В начале прошлого года на американском фестивале независимого кино "Сандэнс" была представлена "Беатрис на ужине", которая стала своеобразной изящной пощечиной современному режиму в США. Режиссер этого фильма Мигель Артета и сценарист Майк Уайт, блеснувшие на "Сандэнсе" в начале 2000-х двумя интересными проектами "Чак и Бак" и "Хорошая девочка", пошли когда-то совершенно разными путями. Артета с головой погрузился в телевизионный бизнес и на его счету работа на съемках таких многосерийных фильмов "Дневники Кэрри", "Американская история ужасов" и "Новенькая". Майк Уайт активно делал карьеру как актер, режиссер и автор экранных историй в полнометражном кино, и в прошлом году он выпустил кроме "Беатрис на ужине" три принципиально разножанровых проекта - "Эмоджи фильм", "Статус Брэда" и "Идеальный голос 3". Полтора десятка лет спустя эта пара, умеющая произвести впечатление на критиков и придирчивую фестивальную публику, решила объединиться для фильма, который является репликой в адрес Америки нынешнего ее президента Дональда Трампа и аллегорией на существующую на момент начала 2017 года политическую ситуацию. Работа Артеты и Уайта далека от провокации в чистом виде, она выполнена как сдержанный эксперимент на стыке жанров с небольшим актерским составом, где, и это очевидно, роль была специально написана для Сальмы Хайек ("Телохранитель киллера", "Как быть латинским любовником"). Эта актриса органично раскрывает детали обычного американского большинства, не питающего особых надежд попасть в заветный "золотой процент" богачей. Поэтому "Беатрис на ужине" обладает особенной жанровой легкостью, из-за этого непринужденно и без всяких проблем ее можно отнести и к драматической комедии, и к мягкому сатирическому высказыванию в сторону власть имущих.
Героиня Сальмы Хайек живет в Лос-Анджелесе, она состоит в разводе, ее муж попросту исчез, поэтому Беатрис в исполнении актрисы очень сильно напоминает современный вариант монахини и отшельницы, ее жизнь проходит в тишине собственного печального одиночества. Открывшая в себе дар к целительству и врачеванию, Беатрис занимается массажной терапией и лечит больных онкологией, потерявших надежду на всякое выживание, при помощи эзотерических практик. Благодаря сценарию главная героиня выглядит несколько отстраненной от реальной жизни. она всегда смотрит немного вдаль, как будто ожидает разглядеть видение, поэтому Мигелю Артете удается в первом акте "Беатрис на ужине" создать своеобразную загадку для зрителей, тревожащую зрителей, потому что абсолютно не ясно точно, кто такая Беатрис и чего она вообще хочет. После работы в центре по лечению рака, где у нее есть офис и где она практикует нетрадиционную медицину для тяжело больных, Беатрис на своем стареньком, много повидавшем на своем веку Volkswagen'е отправляется в фешенебельный особняк на побережье, где ее ждет одна из клиенток, Кэти (Конни Бриттон, "Профессор Марстон и его Чудо-женщины", "Ультраамериканцы"). Некоторое время назад Беатрис поставила на ноги несовершеннолетнюю дочь Кэти после химиотерапии, которая, казалось, уже обречена на смерть. С тех пор, когда благодаря своим врачевательским способностям Беатрис сотворила истинное чудо, целительница получила "друга семьи" Кэти и Гранта (Дэвид Уоршофски, "Вскармливание", "Уилсон"), поэтому когда ее машина отказывается заводиться, Беатрис предлагают остаться на ужин и ночлег в этом доме. Хозяева не скрывают, что приглашены важные гости на деловой ужин, один из которых - Дуг Стратт (Джон Литгоу, "Идеальный голос 3", "Здравствуй, папа, Новый год! 2") - магнат-владелец огромного количества объектов недвижимости и настоящая акула бизнеса.
Мигель Артета в "Беатрис на ужине" показывает особое чутье режиссера, он точно знает, сколько времени нужно, чтобы сцена оказалась законченной, на какой дистанции, ближней или средней, выстраивать взаимодействующих друг с другом персонажей. Поэтому как только героиня Хайек начинает приветствовать при помощи дружеских объятий с ног до головы отдающих сознательно выстроенной искусственностью гостей, это выглядит как задание направления для дальнейшего развития картины. Столкновение между этой маленькой медсестрой (небольшой рост Беатрис сознательно визуально многократно подчеркивается по отношению к остальным участникам актерского состава) и гигантом Дугом, которому Беатрис по плечо и на которого она смотрит снизу вверх, уже кажется неизбежным. Блестящий сценарист Майк Уайт словно показывает нам - смотрите, вот она милая во всех отношениях женщина, которая успешно лечит рак и помогает больным, но так и не достигшая настоящего успеха с точки зрения общества, в котором она живет, по сравнению, само собой, с богачом Страттом. Беатрис, кажется, что она откуда-то знает эту жадную беспринципную свинью, которого заботит только собственное доминирование в этом мире, обогащение и стяжательство. Ее антагонист настолько искренне алчен, что в первом приближении может рассматриваться как сатира на ныне действующего Трампа. Кажется, что Уайт сознательно смоделировал героя Литгоу как отъявленного мерзавца, обманом захватившего землю, на которой стоял когда-то городок, откуда родом Беатрис, и согнавшего всех его жителей с насиженных веками мест. Нет ничего удивительного, что она помнит этого беспринципного бизнесмена на уровне детских, почти подсознательных впечатлений, Беатрис наконец-то встретила того, кто разлучил навсегда ее с родителями и остальными родственниками.
Джон Литгоу стал настоящей находкой для "Беатрис на ужине", его понимание роли как демонстрации огромной внутренней силы, которая рано или поздно все вокруг себе или сломает окончательно, достойно восхищения. Дуг нравится играть с Беатрис, постоянно ввергая ее в шок, рассказывая и демонстрируя фото убитого на сафари носорога, он наслаждается своим местом и положением и постоянно подчеркивает для героини Хайек, что она иммигрантка, которая благодаря таким почитаемым денежным мешкам как он получила кров над головой и возможность заработать. Обстановка в ленте Артеты и Уайта постоянно накаляется, подвыпившая Беатрис начинает проявлять чудеса общения, далекие от политкорректности, и злоупотребляет правилами хорошего тона с точки зрения принимающей стороны, она получает сразу слишком много шансов в одни руки и по-детски наивно не понимает как она может ими воспользоваться будучи в своем гневе. Беатрис не может вести себя с Дугом как прихлебатели-карьеристы Алекс (Джей Дюпласс, "Телефонная линия", сериал "Очевидное") и его жена Шэннон (Хлоя Севиньи, "Снеговик", "Парни не плачут"), которые не скрывают своего слащавого подобострастия перед магнатом и его деньгами, ее роль опирается на желание мести, неожиданной и запоздалой. Решая эпизод убийства Стратта и финал ленты в духе магического реализма, Мигель Артета сознательно разводит руками в сторону гуманизма и очень мудро показывает всю безысходность ситуации своей главной героини, которая очень хорошо понимает, что на место убитого Дуга придут два-три абсолютно таких же служителя золотого тельлца. Эта показное человеколюбие Сальмы Хайек идет по-своему против господствующих в настоящее время голливудских стандартов и переводят начавшийся было триллер в плоскость притчи, в которой авторы "Беатрис на ужине" сталкивают культуры и показывают собственное отвращение к правящему классу, но так и не достигают уровня настоящего во весь голос звучащего высказывания при помощи своей работы.
7
,4
2017, США, Драмы
77 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В начале прошлого года на американском фестивале независимого кино "Сандэнс" была представлена "Беатрис на ужине", которая стала своеобразной изящной пощечиной современному режиму в США. Режиссер этого фильма Мигель Артета и сценарист Майк Уайт, блеснувшие на "Сандэнсе" в начале 2000-х двумя интересными проектами "Чак и Бак" и "Хорошая девочка", пошли когда-то совершенно разными путями. Артета с головой погрузился в телевизионный бизнес и на его счету работа на съемках таких многосерийных фильмов "Дневники Кэрри", "Американская история ужасов" и "Новенькая". Майк Уайт активно делал карьеру как актер, режиссер и автор экранных историй в полнометражном кино, и в прошлом году он выпустил кроме "Беатрис на ужине" три принципиально разножанровых проекта - "Эмоджи фильм", "Статус Брэда" и "Идеальный голос 3". Полтора десятка лет спустя эта пара, умеющая произвести впечатление на критиков и придирчивую фестивальную публику, решила объединиться для фильма, который является репликой в адрес Америки нынешнего ее президента Дональда Трампа и аллегорией на существующую на момент начала 2017 года политическую ситуацию. Работа Артеты и Уайта далека от провокации в чистом виде, она выполнена как сдержанный эксперимент на стыке жанров с небольшим актерским составом, где, и это очевидно, роль была специально написана для Сальмы Хайек ("Телохранитель киллера", "Как быть латинским любовником"). Эта актриса органично раскрывает детали обычного американского большинства, не питающего особых надежд попасть в заветный "золотой процент" богачей. Поэтому "Беатрис на ужине" обладает особенной жанровой легкостью, из-за этого непринужденно и без всяких проблем ее можно отнести и к драматической комедии, и к мягкому сатирическому высказыванию в сторону власть имущих. Героиня Сальмы Хайек живет в Лос-Анджелесе, она состоит в разводе, ее муж попросту исчез, поэтому Беатрис в исполнении актрисы очень сильно напоминает современный вариант монахини и отшельницы, ее жизнь проходит в тишине собственного печального одиночества. Открывшая в себе дар к целительству и врачеванию, Беатрис занимается массажной терапией и лечит больных онкологией, потерявших надежду на всякое выживание, при помощи эзотерических практик. Благодаря сценарию главная героиня выглядит несколько отстраненной от реальной жизни. она всегда смотрит немного вдаль, как будто ожидает разглядеть видение, поэтому Мигелю Артете удается в первом акте "Беатрис на ужине" создать своеобразную загадку для зрителей, тревожащую зрителей, потому что абсолютно не ясно точно, кто такая Беатрис и чего она вообще хочет. После работы в центре по лечению рака, где у нее есть офис и где она практикует нетрадиционную медицину для тяжело больных, Беатрис на своем стареньком, много повидавшем на своем веку Volkswagen'е отправляется в фешенебельный особняк на побережье, где ее ждет одна из клиенток, Кэти (Конни Бриттон, "Профессор Марстон и его Чудо-женщины", "Ультраамериканцы"). Некоторое время назад Беатрис поставила на ноги несовершеннолетнюю дочь Кэти после химиотерапии, которая, казалось, уже обречена на смерть. С тех пор, когда благодаря своим врачевательским способностям Беатрис сотворила истинное чудо, целительница получила "друга семьи" Кэти и Гранта (Дэвид Уоршофски, "Вскармливание", "Уилсон"), поэтому когда ее машина отказывается заводиться, Беатрис предлагают остаться на ужин и ночлег в этом доме. Хозяева не скрывают, что приглашены важные гости на деловой ужин, один из которых - Дуг Стратт (Джон Литгоу, "Идеальный голос 3", "Здравствуй, папа, Новый год! 2") - магнат-владелец огромного количества объектов недвижимости и настоящая акула бизнеса. Мигель Артета в "Беатрис на ужине" показывает особое чутье режиссера, он точно знает, сколько времени нужно, чтобы сцена оказалась законченной, на какой дистанции, ближней или средней, выстраивать взаимодействующих друг с другом персонажей. Поэтому как только героиня Хайек начинает приветствовать при помощи дружеских объятий с ног до головы отдающих сознательно выстроенной искусственностью гостей, это выглядит как задание направления для дальнейшего развития картины. Столкновение между этой маленькой медсестрой (небольшой рост Беатрис сознательно визуально многократно подчеркивается по отношению к остальным участникам актерского состава) и гигантом Дугом, которому Беатрис по плечо и на которого она смотрит снизу вверх, уже кажется неизбежным. Блестящий сценарист Майк Уайт словно показывает нам - смотрите, вот она милая во всех отношениях женщина, которая успешно лечит рак и помогает больным, но так и не достигшая настоящего успеха с точки зрения общества, в котором она живет, по сравнению, само собой, с богачом Страттом. Беатрис, кажется, что она откуда-то знает эту жадную беспринципную свинью, которого заботит только собственное доминирование в этом мире, обогащение и стяжательство. Ее антагонист настолько искренне алчен, что в первом приближении может рассматриваться как сатира на ныне действующего Трампа. Кажется, что Уайт сознательно смоделировал героя Литгоу как отъявленного мерзавца, обманом захватившего землю, на которой стоял когда-то городок, откуда родом Беатрис, и согнавшего всех его жителей с насиженных веками мест. Нет ничего удивительного, что она помнит этого беспринципного бизнесмена на уровне детских, почти подсознательных впечатлений, Беатрис наконец-то встретила того, кто разлучил навсегда ее с родителями и остальными родственниками. Джон Литгоу стал настоящей находкой для "Беатрис на ужине", его понимание роли как демонстрации огромной внутренней силы, которая рано или поздно все вокруг себе или сломает окончательно, достойно восхищения. Дуг нравится играть с Беатрис, постоянно ввергая ее в шок, рассказывая и демонстрируя фото убитого на сафари носорога, он наслаждается своим местом и положением и постоянно подчеркивает для героини Хайек, что она иммигрантка, которая благодаря таким почитаемым денежным мешкам как он получила кров над головой и возможность заработать. Обстановка в ленте Артеты и Уайта постоянно накаляется, подвыпившая Беатрис начинает проявлять чудеса общения, далекие от политкорректности, и злоупотребляет правилами хорошего тона с точки зрения принимающей стороны, она получает сразу слишком много шансов в одни руки и по-детски наивно не понимает как она может ими воспользоваться будучи в своем гневе. Беатрис не может вести себя с Дугом как прихлебатели-карьеристы Алекс (Джей Дюпласс, "Телефонная линия", сериал "Очевидное") и его жена Шэннон (Хлоя Севиньи, "Снеговик", "Парни не плачут"), которые не скрывают своего слащавого подобострастия перед магнатом и его деньгами, ее роль опирается на желание мести, неожиданной и запоздалой. Решая эпизод убийства Стратта и финал ленты в духе магического реализма, Мигель Артета сознательно разводит руками в сторону гуманизма и очень мудро показывает всю безысходность ситуации своей главной героини, которая очень хорошо понимает, что на место убитого Дуга придут два-три абсолютно таких же служителя золотого тельлца. Эта показное человеколюбие Сальмы Хайек идет по-своему против господствующих в настоящее время голливудских стандартов и переводят начавшийся было триллер в плоскость притчи, в которой авторы "Беатрис на ужине" сталкивают культуры и показывают собственное отвращение к правящему классу, но так и не достигают уровня настоящего во весь голос звучащего высказывания при помощи своей работы.