В начале прошлого года на фестивале "Сандэнс" в США дебютная работа "Чистокровный" режиссера и сценариста Кори Финли стала одной из главных сенсаций этого форума. Не так важно, что ленту не сопровождал такой же оглушительный успех как у Джордана Пила с его "Прочь", но за работой Финли находилась хорошо очерченная тень старика Хичкока, чувствовалась оригинальность и живость подачи материала, старомодно по-книжному разбитого на "главы", очевидно, для более четкого разграничения отдельно взятых эпизодов. По мнению автора, пригород Коннектикута очень хорош для создания отдельного мира роскоши и равнодушия, мира психологической эксплуатации и гроссмейстерски-выверенных сюжетных поворотов, не оставляющих у зрителя вопросов относительно сюжетных дыр и несовпадений. Кори Финли удается высказаться в рамках относительно хорошо разработанного ответвления триллера как жанра, где рассказывается обычно история о двух подростках, которые решаются на отчаянные шаги и принимают отчаянные меры, когда чувствуют, что возникают кажущиеся непреодолимыми препятствия для дружбы и любви. Две главные героини "Чистокровных" - Аманда (Оливия Кук, "Первому игроку приготовиться", "Я, Эрл и умирающая девушка") и Лили (Аня Тейлор-Джой, "Сплит", "Обитель теней") - производят впечатление двух половинок атомной бомбы, готовой взорваться при их объединении. Каждая из них не несет никакой угрозы по отдельности, но вдвоем они образуют несущее смерть объединение и действуют только сообща. Поскольку Кори Финли в первую очередь драматург и автор пьес, то "Чистокровный" сначала поначалу производит впечатление до мелочей продуманной пьесы, где порции напряженности рассчитаны именно для игры на сцене, а не на киносъемки, причем отточены не только немногословные реплики главных характеров, но и ракурсы, мимика, жесты этих двух давно дружащих полумеханических прагматичных кукол, Аманды и Лили. Поэтому начало "Чистокровного", снятое в духе черной комедии о двух девушках с психическими проблемами, постепенно и без всякой спешки переводит ленту в разряд психологического триллера, где главные героини не отличаются наивностью и действуют исключительно по точному и холодному расчету.
Рано оставшаяся без отца, Лили ненавидит своего отчима Марка (Пол Спаркс, "Величайший шоумен", сериал "Корона"). Причина для ненависти в сюжете "Чистокровного" очевидна: Марк хочет отправить ее доучиваться не в университет, откуда она с треском вылетела за плагиат в одной из работ, а в специальное заведение для девушек, имеющих серьезные проблемы и нарушения в поведении. После выпуска из этого строгого интерната - полностью самостоятельная жизнь, и - ни гроша на содержание. Овдовевшая мать Синтия (Фрэнси Свифт, сериалы "Карточный домик" и "Элементарно") на деньги Марка содержит огромный роскошный особняк, который хорошо обставлен и постоянно демонстрирует своей обстановкой богатство его хозяев. Когда Аманда и Лили встречаются в начале фильма, то это отдаленно напоминает встречу старых подруг, и еще более отдаленно - некую проверку способностей к взаимному обучению и общению. Аманда, вскрывшая недавно электронную почту матери, хорошо знает сумму, которую Лили получила за организацию этого диалога. Далее становится ясно, почему Аманда вынуждена общаться именно с этой девушкой, у них есть общие черты, они противопоставляют себя обществу, они имели проблемы с учебой и, наконец, самое важное - они одержимы какой-то рано вызревшей девичьей мизантропией, которая совсем не делает этот мир для них удивительнее и не расширяет его границы. У Аманды совсем нет чувств, она не понимает слов радости и грусти, и она вот так запросто вскрыла спинной мозг у лошади, предварительно располосовав ее всю кривым индейским ножом. В итоге она прошла курс лечения и стала кем-то вроде общественной парии, бесчувственной и странной. Наивно, но Аманда верит в феномен основателя Apple Стива Джоббса и надеется повторить его путь к успеху в обход получения обычного высшего образования. Вне всяких сомнений, Лили очарована как самостоятельностью старой подруги в высказываниях и выдвигаемых предложениях, так и ее смелостью и независимостью, потому что именно Аманда вслух и между делом озвучивает мысль Лили о том, что Марка давно пора убить. Это крепко сближает эту пару и дает возможность Кори Финли экспериментировать не только со смысловыми решениями в сюжете, но и визуально показывать большую часть эволюции этой убийственной дружбы.
Интересно, что Кори Финли как автор сценария очень хорошо управляет ритмом своих диалогов в "Чистокровном". Во всех начальных сценах пара Кук и Тейлор-Джой с огромным трудом подбирает слова, нарезая невидимые круги друг около друга, занимая глухую оборону и отвечая такой же пассивной агрессией. Благодаря разрежающему черному юмору и через трудные диалоги Аманда и Лили становятся вновь очень близки. Важно отметить в этом случае операторскую работу Лайла Винсента ("Плохая партия", "Импульс"), который активно снимает сцены сразу в двух направлениях - в прямом и с противоположной точки, размещая в центре внимания то одну героиню. то другую, как будто бы проверяя их по очереди на способность совершения задуманного убийства. Темп диалогов постепенно растет от одного эпизода к другому, показывая как крепнет связь и их общее желание по ходу развития сюжета. Сам особняк становится настоящим зловещим местом, далеким по своей сути от дешевых хорроров, но именно здесь постоянно ощущается присутствие чужака для Лили, присутствие Марка через звуки его машины для упражнений по гребле. Атональные завывания, постукивания и похлопывания от композитора Эрика Фридлендера только усиливают эффект восприятия, программируя его где-то на глубине подсознания. Введение в действие наемного убийцы, мелкого торговца наркотиками Тима (Антон Ельчин, "Выживут только любовники", "Альфа Дог"), для которого парочка нашла средство шантажа, показывает их беспринципность и желание сделать все чужими руками, как и положено юным представительницам аристократии. Они сознательно искали такого воодушевленного лузера, из которого прет огромная самонадеянность, но который слишком умен, чтобы стать обычным козлом отпущения. Очевидно, что эта роль Ельчина нужна Кори Финли для организации определенного равновесия в кадре, потому что присутствие живого и эмоционального Тима идет вразрез с поведением девушек. Он, а не они способен вызвать намного большее сочувствие, чем героини фильма, ведущие постоянно двойную игру, не прекращающуюся ни на секунду.
Важно отметить, что как режиссеру Кори Финли чувство меры не изменяет в "Чистокровном" ни на секунду, он постоянно останавливает себя от перехода к жесткой сатире на высшее общество, потому что боится, что его основные идеи в этом случае окажутся не столь заметными. По Финли не так важна хорошо спланированная и организованная часть убийства, как важно понимать, что в сам момент убийства важно сохранять бесстрастноть, но такое достижение цели приводит каждый раз к потере частички души самого себя. "Это не значит, что я - плохой человек", - объявляет однажды Аманда в одной из сцен. И потом добавляет: "Это просто значит, что мне гораздо тяжелее, чем остальным быть хорошей". Это заявление показывает уровень ее социопатии и позволяет понять, что не бывает случайных встреч и что такие странные антиподы как Лили и Аманда очень нужны друг другу для совершения грандиозного дела. Поэтому "Чистокровный" постоянно балансирует между хаосом и тотальным контролем, все эти прекрасно прописанные характеры красивы и совершенны лишь внешне, внутри их разъедает жажда крови и ужас. И, само собой, остается загадкой, как удалось Финли сбалансировать четырех главных персонажей, поручив стать героине Оливии Кук в условном ужасающем центре этой истории, ее подруге Лили проговаривать глазами большинство внутренних монологов, Антону Ельчину (мир его праху!) стать главным узнаваемым персонажем в кадре, а Марку-Спарксу воплотить ту самонадеянность отчима, который полагает, что не должен бояться своей падчерицы. Благодаря этому "Чистокровный" позволяет говорить о Кори Финли как об одном из самых интересных авторов дебюта. Он снял фильм об андроидах с температурой тела и циркулирующей кровью, но лишенных сердца, и Аманда, и Лили уже слишком хорошо понимают этот мир, несмотря на свой юный возраст. Обобщая можно сказать, что мы все с переменным успехом стараемся имитировать нормальных, но только некоторые из нас знают как это сделать максимально достоверно и только у некоторых из нас это получается убедительно.
7
,8
2017, США, Триллеры
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В начале прошлого года на фестивале "Сандэнс" в США дебютная работа "Чистокровный" режиссера и сценариста Кори Финли стала одной из главных сенсаций этого форума. Не так важно, что ленту не сопровождал такой же оглушительный успех как у Джордана Пила с его "Прочь", но за работой Финли находилась хорошо очерченная тень старика Хичкока, чувствовалась оригинальность и живость подачи материала, старомодно по-книжному разбитого на "главы", очевидно, для более четкого разграничения отдельно взятых эпизодов. По мнению автора, пригород Коннектикута очень хорош для создания отдельного мира роскоши и равнодушия, мира психологической эксплуатации и гроссмейстерски-выверенных сюжетных поворотов, не оставляющих у зрителя вопросов относительно сюжетных дыр и несовпадений. Кори Финли удается высказаться в рамках относительно хорошо разработанного ответвления триллера как жанра, где рассказывается обычно история о двух подростках, которые решаются на отчаянные шаги и принимают отчаянные меры, когда чувствуют, что возникают кажущиеся непреодолимыми препятствия для дружбы и любви. Две главные героини "Чистокровных" - Аманда (Оливия Кук, "Первому игроку приготовиться", "Я, Эрл и умирающая девушка") и Лили (Аня Тейлор-Джой, "Сплит", "Обитель теней") - производят впечатление двух половинок атомной бомбы, готовой взорваться при их объединении. Каждая из них не несет никакой угрозы по отдельности, но вдвоем они образуют несущее смерть объединение и действуют только сообща. Поскольку Кори Финли в первую очередь драматург и автор пьес, то "Чистокровный" сначала поначалу производит впечатление до мелочей продуманной пьесы, где порции напряженности рассчитаны именно для игры на сцене, а не на киносъемки, причем отточены не только немногословные реплики главных характеров, но и ракурсы, мимика, жесты этих двух давно дружащих полумеханических прагматичных кукол, Аманды и Лили. Поэтому начало "Чистокровного", снятое в духе черной комедии о двух девушках с психическими проблемами, постепенно и без всякой спешки переводит ленту в разряд психологического триллера, где главные героини не отличаются наивностью и действуют исключительно по точному и холодному расчету. Рано оставшаяся без отца, Лили ненавидит своего отчима Марка (Пол Спаркс, "Величайший шоумен", сериал "Корона"). Причина для ненависти в сюжете "Чистокровного" очевидна: Марк хочет отправить ее доучиваться не в университет, откуда она с треском вылетела за плагиат в одной из работ, а в специальное заведение для девушек, имеющих серьезные проблемы и нарушения в поведении. После выпуска из этого строгого интерната - полностью самостоятельная жизнь, и - ни гроша на содержание. Овдовевшая мать Синтия (Фрэнси Свифт, сериалы "Карточный домик" и "Элементарно") на деньги Марка содержит огромный роскошный особняк, который хорошо обставлен и постоянно демонстрирует своей обстановкой богатство его хозяев. Когда Аманда и Лили встречаются в начале фильма, то это отдаленно напоминает встречу старых подруг, и еще более отдаленно - некую проверку способностей к взаимному обучению и общению. Аманда, вскрывшая недавно электронную почту матери, хорошо знает сумму, которую Лили получила за организацию этого диалога. Далее становится ясно, почему Аманда вынуждена общаться именно с этой девушкой, у них есть общие черты, они противопоставляют себя обществу, они имели проблемы с учебой и, наконец, самое важное - они одержимы какой-то рано вызревшей девичьей мизантропией, которая совсем не делает этот мир для них удивительнее и не расширяет его границы. У Аманды совсем нет чувств, она не понимает слов радости и грусти, и она вот так запросто вскрыла спинной мозг у лошади, предварительно располосовав ее всю кривым индейским ножом. В итоге она прошла курс лечения и стала кем-то вроде общественной парии, бесчувственной и странной. Наивно, но Аманда верит в феномен основателя Apple Стива Джоббса и надеется повторить его путь к успеху в обход получения обычного высшего образования. Вне всяких сомнений, Лили очарована как самостоятельностью старой подруги в высказываниях и выдвигаемых предложениях, так и ее смелостью и независимостью, потому что именно Аманда вслух и между делом озвучивает мысль Лили о том, что Марка давно пора убить. Это крепко сближает эту пару и дает возможность Кори Финли экспериментировать не только со смысловыми решениями в сюжете, но и визуально показывать большую часть эволюции этой убийственной дружбы. Интересно, что Кори Финли как автор сценария очень хорошо управляет ритмом своих диалогов в "Чистокровном". Во всех начальных сценах пара Кук и Тейлор-Джой с огромным трудом подбирает слова, нарезая невидимые круги друг около друга, занимая глухую оборону и отвечая такой же пассивной агрессией. Благодаря разрежающему черному юмору и через трудные диалоги Аманда и Лили становятся вновь очень близки. Важно отметить в этом случае операторскую работу Лайла Винсента ("Плохая партия", "Импульс"), который активно снимает сцены сразу в двух направлениях - в прямом и с противоположной точки, размещая в центре внимания то одну героиню. то другую, как будто бы проверяя их по очереди на способность совершения задуманного убийства. Темп диалогов постепенно растет от одного эпизода к другому, показывая как крепнет связь и их общее желание по ходу развития сюжета. Сам особняк становится настоящим зловещим местом, далеким по своей сути от дешевых хорроров, но именно здесь постоянно ощущается присутствие чужака для Лили, присутствие Марка через звуки его машины для упражнений по гребле. Атональные завывания, постукивания и похлопывания от композитора Эрика Фридлендера только усиливают эффект восприятия, программируя его где-то на глубине подсознания. Введение в действие наемного убийцы, мелкого торговца наркотиками Тима (Антон Ельчин, "Выживут только любовники", "Альфа Дог"), для которого парочка нашла средство шантажа, показывает их беспринципность и желание сделать все чужими руками, как и положено юным представительницам аристократии. Они сознательно искали такого воодушевленного лузера, из которого прет огромная самонадеянность, но который слишком умен, чтобы стать обычным козлом отпущения. Очевидно, что эта роль Ельчина нужна Кори Финли для организации определенного равновесия в кадре, потому что присутствие живого и эмоционального Тима идет вразрез с поведением девушек. Он, а не они способен вызвать намного большее сочувствие, чем героини фильма, ведущие постоянно двойную игру, не прекращающуюся ни на секунду. Важно отметить, что как режиссеру Кори Финли чувство меры не изменяет в "Чистокровном" ни на секунду, он постоянно останавливает себя от перехода к жесткой сатире на высшее общество, потому что боится, что его основные идеи в этом случае окажутся не столь заметными. По Финли не так важна хорошо спланированная и организованная часть убийства, как важно понимать, что в сам момент убийства важно сохранять бесстрастноть, но такое достижение цели приводит каждый раз к потере частички души самого себя. "Это не значит, что я - плохой человек", - объявляет однажды Аманда в одной из сцен. И потом добавляет: "Это просто значит, что мне гораздо тяжелее, чем остальным быть хорошей". Это заявление показывает уровень ее социопатии и позволяет понять, что не бывает случайных встреч и что такие странные антиподы как Лили и Аманда очень нужны друг другу для совершения грандиозного дела. Поэтому "Чистокровный" постоянно балансирует между хаосом и тотальным контролем, все эти прекрасно прописанные характеры красивы и совершенны лишь внешне, внутри их разъедает жажда крови и ужас. И, само собой, остается загадкой, как удалось Финли сбалансировать четырех главных персонажей, поручив стать героине Оливии Кук в условном ужасающем центре этой истории, ее подруге Лили проговаривать глазами большинство внутренних монологов, Антону Ельчину (мир его праху!) стать главным узнаваемым персонажем в кадре, а Марку-Спарксу воплотить ту самонадеянность отчима, который полагает, что не должен бояться своей падчерицы. Благодаря этому "Чистокровный" позволяет говорить о Кори Финли как об одном из самых интересных авторов дебюта. Он снял фильм об андроидах с температурой тела и циркулирующей кровью, но лишенных сердца, и Аманда, и Лили уже слишком хорошо понимают этот мир, несмотря на свой юный возраст. Обобщая можно сказать, что мы все с переменным успехом стараемся имитировать нормальных, но только некоторые из нас знают как это сделать максимально достоверно и только у некоторых из нас это получается убедительно.