Хотя в ноябре 2001-го Брэд Питт выступил всего лишь сооснователем (наряду с Дженнифер Энистон и Брэдом Греем) Plan B Entertainment Inc., впоследствии он стал единоличным владельцем юридического лица. Вполне естественно, что прославленный актёр прилагает максимум усилий к тому, чтобы съёмки фильмов со своим участием велись силами этой кинокомпании, благо что контракты, заключённые с «мейджорами» Warner Bros., 20th Century Fox и (с 2016-го) Walt Disney Pictures, гарантируют организацию проката на высшем уровне. Как минимум, Питт старается отмечаться в «камео». Но у «суперзвезды» есть и чисто продюсерские проекты, нацеленные не столько на непременный коммерческий успех, сколько на художественный резонанс. Именно Брэд способствовал появлению на свет режиссёрского дебюта Майка Уайта («Год собаки» /2007/), к тому моменту получившего широкое признание на кинодраматургическом поприще (1). И он не мог не оценить самобытность и остроумие нового сценария коллеги, тем более что главный герой носит такое знаменательное (вынесенное в заголовок!) имя…
Казалось бы, что общего может быть у голливудской знаменитости со Слоуном, склоняющимся к мысли, что жизнь не удалась? Ответ на этот вопрос станет ясен, если поразмыслить над причинами, побудившими постановщика остановить выбор на кандидатуре Бена Стиллера. Мужчина, погружённый в кризис среднего возраста и пытающийся разобраться в собственных эмоциях, разительно отличается от самых известных его персонажей – хотя бы от Гейлорда Факера из трилогии «Знакомство с родителями» /2000-2010/. Никакого натужного паясничания, никаких грубых гэгов, шуток «ниже пояса», которые бы явно не гармонировали с трагикомической (то весёлой, то элегической, с нотками печали) интонацией. Возможно, в утверждениях некоторых американских критиков, назвавших роль вершинной в карьере популярного комика, есть перебор, но Бен действительно демонстрирует психологически утончённую, держащуюся на нюансах игру. Сегодня уже мало кто помнит, что он начинал с драматических партий. Например, в картине «Реальность кусается» /1994/, где изобразил самоуверенного «яппи», всё-таки разочаровывающего, несмотря на высокий социальный и материально-имущественный статус, Лелейну Пирс в исполнении Вайноны Райдер.
А вот статус Брэда мало у кого вызовет приступ зависти. Во всяком случае мало у кого из американцев и особенно – из числа товарищей, с которыми, пока учился в университете Тафтса, был неразлейвода. Билли Уэрслтер, удачно продавший бизнес, живёт в своё удовольствие на Гавайях. Джейсон Хэтфилд успешно управляет многомиллионным хедж-фондом. Ник Паскале добился признания на «фабрике грёз». Наконец, Крэйг Фишер – и вовсе не слазит с экранов телевизоров, совмещая карьеру политика с преподавательской деятельностью в престижных вузах. Их закадычный приятель же, оставшийся верным идеалам юности (этим бы он понравился упомянутой выше Лелейне, типичной представительнице «поколения Икс»), пробовавший силы в журналистике, позже – подвизавшийся в сфере благотворительности, вынужден вести куда как скромное бытование. Поездка с сыном, выбирающим высшее учебное заведение, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны есть повод гордиться за наследника, чей музыкальный дар достаточно высоко оценил профессор Гарварда. Но с другой… Кто знает, как всё повернётся в дальнейшем?
Лейтмотив фильма раскрывается наиболее полно в эпизоде разговора Слоуна с новой подругой отпрыска, студенткой из Индии, которую он с высоты прожитых лет пытается предостеречь от скоропалительных решений. Мол, присущее молодости восторженное отношение к действительности постепенно иссякнет, материя бытия рано или поздно возьмёт за горло, и станут одолевать сожаления. Однако мятущемуся интеллектуалу помогает сойти с небес на землю даже не ответ собеседницы, не понаслышке знающей, что такое настоящие проблемы (нищета, голод, бесправие женщин и т.д.), а встреча с Крэйгом. И дело не только в том, что тот сообщает такие подробности о бывших однокашниках, что всякая ревность к чужим достижениям мгновенно улетучивается: сам Фишер предстаёт в истинном свете, неприятно поражает высокомерием, самовлюблённостью, полнейшим равнодушием. Режиссёр-сценарист аккуратно подводит Брэда к выводу, что статус – не главное. Что есть куда более ценные вещи, которые люди совершенно разучились ценить. Да и в конце концов пока человек жив – остаётся надежда на лучшее. В этот, как бы оптимистичный момент повествование завершается, однако сомнения остаются: долго ли доводы такого рода послужат утешением? Майк Джонс говорит не только от лица Слоуна – или от собственного. Кинематографист пытается подвести предварительные итоги существования целого поколения, не имевшего возможности (а скорее, желания) заявить о себе во весь голос подобно шестидесятникам. Что называется, могло быть и хуже… Да, оно не сумело глобально повлиять на мир и оставить о себе яркую память – но всё же первостепенное не утратило. Автор в это искренне верит.
__________
1 – В частности, юмористическими кинопроизведениями с Джеком Блэком, хотя их совместная кинофирма, Black and White, просуществовала недолго, до 2006-го.
6
,7
2017, США, Комедии
97 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Хотя в ноябре 2001-го Брэд Питт выступил всего лишь сооснователем (наряду с Дженнифер Энистон и Брэдом Греем) Plan B Entertainment Inc., впоследствии он стал единоличным владельцем юридического лица. Вполне естественно, что прославленный актёр прилагает максимум усилий к тому, чтобы съёмки фильмов со своим участием велись силами этой кинокомпании, благо что контракты, заключённые с «мейджорами» Warner Bros., 20th Century Fox и (с 2016-го) Walt Disney Pictures, гарантируют организацию проката на высшем уровне. Как минимум, Питт старается отмечаться в «камео». Но у «суперзвезды» есть и чисто продюсерские проекты, нацеленные не столько на непременный коммерческий успех, сколько на художественный резонанс. Именно Брэд способствовал появлению на свет режиссёрского дебюта Майка Уайта («Год собаки» /2007/), к тому моменту получившего широкое признание на кинодраматургическом поприще (1). И он не мог не оценить самобытность и остроумие нового сценария коллеги, тем более что главный герой носит такое знаменательное (вынесенное в заголовок!) имя… Казалось бы, что общего может быть у голливудской знаменитости со Слоуном, склоняющимся к мысли, что жизнь не удалась? Ответ на этот вопрос станет ясен, если поразмыслить над причинами, побудившими постановщика остановить выбор на кандидатуре Бена Стиллера. Мужчина, погружённый в кризис среднего возраста и пытающийся разобраться в собственных эмоциях, разительно отличается от самых известных его персонажей – хотя бы от Гейлорда Факера из трилогии «Знакомство с родителями» /2000-2010/. Никакого натужного паясничания, никаких грубых гэгов, шуток «ниже пояса», которые бы явно не гармонировали с трагикомической (то весёлой, то элегической, с нотками печали) интонацией. Возможно, в утверждениях некоторых американских критиков, назвавших роль вершинной в карьере популярного комика, есть перебор, но Бен действительно демонстрирует психологически утончённую, держащуюся на нюансах игру. Сегодня уже мало кто помнит, что он начинал с драматических партий. Например, в картине «Реальность кусается» /1994/, где изобразил самоуверенного «яппи», всё-таки разочаровывающего, несмотря на высокий социальный и материально-имущественный статус, Лелейну Пирс в исполнении Вайноны Райдер. А вот статус Брэда мало у кого вызовет приступ зависти. Во всяком случае мало у кого из американцев и особенно – из числа товарищей, с которыми, пока учился в университете Тафтса, был неразлейвода. Билли Уэрслтер, удачно продавший бизнес, живёт в своё удовольствие на Гавайях. Джейсон Хэтфилд успешно управляет многомиллионным хедж-фондом. Ник Паскале добился признания на «фабрике грёз». Наконец, Крэйг Фишер – и вовсе не слазит с экранов телевизоров, совмещая карьеру политика с преподавательской деятельностью в престижных вузах. Их закадычный приятель же, оставшийся верным идеалам юности (этим бы он понравился упомянутой выше Лелейне, типичной представительнице «поколения Икс»), пробовавший силы в журналистике, позже – подвизавшийся в сфере благотворительности, вынужден вести куда как скромное бытование. Поездка с сыном, выбирающим высшее учебное заведение, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны есть повод гордиться за наследника, чей музыкальный дар достаточно высоко оценил профессор Гарварда. Но с другой… Кто знает, как всё повернётся в дальнейшем? Лейтмотив фильма раскрывается наиболее полно в эпизоде разговора Слоуна с новой подругой отпрыска, студенткой из Индии, которую он с высоты прожитых лет пытается предостеречь от скоропалительных решений. Мол, присущее молодости восторженное отношение к действительности постепенно иссякнет, материя бытия рано или поздно возьмёт за горло, и станут одолевать сожаления. Однако мятущемуся интеллектуалу помогает сойти с небес на землю даже не ответ собеседницы, не понаслышке знающей, что такое настоящие проблемы (нищета, голод, бесправие женщин и т.д.), а встреча с Крэйгом. И дело не только в том, что тот сообщает такие подробности о бывших однокашниках, что всякая ревность к чужим достижениям мгновенно улетучивается: сам Фишер предстаёт в истинном свете, неприятно поражает высокомерием, самовлюблённостью, полнейшим равнодушием. Режиссёр-сценарист аккуратно подводит Брэда к выводу, что статус – не главное. Что есть куда более ценные вещи, которые люди совершенно разучились ценить. Да и в конце концов пока человек жив – остаётся надежда на лучшее. В этот, как бы оптимистичный момент повествование завершается, однако сомнения остаются: долго ли доводы такого рода послужат утешением? Майк Джонс говорит не только от лица Слоуна – или от собственного. Кинематографист пытается подвести предварительные итоги существования целого поколения, не имевшего возможности (а скорее, желания) заявить о себе во весь голос подобно шестидесятникам. Что называется, могло быть и хуже… Да, оно не сумело глобально повлиять на мир и оставить о себе яркую память – но всё же первостепенное не утратило. Автор в это искренне верит. __________ 1 – В частности, юмористическими кинопроизведениями с Джеком Блэком, хотя их совместная кинофирма, Black and White, просуществовала недолго, до 2006-го.