Один из основных персонажей фильма, Мэр Прентисс, пользуется Шумом на уровне Мастера дзен. «Он смог совладать со своим разумом. У Прентисса, как и у Тодда, есть мантра «Я – это круг, круг – это я», которая помогает ему прятать свои самые сокровенные мысли. Для него мы создали Шум в виде эфирной голубой спирали, как если бы он медитировал», – рассказывает Мэтт Джонсон. «Образ Проповедника состоит из огня и дыма, поэтому его Шум должен был пугать других героев, и зрителя тоже. Его Шум – это роящаяся, пылающая масса, которая то вспыхивает, то слабеет. Это вызывает сильные чувства», – признается Мэтт Джонсон, добавляя, что придумывать и разрабатывать Шум Проповедника ему понравилось больше всего.Виола, потерпевшая крушение на планете Новый мир, единственная выжившая из членов экипажа космического корабля, который доставлял вторую волну поселенцев на эту далекую планету. Она производит невероятное впечатление на мужчин, годами не видевших женщин. Патрик Несс в книгах, а затем и Даг Лайман в фильме хотели представить ее такой героиней, которой читатели и зрители ранее никогда не видели. «Я устал от историй, где мальчик – храбрый и немного туповатый, а девочка – умная и нахальная. Я всегда думал: почему они оба не могут быть одинаково умными, испуганными, нерешительными и любопытными, – объясняет Патрик Несс. – Виола – сильная девушка, но бывают моменты, когда она неуверенна в себе, так же, как и Тодд. Мне хотелось, чтобы Виола была полноценным человеком со своими достоинствами и недостатками, силой и слабостью, состояла из противоречий, как и все подростки. Приключение Виолы и Тодда не о том, как избежать неудачи, а о том, как справиться с этими неудачами. И о том, что есть возможность полагаться на кого-то, кроме себя самого».Другом и проводником Виолы в Новом мире становится молодой человек Тодд, стоящий на пороге своей зрелости. «Том Холланд идеально подошел на эту роль, потому что он одновременно воплощает в себе скрытую невинность и определенную жесткость. Такое сочетание трудно найти, но в Томе оно есть», – говорит продюсер Даг Дэвисон. Патрик Несс, проводивший много времени на съемочной площадке, добавляет: «Том Холланд и Дейзи Ридли, перенося книжных героев на большой экран, многое привнесли в них, добавив свое видение и характер. И это здорово! Я думаю, зрители искренне полюбят их персонажей».Как и Манчи – верного пса Тодда. Этот четвероногий герой трилогии стал одним из самых любимых у читателей. Поэтому авторы картины очень серьезно отнеслись к кастингу собаки на роль Манчи. Было пересмотрено множество кандидатов, а выбор пал на пса по кличке Уинстон. Вся съемочная группа была в восторге от Уинстона. И лишь одного человека четвероногая звезда фильма немного разочаровала. «Когда я впервые увидел Уинстона, он просто прошел мимо меня, даже не взглянув. Я был обескуражен: ведь это я его придумал! А он делает вид, что не знает меня», – смеясь, вспоминает Патрик Несс.Главный антагонист всей истории – мэр Дэвид Прентисс, глава деревни, за пределами которой живет Тодд. «Прентисс – обаятельный, безжалостный и властолюбивый человек. Он уже взял под свой контроль поселение, которое носит его имя, Прентисстаун. Но его цель – править всем Новым миром», – говорит Мадс Миккельсен, воплотивший образ мэра на экране. Прентисс проявляет большой интерес к Тодду, который впечатлил его своей способностью контролировать часть своего Шума. При этом у Прентисса непростые отношения с собственным сыном Дэви: он разочарован в нем, хотя молодой человек изо всех сил старается соответствовать амбициям своего отца. «Это классическая история, когда сын пытается добиться одобрения отца. А тот отмечает талант и потенциал другого, в данном случае Тодда, в котором Прентисс видит будущее этого жалкого городка», – поясняет Мадс Миккельсен. Дэви, конечно, все это не нравится. «Самый большой стимул Дэви – ревность, которая сводит его с ума, заставляя распадаться эмоционально и физически, – говорит Ник Джонас, сыгравший Дэви. – И он в своем роде является воплощением физического насилия и агрессии, поглотившей все поселение».Однако настоящими опекунами Тодда являются Бен (Демиан Бичир) и Киллиан (Курт Саттер), которые безустанно трудятся на своей свекольной ферме за пределами Прентисстауна. «У них разные подходы к воспитанию Тодда. Киллиан строг и консервативен, он старается не показывать свою привязанность к юноше. А Бен добр и заботлив. Но между ними тремя есть незыблемая связь, которая поддерживает их», – говорит Курт Саттер. «Важно и то, что Бен и Киллиан стараются держаться в стороне от агрессии и враждебности, которая пронизывает Прентисстаун. И этому – жить в мире со всеми – они учат Тодда», – добавляет Демиан Бичир.Гораздо менее мирной фигурой является бывший священник, ныне известный как проповедник Аарон, роль которого исполнил Дэвид Ойелоуо. Преследуемый ужасной тайной города, Проповедник извергает ненависть, гнев и месть через свой Шум, который переполнен звуками ярости и огненными образами. «Проповедник – это ренегат, у которого есть четкое представление о духовном ландшафте Нового мира, – объясняет Дэвид Ойелоуо. – И эти его убеждения делают его опасным, беспощадным и целеустремленным человеком, который готов смести все на своем пути». По словам Дэвида Ойелоуо, мачете, которым пользуется Проповедник, помогло ему в формировании характера и образа своего персонажа. «Но так как у меня долго не получалось нормально овладеть этим оружием, мы с режиссером Дагом Лайманом решили, что мне не стоит слишком часто вынимать мачете из ножен, чтобы не произошло какой-нибудь неприятности», – смеясь, добавляет Дэвид Ойелоуо.Перед роковой схваткой с отрядом Прентисса, который охотится за Виолой, Бен и Киллиан настаивают, чтобы Тодд бежал с девушкой в соседний город Фарбранч. Прибыв в Фарбранч, пара обнаруживает, что среди его жителей не просто есть женщины, но и возглавляет его тоже женщина по имени Хильди. «Хильди – воительница с большим сердцем, – говорит сыгравшая эту героиню Синтия Эриво. – Она безжалостно честная, грубоватая, сильная, но при этом человечная. В ней есть теплота, которую не увидишь в Прентисстауне. Хильди – это камешек, с которого начинается камнепад открытий для Тодда и Виолы».Большая часть фильма «Поступь хаоса» была снята в двух часах езды от Монреаля, в отдаленном горном лесу. В этом уникальном, девственном, похожем на инопланетный ландшафте режиссеру Дагу Лайману удалось полностью воссоздать суровое существование героев картины. Художник-постановщик Дэн Вейл, ранее работавший с Лайманом на фильмах «Идентификация Борна» и «Сделано в Америке», возводя деревню переселенцев, добавил в лесной массив футуристических и промышленных конструкций. «Все технологии, которые привели их в этот мир, уже слишком устарели за те 50 лет, что прошли с момента их аварийной посадки на планете, – рассказывает Дэн Вейл. – С тех пор людям так и не удалось создать ничего нового, и в итоге техника стала выходить из строя. Людям, может, и не хотелось жить в таких условиях, но у них просто не было выбора. Они могли пользоваться только тем, что давала им природа: вода, дерево, камни. И именно из этих подручных средств и элементов, имитирующих останки корабля, мы и старались воссоздать их мир», – говорит Дэн Вейл.Основные поселения колонистов – Прентисстаун и Фарбранч – сделаны на контрасте. Прентисстаун пропитан тестостероном, там живут «крутые парни», которые построили город на подобии армейского лагеря, и их жилища больше похожи на казармы. Фарбранч – это общество фермеров, созданное женщинами и управляемое грозной Хильди. По словам Вейла, он смоделировал это поселение по образцу израильского кибуца – общинного сельскохозяйственного поселения. «Жители Фарбранча вместе обрабатывают землю. И там царит определенно более гостеприимная обстановка, чем в милитаристском Прентисстауне», – поясняет Вейл.Художнику по костюмам Кейт Хоули также пришлось учитывать стык двух жизней поселенцев: той, что была до момента их прибытия в Новый мир, и той, которой они живут сейчас. «Я решила придать поселенцам несколько грубый и неопрятный вид. Их одежда – наследие двух миров. Спецодежда, которую они носили на космическом корабле, теперь стала их рабочими фермерскими комбинезонами, более похожими на те, что носят герои вестернов», – поясняет Кейт Хоули.За постановку трюков отвечал Саймон Крейн, работавший на таких проектах, как «Грань будущего», «Изгой-один: Звездные войны. Истории», «Солт», «Люди Икс: Последняя битва». По словам Крейна, одной из самых сложных сцен стала сцена погони в горной реке. «Том Холланд, Дейзи Ридли и Дэвид Ойелоуо несколько дней провели в ледяной воде, сопротивляясь мощному течению и лавируя между камнями. И отлично справились со всеми сложностями, показав себя настоящими мастерами экшн-сцен», – восхищается актерами Саймон Крейн. Не менее сложными, но и очень впечатляющими благодаря вездесущему Шуму, были сцены боя. «При постановке хореографии сражений мы должны были учитывать пространственные требования Шума, чтобы ни он, ни артисты не заслоняли друг друга», – поясняет Саймон Крейн.
Отзывы