Не сказать, чтобы американские кинематографисты не проявляли интереса к огнеборцам и прежде. Ещё Чарли Чаплин в одной из ранних (1916-го года) короткометражек изобразил молодого пожарного, соперничающего с собственным начальником за сердце девушки. Восславить представителей благородной профессии вызывался и «ковбой №1» Джон Уэйн (в картине с пафосным названием «Адские бойцы» /1968/), хотя поклонники всё же отдавали предпочтение его ролям в вестернах, в крайнем случае – в военных драмах и полицейских боевиках. Однако более-менее регулярно Голливуд принялся освещать героические будни укротителей огня, пожалуй, лишь на излёте «рейганомики». От романтической кинофантазии «Всегда» /1989/ до детектива «Огненный вихрь» /1991/, от научно-фантастического триллера «Радиоволна» /2000/ до совершенно дурацких комедий (пародийный «Огненный вопль» /1995/, «Чак и Ларри: Пожарная свадьба» /2007/) – были перепробованы, кажется, все мало-мальски подходящие жанры… В этом смысле перед Джозефом Косински и сценаристами Кеном Ноланом и Эриком Уорреном Сингером стояла крайне непростая задача. С одной стороны материал предоставлял определённые зрелищные возможности, но с другой – слишком уж велика была опасность увязнуть в заезженной колее, не раскрыв ничего нового в характерах людей. Авторы выбрали рискованный, но, как выяснилось, верный путь.
В данном случае, думается, недостаточно знать, что в основу сюжета положено подлинное происшествие, обстоятельно освещённое в статье журналиста Шона Флинна «Выхода нет» (опубликована в журнале GQ) и в автобиографической книге (1) Брендана МакДонафа. В своей третьей полнометражной постановке режиссёр словно вознамерился порвать с виртуальной реальностью и эфемерным грядущим, вернувшись на грешную землю. На сеансе возникает ощущение (ощущение, заметим, не так уж часто посещающее при ознакомлении с продукцией «фабрики грёз»), что нам показали кусочек самой жизни – что актёры не играют, что драматизация событий сведена к минимуму, и даже визуальные эффекты применены предельно осторожно. Это потребовало известной смелости в эпоху повального увлечения кинокомиксами, приучившими широкую публику к образам всесильных супергероев, с которыми простые парни из провинциального (захолустного?) аризонского городка Прескотт имеют, что ни говори, мало общего…
Проводя первую тренировку с участием тех, кого накануне принял в штат, Марш предлагает новичкам насладиться живописным видом, открывающимся с холма, резонно замечая, что в будущем вместо деревьев, кустарников, травы они будут видеть одно – топливо, грозящее вспыхнуть в любой момент. В словах шефа сокрыт более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд: речь не только о привычке, неизбежно усваиваемой со временем. Члены дружной команды, особенно после того, как прошли сложнейшую аттестацию и стали специалистами высшей категории (на профессиональном жаргоне – «hotshots», то есть ‘горячими головами’), принадлежат к числу тех немногих личностей, что находятся, хочется сказать, на переднем краю обороны, бдительно охраняя покой общества. Редкие минуты отдыха, позволившие создателям ленты познакомить нас с бытованием сегодняшней «одноэтажной Америки», протекающим безмятежно, размеренно (ничего общего с суетой мегаполисов и телевизионным гламуром!), в тишине и близости с природой, дополнительно усиливают контраст. Всё это могло в одночасье превратиться в труху, если б не настойчивость Эрика и его старого друга Дуэйна Стейнбринка (по иронии судьбы, Джефф Бриджес ранее встречался с Джошем Бролином на съёмках «Железной хватки» /2010/, где повторил «уэйновскую» партию разбитного Когберна), убедивших мэра поддержать амбициозное начинание.
Нет ни малейшего преувеличения в утверждении, что Прескотт, как и десятки других населённых пунктов, оказался спасён стараниями отряда Granite Mountain Hotshots («Горячие головы Гранитной горы»). И когда в заключительных титрах перед глазами проходит галерея портретов всех девятнадцати смельчаков, погибших по трагическому стечению обстоятельств 30-го июня 2013-го, зрителям, признаем, нелегко сдержать нахлынувшие чувства. Причина не только в том, что инцидент привёл к наивысшим в США потерям среди борцов с огнём после 11-го сентября 2001-го, когда многие пожарные приняли смерть или покалечились, извлекая пострадавших из-под обломков башен-близнецов. Естественно, им были не чужды недостатки и простые человеческие слабости. Того же Эрика (между прочим, тщательно скрывающего от подопечных, что подавлял пристрастие к спиртному, посещая общество анонимных алкоголиков) жена Аманда не без оснований упрекает в том, что муж слишком мало внимания уделяет дому, демонстрируя решимость исполнить долг службы в любое время дня и ночи. Тем более не назовёшь «идеальным» МакДонафа, получившего от товарищей – по вине отдалённо созвучной фамилии, не из-за комплекции – прозвище «Donut» (‘пончик’, ‘бублик’), которому стоило изрядных усилий завязать с наркотиками и вообще взяться за ум в надежде стать достойным отцом своей новорождённой дочери. Но это тот случай, когда Дело – именно дело храбрых – закаляет характер и, по сути, полностью меняет индивида морально и физически. «Быть, а не казаться» – следовать этому девизу находится, увы, всё меньше желающих в современном мире, тонущем (сознательно утапливаемом?) в трясине разнообразных симулякров. К счастью, ещё остаются люди, готовые с полным осознанием ответственности встретиться лицом к лицу с подлинной, а не мнимой угрозой – и укротить огонь.
__________
1 – «Мои погибшие братья: нерассказанная история единственного выжившего в Пожаре на горе Ярнелл», написана при участии Стефана Тэлти, издана в мае 2016-го.
8
,6
2017, США, Боевики
128 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не сказать, чтобы американские кинематографисты не проявляли интереса к огнеборцам и прежде. Ещё Чарли Чаплин в одной из ранних (1916-го года) короткометражек изобразил молодого пожарного, соперничающего с собственным начальником за сердце девушки. Восславить представителей благородной профессии вызывался и «ковбой №1» Джон Уэйн (в картине с пафосным названием «Адские бойцы» /1968/), хотя поклонники всё же отдавали предпочтение его ролям в вестернах, в крайнем случае – в военных драмах и полицейских боевиках. Однако более-менее регулярно Голливуд принялся освещать героические будни укротителей огня, пожалуй, лишь на излёте «рейганомики». От романтической кинофантазии «Всегда» /1989/ до детектива «Огненный вихрь» /1991/, от научно-фантастического триллера «Радиоволна» /2000/ до совершенно дурацких комедий (пародийный «Огненный вопль» /1995/, «Чак и Ларри: Пожарная свадьба» /2007/) – были перепробованы, кажется, все мало-мальски подходящие жанры… В этом смысле перед Джозефом Косински и сценаристами Кеном Ноланом и Эриком Уорреном Сингером стояла крайне непростая задача. С одной стороны материал предоставлял определённые зрелищные возможности, но с другой – слишком уж велика была опасность увязнуть в заезженной колее, не раскрыв ничего нового в характерах людей. Авторы выбрали рискованный, но, как выяснилось, верный путь. В данном случае, думается, недостаточно знать, что в основу сюжета положено подлинное происшествие, обстоятельно освещённое в статье журналиста Шона Флинна «Выхода нет» (опубликована в журнале GQ) и в автобиографической книге (1) Брендана МакДонафа. В своей третьей полнометражной постановке режиссёр словно вознамерился порвать с виртуальной реальностью и эфемерным грядущим, вернувшись на грешную землю. На сеансе возникает ощущение (ощущение, заметим, не так уж часто посещающее при ознакомлении с продукцией «фабрики грёз»), что нам показали кусочек самой жизни – что актёры не играют, что драматизация событий сведена к минимуму, и даже визуальные эффекты применены предельно осторожно. Это потребовало известной смелости в эпоху повального увлечения кинокомиксами, приучившими широкую публику к образам всесильных супергероев, с которыми простые парни из провинциального (захолустного?) аризонского городка Прескотт имеют, что ни говори, мало общего… Проводя первую тренировку с участием тех, кого накануне принял в штат, Марш предлагает новичкам насладиться живописным видом, открывающимся с холма, резонно замечая, что в будущем вместо деревьев, кустарников, травы они будут видеть одно – топливо, грозящее вспыхнуть в любой момент. В словах шефа сокрыт более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд: речь не только о привычке, неизбежно усваиваемой со временем. Члены дружной команды, особенно после того, как прошли сложнейшую аттестацию и стали специалистами высшей категории (на профессиональном жаргоне – «hotshots», то есть ‘горячими головами’), принадлежат к числу тех немногих личностей, что находятся, хочется сказать, на переднем краю обороны, бдительно охраняя покой общества. Редкие минуты отдыха, позволившие создателям ленты познакомить нас с бытованием сегодняшней «одноэтажной Америки», протекающим безмятежно, размеренно (ничего общего с суетой мегаполисов и телевизионным гламуром!), в тишине и близости с природой, дополнительно усиливают контраст. Всё это могло в одночасье превратиться в труху, если б не настойчивость Эрика и его старого друга Дуэйна Стейнбринка (по иронии судьбы, Джефф Бриджес ранее встречался с Джошем Бролином на съёмках «Железной хватки» /2010/, где повторил «уэйновскую» партию разбитного Когберна), убедивших мэра поддержать амбициозное начинание. Нет ни малейшего преувеличения в утверждении, что Прескотт, как и десятки других населённых пунктов, оказался спасён стараниями отряда Granite Mountain Hotshots («Горячие головы Гранитной горы»). И когда в заключительных титрах перед глазами проходит галерея портретов всех девятнадцати смельчаков, погибших по трагическому стечению обстоятельств 30-го июня 2013-го, зрителям, признаем, нелегко сдержать нахлынувшие чувства. Причина не только в том, что инцидент привёл к наивысшим в США потерям среди борцов с огнём после 11-го сентября 2001-го, когда многие пожарные приняли смерть или покалечились, извлекая пострадавших из-под обломков башен-близнецов. Естественно, им были не чужды недостатки и простые человеческие слабости. Того же Эрика (между прочим, тщательно скрывающего от подопечных, что подавлял пристрастие к спиртному, посещая общество анонимных алкоголиков) жена Аманда не без оснований упрекает в том, что муж слишком мало внимания уделяет дому, демонстрируя решимость исполнить долг службы в любое время дня и ночи. Тем более не назовёшь «идеальным» МакДонафа, получившего от товарищей – по вине отдалённо созвучной фамилии, не из-за комплекции – прозвище «Donut» (‘пончик’, ‘бублик’), которому стоило изрядных усилий завязать с наркотиками и вообще взяться за ум в надежде стать достойным отцом своей новорождённой дочери. Но это тот случай, когда Дело – именно дело храбрых – закаляет характер и, по сути, полностью меняет индивида морально и физически. «Быть, а не казаться» – следовать этому девизу находится, увы, всё меньше желающих в современном мире, тонущем (сознательно утапливаемом?) в трясине разнообразных симулякров. К счастью, ещё остаются люди, готовые с полным осознанием ответственности встретиться лицом к лицу с подлинной, а не мнимой угрозой – и укротить огонь. __________ 1 – «Мои погибшие братья: нерассказанная история единственного выжившего в Пожаре на горе Ярнелл», написана при участии Стефана Тэлти, издана в мае 2016-го.