В начале этого месяца лента "Борг/Макинрой", снятая скандинавским режиссером Янусом Мецем Педерсеном (сериал "Настоящий детектив"), стала фильмом открытия фестиваля в Торонто. Как и любой фильм, основанный на реальных собятиях, "Борг/Макинрой" имеет в качестве отправной точки легендарный поединок на Уимблдонском турнире, который состоялся 5 июля 1980 года. После этого переломного поединка между шведом Бьорном Боргом и американцем Джоном Макинроем большой теннис окончательно стал иным и прибавил в зрелищности и в так любимом публикой актерстве спортсменов. Как режиссер Мец концентрируется исключительно на противостоянии пары Борг-Макинрой и представляет глыбы образов как аверс и реверс большого спорта: выдержанный джентльмен Борг против бунтаря Макинроя, поливающий шквалом эмоций корт, судей и публику экстраверт Макинрой и углубленный в себя, сконцентрированный Борг. У "Борг/Макинрой" как у спортивной драмы, обладающей мощной интригой (не читайте Википедию перед просмотром!) психологического триллера, есть огромное достоинство, которым обладает далеко не всякая лента. "Борг/Макинрой" способен разделить аудиторию у экрана на два лагеря болельщиков и сохраняет пульс интриги практически до самых титров.
На момент 1980 года Борг уже четыре раза становился победителем Уимблдона в одиночном разряде, для него теннис - это таинство, религия, мистика и целый свод правил этикета. Он заряжен на победу, сконцентрирован и, будучи императором от тенниса, живет только спортом, оставляя за скобками свою будущую жизнь. Можно сколько угодно иронизировать над особенностями каста "Борг/Макинрой", но Янус Мец Педерсен явил в роли 24-летнего Борга типичного относительно возрастного шведа Сверрира Гуднасона ("Жена художника"), который представлен как томная невротически стареющая модель с очень низким индексом харизмы. В роли Макинроя, оппонента Борга на корте и впоследствии одного из его лучших друзей, снялся потрясающий Шайа ЛаБаф ("Война", "Нимфоманка"). По сути дела, роль ЛаБафа - это роль интеллектуального динамита на экране, которая призвана продемонстрировать, что в теннисе появился разрушитель стереотипов, способный показывать не просто высокий класс игры, а еще и демонстрировать поведение калибра стадионной рок-звезды. Поэтому на фоне христообразного Берга-Гуднасона ревущий Макинрой-ЛаБаф на протяжении всего экранного времени выглядит более убедительно.
В многочисленных флэшбэках "Борг/Макинрой", традиционных для любого байопика, Мец Педерсен показывает нам не только принципиально разные пути развития двух спортивных вундеркиндов, он сталкивает, сам того не желая, две системы формирования личности. Режиссер показывает, как из примерно одинаковых типов личности в детстве вырастают два таких разных человека. За Бергом - Вера и желание стать лучшим на всей планете, за Макинроем - Прагматизм и холодный расчет, прикрытый показными эмоциями. Они оба хотят быть победителями, но первая строчка в рейтинге не делится на двоих, поэтому вся нервозность, все стрессы, все выплески эмоций дозированно-точно сваливаются на зрителей в первой половине фильма. Страшно не только перед решающим все финалом и режиссеру удается показать огромное напряжение Борга и во взаимоотношениях с его тренером Леннартом Бергелином (Стеллан Скарсгард, "Рассекая волны", "Девушка с татуировкой дракона") и невестой Марианой Симонеску (Тува Новотны, "Ешь, молись, люби"). Они - как громоотводы и маяки для внезапных всплесков и минутных слабостей уимблдонского короля, живущего в огромном напряжении вне корта, и развитию этих двух характеров уделяется крайне мало внимания.
Благодаря великолепному получасовому монтажу самого поединка между Боргом и Макинроем лента приобретает интригу до самых последних минут. На эту интригу работает абсолютно все: неожиданные ракурсы камеры, выгодно отличающиеся от традиционных телетрансляций, насыщенное музыкальное сопровождение, даже шутливое замечание комментатора о закуривании сигары во время тай-брейка делают зрителя соучастником матча и помещают его на трибуну. С одной стороны, такая сопричастность зрителя - прямой успех ленты Меца Педерсена, но с другой - режиссер выдает неожиданную мелодраматическую ноту и представляет финал для соперников то ли как гладиаторский бой, то ли как сражение античных полубогов на теннисном корте. Это снижает впечатление от картины, из которой торчат рога невротического тщеславия двух великих спортсменов. Этот пафосный абсолют становится концептом всей ленты и лишает "Борг/Макинрой" даже малейших намеков на иронию относительно главных характеров. В итоге Янус Мец Педерсен снял ленту не просто о теннисе, он снял еще одну вариацию на тему пути и столкновения в большом спорте двух гениев, двух титанов тенниса, хотя Бьорн Борг и Джон Макинрой были только прекрасными спортсменами своего, теперь уже кажущимся идеальным, времени.
8
,1
2017, Спорт
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В начале этого месяца лента "Борг/Макинрой", снятая скандинавским режиссером Янусом Мецем Педерсеном (сериал "Настоящий детектив"), стала фильмом открытия фестиваля в Торонто. Как и любой фильм, основанный на реальных собятиях, "Борг/Макинрой" имеет в качестве отправной точки легендарный поединок на Уимблдонском турнире, который состоялся 5 июля 1980 года. После этого переломного поединка между шведом Бьорном Боргом и американцем Джоном Макинроем большой теннис окончательно стал иным и прибавил в зрелищности и в так любимом публикой актерстве спортсменов. Как режиссер Мец концентрируется исключительно на противостоянии пары Борг-Макинрой и представляет глыбы образов как аверс и реверс большого спорта: выдержанный джентльмен Борг против бунтаря Макинроя, поливающий шквалом эмоций корт, судей и публику экстраверт Макинрой и углубленный в себя, сконцентрированный Борг. У "Борг/Макинрой" как у спортивной драмы, обладающей мощной интригой (не читайте Википедию перед просмотром!) психологического триллера, есть огромное достоинство, которым обладает далеко не всякая лента. "Борг/Макинрой" способен разделить аудиторию у экрана на два лагеря болельщиков и сохраняет пульс интриги практически до самых титров. На момент 1980 года Борг уже четыре раза становился победителем Уимблдона в одиночном разряде, для него теннис - это таинство, религия, мистика и целый свод правил этикета. Он заряжен на победу, сконцентрирован и, будучи императором от тенниса, живет только спортом, оставляя за скобками свою будущую жизнь. Можно сколько угодно иронизировать над особенностями каста "Борг/Макинрой", но Янус Мец Педерсен явил в роли 24-летнего Борга типичного относительно возрастного шведа Сверрира Гуднасона ("Жена художника"), который представлен как томная невротически стареющая модель с очень низким индексом харизмы. В роли Макинроя, оппонента Борга на корте и впоследствии одного из его лучших друзей, снялся потрясающий Шайа ЛаБаф ("Война", "Нимфоманка"). По сути дела, роль ЛаБафа - это роль интеллектуального динамита на экране, которая призвана продемонстрировать, что в теннисе появился разрушитель стереотипов, способный показывать не просто высокий класс игры, а еще и демонстрировать поведение калибра стадионной рок-звезды. Поэтому на фоне христообразного Берга-Гуднасона ревущий Макинрой-ЛаБаф на протяжении всего экранного времени выглядит более убедительно. В многочисленных флэшбэках "Борг/Макинрой", традиционных для любого байопика, Мец Педерсен показывает нам не только принципиально разные пути развития двух спортивных вундеркиндов, он сталкивает, сам того не желая, две системы формирования личности. Режиссер показывает, как из примерно одинаковых типов личности в детстве вырастают два таких разных человека. За Бергом - Вера и желание стать лучшим на всей планете, за Макинроем - Прагматизм и холодный расчет, прикрытый показными эмоциями. Они оба хотят быть победителями, но первая строчка в рейтинге не делится на двоих, поэтому вся нервозность, все стрессы, все выплески эмоций дозированно-точно сваливаются на зрителей в первой половине фильма. Страшно не только перед решающим все финалом и режиссеру удается показать огромное напряжение Борга и во взаимоотношениях с его тренером Леннартом Бергелином (Стеллан Скарсгард, "Рассекая волны", "Девушка с татуировкой дракона") и невестой Марианой Симонеску (Тува Новотны, "Ешь, молись, люби"). Они - как громоотводы и маяки для внезапных всплесков и минутных слабостей уимблдонского короля, живущего в огромном напряжении вне корта, и развитию этих двух характеров уделяется крайне мало внимания. Благодаря великолепному получасовому монтажу самого поединка между Боргом и Макинроем лента приобретает интригу до самых последних минут. На эту интригу работает абсолютно все: неожиданные ракурсы камеры, выгодно отличающиеся от традиционных телетрансляций, насыщенное музыкальное сопровождение, даже шутливое замечание комментатора о закуривании сигары во время тай-брейка делают зрителя соучастником матча и помещают его на трибуну. С одной стороны, такая сопричастность зрителя - прямой успех ленты Меца Педерсена, но с другой - режиссер выдает неожиданную мелодраматическую ноту и представляет финал для соперников то ли как гладиаторский бой, то ли как сражение античных полубогов на теннисном корте. Это снижает впечатление от картины, из которой торчат рога невротического тщеславия двух великих спортсменов. Этот пафосный абсолют становится концептом всей ленты и лишает "Борг/Макинрой" даже малейших намеков на иронию относительно главных характеров. В итоге Янус Мец Педерсен снял ленту не просто о теннисе, он снял еще одну вариацию на тему пути и столкновения в большом спорте двух гениев, двух титанов тенниса, хотя Бьорн Борг и Джон Макинрой были только прекрасными спортсменами своего, теперь уже кажущимся идеальным, времени.