Режиссер «Мотылька» (2017) Михаэль Ноэр изначально взялся за сложное и щекотливое дело. Мало того, что, как экранизация, лента всегда будет сравниваться с оригиналом, так по этому сюжету уже есть качественный фильм. Но Михаэль Ноэр, словно талантливый перессказчик анекдотов: вроде бы уже знаешь, чем закончится, а оторваться от его интерпретации невозможно.
«Величайшая реальная история побега», как гласит слоган картины , принадлежит бывшему заключенному Анри Шарьеру. Ему дали пожизненный срок за убийство, которого он, по его словам, не совершал, и отправили отбывать наказание в трудовой лагерь для ссыльных во Французской Гвиане. "Франция от вас отказалась, Франции вы не нужны", – такими словами приветствует заключенных начальник тюрьмы, сразу дав понять, что между жизнью и смертью ссыльных стоят только его личные правила. Анри, прозванный Мотыльком из-за татуировки насекомого на груди, был готов смириться с несправедливостью приговора, но не намерен из-за этого прощаться со свободой. Помочь с побегом, как и решить многие проблемы в тюрьме, ему могут только деньги. И фальшивомонетчик Луи Дега – богатый, но совершенно не способный к самозащите хиляк, его билет на свободу. Или нет?
После публикации в 1969 году автобиографическая книга Анри Шарьера 21 неделю возглавляла список бетселлеров во Франции. За это время было продано 13 миллионов экземплеляров, а текст произведения переведен на 30 языков мира. Через четыре года после выхода романа – в 1973 году – была снята первая одноименная экранизация со Стивом Маккуином (Анри Шарьер) и Дастином Хоффманом (Луи Дега) в главных ролях. Министр внутренних дел Франции как-то даже высказался, якобы моральный упадок страны связан с модой на мини-юбки и популярностью романа Шарьера «Мотылёк», настолько судьба преступника захватила умы людей.
Спустя десятилетия, правда, современные исследователи нашли доказательства, утверждающие, что Анри Шарьер не только виновен в вмененном ему преступлении, но и не совершал тех девяти побегов, о которых пишет. Вместо этого, предполагается, он провел 11 лет примерным заключенным, записывая увлекательные рассказы других для своей книги в будущем. Но ведь даже если это так, то герой ноэровского фильма все равно прав, говоря, что "это история многих людей" и она достойна быть услышанной.
В конечном счете значение же имеет только смысл, заложенный в основу книги и двух экранизаций, – насколько жестоки жернова системы, в которой может оказаться любой: как действительно виновный человек, так и просто неугодный кому-то, подставленный. Отсюда важным становится и подача этой истории об одном из самых зловещих мест, созданных правительством императора Наполеона III в 1852 году. За 100 лет существования в тюрьму во французской Гвиане было отправлено более 80 тысяч заключенных, большинство из которых так и не вернулись во Францию. И задачей Михаэля Ноэра было рассказать чудовищную правду не об исправительном, но уничтожающем людей учреждении вновь – в третий раз, уже для современного зрителя.
Первая киноверсия побега, думается, более приближена к сюжету оригинала – в картине больше событий. Динамика же нового фильма кроется не в насыщенном сценарии, а в операторской работе, музыкальном сопровождении, диалогах или их отсутствии. Ведь какая разница, говорил все-таки Анри в одиночной камере, где нужно молчать, или нет. Его сомкнутый рот и вызывающий вгляд в картине Ноэра оказываются красноречивее любого слова. А изможденный внешний вид Чарли Ханнэма, сыгравшего Мотылька 2017 года, ярче любой второстепенной линии: специально для съемок актёр похудел на 20 килограммов (с 84 кг до 64 кг), а во время работы над картиной придерживался диеты, максимально приближенной к тюремному рациону, описанному в книге. Да и Дега в исполнении Рами Малек, будущей звезды «Богемской рапсодии» (2018), куда драматичнее деревни прокаженных, которая есть в первом фильме и нет во втором.
В итоге у Ноэра получается криминальная драма, не лишенная психологизма, символизма и даже юмора. Закономерный результат для режиссёра, который ранее уже работал с темой криминала («Заключенный R» (2009) о выживании в тюрьме и «Северо-Запад» (2013) о молодёжной преступности), а значит знает, как преподать её на экране интересно, живо и при этом не пошло. Как «Мотылёк».
Грязный тюремный мир ноэровского фильма про лагерь ссыльных не отталкивает, а, напротив, вдохновляет зрителя тянуться к свету, как это делает на протяжении всей ленты её главный герой. «Если я выберусь отсюда, то стану совсем другим человеком», – говорит Анри Шарьер, воспринимая фактически смертельный приговор как очередной и необходимый этап своей жизни. И достигнуть цели ему не помешают ни пожизненный срок, ни кандалы, ни предатели, ни даже начальник тюрьмы, мотающий нервы своими расспросами, кто же дал тебе этот злосчастный кокос.
8
,6
2017, Криминал
132 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Режиссер «Мотылька» (2017) Михаэль Ноэр изначально взялся за сложное и щекотливое дело. Мало того, что, как экранизация, лента всегда будет сравниваться с оригиналом, так по этому сюжету уже есть качественный фильм. Но Михаэль Ноэр, словно талантливый перессказчик анекдотов: вроде бы уже знаешь, чем закончится, а оторваться от его интерпретации невозможно. «Величайшая реальная история побега», как гласит слоган картины , принадлежит бывшему заключенному Анри Шарьеру. Ему дали пожизненный срок за убийство, которого он, по его словам, не совершал, и отправили отбывать наказание в трудовой лагерь для ссыльных во Французской Гвиане. "Франция от вас отказалась, Франции вы не нужны", – такими словами приветствует заключенных начальник тюрьмы, сразу дав понять, что между жизнью и смертью ссыльных стоят только его личные правила. Анри, прозванный Мотыльком из-за татуировки насекомого на груди, был готов смириться с несправедливостью приговора, но не намерен из-за этого прощаться со свободой. Помочь с побегом, как и решить многие проблемы в тюрьме, ему могут только деньги. И фальшивомонетчик Луи Дега – богатый, но совершенно не способный к самозащите хиляк, его билет на свободу. Или нет? После публикации в 1969 году автобиографическая книга Анри Шарьера 21 неделю возглавляла список бетселлеров во Франции. За это время было продано 13 миллионов экземплеляров, а текст произведения переведен на 30 языков мира. Через четыре года после выхода романа – в 1973 году – была снята первая одноименная экранизация со Стивом Маккуином (Анри Шарьер) и Дастином Хоффманом (Луи Дега) в главных ролях. Министр внутренних дел Франции как-то даже высказался, якобы моральный упадок страны связан с модой на мини-юбки и популярностью романа Шарьера «Мотылёк», настолько судьба преступника захватила умы людей. Спустя десятилетия, правда, современные исследователи нашли доказательства, утверждающие, что Анри Шарьер не только виновен в вмененном ему преступлении, но и не совершал тех девяти побегов, о которых пишет. Вместо этого, предполагается, он провел 11 лет примерным заключенным, записывая увлекательные рассказы других для своей книги в будущем. Но ведь даже если это так, то герой ноэровского фильма все равно прав, говоря, что "это история многих людей" и она достойна быть услышанной. В конечном счете значение же имеет только смысл, заложенный в основу книги и двух экранизаций, – насколько жестоки жернова системы, в которой может оказаться любой: как действительно виновный человек, так и просто неугодный кому-то, подставленный. Отсюда важным становится и подача этой истории об одном из самых зловещих мест, созданных правительством императора Наполеона III в 1852 году. За 100 лет существования в тюрьму во французской Гвиане было отправлено более 80 тысяч заключенных, большинство из которых так и не вернулись во Францию. И задачей Михаэля Ноэра было рассказать чудовищную правду не об исправительном, но уничтожающем людей учреждении вновь – в третий раз, уже для современного зрителя. Первая киноверсия побега, думается, более приближена к сюжету оригинала – в картине больше событий. Динамика же нового фильма кроется не в насыщенном сценарии, а в операторской работе, музыкальном сопровождении, диалогах или их отсутствии. Ведь какая разница, говорил все-таки Анри в одиночной камере, где нужно молчать, или нет. Его сомкнутый рот и вызывающий вгляд в картине Ноэра оказываются красноречивее любого слова. А изможденный внешний вид Чарли Ханнэма, сыгравшего Мотылька 2017 года, ярче любой второстепенной линии: специально для съемок актёр похудел на 20 килограммов (с 84 кг до 64 кг), а во время работы над картиной придерживался диеты, максимально приближенной к тюремному рациону, описанному в книге. Да и Дега в исполнении Рами Малек, будущей звезды «Богемской рапсодии» (2018), куда драматичнее деревни прокаженных, которая есть в первом фильме и нет во втором. В итоге у Ноэра получается криминальная драма, не лишенная психологизма, символизма и даже юмора. Закономерный результат для режиссёра, который ранее уже работал с темой криминала («Заключенный R» (2009) о выживании в тюрьме и «Северо-Запад» (2013) о молодёжной преступности), а значит знает, как преподать её на экране интересно, живо и при этом не пошло. Как «Мотылёк». Грязный тюремный мир ноэровского фильма про лагерь ссыльных не отталкивает, а, напротив, вдохновляет зрителя тянуться к свету, как это делает на протяжении всей ленты её главный герой. «Если я выберусь отсюда, то стану совсем другим человеком», – говорит Анри Шарьер, воспринимая фактически смертельный приговор как очередной и необходимый этап своей жизни. И достигнуть цели ему не помешают ни пожизненный срок, ни кандалы, ни предатели, ни даже начальник тюрьмы, мотающий нервы своими расспросами, кто же дал тебе этот злосчастный кокос.